Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус
Поелику один Бог, а не многие, как воображают язычники, — один и Посредник Бога и людей.
Григорий Богослов, свт. (†389)
Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус
Мне кажется, что Он именуется:
«Человек», чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлимости естества, не только сделался вместимым через тело; но и освятил Собой человека, сделавшись как бы закваской для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собой осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, – телом, душою, умом, – всем, что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Един охранитель мира, совокупивший в Себе разъединенное. «Человеком» же наименовал Апостол Христа, потому что назвал ходатаем, а ходатаем соделался Христос, вочеловечившись. Как намеревающийся примирить какие-либо два лица, препирающихся между собою, став посреди их и держа одного правою, а другого левою рукою, приводит их в приязнь, так и Христос, с Божественным естеством соединив человечество, установил нерушимый и неразрывный мир. А если Христос, по учению Ария и Евномия, непричастен сущности Отца, то какой же Он ходатай? Соединен Он с нами, так как по человечеству единосущен нам; но не имеет единения со Отцом, если, как учат они, отделен от Божия естества. Но божественный Апостол назвал Его ходатаем. Следовательно, и с Отцом в единении по Божеству, и с нами также по человечеству.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 5-7 Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех, свидетельство времены своими, в неже поставлен бых аз проповедник и Апостол, истину глаголю о Христе, не лгу, учитель языков, в вере и истине
Един бо есть Бог и един ходатай. Повторением слова: един, един Апостол хочет устранить всякую мысль о многобожии. Так как имеющему быть посредником между Богом и человеком надлежало быть причастным их обоих, чтобы быть в состоянии посредствовать, то Сын Божий, предвечное Слово, является на землю воплотившись; и хотя в Нем два естества божеское и человеческое, но и по соединении их Он мыслится и поклоняется в единой ипостаси. Если бы Он, Единородный, явился нам в одном божестве, то тварь не могла бы снести Его, когда даже лица Моисеева не могли видеть сыны израилевы (Исх. 34:35; 2Кор. 3:13). Слова – Един Бог поставлены здесь вовсе не для различия от Сына или Духа Святого; нет, они поставлены для различия от тех, которые называются богами, а на самом деле не боги. Можно спросить еще: почему Апостол не упомянул о Святом Духе? Потому что он имел в виду здесь еллинов (неверующих язычников), к которым и относились слова: и в разум истины приити. Они почитали многих богов; поэтому-то Апостол с особою целью не упоминает о Святом Духе, чтобы не показалось, что он вводит многобожиe. Но когда он говорит с верующими, то постоянно упоминает о Святом Духе, и часто даже об одном только Святом Духе, не упоминая о Боге Отце и Сыне. - Человек Христос Иисус. Он был как человеком, так и Богом, нераздельно, неслитно. - Давый Себе избавление за всех, и еллинов (т.е. неверующих). Он умер за всех, а ты не будешь по крайней мере молиться за всех? Обрати внимание на слова: давый Себе: они прямо обличают ариан, которые говорили, что Иисус Христос недобровольно был предан на смерть. Что значит избавление (ἀντίλυτρον – выкуп)? Вся природа была осуждена на погибель, но Христос отдал Себя за нее. - Свидетельство, т.е. чрез свидетельство Сын сделался избавлением. Поясняя выше приведенные слова (давый Себе избавление), Апостол говорит здесь, что под избавлением он разумеет свидетельство (τὸ μαρτύριον ), т.е. страдание. Иисус Христос пришел, чтобы свидетельствовать об истине; и всеми своими делами Он засвидетельствовал, что Он был Христос Сын Божий даже до смерти. Он Сам объявлял Бога Отцом, сообщил истинное учение и Сам представил образ истинной ангельской жизни. - Времены своими, т.е. когда люди сделались способными к вере. Так объясняет и Климент в седьмой книге Гипотипоз: времены своими: чрез свидетельство, т.е. чрез страдание, говорит он, дал Себя Иисус Христос в избавление (для искупления), потому что чрез страдание Он засвидетельствовал о благости Отца. Бог Сам отдал Своего Сына, но иудеи не прекратили своей вражды против Него, а распяли и Сына, – Бог хочет исполнить данные им обетования, но они сами не хотят этого. Это свидетельство, т.е. страдание, произошло времены своими, т. е. во времена, предначертанные и предопределенные святою и преблаженною Троицею. - В неже поставлен бых аз. Для этого свидетельства, для этого страдания я был отделен и поставлен проповедником, чтобы сделать известным крест Господень. Намереваясь назвать себя учителем языков, чтобы не показалось невероятным, что и язычники призваны в спасении. Апостол наперед заявляет: истину глаголю, не лгу. - Учитель языков. Так как можно проповедывать и мимоходом, то Апостол присовокупил: учитель. Я, говорит он, не проповедывал только, но учил неотступно. А это показывает особенную Божию попечительность о язычниках. - В вере и истине. Если бы Апостол сказал только: в вере, то кто-нибудь мог бы подумать, что он заблуждается; поэтому он прибавил: и истине. Я, говорит он, проповедую не при помощи каких-либо логических доказательств и риторических хитросплетений, но при помощи веры. И это доказывает силу проповеди.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус
Сказав: Бог хочет, чтобы все спаслись, он подтверждает, говоря, что именно для этого Он и послал посредником Сына Своего, чтобы Он примирил Его с людьми. Итак, почему же не все спасены? Потому что не хотят. Сказав же: един Бог, он говорит это для противопоставления не Сыну, а идолам. Что Сын есть Бог, это ясно из того, что Он посредник: так как посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник. Итак, поскольку Сын - посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, - один в двух естествах, не только Бог, потому что Его не приняли бы те, за которых Он должен быть посредником, И не только человек, потому что Ему надлежало беседовать с Богом. Не сказал же явно о Божественности Христа потому, что тогда господствовало многобожие, чтобы не подумали, что и он вводит многих богов; даже, когда говорится: един и един, не должно соединять эти слова и говорить: два, но: один и один: такова осмотрительность в Писании. Поэтому он не упоминал даже о Духе, чтобы не показаться многобожником.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус
Частица: бо — связывает сию речь с предыдущею, как причину. К чему же именно она относится в сей силе? Можно относить ее к непосредственно стоящему впереди: в познание истины прийти, — так: Бог всем хочет спастися чрез познание истины, — именно той, что спасение в Господе Иисусе, и только в Нем, потому что другого пути ко спасению нет. Как един есть Бог, так един же и посредник между Богом и человеками. Люди, во Адаме, отпали от Бога, в Коем их живот, — отпали и погрязли в область смерти. Предлежало им или вечно оставаться в сей смерти, или открыть путь к воссоединению с Богом, без Коего сила смерти не могла быть пресечена и жизнь их не могла стать в истинный свой чин. Как этого ни сами они и никакая другая тварь, хотя бы самая высшая, открыть и устроить не имела силы; то заступилось за них беспредельное человеколюбие Божие. Совет Божий положил воплотиться, для изъятия людей из их крайней беды, Сыну Божию Единородному, не отделяясь от недр Отчих, чтоб, умерши плотию, уничтожить силу смерти и, оживотворив в себе человеческое естество воскресением, соделаться живым соединителем человеков с Богом. Сын Божий пришел на землю, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небеса — и седит одесную Бога Отца, человеческим естеством, которое, таким образом в Его Лице быв соединено с Его Божеством, пребывает соединенным с Богом Отцом, с Коим не переставал Он быть едино. Затем — верующие в Него, и сочетавающиеся с Ним таинственно, соделываются едино с Ним и чрез Него соединяются с Богом; как это засвидетельствовал Он Сам, говоря с учениками: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20). Иного пути к воссоединению с Богом, в коем (воссоединении) спасение, нет. Никтоже приидет к Отцу, токмо Мною (ср.: Ин. 14, 6), — говорит Господь. «Апостол здесь говорит подобно тому, как говорил в другом месте: един Бог Отец, и един Господь Иисус Христос (ср.: 1Кор. 8, 6)» (святой Златоуст). Другого посредника нет и быть не может. Как един Бог, так и посредник между Богом и человеками один. Другого не ищи и, если б кто предлагал тебе указать его, не иди вслед его. Следовательно, и спасения другого нет — как в живом сочетании с Господом Иисусом. Сию-то истину познать и хощет Бог, хотящий всем спастися, — познать, приять и по ней улучить спасение.
Ходатай, μεσιτης, —есть не слово ходатайственное говорящий в защиту, а самым делом стоящий посреде и соединяющий посредствуемых, — есть соединитель, «совокупивший в себе разъединенное» (блаженный Феодорит), и соединитель живый. Такова сущность Его.
Так как, говоря: един Бог — и: един ходатай,— Апостол имел в виду только показать, что другого спасения нет, как в Господе Иисусе, - как Бог один, так и посредник между Богом и людьми один; то все другие, могущие рождаться при сем, вопросы могут быть обходимы без ущерба пониманию слов Апостола. Позволительно, однако ж, при них стороною помыслить, что когда говорится: един есть Бог,— то сие говорится не в ущерб истине Триипостасности Бога, но в показание, что воплощение единого Лица Бога Триипостасного не породило никакого разделения в Едином естестве Божием. Воплотившийся Сын не стал вне Бога, как может навесть на такую мысль слово: посредник: ибо в посреднике между Богом и человеками есть Бог от Бога и человек от человек. Став таким чрез воплощение, Сын не стал вне Отца; но воспринял, совершил и держит воплощенное посредничество, не оставляя недр Отца. Устроенное ради нашего спасения, сие посредничество не разделило Бога. Бог и при нем Един есть.
Равно когда говорится: един посредник, — то говорится не в ущерб истине двух естеств в посреднике, но в показание, что два в Нем естества не делают двух посредников. И при двух естествах Он един есть. Как посредник, Он есть Бог от Бога и человек от человек; но едино есть Лицо — Сын Божий воплотившийся. Экумений пишет: «поелику имеющему быть посредником между Богом и человеком надлежало быть причастным их обоих, чтоб иметь возможность посредствовать между ними; то Сын Божий, превечное Слово, пришел (к нам на землю) воплотившись, будучи таким образом из двух естеств, Божества и человечества, но по соединении их мыслимый и поклоняемый во единой Ипостаси».
Почему, когда вслед за сим говорится: человек Христос Иисус, — то этим не единство естества в Нем утверждается, — не утверждается, что Он только человек, а не и Бог,— а лишь показывается, как Он стал посредником; стал же Он посредником чрез вочеловечение. Так блаженный Феодорит: «Апостол назвал Христа Иисуса человеком; потому что назвал посредником, а посредником сделался Христос вочеловечившись». Можно посему слово: человек — понимать, как — вочеловечившийся, так: един посредник, вочеловечившийся, подразумевая — Сын Божий, именуемый Христос Иисус.
Наши толковники преимущественно обращают при сем слово свое на уяснение значения посредничества. Блаженный Феодорит пишет: «как намеревающийся примирить какие-либо два лица, препирающиеся между собою, став посреди их и держа одного правою, а другого левою рукою, приводит их в приязнь: так и Христос, с Божеским естеством соединив человечество, установил нерушимый и неразрывный мир. А если Христос, по учению Ария и Евномия, непричастен сущности Отца, то какой Он посредник? С нами (в таком случае) Он будет соединен, так как по человечеству единосущен нам; но с Отцом не будет иметь единения, если, как учат они, отделен Он от Божия естества. Но Божественный Апостол назвал Его посредником, следовательно, состоящим в единении и с Отцом по Божеству, и с нами по человечеству». Святой Златоуст говорит: «посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым он есть посредник; ибо посреднику свойственно, обладая тем, что принадлежит той и другой стороне, для которых есть посредник, приводить их ко взаимному общению. Если же принадлежащее одной стороне он имеет, а с другою разобщен, то в таком случае он вовсе не посредник. Следовательно, если Христос Иисус непричастен естеству Отца, то Он не есть посредник, но разобщен с Ним. Почему признаем, что как Он соделался причастником человеческой природы, потому что пришел к людям, так и естества Божеского Он есть причастник, потому что пришел от Бога. Так как чрез Него соединялось два естества, то Он должен был быть близким к обоим естествам. Ибо подобно тому, как какое-либо место, занимающее средину (между двумя местностями), прикасается к каждой из них; так и соединяющий между собою два естества должен быть причастником обоих естеств. Следовательно, и Христос Иисус как соделался человеком, так был и Богом. Будучи только человеком, Он не соделался бы посредником; потому что Ему надлежало (Божески) беседовать с Богом. Равным образом, будучи только Богом, Он не был бы посредником; потому что Его не приняли бы те (см.: Экумений: не снесли бы. Лучше: Он не мог бы представлять лица тех), для которых Он служит посредником».
Давый Себе избавление за всех. — Избавление, αντιλυτρον, — выкуп. Посредничество было делом нелегким; не в слове только ходатайственном оно состояло, но и в деле и требовало жертвы. Это по состоянию тех, за коих посредник принял на себя ходатайство. Последние отпали от Бога чрез грех и состояли под гневом Божиим за вину греха, — по причине греха подлежали тиранству сатаны, а чрез то и другое — смерти. Бог возблаговолил примириться с отпадшими; но, чтоб отпадшие поднялись до способности вступить в примирение, надлежало высвободить их из всех уз, которые держали их в низком рабстве, — именно правды Божией прогневанной, греха, диавола, смерти. Совершить сие взял на себя посредник, без вины понесши то, что лежало на виновных посредствуемых. Воплотившись, Он воспринял на Себя человеческое естество, чистое и безгрешное, и, им предав Себя на крестную смерть, Удовлетворил чрез то правде Божией; правда Божия удовлетворенная открыла врата излиянию милости и благодати на виновных,—которые, приняты бывая в милость и освящаясь благодатию, сокрушают узы греха, а чрез это свергают и узы рабства диаволу; таким образом становятся наконец они сынами воскресения, над коими смерть не имеет власти. Всем сим в совокупности совершается выкуп, и таинство посредничества входит в силу. Корень и начало всему есть то, что воплотившийся Сын Божий, как посредник, предал Себя, предал на смерть крестную. Почему Апостол и совмещает все дело посредничества в сем одном: давый Себе избавление.
Блаженный Феодорит пишет: «когда все состояли под владычеством смерти, Христос не подлежал смерти, — и как Бог, потому что имел естество бессмертное, и как человек, потому что не сотворил греха, причинившего смерть. Но Он Сам Себя предал (на смерть), как некую искупительную цену, и всех освободил от рабства смерти».
Заметим при сем между прочим: не потому ли также впереди сказал о посреднике Апостол, — что Он есть человек Христос Иисус,— что имел вслед за сим сказать: давый Себе избавление? Ибо, чтобы принесть такую жертву, Ему надлежало возыметь то, что принесть, именно человечество, и стать человеком. Потреба имети что и Сему, еже принесет (Евр. 8, 3), говорит Апостол в другом месте. Что же это такое? Плоть и кровь. Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти повинни беша работе (ср.: Евр. 2, 14-15).
Свидетельство времени своими. Это придаточные слова. И трудно определить, какая мысль была при сем у Апостола. Поставим сии слова в соотношение с предыдущим. Сын Божий, воплотившись для посредничества между Богом и людьми, предал Себя на смерть во искупление всех,— всех, не иудеев только, но и язычников. Это дело беспредельного человеколюбия к нам Бога Отца, предавшего Сына, и Бога Сына, предавшего Себя, есть свидетельство. Чего? Того, что Бог хощет всем спастися, и в разум истины прийти,—не иудеям только, но и язычникам. Почему вы, верные, молясь о неверных язычниках, делаете дело, приятное Богу, потому что этим содействуете исполнению того, чего желает Бог, то есть спасению всех, — и язычников. А что это есть прямое желание Бога, видно из того, что учрежденное Им посредничество между Собою и людьми обнимает всех людей и что посредник, предав Себя на смерть, предал во искупление всех людей без различия и исключения. Такое течение мыслей видит у Апостола святой Златоуст: «давый Себе избавление за всех. Что же, ужели за язычников, скажи мне? Да. — И, несмотря на то, что Христос умер и за язычников, ужели ты не согласишься молиться за них? Так почему же, скажешь ты, они не уверовали? Потому что не захотели (выше сказал: потому что вселенная еще не достигла истины), а с Его стороны сделано все. Об этом свидетельствует Его страдание, говорит он».— Всем,— и язычникам,— быть спасенными было от века определено. Таково вечное Божие хотение; но свидетельство о том дано в свое время: времены своими,— то есть «в подобающее или надлежащее время» (святой Златоуст), «когда люди способными уже соделались к уверованию» (Экумений), — «во времена, предначертанные и предопределенные преблаженною Троицею» (Климент у Экумения). Свидетельство сие, в свое время явленное, есть самое учреждение сего спасения всех. Сим то же выражается, что читаем в Послании к Галатам: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, да подзаконныя искупит (ср.: Гал. 4, 4-5).— Истолковывать и распространять это свидетельство, далее говорит Апостол, возложено на меня.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Каяться нужно пред Богом только: Мф.11:28; Лк.7:37-38; Лк.15:20; Ин.14:6; Деян.4:11,12; 1Тим.2:5-6; Ин.6:37 («Бапт.», 1909, №10).
Православный ответ: Верно: нужно каяться Богу, но пред людьми, как некогда Давид пред Нафаном, как приходящие к Иоанну Крестителю; как «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая грехи свои» (Деян.19:18), как перед ап. Петром каялся согрешивший Симон Волхв.
Священники «только свидетели» покаяния и разрушители грехов властью, данной им от Бога (Ин.20:21-23).
Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1Тим.2:1-2), и в 2Кор.1:11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис.43:27; Иер.15:1; Откр.5:8;8:3-4 – говорит о ходатайстве пред Богом за других.
Значит, сектантам не нужны ничьи молитвы, а в том же послании не так говорится: (1Ин.5:16).
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Вы ГОВОРИТЕ: Достаточно одного посредника, Христа, так говорит и Апостол Павел: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1Тим.2:5-6).
ОТВЕЧАЮ: Действительно, по слову Апостола, один посредник Христос. Но что следует за этими словами? Предавший Себя для искупления всех. Понимаешь ли разницу в посредничестве? Один посредник Христос в посредничестве искупления и избавления. Но не один в посредничестве прошения и моления. Ибо если совсем один-единственный ходатай Христос, при отвержении иных ходатаев, то напрасно Апостол Павел столь многократно просит о молитве живущих на земле.
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Противники учат, что и при самом оправдании грехи в человеке остаются и не отнимаются от оправдываемого, но только покрываются Христовой праведностью, чтобы они не явились пред Лицем Отца Небесного, и отпускается только наказание, полагающееся за грехи, а грехи остаются, но не вменяются. Мы же говорим напротив.
Установление православное
При оправдании от человека совершенно отнимаются грехи
Грех в человеке Священное Писание называет узами, сетями, по подобию уз и сетей которыми связывают тело: Сети грешников опутали меня, но закона Твоего я не забыл (Пс.118,61). Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными (Ис.5,18). И извел их из тьмы и тени смертной, и узы их разорвал (Пс.106,14). Когда человек освобождается от телесных уз, остаются ли они на нем? Никак. То же подобает сказать и об узах духовных, то есть грехах, которыми человек связывается во власть дьявола. И при оправдании они снимаются с человека, а правильней сказать, истребляются и уничтожаются. Таким образом был освобожден Давид, который говорит: Господи! Я – раб Твой… – Но почему? – Ты расторг узы мои, Тебе принесу жертву хвалы (Пс.115,7). Как бы сказав: Господи, доселе я был рабом и пленником сатаны, который связал меня узами грехов, держа как пленника в своей власти. Ныне же, так как Ты извел меня от этих уз, я больше не раб сатаны, но Твой раб. Обрати внимание, что говорит: Ты расторг узы мои (Пс.115,7), – не только себя называет свободным от уз, но истребленными и сами узы, то есть грехи.
И как в древности Давид, так ныне и мы освобождаемся Христом, и когда растерзаны греховные узы, избавляемся из плена сатаны и возводимся в свободу сынов Божиих по слову апостола: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу (Рим.6:22). И еще: избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол.1:13). Поэтому Христос в Священном Писании называется Избавителем и избавлением, Искупителем и искуплением, потому что Им мы избавились от греховных уз и демонской власти: Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1Тим.2,5-6). И еще: Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный (Тит.2,14). И еще: мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов (Еф.1,7). И еще: вы не свои… Ибо вы куплены дорогою ценою (1Кор.6,19-20). И еще: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1Пет.1,18-19). И еще: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени (Откр.5.9). Поэтому грехи – это не только скверны и пороки, которыми мы оскверняемся, но и узы, которыми мы бываем пленены. Так и Кровь Христова имеет не только силу для очищения, но и цену для искупления. Так как противники это отвергают, то они наносят великое оскорбление Христу и великое презрение к Его Крови.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Посредник (Гал.3:19) – лицо, посредствующее между двумя враждующими сторонами с целью их примирения. Это название, по преимуществу, принадлежит Божественному Искупителю, примирившему Бога с человеком (1Тим.2:5). Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, говорит св. ап. Павел (1Тим.2:5).
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус. Показывая, почему Бог хочет, чтобы все спаслись, апостол говорит, что Он есть единый Бог всех человеков и следовательно ни о ком из людей не оставляет пещись; к сему присоединяет, что един и Посредник между Богом и людьми, след., едина воля Божия о спасении всех человеков чрез Христа, Который для того и называется здесь человеком, чтобы указать на Его служение спасению всего человечества. Таким образом, называя Христа единым Ходатаем, апостол имеет в виду множество людей и народов, а не то, чтобы в Его спасающей деятельности решительно никто из людей не принимал служебного участия. Именно в последнем смысле понимают эти слова штундисты, когда говорят, что у православных много ходатаев (и Божия Матерь, и святые), тогда как един Ходатай. Но апостол в той же главе в ст. повелевает за всех творить прошения, а что это значит, как не ходатайствовать (ср. 2Кор.1:11)? И в каком ином смысле называем мы святых ходатаями, как не в том, что они за нас молятся?
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус
Из того, что Бог - един, следует, что Он есть спаситель для всех людей (ср. Рим III:29 и сл.). Точно так же один и посредник между Богом и людьми - человек Христос Иисус, и это опять подтверждает мысль о необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения здесь несомненно заключается в слове «человек». Если посредник - человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему близки по человеческой природе. Понятно, что это место не может служить каким-либо свидетельством в пользу той мысли, что апостол считал Христа только человеком. В послании к Галатам Апостол Павел говорит, что он - апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал. I:1). Если бы понимать это место в буквальном, ограниченном смысле, то нужно бы из него сделать такой вывод, что Христос совсем не был человеком… Затем, апостол в пастырских посланиях ясно говорит, что Христос был не только человеком, а и Богом. Так он приписывает Христу предсуществование (1Тим. III:16), называет Его «нашим великим Богом и Спасителем» (Тит. II:13).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Единство Бога, Отца всех, и единство Господа Иисуса Христа, Спасителя общего, предавшего Себя на страдания и смерть для спасения всех людей, тоже должны побуждать христиан к молитве о спасении неверующих, как братий по Богу Отцу и человеков по человеку Христу, для того и вочеловечившемуся, чтобы нарещи всех братиями по искуплению и спасению, одинаково готовому для всех приемлющих его.
По изъяснению св. И Златоуста, «Апостол говорит здесь подобное тому, как говорил в другом месте: Един Бог Отец и един Господь Иисус Христос» (1Кор. 8:6). «Посредник должен приобщиться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник... Христос Иисус, как соделался человеком, так был и Богом. Будучи только человеком, Он не сделался бы посредником, потому что Ему надлежало беседовать с Богом. Равным образом, будучи только Богом, Он не был бы посредником, потому что Его не приняли бы те, для которых Он служит посредником» (потому что Он не мог бы представлять лица тех). Как един Бог, так и посредник между Богом и человеками один», говорит преосв. Феофан. «Другого не ищи, и если б кто предлагал тебе, не иди вслед его». «Следовательно, и спасения другого нет, как в живом сочетании с Господом Иисусом. Сию-то истину познать и хощет Бог, хотящий всем спастися, – познать, приять и по ней улучить спасение». Сию-то мысль о всеобъемлющим единстве людей пред промыслительными очами Божиими и старается внушить Апостол, чтобы все молились о всех и тем содействовали общему спасению, столь приятному Богу и Спасителю нашему.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
2:5–6. Почему же спасение людей только в Господе Иисусе? По идее творения человека, спасение и жизнь его назначены быть в Боге – в живом общении с Ним. По падении человека, живое общение стало невозможно, ибо человек погряз в грехах и лишился жизни в Боге – стал мертв грехами. Чтобы восстановить падшего и снова привести его в общение с Богом, пришел на землю Сын Божий – Бог, принял природу человеческую, и своими смертью и воскресением очистил ее от греховной нечистоты и воссел одесную Бога Отца, как Богочеловек человеческим естеством. Таким образом, человечество в лице Его снова соединилось с Богом, и в Нем получило жизнь. Это в идее – в лице Богочеловека. Но Он не для Себя это сделал, а для возрождения и приведения к Богу Отцу и всех людей. Таким образом, Он есть новый Адам – образец, живой пример, соединитель разобщенных людей с Богом – посредник, «совокупивший в Себе разъединенное» (Феодорит). И как Бог един, так и посредник между Богом и человеком един – Богочеловек Христос Иисус. Это посредничество было дело нелегкое. Заключалось оно не в словесном только ходатайстве, но в деле, требуя жертвы за людей. Люди отпали от Бога через грех, и состояли под гневом Его за вину греха. По причине греха подлежали тиранству сатаны, а через то и другое – смерти. Бог соблаговолил примириться с отпадшими, но чтобы отпадшие стали способными к примирению, нужно было высвободить их из всех уз рабства, прогневанной Божьей правды, греха, диавола и смерти. Свершить все это взял на себя Посредник, без Своей вины понесший то, что лежало на виновных. Взяв в общение с Собою один, так сказать, экземпляр человеческой природы, Он провел его по пути послушания, даже до креста, и этим принес искупление перед правдой Божьей, и вместе в Себе дал неиссякаемый источник сил, для возрождения всего человечества. Таким образом, помилованные Богом и облагодатствованные Им, получают силу свергнуть с себя иго греха, а через это и иго диавола, и таким образом становятся сынами воскресения, над которыми смерть уже не властна. Все это дело посредничества святой Павел выражает в главном моменте его – предавший Себя для искупления всех. Это единственный путь спасения, которым от века Бог определил спасти всех людей – иудеев и язычников. Но свидетельство о том дано в свое время (в слав. времени своими), то есть подобающее или подлежащее время, когда люди сделались способными к уверованию (Златоуст), или как Апостол говорит в другом месте: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего да подзаконныя искупит (Гал. 4:4–5). Для возвещения этого свидетельства людям, особенно язычникам, Господь посылает Апостола Павла.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Переходя от наставлений общего характера к особенным, апостол, прежде всего, обращает внимание Тимофея на порядок, какой должен соблюдаться в церковных собраниях христиан. Так как очень вероятно, что, вследствие партийных раздоров, христиане Ефесской Церкви перестали молиться о всех, то апостол, прежде всего, считает нужным исправить этот недостаток в христианской жизни верующих. Он просит, чтобы в Церкви совершались молитвы за всех людей и, притом, перечисляет все виды молитв.
Это 1) δέησεις – вообще, молитва, произносимая человеком в сознании своей немощи 2) προσευχή – прошение, направленное к Богу 3) ἐντευξεις – молитва за других и 4) εὐχαριστία – благодарственная молитва. В особенности, нужно молиться за царя и властей, чтобы Бог утвердил их против всяких злодейских и вражеских нападений, и чтобы, таким образом, христиане проводили жизнь спокойную, не являлись противниками существующего порядка; совершая молитвы за царя, может быть, к ним и враждебного, христиане этим самым исполняют волю Божию (живут в благочестии) и являются безупречными пред людьми (в чистоте). Апостол указывает и на те побуждения, которые должны руководить верующих в этом случае. Именно: 1) такая молитва сама по себе представляет нечто хорошее (καλὸν), потому что свидетельствует об истинно христианском настроении молящегося; 2) угодна Богу; 3) потому, что Бог у всех людей один и посредник между ними и Богом также один, – Иисус Христос, Который предал Себя за всех людей и всем доставил возможность спасения. То, что Господь предал Себя за людей, апостол называет свидетельством (τὸ μαρτύριον) любви Божией к людям, о которой апостол только что сказал. Свидетельство это было дано в предназначенное Богом время. След., за всех людей, кто бы они ни были, можно молиться в надежде, что эта молитва не противна Богу и не останется безуспешной (определяя при этом Господа-посредника, как истинного человека, апостол имеет, конечно, в виду заблуждение докетов). И сам Павел был назначен герольдом для возвещения об этой всеобъемлющей любви Божией.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: У нас один посредник и ходатай – Иисус Христос (1Тим.2:5; Рим.8:34; 1Ин.2:1; Евр.7:25,9:15).
Ответ: В указанных местах Иисус Христос называется «Ходатаем», – «единым Посредником» потому, что был «предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:6). Он един Ходатай – Искупитель, а не один только Ходатай – молитвенник. Ходатаев молитвенников, по слову Божию, у христиан много: «Дух ходатайствует за нас» (Рим.8:26); «избавил нас от столь близкой смерти... по ходатайству многих» (2Кор.1:10-11); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» (Иер.7:16). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своею силою, а силою того же Христа.