Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам 5:5
Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы
Как сыны света, запасайтесь делами света и ожидайте тот день откровения (славы).
Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы
Когда же Бог благой увидит, что не склонилось сердце [человека] к чему-либо из этого [плохого] - как сказал Давид: Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня, и не нашел во мне беззакония (Пс 16:3) - тогда Он поможет ему и спасет его. Почему же [Давид] сказал ночью, а не «днем»? Потому что лукавства врага суть ночь, как и Павел сказал: Мы не сыны ночи, но сыны дня, - ибо Сын Божий есть день, сатана же - ночь.
Сочинения
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 4-5 но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы
Одно дело - неведение времен, а другое - падение нравов и любовь к порокам, ибо и апостол Павел, когда говорил: Не спешите колебаться умом и смущаться ни… от слова, ни от послания, как бы нами [посланного], будто уже наступает день Господень (2Фес 2:2), очевидно желал, чтобы они не верили тем, кто считает, что уже близко пришествие Господне, но, однако, он не хотел и чтобы они говорили, как тот раб: не скоро придет господин мой (Лк 12:45), и предавались своеволию и распутству себе на погибель. Впрочем, нежелание его, чтобы они верили ложным слухам о наступлении последнего дня, было, тем не менее, таково, что он хотел видеть их готовыми к пришествию Господню, когда их чресла препоясаны и светильники горящи (Лк 12:35). Он говорит им: Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы.
Послания
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
ибо все вы - сыны света и сыны дня
Как сынами геенны называются делающие достойное геенны и сынами противления - непослушные, так сынами света и дня называются те, которые делают дела света.
мы - не сыны ночи, ни тьмы
То есть греха.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи, ниже тмы
Сказал, что последний день не застанет, или не должен застать их, как тать, потому что они не во тьме. Теперь поясняет, почему они не во тьме, или не должны быть во тьме? — Потому, что они сыны света. Сынами чего-либо обычно слову Божию называть тех, кои носят характеристические черты того, чего суть сынами, существенно сродны с тем, духом того исполнены. Сыны света,— Того, Который есть свет миру,— суть те, кои Евангельским учением просвещены, благодатию Святого Духа отрождены и живут во свете лица Божия и по воле Его,—светлы ведением, жизнию, надеждами. Сыновство свету означает не принадлежание только к области света, но и восприятие его в себя, проникновение им и, своего рода, светоносность, хотя заимствованную. Бесте тма, ныне же свет о Господе, говорит Апостол (Еф. 5, 8; - сравни: Мф. 5, 16; Ин. 3, 21; Лк. 16, 8; Ин. 12, 36; Еф. 2, 2 — 3). «Как сыны Божии суть те, которые делают угодное Богу, так и сыны дня суть те, которые делают дела света» (Златоуст). «Как сынами геенны называются делающие достойное геенны и сынами противления — упорно противящиеся воле Божией, так сынами света и дня называются те, которые творят дела правды и света» (Экумений).
Сказанное положительно выражает затем Апостол отрицательно и притом так, что и себя, и всех верующих обнимает в общем положении: несмы нощи, ниже тмы. Так в картинах тень резче выставляет светлую часть и всей фигуре сообщает рельефность. Ночь и тьма — однозначащи здесь; но Апостол будто отличает их в степени: мы не только не ночи, но и не тьмы. В таком случае тьма будет означать слабейшую мрачность, случайное, преходящее омрачение. Так Святую Церковь изображает святой Павел в другом месте не имущею скверны, или порока, или нечто от таковых (Еф. 5, 27). В выражении: несмы нощи… иные подразумевают — сыны, а другие перефразируют: мы не принадлежим к области ночи и тьмы. Апостол хочет сказать: мы не нощные, не темные, не омраченные.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)
Иустин (Попович), прп. (†1979)
ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы
Мы, христиане, не только имеем истинный свет, мы и сыны света и сыны дня, поскольку родились духовно от единого истинного Света, от единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа (см.: Ин. 1:9–13). Да, истинный Бог есть одновременно и истинный Свет. С тех пор как истинный Бог посетил наш мир, в нем обитает истинный Свет! Поэтому и сказано в Святом Евангелии: но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит (1Ин. 2:8).
