Скрыть
таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 18-20 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать

Эту же заповедь, которую я теперь намерен письменно дать тебе, преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал ты в них добрым воинствованием, для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный (ср. Деян. 9:15), - или же ему дано пророчество, - почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать в нем, то есть в той доброй вере, которую ты принял, - и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры. Из таковых один есть Именей и другой Александр. Отрицая добрые дела и не имея чистого ума, они лишены были и веры и не принимали ее. Или же они были верующими, но отвергая от себя добрые дела и чистый ум, лишились и самой веры, и впоследствии сделались даже сильными врагами веры. Прибавляет еще: коих я предал сатане, чтобы научились не богохульствовать. Как подверг он порицанию Варсуму, волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, - и сказал ему: слеп будешь ты, и не увидишь солнца до времени (Деян. 13:11), - так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, кои вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, - они отвращались от богохульства, коим осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 18-20 Сие же завещание предаю ти, чадо Тимофее, по бывших на тя прежде пророчествиих, да воинствуеши в них доброе воинство, имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша: от нихже есть Именей и Александр, ихже предах сатане, да накажутся не хулити

Сие завещание. Этими словами Апостол указывает на особенную точность исполнения завещанного. - Предаю ти. Я приказываю тебе, как сыну, а не по какой-либо власти, приличной господам. - По бывших на тя прежде пророчествиих. Здесь нужно расположить слова в таком порядке: да воинствуеши по бывших на тя прежде пророчествиих, т.е. чтобы ты воинствовал достойно тех пророчеств, которые были о тебе. По откровению Святаго Духа Тимофей и был избран апостолом Павлом в ученики, и обрезан, и рукоположен во епископа. - Да воинствуеши, как воин Христов, при помощи духовных орудий сражающийся с духовными врагами. - В них, т.е. пророчествах, потому что они тебя избрали. Ради этих пророчеств ты принят и из-за них ты избран, – в них же и чрез них воинствуй силою Святого Духа, от Которого были самые пророчества. Доброе воинство. Но есть и злое, о котором Апостол говорит: якоже представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконнию (Рим. 6:19). – Имея веру. Учителю должно быть прежде всего учителем самого себя. Под верою разумеет все относящееся к учению, а под совестью все относящееся к жизни. - Юже нецыи отринувше, т.е. совесть вместе с хорошею жизнью. Кто живет бесчестно, тот терпит кораблекрушение и в вере. Чтобы не терзаться страхом будущего суда, такие люди стараются убедить себя в душе, что ложно все то, что говорится у нас о воскресении и о последнем суде. - Предах сатане да научатся. Если сатана самого себя не научает, то каким-образом он может научить других? На это можно сказать: подобно тому, как палачи будучи исполнены бесчисленных преступлений, научают других благоразумию, так и сатана. Преданный сатане прежде всего отделяется от общения с другими, а затем уже сатана, взявши человека, лишенного Божией помощи, научает его, – и это служит к его вразумлению. Но зачем же Апостол предает Именея и Александра сатане, а не научает сам? Чтобы показать, что он может повелевать и сатане, и чтобы вместе с наказанием они подверглись и позору, так как были наказываемы сатаною. Неверующих апостолы наказывали сами, как напр. Вариисуса Павел, а Петр – Ананию, чтобы показать, что сами они имеют власть, но тех, которые были научены ими и потом отпали от веры, предавали сатане. - Не хулити. Такие люди, подчиняя веру разным человеческим соображениям, обращались к хуле. Так делали несториане и другие еретики.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Таковы Именей и Александр.

Видишь ли, что и в те времена были люди, которые превратно учили, которые уклонялись от веры, предавались исследованиям и умствованиям? Поэтому ты не унывай теперь, когда видишь таких людей, но противостой им.

Которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Научая других, как же сатана не учит самого себя? Однако апостол не сказал: чтобы он научил их не богохульствовать, но: чтобы они научились (ϊνα παιδευθωσιν). Не он совершает это, но так бывает вследствие его действий. Ибо как палачи, будучи сами отъявленными преступниками, вразумляют других, так и диавол. Но почему Павел сам не наказал их, как наказал Вариисуса и как Петр - Ананию? Чтобы со строгостью наказания соединить большее бесчестие, чтобы показать, что и сатане повелевает и чрез это быть более страшным. Или лучше - апостолы сами наказывали неверующих, чтобы те знали, что они не могут утаиться. Ибо и Анания был неверующим, и еще испытующим. Между тем тех, которые уже знали сие и потом отступали от веры, они предавали сатане, показывая им, что они не своею силой, но попечением их - апостолов - были охраняемы. Или еще и то, что тех, которых они желали исправить, не наказывали сами, а неисправимых сами подвергали наказанию. Как же виновный предаваем был сатане? Его извергали из общего собрания, отлучали от стада и нагим предавали волку. Ибо подобно тому, как в древности облако окружало скинию, так и Церковь Христову - Дух Святой. Следовательно, кто вне Церкви, тот и вне Духа и потому жалок и легко уловим. Таково наказание отлучения. И Сам Бог, предавая грешников болезням и бедствиям, научает чрез это. Будучи же судимы, говорит, наказываемся от Господа (1Кор. 11:32). Видишь ли, что исследовать вещи божественные посредством умствований - значит богохульствовать. Оскорбление для божественных вещей, когда кто думает, что они постижимы умствованием человеческим.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

От нихже есть Именей и Александр, ихже предах сатане, да накажутся не хулити.

От нихже. Следовательно, там не двое было таких; выставляются же эти двое, вероятно, по причине неудержимости их языка, по которой они всюду разносили хульные речи о домостроительстве спасения в Господе Иисусе. За это подпали и особенному наказанию,—духовному, но для всех видимому и не нестрашному, именно — преданию сатане. Не в первый уже раз употребляет Апостол это наказание; в Коринфе ему же подвергнут был кровосмесник (см.: 1Кор. 5. 5). Но что это за предание сатане?

Есть две области,—светлая область веры и добродетели, в Боге живущая и Богом живимая, - и темная область богоборства и греха, врагом нашим, сатаною, устрояемая и блюдомая. Первая есть Церковь святых Божиих, вторая - всё, что вне Церкви. Таким образом, выступающий из Церкви или отлучаемый от нее неизбежно подпадает его власти и влиянию. Святой Златоуст говорит: «если хочешь знать, как Апостол предавал виновных сатане, послушай. Собравшимся, говорит, вам и моему духу, с силою Господа нашего Иисуса Христа, предати таковаго сатане (1Кор. 5, 4 — 5). Следовательно, виновного тотчас извергали из общего собрания, отлучали от стада, он оставался одиноким и нагим, предавался волку. Ибо подобно тому, как облако покрывало еврейский стан, так Дух Святый — Церковь. Поэтому, кто был извергаем из нее, тот сгорал; а извергаем был из нее виновный по суду Апостолов. Так и Господь предал Иуду сатане. Ибо тотчас по хлебе вниде в онь сатана (Ин. 13, 27).

Но этим одним невидимым, в духе совершавшимся бедствием дело наказания преданием сатане не ограничивалось. Наказывались некоторые виновные для вразумления прочих; потому наказание должно было быть видимо, состоя или в болезнях и лишениях телесных, или в исступлении ума, по временам бывавшего. И надо положить, что как в Коринфе виновный предан сатане во измождение плоти; так нечто подобное пострадали и наказанные тем же в Ефесе. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол предал их диаволу, как жестокому исполнителю казни. Ибо (тогда обычно) отлученные от Церкви и лишенные благодати подвергались жестоким ударам от сопротивника, впадая в трудные болезни, страдания, утраты и другие бедствия. Сатане приятно налагать это на людей, так как он, по слову Пророка, и враг, и местник (см.: Пс. 8, 3)». В пояснение этого Амвросиаст прибавляет: «вот почему в Евангелии сказано между прочим тридцатиосьмилетнему расслабленному: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14), показывая, что по причине греха иногда тела подвергаются болезням. А что орудием к тому служит диавол, сие объяснил Господь, говоря в одном случае: сию же дщерь Авраамлю сущу, юже связа сатана се осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботний? (ср.: Лк. 13, 16)».

Такому наказанию предал святой Павел тех двух виновных в бытность свою в Ефесе, лично и торжественно в присутствии всех верующих и, может быть, неверующих. Цель: да научатся не хулити. Кто? Не эти только двое, но и все причастные той же вине, хотя и менее их дерзкие, «иною их была хула. «Апостол не объявил самой хулы; потому что писал тому, кто знал дело» (блаженный Феодорит). Но очевидно, она была поднимаема на дело Божие — домостроительство спасения в Господе. Чтоб пресечь такое хуление, Апостол торжественно наказал главных виновных, чтоб и их исправить, и прочих вразумить. «Обучаемым, увидев происходящий от хулы вред, естественно было переменить свой образ мыслей» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст говорит при сем: «но как же сатана научает не хулить? Ибо если он учит других не хулить, то тем более следовало бы ему научить этому себя самого. Если же он доныне не может этому научить себя, то не может и других.— Апостол не сказал: да научат их не хулить, но: да научатся не хулити. Не он совершает это, но это бывает следствием (его действий). Подобным образом и в другом месте Апостол говорит о соблудившем: предати таковаго сатане во измождение плоти,— не с тою целию, чтобы спасти тело, но: да дух спасется (1Кор. 5, 5). То есть это сказано безлично. Каким же образом происходит это? Подобно тому как палачи, будучи сами исполнены бесчисленных преступлений, вразумляют других, так и здесь (то же самое говорится) о лукавом демоне. — Но для чего (Апостол) ты сам не наказал их, как оного Вариисуса, как Кифа — Ананию, но предал их сатане? — Для того, чтоб со строгостию наказания соединить более сильное осуждение их вины; притом не маловажным было для Апостола показать, что имеет силу повелевать диаволу. Ибо чрез сие становилось очевидным, что диавол покоряется и уже против воли подчиняется Апостолам (исполняя их приговоры). Поэтому сие немало содействовало проявлению благодатных дарований».

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:9-13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1Тим.1:19-20; 2Тим.2:16-18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия (1Кор.11:21), а также грешили даже до незнания Бога (1Кор.15:34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2Тим.2:16-18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит.3:10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5; 1Кор.11:31-32; 2Кор.10:7,17,18; Рим.14:2,10,12,13; Иак.4:12; Иак.2:13; Гал.6:1,2-5.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать

Далее апостол указывает на некоторых отвергших добрую совесть, презревших ее голос и потому потерявшихся и начавших жить в разных заблуждениях. В пример таких людей апостол выставляет Именея и Александра. Эти двое, вероятно, были нечестивее, чем другие, им подобные. Кто были эти Александр и Именей и в чем состояло их «богохульство», неизвестно. По-видимому, инакоучители ефесские щадили этих людей, и Павел поэтому сам подверг их наказанию.

Предал сатане - объяснение см. в толков. 1Кор. 5:5.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 18-20 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Обращаясь лично к Тимофею, Апостол увещевает его бороться со врагами спасения, твердо храня веру в чистоте совести, без чего нельзя и сохраняться, как доказали это еретики Именей и Александр, отлученные Павлом, от церковного общения за их богохульство. Апостол напоминает Тимофею, что о нем было предсказано, что он будет добрый воин Христов. Вероятно, это были «какие-либо проречения о св. Тимофее бывших тогда в церквах пророков, или указания свыше самому Павлу бывшие и ведомые Тимофею, одно из которых, может быть, повторилось и при самом назначении его заменить Апостола во Ефесе» (Феодорит). По изъяснению же св. И. Златоуста, «пророчество состоит не в том только, чтобы предсказывать будущее, но и в том чтобы указывать настоящее. Слова: «отделите ми Варнаву и Савла (Деян. 13:2) были пророчеством. Так был избран и Тимофей. Но здесь Апостол говорит о многих пророчествах, разумея, быть может, и то, по которому принял его к себе в начале и когда рукоположил, как пишет ниже: «не неради о своем даровании» (4:14). Дабы возбудить его к ревности и заставить трезвиться и бодрствовать, он напоминает ему об Избравшем и Рукоположившем его, говоря как-бы так: тебя избрал Бог, Он вверил тебе Церковь, не по человеческому избранию ты сделался служителем веры; не оскорби, не посрами божественного избрания; проходи добрую службу воина, – добрую, ибо есть и злая служба воина, во оружии гнева и нечистоты (Рим. 6:19). И можно видеть многих, которые, ниспадши в бездну греха, совратились в язычество. Одни для того, чтобы не терзаться страхом будущего суда, стараются убедить себя, что угрозы те ложны. А все сие от того, что много поблажают уму. Умствование производит кораблекрушение, а вера есть надежный корабль, и уклоняющиеся от него неизбежно терпят крушение». Рассуждая далее о предании отступников сатане, св. И. Златоуст вопрошает: «но для чего ты сам (Апостол) не наказал их, как оного Вариисуса но предал их сатане? Для того, чтобы со строгостию соединить более сильное осуждение и показать, что имеет силу повелевать диаволу. Палачи, будучи сами исполнены бесчисленных преступлений, вразумляли других; так и здесь говорится о лукавом демоне». «Отлученные от Церкви и лишенные благодати подвергались жестоким ударам от сопротивника, впадая в трудные болезни, страдания, утраты и другие бедствия. Обучаемым, увидев происходящий от хулы вред, естественно было переменить свой образ мыслей».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об отлучении (анафематствовании).


Мф.18:16-18. Из этих слов видно, что Сам Господь установил отлучение от Церкви преслушников её. Апостолы так и поступали: 1Кор.5:5; 1Тим.1:20; в особенности они повелевали отвращаться и анафематствовать (отлучать) еретиков: Тит.3:10-11; Иуд.1:18-19; Гал.1:8; когда же отлученный раскаивался, то получал прощенье: 2Кор.2:7-8. Церковь составляют не одни миряне, но и пастыри: Мф.18:17, и власть вязать и разрешать, а, стало быть, и отлучать дана не мирянам, а пастырям: Мф.16:19; Ин.20:23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

1:20. Так, от недоброй совести и жизни, потеряли веру в Ефесе некоторые христиане, из них особенное двое – Именей и Александр, дошли даже до богохульства. Святой Павел лично предал их во власть сатаны, отлучив от Церкви, хранимой благодатью Святого Духа, но не для того, чтобы они окончательно погибли, а чтобы среди мучений (например, болезней) познали свои заблуждения и научились не богохульствовать, как было с коринфским кровосмесником, тоже преданным сатане святым Павлом, и потом раскаявшимся и снова принятым в Церковь (см. 1Кор. 5:3–5; 2Кор. 2:6–8 ).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible