Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам 5:22
Удерживайтесь от всякого рода зла.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
удерживайтесь от всякого рода зла
От всяких зол, кои чужды новой вере вашей, удерживайтесь.
Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
удерживайтесь от всякого рода зла
Не только от того или другого, но просто от всякого, и от ложного пророка, и от греха.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Ст. 21-22 вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя (от всякого вида зла) отгребайтеся
Вся же искушающе, добрая держите. Если слова сии поставлять в связи с непосредственно предшествующими: пророчествия не уничижайте, то есть из-за ложных пророков не пренебрегайте и истинных, то в них надо видеть апостольское руководство, как поступать в отношении к пророкам ложным. Он как бы решает недоумение: «Что ж? Неужели нам принимать и лжепророков? — Нет. Но все искушайте,— то есть и ложное, и истинное с испытанием разбирайте, и потом пророчества, оказавшиеся добрыми, принимайте, то есть почитайте их за истинные и имейте во внимании» (Феофилакт). Когда кто говорит как пророк, «искушайте, подлинно ли это пророчество» (Златоуст). «Распознавайте, что от Духа Божия и что от противника; и, отвергая, что от прелести, держитесь того, что от истины» (Феодорит). Для распознания, от Бога ли то, что говорят в пророческом духе, или это есть собственное мечтание говорящего и прелесть вражеская, в первенствующей Церкви был особый дар различения духов (1Кор. 12, 10). В наше время для различения, от истины ли речь,— воодушевленная и увлекательная,—служит положительное учение Церкви. Это пробный камень всех учений. Что с ним согласно, то принимай, что несогласно, отвергай. И это можно делать без дальних рассуждений. Дар различения духов, живя и действуя в Церкви, определенно разграничил, что истинно и что ложно. Последуя указаниям Церкви, будешь то же делать, как бы ты последовал благодатному дару различения духов.
Но если слова сии поставить в связи с словами: духа не угашайте, то в них надо видеть продолжение изображения исходного деятельного начала истинно христианской жизни. Дух жизни о Христе Иисусе, зарождаемый сочетанием благодати со свободою, обнаруживается жаром ревности о Богоугождении и спасении. К чему стремится и чего ищет сей дух, Апостол определяет то в другом месте так: елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвална, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте (Флп. 4, 8). Чтоб ревнующий в сем духе мог сознательно склониться на что-либо прямо не хорошее, этого и подозревать нельзя. Но и во внутренних движениях, и в соплетениях внешних обстоятельств много есть такого, что на вид только хорошо, а в существе дела не хорошо, и, последуя чему, можно уклониться от пути истины и добра. Апостол и придает к духу ревности рассуждение, которое должно определить, чего в данном случае надо держаться и от чего отклоняться. В другом послании он полнее изображает это, говоря: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Предмет рассмотрения и исследования есть воля Божия — то, чего хочет от тебя Бог в тех или других обстоятельствах. Общая воля Божия уже выражена в заповедях и всем известна. Ее нечего исследовать. Но приложение заповедей может быть разнообразно, а какое именно следует избрать в предлежащем сочетании случайностей, это должен определить всякий сам тут, на месте, в момент действования. Определяет обновленный благодатию ум. Одно внешнее, письменное откровение уже просветляет ум и возочищает совесть. Благодать же, нисшедши в святых таинствах и сочетавшись с духом человека, образует духовное чутье воли Божией, которое негласно, но тем не менее верно определяет, как поступивши, поступишь Богоугодно. Это то же и у святого Иоанна помазание от Святаго (1Ин. 2, 20, 27), и что чувствия обучена… в разсуждение добра же и зла в послании к Евреям (5, 14). До этого совершенства доходит рассуждение долгим учением (там же), но зачатки его даются и открываются с самого начала. Опыты жизни у внимающего себе, при помощи записанных опытов святых и советом единомысленных, под невидимым руководством благодати Божией, — суть школа обучения. Ревнующий дух один, сам по себе, может быть слеп. Очи для него — рассуждение, указывающие, куда ему должно направляться и какой стороны держаться.
Когда рассуждение определит, что хорошо и что худо, ревнующий дух естественно уже доброго держится, а от злого удаляется. Только нерадивый и беспечный может еще внимать внушениям зла и раздумывать, не поблажить ли на этот раз позывам страстей. У кого же дух горит ревностию, кому, следовательно, присущ страх Божий, у кого жива совесть, кто полон любви к Спасителю своему, тот может чувствовать приражения злых страстей, но поблажать им — никак. Для этого надо наперед погаснуть духу — горящему, сему противовесу пламени страстей. Таким образом, добрая держать, а от всякого зла отгребаться или, что то же,- уклоняться от зла и творить благо (1Пет. 3, 11) суть два отправления единого жизненного христианского начала, всегда неразлучные - как бы две ноги шествующего вслед Господа путем святых Его заповедей.
Доброе держите,- узнанное добро примите в сердце, обымите его любовию и держите не однократно, а во всю жизнь, как неизменное правило вашей деятельности. От всякия злыя вещи отгребайтеся,— «не от той только или другой, но от всякой» (Златоуст). С греческого — от всякого вида зла,—то есть от зла в словах, делах, помышлениях и чувствах, или от всякой даже тени, малой черты зла. Воля Божия — норма. Противного ей ни за что не допускать, и, коль скоро недоумение предлежит, лучше пропустить дело, чем сделать сомнительное, чтоб всегда ясно было сознание исполнения точной воли Божией пред лицем всевидящего Бога. Замечательно слово: отгребайтеся. Оно заставляет представлять шествующего путем заповедей Господних похожим на идущего среди терний или густой липкой травы, которые на каждом шагу мешают свободному движению ног и вынуждают его, прежде переступания с одной ноги на другую, расчищать себе дорогу, отгребаясь от прилипшей травы или зацепившегося колючего терния. Сравнение это дает разуметь, что в ревнующем о Богоугождении и спасении против всякого доброго начинания возникает злое помышление, а иногда и влечение, источаемые неочищенным еще страстным сердцем,—и что при исполнении первого не обойдешься без того, чтоб не побороться с последними. Надо презреть их, отвергнуть, возненавидеть, и таким образом отгрестись от них, чтоб свободнее держаться доброго.—Тут намекается на то, о чем святой Павел пишет в послании к Римлянам: обретаю закон, хотящу ми творите доброе, яко мне злое прилежит. Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противувоюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7, 21—23). Таким образом, горящий духом, благодатию Божиею укрепляем, то отклоняет себя от зла, то преклоняет к добру. Противление злу и принуждение себя на добро — два постоянные его занятия, облегчающиеся по мере ослабления страстей и преспеяния в добре. Цель его стремлений — дойти до того, чтоб во всем составе естества его царствовало одно добро.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)
Иустин (Попович), прп. (†1979)
удерживайтесь от всякого рода зла
Чтобы достичь этого, вы должны блюстись от всякого зла, которое может вами возобладать через внешние и внутренние искушения.
Удерживайтесь от всякого рода зла, откуда бы оно ни исходило. Даже самое маленькое зло связывает человека с сатаной, поэтому непрестанно понуждайте себя к творению добра и удалению от зла. Грехолюбивая человеческая природа бесчисленными путями, видимыми и невидимыми, тянется ко злу, поэтому ее нужно наполнить верой, любовью, молитвой, чтобы она устремилась к небесам. Грехолюбивая человеческая природа настолько склонна ко греху и злу, что зло стало для нее законом. Но богоподобная душа человека имеет свой закон добра, который побуждает ее сделать добро (см.: Рим. 7:22–23), поэтому в человеке борются две противоположные силы – добра и зла, которые ведут душу одна к жизни, другая к смерти. Эта борьба страшная, но неизбежная. То, насколько важна эта борьба и насколько невозможно было человеку освободиться от зла и стать добрым, видно из того факта, что Сам Бог стал человеком, чтобы освободить человека от зла и утвердить в добре. Ради этого и совершился весь богочеловеческий подвиг Господа Иисуса Христа, ради этого Он создал Свою Церковь и даровал ей Себя со всеми Своими спасительными силами. Все это сделал единый Богочеловек ради одной божественной и человеколюбивой цели: чтобы освободить нас от зла и исполнить нас Своим божественным добром посредством Святых Таинств и добродетелей, чтобы освятить все наше существо и соделать доступными для нас вечную жизнь и вечное блаженство.
Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
удерживайтесь от всякого рода зла
Здесь мысль Ап. отчасти та же, что и в Рим XII:9. EidoV - род, вид, форма; - этот перевод находит себе подтверждение в недавно открытых папирусах в Египте, относящихся к II в. до Р. X. и II в. по Р. X. В обычной речи этого времени слово eidoV имеет именно это вышеуказанное значение (см. Milligan - ор. cit. стр. 76-77).
Толковая Библия.
См. также Толкование на 1Сол. 5:16
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст.21-22 (церк-сл.) Вся́ же искуша́юще, до́брая держи́те. От вся́кия ве́щи злы́я (от вся́каго ви́да зла́го) огреба́йтеся.
Хотя эти советы Апостола ближайшим образом относились к распознаванию истинных пророчеств от ложных, однако эти уроки имеют и общее значение, ибо везде и во всем необходима вдумчивость, испытание и исследование, чтобы во всем увидеть доброе, чтобы им дорожить, его держаться, а от злого, как негодного и вредного, отстраняться, убегать. Отойди от зла и сотвори благо, говорил еще псалмопевец (Пс. 33:15). По словам блаж. Феодорита, Апостол говорит как-бы так: «распознавайте, что от Духа Божия и что от противника; и, отвергая, что от прелести, держитесь того, что от истины». «Для распознания, от Бога ли то, что говорится в пророческом духе, или это есть собственное мечтание говорящего и прелести вражеские, в первенствующей Церкви был особый дар различия духов (1Кор. 12:10). В наше время для различения, от истины ли речь воодушевленная и увлекательная, – служит положительное учение Церкви. Дар различия Духов, живя и действуя в Церкви, определенно разграничил, что истинно и что ложно. В другом послании Апостол полнее изображает это, говоря: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и совершенная (Рим. 12:2). Общая воля Божия уже выражена в заповедях и всем известна. Ее нечего исследовать. Но приложение заповедей может быть разнообразно, а какое именно следует избрать, это должен всякий определить сам в момент действования. Определяет обновленный благодатию ум. Благодать же образует духовное чутье, которое определяет, как поступить богоугодно (Евр. 5:14). Воля Божия – норма. Противного ей ни за что не допускать и, коль скоро недоумение предлежит, лучше дело пропустить, чем сделать сомнительное. Замечательно слово: огребайтеся. Оно заставляет представлять шествующего путем заповедей Господних похожим на идущего среди терний, или густой травы, которые должно отгребать, что очистит дорогу. Сравнение это дает разуметь, что в ревнующих о спасении против всякаго доброго начинания возникает злое помышление, от которого нужно отгрестись, чтобы свободнее держаться доброго. Здесь намек на сказанное в 7-ой гл. послания к Рим. (Рим. 7:21-23), на противление злу и принуждение себя на добро, чтобы дойти до царствования добра (преосв. Феофан).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Святой Павел как бы решает недоумение – что же? Неужели нам принимать и лжепророков? Нет, но все искушайте, то есть и ложное и истинное, все с испытанием разбирайте, добрые пророчества принимайте, то есть принимайте их за истинное откровение Божие, а ложные отвергайте (Златоуст, Феодорит). Для распознавания от Бога ли то, что говорят в пророческом духе, или это есть собственное мечтание говорившего и вражеская прелесть, в первенствующей Церкви был особый дар – различения духов (1Кор. 12:10).
Вообще, не только в пророчестве, но и во всяком деле в жизни ревнующего о богоугождении и спасении против всякого доброго начинания возникает злое помышление, а иногда и влечение, происходящие от неочищенного еще от страстей сердца, так что при исполнении первого не обойдешься без того, чтобы не побороться с последним. Поэтому святой Павел пишет: удерживайтесь (в слав. отгребайтесь), отстраняйтесь, отвращайтесь от всякого рода зла, от всякого даже малейшего вида зла, чтобы свободнее держаться доброго. Это для того, чтобы во всем существе человека царствовало одно добро. Об этом святой Павел говорит далее.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 19-24 Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
Так как молитва христианина есть излияние живущего в нем Духа Божия (Рим. 8:16,26), то апостол для успеха молитвы, увещает Солунян не угашать этого Духа, т. е. не препятствовать Его обнаружениям в церкви и особенно не унижать дар пророчества (см. 1Кор. 12:10,20,14:24,25). Напротив, испытывая всякие пророчества, всякие вдохновенные наставления пророков, – от Бога они или нет, Солуняне должны удерживать доброе и отрицаться всякого вида зла. Но, так как этот выбор без помощи Божией сделать невозможно, то апостол просит у Бога, чтобы Он освятил вообще всю жизнь и деятельность Солунян и не только спас дух (πνεῦμα) их, т. е. высшую сторону нашего существа, обновленную Духом Божиим, но, чтобы и душу, т. е. совокупность плотских стремлений человека, чувств его (ψυχὴ) удержал под водительством духа, и чтобы, через это, тело (σῶμα) освободилось от служения страстям. Апостол надеется, что Бог услышит его молитву, если Он уже призвал Солунян ко спасению.