Действительно Господь Иисус Христос есть истинный Свет, поэтому этот Свет не смогут угасить ни тьма смерти, ни тьма ада, хоть Он и был причастен смерти, и сошел во ад. Все же остальные, так называемые, светила ложны, поскольку каждое из них угасает и является ни чем иным как смертью, хоть и кажется существующим. Господь Иисус Христос единственный в человеческом роде мог со всей справедливостью сказать о Себе: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин 8:12). Все, что не Христос и не Христово, в действительности составляет тьму в человеческом роде. Только идя со Христом, Который есть Свет мира, люди могут узнать пути в сей жизни, основы и конец ее.
Как люди из сынов тьмы, греха и смерти становятся сынами света? Верою в Господа Иисуса Христа как в единственный истинный Свет. Это нам открыл Сам Господь Иисус Христос, говоря: Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12:36), Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12:46).
Христиане, живя верою в Господа Иисуса Христа, ходят во свете, как существует всегда в совершенном свете Сам Бог. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1Ин. 1:7). Облеченные посредством Святых Таинств и добродетелей в Господа Иисуса Христа мы в действительности облекаемся в оружия света (см.: Рим. 13:12, 14) и таким образом исторгаем всякий темный грех и смерть, всякий диавольский мрак.
Христиане как сыны света – одновременно и сыны дня, дня Господа, Который ведет их через все дни жизни, превращая их в дни Господни святым светом божественной истины, правды, любви и Божества. Кто же есть сыны тьмы и ночи? Это те, кто добровольно стал рабом греха и зла, поскольку грех есть единственная настоящая тьма. В действительности тьма – это то, что находится вне Христа, и люди, живущие без Христа, не только находятся во тьме, но и сами суть тьма. Однако верою в Господа Иисуса Христа они становятся светом в Господе, поскольку живут как дети света. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5:8). Единственный выход из человеческой тьмы – вера в истинный Свет и в истинную Жизнь, которая есть Богочеловек Христос! Итак, единственно вера во Христа просвещает и озаряет. В этой вере содержится истинное просвещение, поскольку она озаряет все пути к вечной Истине, правде, любви и ведет этими путями в Царствие Небесное.
Кто истинно просвещен? Тот, кто живет и существует верой во Христа, поскольку он живет действительно истинным и негасимым огнем, который превращает каждую ночь в день и всякую тьму в свет.
Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Спросишь. Как Дух Божий начинает жить в нас?
Ответ. Послушай Священное Писание. Приходит и стучит в двери наших сердец: Се, стою (сказал) у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3,20). Но что у него за голос? Тот, что у пророка Захарии: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам (Зах.1,3). Поэтому когда мы услышим Его голос и открываем Стучащему, тотчас входит к нам Святой Дух и готовит Себе место для селения: кто любит Меня… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Что же Он делает в этом Своем селении?
Первое. Изливает в сердце человеческое дар благодати и любви. Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5:5).
Второе. Этим излиянием прогоняет всякую греховную тьму и вводит некий новый и необычный свет: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (2Кор.4,6). Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф.5,8). Но вы, братия, не во тьме... Ибо все вы – сыны света (1Фес.5,4-5).
Третье. Этим излиянием возвращается нам жизнь, которую мы погубили грехопадением: мы перешли из смерти в жизнь (1Ин.3:14). И на этом основано новое духовное рождение, ибо бывшие прежде сынами гнева, смерти и осуждения, мы возрождаемся в сынов примирения, жизни и наследия. Поэтому апостол называет нас новой тварью: во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал.6:15). И в другом месте он увещевает нас, чтобы мы ходили в обновлении жизни.
Четверое. Этим же излиянием мы избавляемся от рабства и возвращаемся к свободе: закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:2). И еще: где Дух Господень, там свобода (2Кор.3,17). И еще: мы дети не рабы, но свободной (Гал.4.31).
Это же дарование любви, которое Святой Дух изливает в сердцах наших, имеет различные названия по различию действий.
Первое. Называется благодатью, не только потому, что дается даром, но и потому, что нас делает благодатными и благоприятными Богу.
Второе. Называется праведностью (нарица́етсѧ пра́вда), потому что ею человек воздает всякому, что ему положено: Богу – честь и послушание, ближнему – любовь и служение, самому себе – отчуждение грехов и возрастание в добродетели. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим.6:18).
Третье. Называется образом и подобием Божиим: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1Кор.15,49), – то есть как грехом были подобны Адаму, так благодатью и любовью будем подобны Христу, ибо по слову того же апостола: Он… предопределил (нас) быть подобными образу Сына Своего (Рим.8:29). Но этот образ пишется не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор.3,3).
Четвертое. Называется обручением наследия, ибо святость, которой в нас действует Святой Дух, дает нам надежду будущего наследия: дал залог (ѡ҆бруче́нїе) Духа в сердца наши (2Кор.1,22). И еще: запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог (ѡ҆бруче́нїе) наследия нашего (Еф.1,13-14).
Пятое. Называется семенем Божиим: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1Ин.3:9). Ибо как от семени, посаженного в землю, происходят не только деревья, но (потом – Примеч.) и плоды, так и от благодати и дара Святого Духа, разлиянного в сердцах наших, происходят плоды для вечной жизни. Явственнее об этом говорит Сам Христос иными словами: вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4.14). Что же это за источник, который находится внутри нашей души и столь высоко восходит? Благодать и любовь. Те, которые ее имеют, имеют источник всяких благ и жизнь вечную.
Шестое. Называется брачной одеждой. Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? (Мф.22.12). Ибо как званным на брак подобает иметь приличное этому месту одеяние, так и званным на вечерю Агнца необходимо быть украшенным даром благодати и любви. К этому относится и такая фраза: принесите лучшую одежду и оденьте его (Лк.15:22).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-11 но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете
Но раз день Господень придет как тать, необходимо всегда бодрствовать, чтобы не быть застигнутыми врасплох. В 4 ст. чтение klepthV лучше, чем kleptaV (A и B), ибо первое лучшее всего оттеняет внезапность наступления дня Господня на подобие непредусмотренного прихода вора. Вся же сила стиха заключается в словах ouk este en skotei. «Вы не во тьме нравственной, - как бы так говорит Ап. Павел, - чтобы день Г. застал вас неподготовленными. Вы сыны света - вы были некогда тьма, теперь вы свет во Христе. Вы не только просвещены, но вы все время и движетесь в сфере дня. Но если вы живете во свете, вы должны бодрствовать и трезвиться, а не спать духовно, как язычники и иудеи». Фигуральное выражение «свет» в приложении ко Христу широко использовано св. Иоанном Богословом - Ев. VIII:12; IX:5-6. Первый долг христианина - бодрствование: но оно должно сопровождаться и «трезвлением» - не только умственною пробужденностью, но и нравственною самособранностью, которая делает бодрствующего готовым к великому событию - парусии.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Делая выводы из учения о внезапности второго пришествия Господня, Апостол обращает прежде всего внимание на сравнение его с внезапным пришествием воров, которые большею частию пользуются временем ночи, скрывающей их темные дела. В противоположность ворам и им подобным людям греховной тьмы, Апостол называет христиан сынами света и дня, из чего явствует, что они и делать должны дела светлые, чтобы Господь, заставши их за сими делами, не осудил их, но ввел бы в свой присносущный свет и радость вечной жизни. По изъяснению св. И. Златоуста, «здесь Апостол говорит о темной и нечистой жизни, так-как развратные и злые люди все делают ночью, скрываясь от всех и окружая себя тьмою: ибо, скажи мне, не вечера ли поджидает прелюбодей, и не ночи ли вор? Итак, кто грабит могилы, не ночью ли приводит в исполнение свое предприятие? Вор не может сделать никакого вреда бодрствующим и пребывающим во свете, хотя бы и успел войти к ним; так точно и тот день достодолжно живущим». «Сыны света – Того, Который есть свет миру, суть те, кои Евангельским учением просвещены, благодатию Св. Духа ограждены, светлы ведением, надеждами. Сыновство свету означает не принадлежание только к области света, но и восприятие его в себя, проникновение им и своего рода светоносность, хотя заимствованную (Еф. 5:8, Мф. 5:16, Ин. 3:18, Лк. 16:8).
Выставляя сыновство свету, Апостол внушает христианам, что они, помимо внезапного пришествия Господня, должны жить бодренно и трезвенно, действуя, как действуют днем» (преосв. Феофан).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Почему же христиане не во тьме? Потому что они – сыны света, сыны Того, Который есть Свет миру, просвещены светом евангельского учения, возрождены благодатью Святого Духа, и живут во свете лица Божия, по воле Его, светлы ведением, жизнью, надеждами, поэтому они не немощные, не темные, не омраченные. Таковы должны быть христиане по своему значению и назначению.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 4-5 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы.
Но, если других людей, беспечных, день Господень застанет как вор ночью, то это потому, что жизнь их проходит во тьме: для них тянется постоянная мрачная духовная ночь. Солуняне же, для которых взошло солнце правды и которые живут во свете дня, не подвержены опасности от ночных воров и, таким образом, день Господень не застанет их нежданно.