Скрыть
имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 18-20 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать

Эту же заповедь, которую я теперь намерен письменно дать тебе, преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал ты в них добрым воинствованием, для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный (ср. Деян. 9:15), - или же ему дано пророчество, - почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать в нем, то есть в той доброй вере, которую ты принял, - и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры. Из таковых один есть Именей и другой Александр. Отрицая добрые дела и не имея чистого ума, они лишены были и веры и не принимали ее. Или же они были верующими, но отвергая от себя добрые дела и чистый ум, лишились и самой веры, и впоследствии сделались даже сильными врагами веры. Прибавляет еще: коих я предал сатане, чтобы научились не богохульствовать. Как подверг он порицанию Варсуму, волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, - и сказал ему: слеп будешь ты, и не увидишь солнца до времени (Деян. 13:11), - так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, кои вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, - они отвращались от богохульства, коим осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 18-20 Сие же завещание предаю ти, чадо Тимофее, по бывших на тя прежде пророчествиих, да воинствуеши в них доброе воинство, имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша: от нихже есть Именей и Александр, ихже предах сатане, да накажутся не хулити

Сие завещание. Этими словами Апостол указывает на особенную точность исполнения завещанного. - Предаю ти. Я приказываю тебе, как сыну, а не по какой-либо власти, приличной господам. - По бывших на тя прежде пророчествиих. Здесь нужно расположить слова в таком порядке: да воинствуеши по бывших на тя прежде пророчествиих, т.е. чтобы ты воинствовал достойно тех пророчеств, которые были о тебе. По откровению Святаго Духа Тимофей и был избран апостолом Павлом в ученики, и обрезан, и рукоположен во епископа. - Да воинствуеши, как воин Христов, при помощи духовных орудий сражающийся с духовными врагами. - В них, т.е. пророчествах, потому что они тебя избрали. Ради этих пророчеств ты принят и из-за них ты избран, – в них же и чрез них воинствуй силою Святого Духа, от Которого были самые пророчества. Доброе воинство. Но есть и злое, о котором Апостол говорит: якоже представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконнию (Рим. 6:19). – Имея веру. Учителю должно быть прежде всего учителем самого себя. Под верою разумеет все относящееся к учению, а под совестью все относящееся к жизни. - Юже нецыи отринувше, т.е. совесть вместе с хорошею жизнью. Кто живет бесчестно, тот терпит кораблекрушение и в вере. Чтобы не терзаться страхом будущего суда, такие люди стараются убедить себя в душе, что ложно все то, что говорится у нас о воскресении и о последнем суде. - Предах сатане да научатся. Если сатана самого себя не научает, то каким-образом он может научить других? На это можно сказать: подобно тому, как палачи будучи исполнены бесчисленных преступлений, научают других благоразумию, так и сатана. Преданный сатане прежде всего отделяется от общения с другими, а затем уже сатана, взявши человека, лишенного Божией помощи, научает его, – и это служит к его вразумлению. Но зачем же Апостол предает Именея и Александра сатане, а не научает сам? Чтобы показать, что он может повелевать и сатане, и чтобы вместе с наказанием они подверглись и позору, так как были наказываемы сатаною. Неверующих апостолы наказывали сами, как напр. Вариисуса Павел, а Петр – Ананию, чтобы показать, что сами они имеют власть, но тех, которые были научены ими и потом отпали от веры, предавали сатане. - Не хулити. Такие люди, подчиняя веру разным человеческим соображениям, обращались к хуле. Так делали несториане и другие еретики.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Имея веру и добрую совесть.

Не думай, говорит, удовольствоваться только тем, что по пророчествам поставлен священствовать, но тебе надлежит иметь веру, чтобы провозглашать слово истины, и благую совесть, или жизнь незазорную, из коей благая совесть, чтобы мог ты и над другими предстоятельствовать благотворно. Ибо как полководцу следует прежде быть хорошим воином, так и учителю самому должно иметь то, чего он требует от учеников. Поэтому, несмотря на то, что мы учители, научимся не пренебрегать советами и наставлениями тех, которые больше нас.

Которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере.

Под словом которую, очевидно, разумеется благая совесть. И справедливо. Потому что если жизнь бывает нечиста, то отсюда продолжаются и превратные догматы. Чтобы не терзаться страхом будущего, живущие нечестиво убеждают себя, что все у нас ложно. А уклонившийся от веры и обо всем умствующий терпит кораблекрушение, несмотря на близость веры. Ибо вера - тихая пристань, она держит ум в спокойствии, а исследования,- это волны, которые то там, то здесь, как во время кораблекрушения, быстро захватывают ум и ударяют его о скалы, или даже потопляют.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша.

Что в начале указал как норму для научения и руководства пасомых, то теперь возлагает как нравственный долг на самого учителя. Там говорил: конец завещания любы от чиста сердца, и совести благия, и веры нелицемерныя (ср.: 1, 5); здесь внушает: воинствуй доброе воинство, имея веру и благую совесть. Главное и в пасомых, и в пасущем — вера и благая совесть. Вера обнимает все веруемое — Бога в Троице поклоняемого Творца, Вседержителя, Промыслителя, Искупителя, Освятителя и Судию,— паче же то, что Он, желающий спасения всякого грешника и устроивший дивный для всех образ спасения, приимет и меня, с верою приступающего к Нему за спасением, и спасет, как Сам ведает. Совесть же благая требует «жизни, украшенной целомудрием и правдою (любовию и благочестием). Надлежит с верою сопрягать и такую похвальную жизнь» (блаженный Феодорит). И это как пасомым, так тем паче пасущему. И Апостол здесь как бы говорит поставленному пасти и учить Тимофею: «не думай удовольствоваться тем одним, что ты по пророчествам поставлен священствовать; но тебе надлежит иметь веру правую, чтоб право раздаять слово истины, и благую совесть или жизнь незазорную, из коей благая совесть, чтоб мог ты и над другими предстоятельствовать благотворно» (блаженный Феофилакт). «Добрый учитель воздерживается от всего противного истине и тем своей проповеди придает наибольшую достоверность. Одним примером добрых дел многих привлекает он к верованию, располагая их полагаться на его слово» (Амвросиаст). «Потому учитель должен сначала научить себя самого. Ибо подобно тому, как военачальник, если бы он прежде не был отличным воином, то не был бы никогда и военачальником: так и учащий. Это Апостол говорит и в другом месте: да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор. 9, 27)» (святой Златоуст).

Юже нецыи отринувше, от веры отпадоша. — Юже — совесть, — отринувше, — оттолкнув, презрев, поправ, отпали от веры. Так много правость веры зависит от доброй жизни. Спаситель самое уверование или уразумение, что Его учение от Бога есть, поставил в зависимость от ревностного желания творить волю Божию (см.: Ин. 7, 17). Но как начало, так и продолжение верования, или прочность и правость веры, зависят от доброй совести. Кто попирает совесть, тот очевидно не ценит и веры. Почему, если он учитель, то проповедует учение свое лицемерно (см.: Амвросиаст). К тому же небрегущий о доброй совести, позволяя себе произвол в области жизни, навыкает терпеть и допускать произвол и в области мысли, держимой в порядке у верующего верою. Этот произвол охотно принимает всякие предположения, несогласные с верою, которые, не быв устранены, скоро переходят в вероятности, а наконец держимы бывают с убеждением, в противность вере. Особенно это случается в отношении к тем пунктам веры, которые сильно беспокоят за недобрую жизнь. Дошедший до сего есть уже отпадший от веры, хоть живет среди верующих. Таким образом, «если жизнь бывает нечиста, то отсюда порождаются и превратные догматы» (блаженный Феофилакт). «Развратная жизнь часто служит основанием нечестия. Иные, не вынося обличений совести, с ними отвергали и простирающийся на все промысл Божий и бывающее приписали судьбе и року» (блаженный Феодорит). «Когда жизнь становится достойною осуждения, тогда возникает такое же учение. И можно видеть многих, которые, ниспадши в бездну грехов, совратились в язычество. Они для того, чтоб не терзаться страхом будущего суда, стараются убедить себя в душе, что угрозы те ложны. А все сие оттого, что много поблажают уму (как поблажают сердцу) и, умствуя, все подвергают исследованию. Умствование производит кораблекрушение (в душе), а вера есть в некотором смысле надежный корабль,—и уклоняющиеся от него неизбежно терпят кораблекрушение,— чему Апостол указывает и пример» (святой Златоуст).

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:9-13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1Тим.1:19-20; 2Тим.2:16-18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия (1Кор.11:21), а также грешили даже до незнания Бога (1Кор.15:34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2Тим.2:16-18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит.3:10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5; 1Кор.11:31-32; 2Кор.10:7,17,18; Рим.14:2,10,12,13; Иак.4:12; Иак.2:13; Гал.6:1,2-5.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере

Здесь апостол увещевает Тимофея иметь ту добрую веру, которую всегда проповедовал Апостол Павел. Как мотив к такой твердости в вере, апостол указывает на бывшие о Тимофее «пророчества». Очевидно, апостол имеет здесь в виду речи вдохновенных членов Церкви в Листре, которые предсказывали апостолу то, что Тимофей окажет много услуг Церкви, и советовали Павлу взять его себе в помощники. Апостол Павел поступил так, как советовали ему Листрийские пророки (ср. IV:14).

Чтобы ты воинствовал согласно с ними. Тимофей должен действовать, как борец за истинную веру, при свете бывших о нем пророчеств.

Имея веру и добрую совесть. И вера, и добрая совесть является как вооружение христианского пастыря (ср. Еф. 6:16; 1Фес. 5:8). Совесть и вера имеют один источник (1Кор. II:5). Наша совесть очищается кровью Иисуса Христа (Евр. 9:14), и поэтому без веры она не может быть чистою. Равным образом, и истинная вера отрицает свою силу в совести« (Полянский с. 291).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 18-20 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Обращаясь лично к Тимофею, Апостол увещевает его бороться со врагами спасения, твердо храня веру в чистоте совести, без чего нельзя и сохраняться, как доказали это еретики Именей и Александр, отлученные Павлом, от церковного общения за их богохульство. Апостол напоминает Тимофею, что о нем было предсказано, что он будет добрый воин Христов. Вероятно, это были «какие-либо проречения о св. Тимофее бывших тогда в церквах пророков, или указания свыше самому Павлу бывшие и ведомые Тимофею, одно из которых, может быть, повторилось и при самом назначении его заменить Апостола во Ефесе» (Феодорит). По изъяснению же св. И. Златоуста, «пророчество состоит не в том только, чтобы предсказывать будущее, но и в том чтобы указывать настоящее. Слова: «отделите ми Варнаву и Савла (Деян. 13:2) были пророчеством. Так был избран и Тимофей. Но здесь Апостол говорит о многих пророчествах, разумея, быть может, и то, по которому принял его к себе в начале и когда рукоположил, как пишет ниже: «не неради о своем даровании» (4:14). Дабы возбудить его к ревности и заставить трезвиться и бодрствовать, он напоминает ему об Избравшем и Рукоположившем его, говоря как-бы так: тебя избрал Бог, Он вверил тебе Церковь, не по человеческому избранию ты сделался служителем веры; не оскорби, не посрами божественного избрания; проходи добрую службу воина, – добрую, ибо есть и злая служба воина, во оружии гнева и нечистоты (Рим. 6:19). И можно видеть многих, которые, ниспадши в бездну греха, совратились в язычество. Одни для того, чтобы не терзаться страхом будущего суда, стараются убедить себя, что угрозы те ложны. А все сие от того, что много поблажают уму. Умствование производит кораблекрушение, а вера есть надежный корабль, и уклоняющиеся от него неизбежно терпят крушение». Рассуждая далее о предании отступников сатане, св. И. Златоуст вопрошает: «но для чего ты сам (Апостол) не наказал их, как оного Вариисуса но предал их сатане? Для того, чтобы со строгостию соединить более сильное осуждение и показать, что имеет силу повелевать диаволу. Палачи, будучи сами исполнены бесчисленных преступлений, вразумляли других; так и здесь говорится о лукавом демоне». «Отлученные от Церкви и лишенные благодати подвергались жестоким ударам от сопротивника, впадая в трудные болезни, страдания, утраты и другие бедствия. Обучаемым, увидев происходящий от хулы вред, естественно было переменить свой образ мыслей».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,


19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 

Вот о чем учить завещаю тебе (1:18–20)
1:18–19. Вот это завещание – уклоняться от всяких суесловий и учить, что спасение только в Господе Иисусе, для чего Он и в мир пришел. Святой Павел и передает духовному сыну своему Тимофею, чтобы он строго хранил его, и руководился им, как епископ Церкви Ефесской, избранный и поставленный, согласно бывшим о нем пророчествам, известным и святому Павлу и Тимофею. Поэтому он и должен управлять Церковью, согласно с этими пророчествами, воинствовать согласно с ними, как добрый воин. Управление Церковью, охранение верных, с руководством их в деле спасения, Апостол сравнивает с ведением войны или завоеванием. Ибо здесь непрерывная борьба с неверием, суеверием, неприязнью, война и с людьми, и с темною силою, восстающею против истины через людей. Кто должным образом ведет борьбу с ними, ради спасения людей, тот добрый воин, для чего он должен иметь веру и добрую совесть, веру в Бога Творца, Промыслителя и Спасителя, добрую совесть, обнаруживающуюся в хорошей жизни – в любви, целомудрии и правде. «Без доброй совести и сама вера колеблется и погасает. Когда жизнь становится достойной осуждения, тогда возникает такое же учение (для оправдания порочной жизни). И можно видеть многих, которые ниспадши в бездну грехов, совратились в язычество. Для того, чтобы не терзаться страхом будущего суда, они стараются убедить себя в душе, что угрозы те ложны. Такие умствования производят кораблекрушение в душе, а вера есть, в некотором смысле, надежный корабль, и уклоняющиеся от него неизбежно терпят кораблекрушение, чему Апостол указывает и пример» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible