Скрыть
Вѣ́мы же, ꙗ҆́кѡ до́бръ зако́нъ (є҆́сть), а҆́ще кто̀ є҆го̀ зако́ннѣ твори́тъ,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его

А мы знаем, что добр закон, если кто им законно пользуется, то есть если кто знает время его (которое было для него назначено) и разумеет истинные тайны, в прообразах его начертанные.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 8-11 Вемы же, яко добр закон есть, аще кто его законне творит, ведый сиe, яко праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым, нечестивым же и грешником, неправедным и скверным, отца и матере досадителем, мужеубийцам, блудником, мужеложником, разбойником, лживым, клятвопреступником, и аще что ино здравому учению противится, по благовестию славы блаженнаго Бога, еже мне уверено быстъ

Закон добр, если кто законно его употребляет, а в противном случае он не добр. Кто же законно его употребляет? Тот, кто им руководится к вере. Хотя сам по себе закон не может оправдывать, но он проводит ко Христу, могущему оправдать. Поэтому, законно употребляет закон тот, кто исполняет его, а не тот, кто толкует его. Ведый сиe, яко праведнику закон не лежит. Законно употребляет закон и тот, кто знает, что он не нужен ему для праведной жизни. Кто же это такой? Тот, кто живет праведно по любви к добродетели, а не из страха пред законом. Но беззаконным и непокоривым. Об этом же и в другом месте апостол Павел сказал: закон преступления ради приложися (Гал. 3:19). Значит, для праведного и несогрешающего закон не нужен; он нужен для тех, которые не по собственному побуждению бывают добродетельными, а нуждаются в этом случае в угрозе закона. Далее Апостол перечисляет такого рода людей, намекая этим перечислением на то, что среди иудеев были такого рода гpехи. Нечестивым же и грешником… Разве не могло быть всего этого среди иудеев, которые постоянно служили идолам, приносили своих детей в жертву демонам и запятнали себя междоусобными войнами?.. И аще что ино здравому учению противится. Bcе, перечисленные у Апостола пороки, свойственны душе развращенной; а такая душа противна здравому и хорошему учению. По благовестию славы. Какое же учение здраво? Согласное с благовестием (κατὰ τὸ εὐαγγέλιον) Божиим. Апостол называет Евангелие благовестием славы, потому что чрез него прославляется Иисус Христос, взявший на себя крест. Еже мне уверено быстъ. Вероятно, лжеапостолы имели подложные Евангелия.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его.

То есть если кто не только изъясняет его на словах, но и исполняет на деле. Ибо кто изучает постановления закона, а не исполняет их, тот беззаконно пользуется законом. Или иначе, законно пользуется законом тот, кто приводится им ко Христу. Закон, не имея силы руководить или оправдывать, препровождает ищущего праведности ко Христу, - и это есть его цель: так что законно, то есть так, как повелевает сам закон, пользуется законом тот, кто закону предпочитает Христа.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Вемы же, яко добр закон есть, аще кто его законне творит.

Апостол будто смягчает предыдущий укор выставляющим значение закона, что они не знают, что делают: уступаю, что: закон добр. Но тут же прибавляет такое условие, которое сильно отнять всякое дерзновение у выступающих с учением о силе закона: аще кто его законне творит, χρηται,— пользуется им законно, то есть в духе самого закона, по внутреннему его смыслу и значению. Я знаю, говорит, что закон хорош; но вы нехорошо учите о нем. Вы выставляете значение его безусловно, а оно подлежит условию: аще. Разбери теперь это условие и найдешь, что исполнение его должно вести к узрению престания закона. Закон — пестун во Христа, — он тень, тело же Христос. Следуй сему пестуну, иди по сей тени,— и дойдешь до Христа, обетованного Избавителя. Пока не приходил Христос, вы все были под пестунством, шли по тени; а когда пришел Христос, пестунству конец, и тень должна быть оставлена позади. А вы все твердите: закон, закон. Следовательно, вы незаконно им пользуетесь, употребляете его не по значению и духу его; почему не знаете, что говорите.

По особенному значению сего места, выписываем, что сказали, рассуждая о нем, святые Отцы и учители. Блаженный Феодорит пишет: «не закон порицаю, но худых учителей закона. Ибо знаю, что закон полезен для вознамерившихся соблюдать цель закона. Сие значат слова: аще кто его законне творит,— то есть если кто следует цели закона. Цель же закона — привести нас к Владыке Христу, и по пришествии Его закон не имеет уже силы. Это сказал Апостол и в Послании к Галатам: аз законом закону умрох, да Богови жив буду (Гал. 2, 19). Ибо закону же повинуясь, говорит, не храню я закона». То же читаем и у Амвросиаста: «не отрицает Апостол, что закон, данный чрез Моисея, добр, так, однако ж, чтоб признаваем был смысл его и то, для чего он дан, приемлемо. Но тот знает закон и то, для чего он дан, кто, слыша проповедь о Христе, оставляет закон. Тот законно пользуется законом, кто умеет различать в нем данное на время от непрестающего и признает, что относящееся в нем к таинству Христа не должно уже быть (по пришествии Христа) соблюдаемо на будущее время; ибо это значило бы веровать, что имеет еще прийти Тот, Кто уже пришел». И у блаженного Феофилакта: «законно пользуется законом тот, кто приводится им ко Христу. Закон, не имея силы оправдывать, препровождает (ищущего праведности) ко Христу, — и это есть цель его: так что законно,—то есть так, как повелевает сам закон,— пользуется законом тот, кто закону предпочитает Христа». Это взято у святого Златоуста, который говорит: «если надлежащим образом будешь пользоваться законом, то он приведет тебя ко Христу. Ибо так как цель закона состоит в оправдании человека, а между тем он не в состоянии (этого сделать); то он приводит к Тому, Кто может (исполнить сие)».

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его

А мы знаем, т. е. все христиане знают.

Закон добр - см. Рим VII:12-14.

Законно - т. е. соответственно с самим существом закона. Ср. Рим III:27, 28 и особенно 31.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 8-10 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

Оценивая закон Моисеев, Апостол называет его добрым, но относительно пользования им говорит, что оно может быть добрым и не добрым, смотря по тому, как им пользуются. Главное назначение закона ветхозаветного заключалось в том, чтобы удерживать людей от преступлений, особенно таких, которые противны не только высшему Христову учению, но и нравственному общечеловеческому. Для праведников же закон не имел значения, ибо они по естеству жили законно, а христиане живут по благодати. Таким образом, закон (ветхий) теперь почти потерял всякое значение. Им могут руководствоваться только грешники, а праведникам дан другой, высший закон Христа, Который пришел и грешников спасти. Время закона уже прошло. Вот главная мысль 8–10 стихов. Далее говорится, что настало время Евангелия, проповедуемого Апостолом (ст. 11–14), почему нужно веровать (ст. 15–17) и следовать проповедуемому (ст. 18–20).

По мнению св. И. Златоуста, Апостол как-бы говорит так: «если надлежащим образом, будешь пользоваться законом, то он приведет тебя ко Христу. Ибо так-как цель закона состоит в оправдании человека, а между тем он не в состоянии (этого сделать), то он приводит, к Тому, Кто может». «Праведнику не лежит закон, потому что он не дожидается того, чтобы закон научил его, что нужно делать, имея внутри себя наставляющую его благодать Св. Духа» –«Законно, то есть так, как повелевает закон, пользуется законом тот, кто закону предпочитает Христа» (блаж. Феофилакт). «Беззаконники и непокорные живут по своей воле, сами себе бывают законом. В этом отношении они схожи с праведниками, ибо и эти сами себе закон. Но только эти сами себе закон на всякое добро, а те – на всякое худо, на влечение самоугодия и страстей. Нечестивых же и грешных можно различать так: первые – нарушители закона и отношений к Богу, которые страха Божия не имеют и не чтут ничего священного, а вторые – нарушители заповедей по отношению к себе и ближним» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,

1:8. Мы, христиане, знаем, что закон Моисеев добр, но не безусловно, а под таким только условием, если пользуются им законно – в духе самого закона. А по духу своему, закон есть пестун во Христа, он – тень, тело же – Христос, следуй ему, и дойдешь до Христа, обетованного Избавителя. Вот как законно пользоваться законом. А утверждать, что закон сам по себе имеет спасительную силу, значит не понимать закона, пользоваться им незаконно. Итак, закон, законно пользующихся им, приводит ко Христу, под иго благодати, а незаконно пользующихся им – к осуждению.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible