Скрыть
Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины

Который всем людям желает спастись от заблуждения и лжи и к познанию истины придти, которую и мы проповедуем.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-4 Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки: за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины npиити

При ежедневной молитве, говорит апостол Павел, прежде всего должно быть упоминание об этом. - Творити молитвы… Молитва есть прошение, возносимое об избавлении от всего, причиняющего скорбь. Моление – испрашивание благ. Прошение – жалоба на обижающих. - Благодаренья… Должно благодарить Господа за благодеяния, оказываемые нами друг другу. - За вся человеки. Епископ есть общий отец; поэтому он должен молиться за всех людей, верующих и неверующих, друзей и врагов, обижающих и притесняющих. - За царя. Чтобы кто-либо не заподозрил его в лести, Апостол прежде сказал: за вся человеки, а потом присоединил за царя и всех начальствующих. - Да тихое и безмолвное житие поживем. А чтобы христианин, не смущался тем, что при совершении таинств упоминается о царе, который бывал часто и неверующим, апостол Павел показывает, что и нам полезно блaгoдeнcтвиe царей. Каким же образом оно бывает для нас полезно? Если цари будут благоденствовать и с успехом будут вести войны против неприятелей, то и мы будем жить мирно и спокойно, и никто не будет нас тревожить. И странно было бы, если бы цари трудились для общего блага, а мы не оказывали бы им возможной с нашей стороны помощи (разумеется – молитвы). - Во всяком благочестии. Бывает троякого рода война: с иноплеменниками, с единоплеменниками и – самая опасная – война души с телом. Война с чужими причиняет только смерть или рабство. Войны со своими можно избежать кротостью, или уступчивостью, подобно тому, напр., как сказано в Священном Писании: вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же молихся (Пс. 108:4) и: с ненавидящими мира бех мирен (Пс. 198:6). Но войну, происходящую в нас самих, весьма трудно прекратить, и она приносит большой вред душе. Итак, апостол Павел желает, чтобы мы молились за царей, чтобы они побеждали и благоденствовали, так как он знает, что мир внешний с врагами полезен и для внутреннего мира нашей души. Если мы обязаны познавать Бога, то конечно для познания Бога и Его благодеяний мы имеем нужду в свободном и спокойном времени. А каким же образом могут быть свободны те, которые заняты войной с иноплеменниками? - Сие бо добро и приятно – молиться за всех людей, даже и еллинов (неверующих), чтобы они обратились. - Иже всем человеком хощет спастися. Если Сам Господь, устрояющий спасение людей, хочет, чтобы все спаслись, то нужны ли нам молитвы? Конечно нужны. Этим ты привлекаешь к себе любовь тех, за которых молишься, и показываешь свое к ним благорасположение. Подражай, говорит Апостол, Богу. Он Сам хочет, чтобы все люди спаслись, и ты молись за всех людей. - И в разум истины приити. Сказавши это, Апостол далее и говорит о том, что это за истина в учении. Но если Бог желает, то почему же не бывает того, чего Он желает? Не бывает, потому что сами люди не хотят. Бог ничего здесь не делает принудительно.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины

Если Он хочет, чтобы все люди спаслись, желай и ты, и подражай Богу; и если желаешь этого, то молись. Но если Он Сам хочет, то какая, спросишь, нужда в молитве с моей стороны? Это приносит им много пользы, ибо располагает их к любви, тебя не допускает до ожесточения, и их, очень вероятно, снова привлечет к вере. Знай, что спасение от веры. И достигли познания истины, то есть веры в Него; ибо это - единственная истина.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом

Приятно — пред Богом, а: добро — как? Можно и: добро — понимать так же, как добро пред Богом; но можно в слове: добро — видеть указание на внутреннюю нравственную доброту дела молитвы, как свидетельство любви ко всем.— Бог — Спаситель наш не потому только, что желает спасения, но потому, что устроил образ спасения и всех спасающихся спасает сим образом, деятельно им вспомоществуя воспользоваться им.— Желающий всем спасения, Бог желает, чтоб все пришли в познание истины о спасении, именно что оно только в Господе Иисусе Христе. Это есть неотложное условие спасения. Молитва верных о спасении неверных приятна Богу верно потому, что она содействует исполнению сего условия.

Больше и больше утверждается мысль, что Апостол, заповедуя молиться за всех людей и с властями их, разумел молитву о спасении их. Только такой мысли вполне соответствуют настоящие стихи. Молитесь о спасении всех, потому что это приятно Богу, хотящему всем спастися. Но если и не признать этой мысли исключительно, всячески при первой следует признать ее второю главнейшею: так как на ней преимущественно останавливает внимание Апостол. Блаженный Феодорит пишет: «Божественный Апостол не только ради сего (да тихое житие поживем) повелевает совершать молитвы за царей, но и для того, чтобы, отложив нечестие, обучились они благочестию». Экумений продолжает: «ибо молиться за всех людей, даже и еллинов (неверных), да обратятся, добро и приятно Богу». «Что это значит (то есть добро и приятно)? — спрашивает святой Златоуст и отвечает: — То, что приятно Богу и Он желает того, чтоб молились за (спасение) всех. Ибо Он всем человеком хощет спастися, и в разум истины прийти. Подражай убо Богу. Если Он желает, чтобы все спаслися, пожелай и ты того же; и если желаешь сего, то молись о сем; ибо таким людям свойственно молиться. Видишь ли, как Апостол всеми средствами убеждает душу в том, что нужно молиться и об язычниках. Это, говорит, Богу угодно, чрез это делаемся мы подобными Ему, потому что желаем того же, чего и Он желает».

Бог Спаситель хощет всем спастися. Чего же ради не все спасены и не все спасаются? — Того ради, что Бог, хотящий всем спастися, не всемогущею Своею силою содевает спасение их, но, устроив и предложив всем дивный и единственный образ спасения, хочет, чтобы все спасались, самоохотно приступая к сему образу спасения и разумно пользуясь им. Почему Апостол, сказав: Бог, Спаситель наш, хощет всем спастися,— присовокупил: и в разум истины прийти,— в последнем полагая условие к первому. В разум истины прийти,—то есть прийти в познание истины. «Какой истины? Именно веры в Него» (святой Златоуст),— веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе, как тотчас и говорится (стих 5). Проповедь пошла по миру. Слышащие внимают, слагают в сердце слышанное, уразумевают истину, доходят до решения идти вслед ее, идут и спасаются богоучрежденным образом. Весь этот путь есть путь свободного, разумного произволения, коему сопутствует благодать, утверждая движения его.

И вот где, с одной стороны, причина, что не все спасаются, с другой - место влиянию молитвы верных о спасении неверных.

Не все спасаются, потому что не все внимают слову истины, не все склоняются на него, не все следуют ему — словом, не все хотят. «Если Бог желает (всем спастися), то почему же не бывает того, чего хочет Бог? — спрашивает Экумений — отвечает: — Потому что те не хотят; ибо Бог ничего здесь не делает принудительно». Подобное сему читаем и у Амвросиаста: «если Бог, который именуется всемогущим, хощет всем человекам спастися, то как же не исполняется Его чтение? Бог хощет всем человекам спастися, но если они приступят к Нему. Ибо Он не так сего хощет, чтоб спасаемы были и нехотящие; но так хочет им спастися, если и сами они восхотят того. Он как никого не лишает спасения всемогущею силою Своею, так никого ею и не спасает. Врач объявляет обществу, что он готов всех врачевать; но, конечно, если больные будут обращаться к нему. Так и здесь — обращающиеся к Врачу душ спасаются. Не истинно было бы спасение, если б оно подавалось против воли. И порадоваться полученному спасению не мог бы тот, кто получил бы его, если б это было возможно, принужденно; не говорю уже о том, что здесь больной духом не может восприять духовного врачевства, если вседушно не предаст себя действию его. Тут происходит не телесное, но духовное врачевание, которое никакой не приносит пользы ни тем, которые в нем сомневаются, ни тем, которые не хотят его. Ибо вера, дающая спасение, если душа не восприимет ее всем желанием, не только никакой не принесет пользы, но и повредит (послужит к большему осуждению). Благодать веры имеет силу вливать спасительное врачевство только в тех, которые вседушно предают себя ей».

Место влиянию молитвы верных о спасении неверных имеется на всех поворотах движения свободного произволения путем спасения, от первого внятия слову истины до восприятия спасения. Она влияет и на первое внятие благовестию, и на уразумение, в чем дело, и на склонение к нему, и на решение последовать ему. Как? Этого осязательно указать нельзя; но, что оно есть, на это наводит настоящее место. Богу, говорит, приятно, когда верные молятся о спасении неверных, конечно, потому, что это содействует спасению их. Как это спасение условлено познанием истины или полным приятием веры, к которому свободное произволение достигает, сделав в своем движении несколько поворотов, то очевидно, что содействующая спасению неверных молитва верных влияет на благоуспешное совершение всех этих поворотов произволения и наконец на самое восприятие спасения. Святая Церковь верует сему, выражая свою веру молитвою об оглашенных, кои суть шествующие к восприятию спасения.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины

Спаслись - не только в будущей жизни, но также и здесь, на земле, приняв евангельское учение (ср. 2Тим. I:9).

Истины - спасительного, истинного учения, предложенного людям Господом Иисусом Христом.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 3-4 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Молитва за всех людей, кроме того, что она полезна самим молящимся (через мирное житие, следующее за нею), особенно приятна Богу Который желает, чтобы все люди познали Его и получили спасение. «Богу приятно, и Он желает того, чтобы мы молились за всех», говорит св. И. Златоуст. «Подражай Богу. Если Он желает, чтобы все спаслись, желай и ты того же; и если желаешь сего, то молись о сем; ибо таким людям свойственно молиться. Видишь ли, как Апостол всеми средствами убеждает душу в том, что нужно молиться и об язычниках!

"Место влиянию молитвы верных о спасении неверных имеется на всех поворотах движения свободного произволения путем спасения, от первого внятия слову истины до восприятия спасения», говорит преосв. Феофан. «Она влияет и на первое внятие благовестия, и на разумение, в чем дело, и на склонение к нему, и на решение последовать ему. Богу, говорит Апостол, приятно, когда верные молятся о спасении неверных, конечно, потому, что это содействует спасению их. Как это спасение условлено познанием истины или полным приятием веры, к которому свободное произволение достигает, сделав в своем движении несколько поворотов, то очевидно, что содействующая спасению неверных молитва верных влияет на благоуспешное совершение всех этих поворотов произволения и наконец на самое восприятие спасения. Св. Церковь верует сему, выражая свою веру молитвою об оглашенных, кои существующие к восприятию спасения».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

2:3–4. Вот, говорит, что хорошо и угодно. Спасителю наш ему, чтобы все люди спаслись и познали истину. Следовательно, христиане и должны молиться Ему о том, чтобы Он вразумил царей и правителей, и привел их к познанию истины – веры в Него, веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе, и таким образом спас их. Ибо это есть единственный путь спасения.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible