Скрыть
и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление

И Адам не был прельщен, но жена прежде преступила заповедь.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою

Смотри на благость Господа, какую показывает Он кротость после такого преступления. «Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя». Я, говорит, хотел, чтобы ты проводила беспечальную безболезненную жизнь, свободную от всякой скорби и горести и исполненную всякого удовольствия, (хотел, чтобы ты), будучи облечена телом, не чувствовала ничего телесного. Но как ты не воспользовалась по надлежащему таким счастием, но избыток благ довел тебя до столь великой неблагодарности, то чтобы ты не предалась еще большему своеволию, Я налагаю на тебя узду, и осуждаю тебя на печали и воздыхания. «Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада». Я, говорит, сделаю, что у тебя рождение детей – источник великого утешения – будет начинаться печалию, чтобы ты сама в повседневных скорбях и печалях при деторождении имела постоянное напоминание о том, как велик этот грех и преслушание, чтобы с течением времени не предала ты забвению случившегося теперь, но знала бы, что причиною этого был для тебя обман. Поэтому «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада». Здесь разумеются болезни рождения и тот великий труд, какой должна терпеть (жена), нося плод, как бремя, в продолжение стольких месяцев, – также некоторые особенные, происходящие отсюда, боли, растяжение членов и те нестерпимые страдания, которые знают только те (жены), которые испытали (их).

Однако человеколюбивый Бог даровал, вместе с скорбями, и столь великое утешение, что радость о рождении младенца равняется тем болезням, которые, в продолжение стольких месяцев, терзают утробу матери. Переносящие такой труд, столько терзаемые болезнями и, так сказать, отчаивающиеся в самой жизни, после того как родят и насладятся радостью за (свои) страдания, опять, как бы забывши все, что было, предаются деторождению: так устроил Бог для непрерывного сохранения людей! Надежда будущих благ всегда облегчает перенесение настоящих скорбей. Поэтому сказал (Он): «умножая умножу печали твоя: в болезнех родиши чада». Это же сказал и Христос, беседуя с учениками и показывая вместе и тяжесть скорби, и обилие радости: «жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ее»; потом, желая представить нам, как чувства скорби скоро проходят, и сменяются радостью и веселием, говорит: «егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин.16:21). Видишь безмерное попечение (Божие)? Видишь, что наказание преисполнено вразумления? «В болезнех родиши чада». Потом: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет». Как бы оправдываясь пред женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестною (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поелику ты не воспользовалась равночестием, как должно, за это подчиняю тебя мужу: «и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет». Так как ты, оставив равночестного и имеющего общую с тобою природу, того, для кого ты создана, решилась вступить в беседу с лукавым животным-змеем, и принять от него совет, то затем Я уже подчиняю тебя ему и объявляю его твоим господином, чтобы ты признавала власть его; так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошею подчиненною. «К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет». Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободою и властию, носиться по стремнинам. И для коня полезнее иметь на себе узду и ходить под управлением, чем без этого носиться по стремнинам. Итак, имея в виду твою пользу, Я хочу, чтобы ты к «мужу» имела «обращение», повиновалась ему, как тело голове, и с радостию признавала его господство.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 17

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева: и Адам не прельстися: жена же прельстившися, в преступлении бысть: спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием

Верно слово. Апостол требует не только того, чтобы женщины в молитвенное собрание являлись в приличной одежде, но и того, чтобы оне пребывали там в молчании и со всякою покорностию. Молчанием оне обнаружат свою покорность. - Жене же учити не повелеваю. Этим Апостол отнял у женщин всякий повод к разговорам. Он повелел им молчать, чтобы оне не начали разговаривать под благовидным предлогом учения. Пусть не учат, говорит Апостол, не только о житейских, но и о духовных предметах. Конечно, он не позволяет женщинам учить в церкви, но не запрещает им учить другим способом. По крайней мере он повелевает им учить детей, как об этом будет сказано несколько ниже. - Ниже владети мужем. Самое учение есть уже властвование над мужем. Адам бо прежде (πρῶτος) создан бысть. Так как Адам создан был прежде жены, то жена не должна властвовать над мужем, а должна покоряться ему. - И Адам не прельстися. Если сравнить прельщение Адама с прельщением жены, то это – не было даже прельщением. Большое различие быть обольщенной змеем и взять от жены древесный плод и вкусить. Поэтому Адам, оправдываясь, не говорит, что он был прельщен, а: жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа, и ядох (Быт. 3:12), как бы желая показать этим, что он не пал, так как послушался своей помощницы. - Не прельстися: здесь подразумевается слово прежде (πρῶτος – первый), которое выше поставлено. – Можно толковать и иначе. Разве Адам не был прельщен? Этого не говорит Священное Писание. Жена сказала: змий прельсти мя (Быт. 3:13), а Адам не сказал: жена прельстила меня, но: та ми даде (Быт. 3:12). Притом не одно и то же поверить единокровной и помощнице и поверить зверю, рабу, подчиненному: последнее и есть, собственно обольщение. И не об Адаме сказано: и виде яко добро древо в снедь (Быт. 3:6), но о жене. - Жена же прельстившися. Апостол выставляет это для того, чтобы доказать, что женщина не должна учить. Раз, говорит он, взялась учить она и все ниспровергла и сделала виновным в преслушании мужа, так как она же предложила мужу вкусить от плода. Поэтому и не сказал Апостол: Ева прельстившись…, но: жена, показывая этим, что род этот легко обольстим. - В преступлении бысть. Впала в преступление не одна только Ева, но и все женское поколение: как в Адаме все мы подпали смерти, так и в Еве все жены впали в преступление. - Спасется же… Видишь ли, что не об одной Еве здесь идет речь, но о всем женском роде вообще. - Спасется же чадородия ради, не одна только Ева, но и всякая женщина. Под чадородием Апостол разумеет не только рождение детей, но и приведение их к Богу. Что же, – скажет кто-либо, – девы, бездетные, лишившиеся детей, вдовы погибли? Нет! Не то говорит Апостол, что жены не спасутся собственною добродетелью, но что и чадородие будет для них пособием к спасению, если – само собою разумеется – оне будут заботиться о своем спасении путем добродетели. - Аще пребудет в вере. Если она воспитает венценосцев Христовых и если пребудет в добродетели. А если она, сама будучи худою, воспитает хорошо? Не возможно, чтобы худая воспитала хорошо; но если и случится так, она получит за это награду. А если она, сама будучи хорошею, худо воспитает? Вкусит плод от дурного нрава детей. Примером этого служит священник Илий (2 Цар.:4). Верно слово, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление

Почему говорит апостол, что Адам не прельстился? Потому, что и Писание не говорит этого, напротив, жена сказала: змей обольстил меня (Быт. 3:13), а Адам не говорит: жена прельстила меня, но: она дала мне (Быт. 3:12). Не одно и то же - быть обольщенным от зверя - раба и подчиненного. Поэтому последнее и есть собственно обольщение. Итак, в сравнении с женщиной апостол говорит об Адаме, что он не прельстился. Адам даже и не видел, что дерево хорошо для пищи (Быт. 3:6), но жена увидела и прельстилась, а потом дала и мужу своему. Таким образом, она была увлечена страстью, а он подчинился жене. Итак, апостол говорит: учила однажды жена, и все ниспровергла; поэтому пусть не учит этот род: он легок, легко восприимчив, легко обольстим. Смотри, не сказал апостол: Ева обольщена, но: жена, разумея под этим именем женскую природу. Подобно тому как чрез Адама вся природа сделалась смертной, так и чрез Еву перешло на всех женщин легкомыслие; по причине этого легкомыслия и преступление имело место прежде в самой Еве.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И Адам не прельстися, жена же прельстившися, в преступлении бысть

Кроме чина естества, указываемого образом сотворения мужа и жены, Апостол в основание подчиненности жены мужу выставляет и то, что в деле падения она прельстилась первая и Адама прельстила; за что и присуждено ей: к мужу обращение твое (ср.: Быт. 3, 16). По творению она хотя и вторствующая, но почтена некиим равночестием мужу; а по падении она потеряла это. Почему подчинение жены мужу есть как бы епитимия, наложенная на нее за прельщение праматерию праотца Адама. В Еве виновною в сем сделался весь род женский,— и это не по одному вменению, а потому, что унаследовал и самое дело Евы — прельщать мужеский род; что доселе делается им не случайно, а по действующему в нем постоянно позыву нравиться и прельщать. Чтоб умалить происходящее из сей склонности зло, жена подчинена мужу.

Святой Златоуст применяет это к предшествующей речи к женам, да не учат. Взялась,— говорит,— учить некогда жена и все извратила, чем явно показала, что негожа в учители. Он говорит: «для чего Апостол говорит сие (Адам не прелъстися и прочее)? Для того, чтобы на основании многих причин предоставить первенство мужу. Ибо, говорит, мужчина должен иметь первенство, во-первых, потому, что он прежде создан, во-вторых, на основании того, что случилось в последствии времени. Учила некогда жена, и все ниспровергла, и сделала его виновным в преслушании. За то и подчинил ее Бог, что она во зло употребила власть или, лучше сказать, равночестие. К мужу твоему обращение твое — сказано; а прежде этого события сие не было сказано.— Адам преступил заповедь не потому, что был увлечен страстию, а только повинуясь жене. Так — учила однажды жена и все ниспровергла. Поэтому и сказал Апостол: да не учит».— Но как же Адам не прельстился? Разве он не согрешил? Согрешил; но иным образом, чем жена. Жена прельстилась словами змия, или диавола, говорившего языком змия, и вкусила запрещенного плода, а Адам вкусил, послушавшись жены. Если бы к нему обратился враг, может быть, Адам не прельстился бы его словами, а усмотрел скрытую под ними ложь и пагубный обман, и падения не было бы. Но жену враг легко обольстил, а та обольстила мужа,— и падение состоялось. Таким образом она оказалась легкопрельщаемою. «Легок род сей, легкоприимчив, легкообольстим» (блаженный Феофилакт). Почему слово Апостола: Адам не прелъстися — можно понимать, как история падения дает разуметь: не Адам прельщен диаволом. Так Амвросиаст: «диавол не мужа прельстил, а жену; муж же женою был доведен до преступления: за что не следует давать ей поблажки, а должно держать ее в смирительном положении».

Святой Златоуст полагает еще, что Адам непрельстившимся назван сравнительно с женою. На вопрос: как же Адам не прельстился? — он отвечает: «внимательно слушай. Жена говорит: змий прельстил мя (ср.: Быт. 3, 13); между тем Адам не говорит: жена прельстила меня, но: та ми даде и ядох (ср.: Быт. 3, 12) (это то же, что и у Амвросиаста).— Притом не одно и то же значит быть обольщенным от единоплеменной и сродной себе и быть обольщенным от зверя, раба, подчиненного: последнее собственно и есть обольщение. Итак, только сравнительно с женою Апостол говорит о нем, что он не прельстился; потому что она была обольщена от раба и подчиненного, а он от свободной. Опять не об Адаме сказано: и виде, яко добро древо во снедь (ср.: Быт. 3, 6), но о жене: и что она вкусила и дала мужу своему».

Блаженный Феодорит так толкует. Сие не прелъстися Апостол сказал вместо: не первый прельстися — и в этом следовал Писанию. Ибо жена, когда потребован был у ней отчет, сказала: змий прельсти мя, и ядох; Адам же говорит не так, но: жена, юже дал ecи со мною, та ми даде от древа, и ядох (Быт. 3, 12 — 13). И Ева, послушавшись змия, не имеет оправдания; Адаму же служит малым оправданием, что, обольщенный женою, не сам сорвал и плод с древа, но жена, первая вкусив, дала и мужу. Посему-то и сказал Апостол: Адам не прельстися

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление

Почему женщина не должна становиться выше мужчины - апостол разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина - об Адаме не сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к Рим (V:12) первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как глава семьи.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 13-15 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

 

Основания подчиненности и второстепенности жены – многоразличные: природные и исторически жизненные. Она создана из Адама и ввела мужа во грех. Но ее болезни чадородия, вера и любовь, в соединении с целомудрием и святостию, даруют ей спасение одинаково, как и верующим мужам, ибо в будущей вечной жизни не будет различия полов.

По мысли св. И. Златоуста, «Апостол говорит как-бы так: мужеский пол наделен большим преимуществом, как прежде созданный. А в другом месте он ставит его еще выше, когда говорит: «не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» (1Кор. 11:9). Адам преступил заповедь не потому, что был увлечен страстию, а только повинуясь жене. Так учила однажды жена, и все ниспровергла. За то и подчинил ее Бог, и Апостол сказал: «да не учит». Но вы, жены, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам особое некое средство ко спасению, именно воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других. Деторождение есть дело природы. Но жене даровано не только это, но и то, что относится к воспитанию детей. В том не малая, но великая будет награда, что она воспитала ратоборцев Христу». «Жена добродетельная воспитывает и детей в добродетели. Сущая в ней добродетель чрез воспитание переходит и на детей. Запретив выше женам учить в церкви, теперь в утешение им дает им, кого учить. Если хочешь учить, учи детей». Под святынею Апостол разумеет чистоту тела. Но поскольку не все – девы, то прибавляет: и целомудрием. Ибо целомудрие не отрицается у тех, кои законно пользуются браком» (блаж. Феофилакт). «Праматерь согрешила, и за это подпала, каре Божией. Но как милосердному Богу благоугодно было устроить дивный образ спасения падшим, то и жене открыто спасение. Для женщин не особые условия спасения, а те же, какие определены вообще человечеству: вера и любовь, аще пребудет в вере и любви, в вере в Господа Спасителя, в любви к Богу и ближним, родильнице и питательнице всех добродетелей» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;


Далее святой Павел доказывает, почему женщина должна находиться в подчиненном положении к мужчине.
2:13–14. Жена создана после мужа, поэтому и должна быть позади него. Она создана из части (ребра) мужа, поэтому, естественно, не все имеет в такой степени, в какой имеет мужчина. Из бока мужнина взято то, из чего она создана, чтобы всегда была около мужа как помощница, а не как госпожа. В другом месте святой Павел говорит: не муж создан для жены, но жена для мужа (1Кор. 11:9). «Поелику, говорит, в самом создании род мужской удостоен первенства, а Ева создана второю, то должны после сего и все жены второстепенные иметь места после мужей и покорствовать им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужской и женский» (Феодорит). Другую причину подчиненности жены мужу, святой Павел берет из порядка падения. Ева первая прельстилась и Адама прельстила, за что и присуждено ей – к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Очевидно за падение, она лишена Богом того, что прежде имела в равной чести с мужем. Поэтому подчинение жены мужу есть как бы епитимия, наложенная на нее, за прельщение Адама Евою. В Еве, виновною в этом, сделался весь род женский, и это не по одному вменению, а потому, что унаследовал и самое дело Евы прельщать мужской пол, что доселе делается женщинами не случайно, а по живущей в них наследственно переданной склонности нравиться и прельщать. В падении прародителей святой Павел большую вину видит в Еве, а не в Адаме. И Адам прельстился и согрешил, но не так, как Ева. Она послушалась диавола, сорвала с запрещенного Богом дерева плод и ела, Адам же послушался ее, равной с ним по чести, и данной ему Богом (см. Быт. 3, 6-12). Ева проявила как бы власть, господство над Адамом и погубила его, за это она и наказана подчинением ему. Но святой Павел, умалив жену пред мужем, утешает ее, что и она спасется, если соблюдет предложенные ей условия.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible