Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к Тимофею 1:13
меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии
Меня, кто прежде хулителем был и гонителем и обидчиком (Деян. 8:1; 9:1 сл. 1Кор. 15:9, Гал. 1:13), - и вот теперь соделал меня достойным терпеть гонение за Него, хотя я преследовал церковь Его, - и обидам подвергаться за Него, хотя я наносил обиды служителям Его, - и я сделался благовестником Его, хотя и был хулителем Его по ревности к закону. Итак, Он помиловал меня и отвлек от закона потому, что это все в неведении моем совершал я против церкви Его и в неверии.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Не собственною своею действуя силою, предлагаю людям учение сие, но утверждаемый и подкрепляемый Спасшим меня, Который отважившегося неистовствовать против Него соделал верным служителем Евангелия.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 12-14 И благодарю укрепляющаго мя Христа Ииcyca Господа нашего, яко верна мя непщева, положив мя в службу, бывша мя иногда хулника и гонителя и досадителя: но помилован бых, яко неведый сотворих в неверствии: упреумножися же благодать Господа нашего с верою и любовию, яже о Христе Иucycе
Чтобы, не показалось, что Апостол хвастается, говоря: еже мне уверено быстъ, – он все это дело приписывает теперь Богу и говорит: благодарю Его, давшего мне такую силу, что благовестие (τὸ εὐαγγέλιον) совершенно было вверено мне. Укрепляющаго мя. Я взял, говорит Апостол, бремя великое и нуждающееся в великой помощи Божией. Яко верна мя непщева. Затем Апостол показывает, что нужно и от себя кое-что привносить. Не без основания же Бог избирает некоторых: иначе это было бы делом несправедливым. Яко верна мя непщева. А каким бы образом Бог признал верным того, который был бы не достоин этого?.. Верный – это тот, кто не присваивает себе ничего такого, что свойственно Богу, и все, что сам имеет, относит к Нему. Положив мя в службу, т. е. благовестия. Апостол Павел называет себя служителем, потому что он проповедывал Евангелие. Доказательством того, что Бог признал меня верным, является то, что Он вверил мне служение благовествования. Бывша мя иногда хулника. Смотри, как Апостол превозносит милость Божию, упоминая о прежней своей жизни и показывая, какого грешника Он благоволил помиловать. И гонителя. Апостол как бы так говорит: я не только сам хулил, но своими гонениями и других заставлял хулить. Но помилован бых. Сам представляет себя достойным наказания; но на таких-то и проявляется милость Божия. Яко неведый сотворих. Но если апостол Павел был помилован, потому что так поступал по неведению, то почему же не помилованы иудеи? На это ответим: прежде всего потому, что не желают сами; те, которые обратились ко Христу, были помилованы. Но почему же все иудеи не видели такого видения, какое видел Апостол? может быть все они обратились бы? А потому, что апостол Павел был гонителем по неведению, а они поступали так с ясным сознанием. Так, Евангелист говорит, что многие из фарисеев и иудеев уверовали в Иисуса Христа, но не исповедывали: возлюбиша бо паче славу человеческую, неже славу Божию (Ин. 12:42-43). И Иисус Христос говорит к иудеям: како вы можете веровати, славу друг от друга npиeмлюще (Ин. 5:44)? Еще: сия рекоша родителя слепого, яко бояшася жидов, чтобы их не отлучили от синагоги (Ин. 9:22). Да и сами иудеи говорили: видите, яко никаяже польза есть: се мир весь по Нем идет (Ин. 12:19). Ясно отсюда, что иудеи заблуждались с полным сознанием, вследствие властолюбия. Апостол Павел в это время, может быть, слушал Гамалиила и не принимал никакого участия в делах народа своего; но потом видя, что вера в Иисуса Христа возрастает, он воспламенился ревностию по Боге, хотя все еще находился в неведении. В неверствии. В законе он читал все, относящееся к Ииcycy Христу; но так как он не уверовал в Него сейчас же, то и называет здесь поступки свои по неверию поступками по неведению. Упреумножися же благодать. Хотя я был достоин наказания, говорит Апостол, но Господь не только отпустил меня ненаказанным, но и оправдал и сделал сыном, другом и наследником. С верою и любовию. Обильно открылась во мне благодать Господа нашего с моею верою и любовью, которая излилась на меня тоже чрез Иисуса Христа. Яже о Христе Иисусе. Апостол упомянул о вере и любви, потому что бывает и так, что верующий не делает того, что свойственно делать любящим Иисуса Христа. И здесь он указывает на то, что и мы должны кое-что привносить от себя.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик
Смотри, как он, описывая прежнюю свою жизнь, превозносит милость Божию. Даже когда он говорит об иудеях, достойных всякого презрения, он ничего такого не приписывает им, о себе же самом так повествует: не только, говорит, сам я был хулителем и не только в себе укреплял зло, но еще преследовал тех, которые хотели жить благочестиво, и не просто делал это, но с особенным ожесточением.
Но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии.
Показывает себя достойным наказания, хотя милость Божия бывает и к таким людям. Почему же и другие иудеи не были помилованы? Потому что они не по неведению, а вполне сознательно грешили. Ибо многие, говорит, уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедывали, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин. 12:42-43). И Христос говорит: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? (Ин. 5:44). И сами иудеи говорили между собой: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним (Ин. 12:19). Ими всегда руководила страсть любоначалия. И опять, сами они сказали: кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Лк. 5:21). Тогда Иисус немедленно совершил то, в чем они поставляли признак силы Божией. Итак, почему же они не уверовали? Неужели по неведению? Но, может быть, кто-нибудь скажет: где же был тогда Павел? - У ног Гамалиила, который не имел ничего общего с мятежной толпой: он занимался своими собственными делами. Каким же образом после этого Павел заключал в темницу? Он видел, что проповедь распространяется, и, наконец, его побуждала к этому ревность по законе, а иудеи делали все из властолюбия. Но как же Павел, будучи столь сведущ в законе, не познал Христа чрез Писание? Он за то и осуждает себя, что страдал неведением, которое происходило от неверия, ради чего, говорит, и помилован.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Бывша иногда хулителя и гонителя и досадителя: но помилован бых, яко не ведый сотворих в неверствии
Хулителем называет себя, — потому что хулил Иисуса Христа Господа и был воистину богохульником; гонителем,— потому что гнал верующих в Господа и расстроивал их общества и Церкви; досадителем,— потому что бранил и поносил всячески и веру, и верующих. Как безжалостно он выставляет свою прежнюю дурноту! Но это затем, чтоб тем в более ярком свете выставить милость к нему Божию,—что, несмотря на то, помилован. «Смотри, — говорит святой Златоуст,— как он, описывая свою прежнюю жизнь, превозносит милость и человеколюбие Божие: прежде бывша мя, говорит, хулителя и гонителя и досадителя. Видишь ли его смирение, как он несамолюбив, какая у него смиренная душа? Он не довольствуется тем, что назвал себя хулителем и гонителем; а показывает еще, что он делал это с особенным ожесточением. Ибо, говорит он, я не в себе только укрывал зло и не довольствовался тем, что сам был хулителем, но еще преследовал тех, которые хотели жить благочестно. Я довел богохульство до величайшего неистовства.— За это я достоин был всякого наказания, но не наказан, потому что помилован».
А помилован, потому что не ведый сотворих в неверствии. Я не ведал, что, преследуя христиан, я восставал против Бога и разорял дело Его: ибо не веровал, что Иисус Христос есть Бог и Евангельское домостроительство, заменявшее закон, есть дело Божие. «Я слепотствовал, не видел света,— не ненавистию движимый, воздвиг брань, но подвизаясь за закон» (блаженный Феодорит). «Он сознается в неведении, которое происходило от неверия» (святой Златоуст). «Он действовал так не по злобе, а по ошибке, коей удобно дается прощение, коль скоро привходит раскаяние. А кто знает, что то, что он отвергает, истинно, тот не по ошибке действует, а по злой воле и такого рана неисцельна. Ибо он, ненавистию побуждаем, ложным называет то, о чем знает, что оно истинно» (Амвросиаст). Сердце святого Павла не было развращено и повреждено какою-либо страстию. Он так деятельно ревновал по законе, потому что в славе закона видел славу Бога, давшего закон. Почему следовало только изменить его убеждение, что теперь не в славе закона слава Божия, а в славе Евангелия, чтоб изменить его образ действий и из гонителя сделать его еще более ревностным распространителем Евангелия, которое гнал. Это и совершено явлением ему Господа.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Ст. 12-13 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии
Милосердный Господь не вспоминает наших грехов, совершенных в неведении, но грехи все же остаются грехами, и нам нужно в них покаяться пред пастырем Божиим. Кто действует против Бога и Его Церкви, искренне заблуждаясь, не торгуя своей совестью, тот может одуматься, покаяться и стать ревностным христианином. А кто, зная истину православия, все же идет против нас ради своей карьеры и грубых животных инстинктов – тот человек с сожженной совестью. Таковы все современные раскольники: обновленцы, григориане и другие, явно и тайно раздирающие хитон Христов – Его Церковь. Такие церковные предатели гораздо ниже язычников и даже искренних неверующих, потому что язычники и атеисты искренне заблуждались, могут когда-либо познать свет Христовой веры, а отступники от веры, зная ее, вкусив от ее благодатных даров, посмеялись над ней и злобно идут против нее. Это – приближение к нераскаянности сатаны, который хорошо знает, что Бог есть (Мк. 5:12), знает, что на земле Церковь Божия истинная, Православная, и, однако, все силы направляет против Бога и Его Святой Церкви (Мф. 16:18).
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-17 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Апостол так полон убеждением в истинности провозвещаемого им учения, что не иначе, как с чувством глубочайшей благодарности воспоминает о своем призвании к апостольскому служению. Только благодать, т. е. любовь Божия могла сделать из него, прежнего гонителя христиан, верного проповедника Христова Евангелия. Сам он был бессилен что-либо сделать для своего возрождения - Бог дал ему эту силу.
С верою и любовью во Христе. И вера, и любовь пробудились в Павле именно как результат могущественного действия божественной благодати.
Из которых я первый - ср. 1 Кoр. 15:9.
Царю же веков нетленному (т. е. неизменяемому)… Апостол так называет Бога для того, чтобы показать, что наша мысль должна стремиться только к Богу и что учения о прочих вещах и предметах как существующих во времени не могут иметь первенствующего значения… Самый первый величайший предмет познания - Бог (у Полянского с. 283).
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Обращение и призвание св. Ап. Павла замечательно особенным величием благодати, так-как он сделался Апостолом из гонителя, хулителя, хотя и был оным по неведению, как и многие из тех, которые выхваляли закон ветхий, не понимая временного его назначения. Сила этого факта – всегдашняя; но особенное влияние он должен был иметь в то время пред глазами заблуждающихся относительно значения того, за что некогда так горячо ратовал и сам Павел, так убедительно теперь ниспровергающий в других это пережитое им увлечение.
«Смотри, говорит св. И. Златоуст, как Апостол, описывая свою прежнюю жизнь, превозносит милость и человеколюбие Божие: «прежде бывша мя хульника и гонителя и досадителя»... Видишь-ли его смирение? Он не довольствуется тем, что назвал себя хулителем и гонителем, а показывает еще, что он делал это с особенным ожесточением... «Я довел богохульство до величайшего неистовства. За это я достоин был всякого наказания, но не наказан, потому что помилован». Но разве это только? разве милосердие простиралось до того только, что ты не понес наказания, нет. Бог не только освободил нас от угрожавшего нам наказания, но и сделал праведными, сынами и братьями, и друзьями и наследниками. Поэтому он и говорить «упреумножися благодать», выражая ту мысль, что дары сии превзошли (пределы) милосердия. Ибо так поступать свойственно не милующему только, но и любящему и совершенно преданному. Со своей же стороны, говорит он, мы привнесли только то, что поверили тому, что Он может спасти нас. Ибо нужна нам не одна только вера, но и любовь, для того, что ныне много таких, которые веруют, что Христос есть Бог, однако-же не любят Его и не поступают так, как следует любящим Его». «Сердце св. Павла не было развращено. Он ревновал по законе потому, что в слове закона видел славу Бога, давшего закон. Почему следовало только изменить его убеждение, что теперь не в слове закона слава Божия, а в славе Евангелия, чтобы изменить его образ действия, из гонителя сделать его еще более ревностным распространителем Евангелия, которое гнал. Это и совершено явлением ему Господа» (преосв. Феофан). Так мог и Тимофей действовать на приверженцев закона, обращая их должное внимание на замену закона Евангелием и наказаний по закону благодатию.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
Николай Рудинский, священник (†1937)
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
А кто он был, когда ревновал по законе?
1:13–14. Я, говорит, строгий ревнитель закона, был на самом деле хулитель Господа Иисуса – богохульник. И не в себе только укрывал это зло, но еще преследовал тех, которые хотели жить благочестиво, бранил и поносил всячески и веру, и верующих. «За это я достоин был всякого наказания, но не наказан, потому что помилован» (Златоуст). А помилован потому, что делал это по неведению, я не ведал, что преследуя христиан, я восставал против Бога, и разорял дело Его, ибо не веровал, что Иисус Христос есть Бог, и Евангельское домостроительство, заменившее закон, есть дело Божье. Я не только помилован, но и получил еще благодать от Господа Иисуса Христа, и в призвании к христианству, и в прощении грехов, и особенно в призвании к Апостольству. Здесь святой Павел указывает как бы путь роста благодати, сначала призвание к вере, потом по вере любовь, и, наконец, вера и любовь создают из его сердца как бы пространнейший сосуд, для вмещения высших даров Духа. И виновник всего этого был Иисус Христос, а не закон (Златоуст).
Николай Петрович Розанов (†1941)
Что евангелие апостола, в противоположность учению лжеучителей, действительно есть «евангелие славы блаженного Бога» (1Тим. 1:11) – это апостол доказывает на себе самом. Тогда как лжеучение впадало в пустые умствования об отвлеченных предметах, а при попытках стать на практическую почву подводило людей под иго закона, евангелие, напротив, имеет в виду существенные потребности человека и действительно дает ему оправдание пред Богом. Не закон спас Павла, а милосердие Божие. И, чтобы показать все величие Своей благости, все Свое долготерпение, Бог не только простил Павлу все грехи его, но даже даровал ему право быть великим проповедником евангелия, так что история Павла сделалась поучительной для всех последующих поколений. И это воспоминание о явленной над ним благодати Божией побуждает апостола к восхвалению Бога.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28; Рим.4:3-8; Гал.2:16), и Церковь не нужна.
Ответ:
а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа (Гал.3:24-25; Гал.5:3-4; Евр.10:1-4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина (Рим.2:13, 13:8-10; 1Кор.7:19; 2Кор.5:10; Еф.2:10,6:8; Тит.2:11-14). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» (1Кор.13:1-3). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» (Иак.2:14-26). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» (Гал.5:6), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (1Фес.5:8; 1Тим.1:14,2:15; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах (Рим.3:28; Гал.2:16).(1)
При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (Мф.25:33-46).(2)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 - Между учением апостола Павла и апостола Иакова (Рим.3:28;4:25;Иак.2:14,21-24; Евр.11:31;Иак.2:25) нет противоречий. Апостол Павел, имея в виду заблуждения иудействующих о возможности оправдания делами закона (Моисеева), в опровержение их, говорит об оправдании человека верой во Христа без дел закона; он отвечает на вопрос: чем может оправдаться иудей и язычник?
Апостол Иаков, зная, что некоторые из читателей Послания, признав необходимость веры во Христа для оправдания, веру разумел рассудочную, непроявляющуюся в делах любви, внушает им, что такая вера мертва, что, только обнаруживаясь в делах, вера становится живой и совершенной; он отвечает на вопрос: какова должна быть вера христианина?
2 - Сергий архиеп. Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 236–239.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Для нравственного обновления человека (Еф.4:22-24; Кол.3:5-10), для успешной борьбы с грехом и врагами спасения (диаволом, плотию и соблазнами мира) недостаточно ни собственных сил его, ни веры во Христа, а необходимы силы Святого Духа (Ин.15:5; Мф.19:26), подаваемые через Святые Таинства, необходимо пастырское руководство и научение (Еф.4:11-14; 2Тим.4:2) истинному вероучению, которое и хранится только в единой Христовой Церкви (Еф.4:5; 1Тим.3:15). Если же о Церкви в приведенных сектантами местах и не сказано апостолом, то потому, что это не требовалось ходом мыслей, зато в других местах тот же апостол достаточно ясно изображает необходимость для христианина жизни в живом союзе с Церковью (1Кор.5:5,13,12:13-31; Еф.4:11-16,5:23). Не сказал апостол (Рим.3:28; Гал.2:16) и о покаянии, крещении, благодати Божией и др.; даже не указал предмета веры (Рим.3:28), но отсюда не следует, что нужно отвергать все, о чем умолчал, а только следует одно то, что для уразумения истины должно обращаться к другим местам Священного Писания, так как слово апостола «не было то да, то нет» (2Кор.1:18). Путем снесения и сравнения одних текстов с другими уясняется истинный смысл их.(3)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 - Епископ Феофан говорит: «Существо дела спасения состоит из нескольких пунктов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Писании пункты эти не написаны в одном каком-нибудь месте, а в разных: в одном сказано одно, в другом – другое. Чтобы познать истинно весь образ спасения, надобно все эти пункты собрать воедино и собрать все, ни одного не пропуская. Вот в этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не понимая, как это следует, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй, и ты спасен! – а иной: стяжи благодать, и больше тебе ничего не нужно, – иной же: люби, и придешь к блаженному концу. Все такие положения в Писании строго предписываются, но ни одно из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить, и тогда получится полное представление настоящего образа спасения». Письма к одному лицу. 1881 г. 5 стр. 11–12.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) В Посл. к Римлянам (Рим.4:3,8) апостол упоминает об Аврааме и Давиде с целью выяснить новозаветное устроение спасения человека. «Когда апостолы начали принимать в Церковь Христову язычников», – замечает епископ Феофан, – «иудеи укоряли их: у вас только все вера, да вера и никаких дел закона; вы и язычников грешных стали принимать. Апостол, предотвращая это, внушает, что у нас все вера, да вера, в том мы берем пример с Авраама, которому вера вменена в правду; а что грешников принимаем в Церковь, правоту этого предуказал пророк Давид, ублажавший тех, коим прощены грехи. Мы принимаем грешников (кающихся), но наперед разрешив все их грехи, по благодати милующего Бога за веру в Оправдывающего».4
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 - Толкование Послания к Римлянам 1890 г., стр. 263.