Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам 5:7
Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью
Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью.
Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 2,7 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью… Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью
Итак, что это за день, который сотворил Господь (Пс 117:24)? Живите праведно и пребудете в этот день. Не тот ведь день, который начинается с восходом солнца и кончается с закатом, подразумевал апостол, говоря: Как днем будем вести себя благочинно (Рим 13:13), а также когда он пишет: ибо упивающиеся упиваются ночью. Не видно людей, напивающихся за дневной трапезой, но когда такое происходит, это связано с ночью, а не с днем, который сотворил Господь. В самом деле, как среди тех, кто живет благочестиво, непорочно, набожно, скромно, праведно и трезво, - день, так и, напротив, среди тех, кто живет безбожно, бессовестно, распутно, лелея гордыню, несомненно, - ночь. Для такой ночи будет тать: день Господень так придет, как тать ночью.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 7-8 ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся
Спящими называет здесь апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести. Таковы, действительно, дела настоящей жизни, нисколько не отличающиеся от сонных мечтаний. Далее, опьянением называет не одно опьянение от вина, но и от всяких страстей, как выводящее человека из обыкновенного состояния и омрачающее владычественное души, то есть ум. Итак, вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих.
облекшись в броню веры и любви
Не достаточно бодрствовать и трезвиться, следует и быть вооруженным. Ибо кто бодр и трезв, но не имеет оружия, того тотчас могут одолеть разбойники. Сказав: в броню веры и любви, апостол указал этим на догматы и праведную жизнь, что, собственно, и значит трезвиться. И следует не просто иметь это, но как броню. Ибо броню ничто не может скоро рассечь, напротив, она составляет нечто вроде оплота для груди, и ни одна из раскаленных стрел диавола не коснется нас.
и в шлем надежды спасения
Как шлем, закрывая самую важнейшую у нас часть - голову, спасает и сохраняет ее, так и упование оберегает ум и спасает его, не попуская ничему извне упасть в него. Обрати внимание на указанные им в другом месте (1Кор. 13:13) веру, надежду и любовь, сии три, которые он и теперь заповедует приобретать.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
спящии бо, в нощи спят, и упивающийся в нощи упиваются
Обязал к бодренности и трезвению. Теперь говорит, что иначе им и нельзя действовать. Ибо небодрствование — спание и нетрезвение; упивание бывает ночью, а не днем, а вы — сыны света и дня; к вам и не должно заходить спание и упивание. Но как бодрствование и трезвение он разумеет нравственное, так в нравственном же значении должно разуметься спание с упиванием. Тут разумеются спящие беспечностию, нечувствием и ослеплением, и упивающиеся пристрастиями, чувственностию, страстями, которые от упоения всем этим теряют свое христианское сознание. Поясняет свою мысль примерами из обыденной жизни. Спят и пьют обычно ночью, днем же работают и дела свои исправляют. Подразумевается: и нам, сынам света, не следует спать и бесчинствовать нравственно, но жить, как велит долг христианский, не беспечно, не без заботы о спасении души, не допуская, чтоб земные заботы поглощали все время и чувственные удовольствия держали нас, как в опьянении: и то, и другое выбивает из памяти вечную, ожидающую вас участь.
Спание и упивание древние толковники так разумеют: «Спящими называет здесь Апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести» (Феофилакт); «тех, кои не имеют энергичного усердия к деланию добрых дел и пребывают во грехе. Он как бы сказал: грешные живут во тьме греховной; решившимся же совершать дела правды не должно нерадеть о добродетели — спать, — не должно никогда переставать делать добрые дела. Отличительная их черта — пребывание не в нощи греха, а во свете доброделания и праводействования» (Экумений). «Но почему взывает он грех сном? — Потому, во-первых, что грешник не имеет силы, нужной для совершения добрых дел; далее потому, что он непрестанно увлекается воображением и ничего не видит в истинном свете, напротив, исполнен грез и часто безрассудных мечтаний, а если б и видел что хорошее, то не извлекает отсюда ничего твердого и неизменного. Спящий не видит того, что есть и действительно существует, а о том, чего вовсе нет, грезит, как о существующем. Таков грех и такова греховная жизнь! Она не видит существующего, то есть духовного, небесного, неизменного, а видит только то, что течет, улетает и скоро нас оставляет» (святой Златоуст). «Под упиванием разумеет здесь Апостол не опьянение вином, а отуманение и омрачение ума грехами» (Экумений),— не то, которое бывает от вина, но то, которое от страстей, так как они омрачают и выводят из своего чина владычественное (души, то есть ум). «Вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих» (Феофилакт). «Опьянение души составляют и любостяжание, и пристрастие к деньгам, и плотская любовь, и все, о чем бы ты ни упомянул в этом роде, есть опьянение души» (святой Златоуст).
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)
Иустин (Попович), прп. (†1979)
ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью
Поскольку по своей природе тьма и грех не любят света! И зло также, поскольку оно является порождением греха. И грех, и зло бегут от света и предпочитают расти во тьме страстей и похотей. Действительно, глубокая ночь распространилась в нашем мире из–за человеческих грехов. В этой ночи бессовестно предаются своим страстям и похотям до последнего издыхания. Когда с Господом Иисусом Христом истинный свет сошел в нашу земную ночь, в ночь зла и смерти, тогда в нашем человеческом мире рассвел день божественной истины, правды и жизни. Но в то же время, из–за любогреховности и любострастия людям всегда более вожделенна тьма, чем свет, поскольку их дела злы и любят прятаться во тьме, чтобы не быть явленными. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3:19–21).
Христиане всегда изгоняют из себя и вокруг себя мрак греха, смерти и всякого зла светом евангельских добродетелей. Для христиан и тьма смерти не опасна, поскольку ей противостоит негасимый свет Воскресшего Господа, которого не может объять ни вся тьма ада, ни тьма смерти и греха. Каждый грех обязательно порождает только тьму, и чем больше грехов обитает в человеке, тем большая тьма объемлет его совесть, рассудок и душу.
Когда ночь царит в мире, в душе человека, то любогреховный человек, сокрытый во тьме, наслаждается своими страстями, будучи опьянен ими. Это опьянение из–за любогреховности – самое опасное и самое убийственное в человеческой природе, поскольку им человек убивает все божественное и высокое в себе и в мире вокруг себя.
Упорно любогреховные люди не хотят прибегнуть к покаянию, которое неразделимо с самоосуждением, дающим человеку увидеть весь мрак его души. Никогда такие души не могут протрезвиться от своего глубокого опьянения и оставляют свой мрак только тогда, когда их постигнут сильные искушения по Промыслу Божию.
Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью
Ап. Павел намекает здесь на картину полных возлияний, свидетелем которых он мог быть в Ф. и Коринфе.
Толковая Библия.
См. также Толкование на 1Сол. 5:4
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст. 6-8 Тѣ́мже у́бо да не спи́мъ, я́коже и про́чiи, но да бо́дрствуимъ и трезви́мся. Спя́щiи бо, въ нощи́ спя́тъ, и упива́ющiися въ нощи́ упива́ются. Мы́ же, сы́нове су́ще дне́, да трезви́мся, оболкше́ся въ броню́ вѣ́ры и любве́ и шле́мъ упова́нiя спасе́нiя
Призывая к бодрственности, Апостол заповедует быть трезвыми, не спать и облечься в христианские оружия: в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, напоминая сим, что брань христиан не с внешними врагами, а с духовными прельщениями, с сердечною изменою основным христианским добродетелям, лишаясь которых, христианин теряет все; будучи же облечен в них, бывает силен к самозащите и защите других во всякое время и при всех обстоятельствах, сколь бы ни тяжки были эти времена и сколь бы ни опасны были испытания христиан. При этом пребывание христиан во свете или в сыновстве свету и противоположность их людям тьмы, спящим, упивающимся, Апостол опять выставляет, как нечто благоприятное для торжества добра, могущего удобно являться при свете, как злое во тьме. Сам Спаситель заповедал нам бодрствовать, говоря: бдите на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк. 21:3-33). То же внушали и Апостолы (1Петр. 5:8, 1Кор. 16:13).
По изъяснению св. И. Златоуста, «здесь Апостол показывает, что от нас зависит пребывание дневного света. В обыкновенном дне и ночи это не зависит от нас; напротив, с тою ночью и тем сном бывает не так, но можно непрестанно бодрствовать, можно постоянно пребывать среди дня. Смежать духовные очи и предаваться греховному усыплению есть дело не природы, а произвола. Ибо и тот, кто бодрствует, если не будет творить добро, может спать; поэтому и присовокупил: да трезвимся. Трезвенность есть усиление бодрствования». Трезвение, – говорит преосв. Феофан, – есть отрешение сердца от привязанностей и пристрастий; бодренность же есть напряжение деятельных сил». Напоминание о бдении и внимании привело на мысль стражу военную, а стража – вооружение. Вера с любовию весь состав души ограждает, не допуская неправых мыслей и движений сердца, а упование бережет главу жизни – энергию, которая тотчас падает, как скоро в душу закрадывается отчаяние. Вера, любовь и упование, главные отправления христианской жизни, суть вместе и самые оружия к отражению вражеских нападений (ср. 1Кор. 13:13, 2Кор. 10:4, Рим. 6:13, Еф. 6:11).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Потому, что небодрствование – спанье и нетрезвление – упивание, бывает обыкновенно ночью, а не днем, а вы, говорит святой Павел, сыны света и дня, вы и не должны спать, быть беспечными, ослепленными и упиваться пристрастиями, чувственностью, страстями, и упившись теми, терять христианское сознание.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 6-8 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
Солуняне должны заботливо сохранять такое хорошее положение, должны держать себя как сыны света, не поддаваясь духовному сну, который так же недостоин христианина, как неприлично вообще человеку проводить день во сне. Христиане должны бодрствовать и трезвиться, т. е. не позволять себе отуманивать свой ум опьяняющими удовольствиями мира, чему, обыкновенно, предаются язычники, грешники, живущие во тьме духовной ночи. Мало того, мы, как бодрствующие стражи, должны быть одеты в броню и шлем духовные, т. е. украшены добродетелями веры, надежды и любви, о которые бы разбивались все нападения мира и зла.