Скрыть
Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-9 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою

Дав потом наставление, чтобы мужи молились без гнева и досады, он кроме того дает увещание и женам, призывая их к благоразумию, чтобы они бросили пустые наряды бесстыдства и позлащенные завивки волос, украшенные жемчугом, и драгоценную одежду.

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения

Апостол говорит: «хощу, да молитвы мужие творят без гнева и размышлений» лукавых; потому что, по Евангелию, помыслы от сердца исходят (Мф. 15, 15). Посему, приступай к молитве, и обращай внимание на сердце свое и на ум; желай, чтобы чистая молитва воссылалась тобою к Богу, преимущественно же смотри при этом, нет ли чего препятствующего молитве, чиста ли молитва, занят ли ум твой Господом так же, как у земледельца — земледелием, у мужа — женою, у купца — торговлею; и когда преклоняешь колена свои на молитву, — не расхищают ли помыслов твоих другие?

Собрание рукописей типа II. Беседа 15

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 8-10 Хощу убо да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления. Такожде и жены во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием да украшают себе, не в плетениих, ни златом, или бисерми, или ризами многоценными, но, еже подобает женам обещавающымся благочестию, делы благими

Но почему же Иисус Христос запрещал молиться пред всеми: ты же, сказал Он, егда молишися, вниди в клеть твою (Мф. 6:6). Этим Спаситель не запрещал молиться на всяком месте, а сказал это потому, что с особенною заботливостью предостерегал от молитвы на показ. Равным образом когда Он говорил да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6:3), то не о руках говорил, а о том, чтобы мы не творили милостыни на показ. Место не имеет здесь никакого значения, но во всех таких случаях Спаситель заботился о том, чтобы мы ничего не делали на показ. Сверх сего, Апостол мог выразить этими словами и то, что нам не запрещено молиться на всяком месте, подобно тому как иудеям нельзя было приносить жертвы вне храма. Для нас всякое место хорошо, только бы мы воздавали преподобные руки, т.е. чистые, – чистые от хищения, любостяжания и убийств, очищенные милостынею. - Без гнева, т.е. без памятозлобия, без зложелательства. У разгневанного человека даже во время молитвы не прекращается ненависть к брату. - И размышления, – услышит ли меня Бог? не напрасно ли я молюсь? Нужно быть уверенными, что Бог услышит нас, если мы, будучи чистыми, просим у Него того, что Ему угодно. – Такожде и жены, т.е. я желаю, чтобы и они воздевали чистые руки без гнева и сомнения. Но от женщин апостол Павел требует нечто большее, именно – прилично одеваться. - Во украшении (ἐν καταστολῇ), т.е. в одежде, покрывающей со всех сторон, – лепотном, т. е. в одежде приличной, но не щегольской, чтобы привлекать взоры смотрящих. - Со стыдением и целомудрием. Не подражай, поэтому, распутным женщинам, бросающим бесстыдные и наглые взоры. - Не в плетениих… Не в театр ты пришла, а пришла оплакивать свои грехи. Одежда умоляющей не должна быть драгоценна, и плачущей о своих грехах не прилична эта помпа украшений. Но если Апостол запретил даже то, что служит признаком богатства, то тем более непозволительно изысканное щегольство, как напр. притиранья щек, подкрашиванья век, желанная походка, изнеженный голос, взгляд влажный и заманчивый, манера одеваться, заимствованная от распутных женщин, искуснейшим образом сделанный пояс, вычурная обувь. Все это Апостол изгоняет словами: «в приличном одеянии“. - Обещавающымся благочестию. Бывает и так, что на словах посвящают себя благочестию, а на деле отрекаются от него. Затем, так как слово делы может иметь разное значение, Апостол прибавил – благими.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи

Как же Христос запрещает молиться на всяком месте? Так Он советует не делать этого на площадях, а повелевает входить для молитвы в комнату (Мф. 6:6). Нет, Христос не запрещает молиться на всяком месте, а научает не делать этого из тщеславия, напоказ. Он напомнил только о комнате, подобно тому, как в изречении пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). Он говорит не о руках, но указывает на чрезвычайную важность творить милостыню без тщеславия. Поэтому и Павел желает, чтобы мужчины молились на всяком месте, так как Христос не запретил этого. Сказал же он это для противопоставления молитве иудейской. Ибо молитва совершалась у них в одном месте, то есть в Храме Иерусалимском. А у нас не так: благодать беспредельна, и как молится христианин за всех, так и на всяком месте.

Воздевая чистые руки. Не о месте молитвы должно рассуждать со всею тщательностью, а об образе ее. Ибо он требует рук чистых от любостяжания, хищения, убийств, язв, - рук полных милостыни.

Без гнева и сомнения. То есть без злопамятства и возбуждения против брата своего. Апостол учит, чтобы молящийся молился без сомнения и колебания в мыслях, получит или не получит, чего просит. Как же это бывает? Отвечает: если ты не просишь ничего противного Его воле, - ничего недостойного Царя, но просишь всего духовного, с чистыми руками и без гнева.

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Если мы и не имеем преподобных рук, то есть чистоты души и тела, то, по крайней мере, постараемся не иметь злопамятства и помыслов, ибо это значат слова апостола: воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления.

Творения. Книга вторая

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления

Под именем мужей Апостол разумеет христиан, достигших христианского совершенства. Только совершенным христианам свойственно молиться без гнева и размышления, то есть в глубоком мире, в чистейшей любви к ближнему, без малейшего памятозлобия к ближнему и осуждения его, без развлечения посторонними помыслами и мечтаниями (без размышления). Таковые могут на всяком месте и во всякое время приносить молитву Богу, воздевая и вознося к Нему преподобные руки: ум и сердце, очищенные от страстей, освященные Духом.

Приношение современному монашеству. Глава 25. О непрестанной молитве


К христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова святого Апостола Павла: «Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим. 2:8), то есть бесстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное мужу еще несвойственно младенцу.

Аскетические опыты. Том 1. Чин внимания себе для живущего посреди мира

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления

Собирались на молитву не в одном месте, а в нескольких; во всяком, из таких мест, молитвы творить или исправлять богослужение Апостол заповедует мужам, жены же пусть слушают и молятся в безмолвии; но при сем все молящиеся должны быть непорочны, иметь чистую совесть, не питать неудовольствия на других и не держать сомнения, будто не услышит Бог. Таково общее очертание молитвословий церковных.

Хощу убо. Хощет Апостол Апостольским хотением, равносильным законоположению. Убо — связывает начинающуюся речь с предыдущею, и именно с первыми стихами сей главы (см.: 1 — 2). Там заповедано творить молитвы за всех, к чему нужда была присоединить прояснительные положения (см.: 3 — 7). Теперь опять возвращается к наставлениям о молитве и говорит: вообще же Церковные молитвословия совершайте так и так.

Хощу, да молитвы творят мужие. Собираясь вместе, пели псалмы пророка Давида и новые песни, сложенные по движению Духа, во славу Пресвятой Троицы, Христа Господа, Его смерти и воскресения, и о прочих таинствах христианских. Иные молитвы были читаемы вслух всех, большею частию из употреблявшихся уже, а иногда и новые, о коих, впрочем, надо заметить, что, после беспорядков в Коринфской Церкви, они не были Допускаемы без ведома и разрешения предстоятелей Церкви. Все такие молитвы, читаемые и поемые в общем собрании верных, должны, говорит Апостол, быть творимы мужами. Мужами, конечно, не всеми собравшимися, и не всяким по ряду. Ибо дарования были различны, и обязательно было для получивших дары сколько употреблять полученный дар во благо Церкви (см.: 1Пет. 4, 10), столько же не браться за дело, на которое не получил дарования. Почему надо полагать, что и молитвы в собрании верных были творимы мужами, получившими к тому дар. Как они обозначались? Имевшие расположение к читанию и говорению молитв были всем заметны. Они и отряжались обществом верных на творение молитв, вступали же в дело одни по молитвенном освящении, а другие — по таинственном рукоположении. Те и другие составляли клир. Святой Павел имел обычай заводить его всюду, где ни основывал Христовых Церквей (см.: Деян. 14, 23). Его, вероятно, разумеет он и под: мужие. Всякое собрание верных в Ефесе, конечно, имело и своего совершителя тайн,— предстоятеля, — и своих молитвословов. Об них и слово,—чтоб они творили молитвы, а другие не вмешивались произвольно в это дело; иначе в Церкви не может все идти благообразно и по чину (см.: 1Кор. 14, 40). Что говорит: на всяком месте, — это не имеет особого значения в настоящем предписании; ибо забота у Апостола не о месте молитвы, а о том, «каким образом нужно молиться» (святой Златоуст). Слова эти наводят, однако ж, на некоторые сторонние соображения. Храмов еще не было; собирались на молитву в домах, которые какими-либо боголюбцами были отдаваемы на сие святое дело. Когда один дом не мог вмещать всех веровавших в городе или селе, назначали другой, третий и так далее. Так и в Ефесе был не один дом. Апостол предписывает: во всяком месте, где собираются верующие на молитву, молитву творить должны мужие, разумея определенных мужей, τους ανδρας.— Во всяком месте. Так исполнилось проречение Господа: грядет час, егда ни в горе сей (Самарянской), ни во Иерусалимех поклонятся Отцу (ср.: Ин. 4, 21) — и пророческое видение: на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста (ср.: Мал. 1, 11). Иудеи имели одно место для богослужения; им не позволительно было в Другом месте приносить Богу жертвы. «Апостол вводит противоположные тому постановления и, освободив от этой необходимости, говорит, что наши обычаи не таковы, каковы у иудеев. Ибо, подобно тому, как обо всех повелевает он приносить молитвы, потому что за всех умер Христос, и для всех, говорит он, я проповедую; так равным образом молиться нам хорошо везде» (святой Златоуст, блаженный Феодорит).

Воздеюще преподобныя руки. «Воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета» (блаженный Феодорит). То же делать Апостол велит и христианским мужам, исправляющим общественное богослужение. Но Апостольское же предание есть, как говорит Василий Великий, христианам, при совершении молитв, творить на себе крестное знамение. В нашем богослужении совмещается то и другое: и воздеяние рук, и крестное знамение, сопровождаемы бывая поклонами поясными и земными. Воздеяние рук ум к Богу возносит, а крестное знамение — путь восхождения к Богу показывает: ибо дверь приближения к Богу — крест Христов.

Но Апостол при сем не столько на внешность обращает внимание, сколько на состояние души; почему не просто сказал: воздеюще руки,— по: руки преподобныя, — то есть не запятнанные никаким пороком. Святой Златоуст говорит: «что значит: преподобныя? Чистые. А что значит: чистые? Конечно,— не водою вымытые, а чистые от любостяжания, убийств, хищения, уязвления». Блаженный Феодорит то же выражает так: «Апостол повелевает делать сие (воздевать руки) преподобно,—то есть освободившись от всякой неправды и от всякого беззакония»,—или «очистив их милостынею» (Экумений), «которая била бы из них, как из ключа бьет вода» (блаженный Феофилакт). Так это слово требует приступать к молитве с чистою совестию и с чистым сердцем. «Ибо руки тогда лишь бывают преподобны и святы, когда сердце чисто» (Амвросиаст).

Без гнева и размышления. В состоянии гнева и невозможно молиться. «И во время молитвы разве кто-либо гневается?» (святой Златоуст). Но помнить зло можно и при молитве; потому что это чувство тихо и скрытно. Когда наверху молитва, внизу может скрытно утаиваться злопомнение. Наши все толковники и разумеют здесь памятозлобие. «Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу с враждою, пусть никто не приступает с негодованием» (святой Златоуст). «Так узаконил и Господь: если придешь принести дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (ср.: Мф. 5, 23 — 24)» (блаженный Феодорит). И еще: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого (Мк. 11, 25) (см.: святой Златоуст). «Итак, Апостол учит, что в молитве надлежит быть мирну духом, если желаем, чтоб она принесла плод» (Амвросиаст).

Без размышления, χωρις διαλογισμου, — без раздумывания, без колебания в мыслях, услышит ли Бог. Просящему чего-либо молитвенно святой Иаков предписывает: да просит с верою, ничто же сумняся. Сумняйся бо уподобися волнению морскому ветры возметаему и развеваему. Да не мнит человек он, яко прнимет что от Бога (ср.: Иак. 1, 6 — 7). Так разумеют все наши толковники. Святой Златоуст: «что значит: без размышления? Послушаем. Значит, что не нужно нисколько сомневаться в том, что мы будем услышаны. Ибо Господь говорит: елика аще воспросите верующе, приимете (ср.: Мф. 21, 22)». Феодорит: «без размышления — значит: без сомнения, веруя, что непременно получишь, чего просишь». Экумений: «без размышления, — то есть без раздумывания, услышит ли меня Бог? Не всуе ли, не напрасно ли я молюсь? Ибо надлежит быть уверену, что Бог услышит, если просим у Него того, что Ему любезно, чисты суще». Феофилакт: «размышлением назвал Апостол сомнение и учит, чтоб молящийся молился без сомнения и колебания в мыслях, получит или не получит, чего просит; только бы просил сообразного с волею Божиею,—духовного, и без гнева и с чистыми руками».—«Если таким образом приступаешь, то во всяком случае получишь просимое. Ибо аще вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11)» (святой Златоуст).

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Крестном знамении
 

Сектанты говорят: Руками молиться не нужно, потому что Бог «не требует служения рук человеческих».

Православный ответ: Если так понимать, тогда и Евангелие, написанное руками, не нужно. Здесь лишь говорится, что человек руками своими Богу ничего не поможет, потому что Богу в этом нужды нет. А крестимся мы для себя, а не для Бога. Если руками нельзя славословить Бога, тогда зачем написано: 1Тим.2:8: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения»?

Слово ап. Павла надо читать полностью: Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем либо нужду» (Деян.17:25). Те же слова говорил Соломон, построив храм, и Сам Бог говорил в 49-м псалме, но и в псалме требуется жертвоприношение, и Соломон творил его, ибо Бог требует сего не как имеющий Сам в том нужду, ибо Он и без нашего служения всем владеет, но для упражнения нас в благочестии.

Оружие правды

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;


Хощу, да молитвы творит мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки [желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки]. Слова: на всяком месте не должны быть понимаемы в том смысле, что не должно быть храмов, как особенных мест для молитвы, но в том, что молиться должно не только в храмах, но и в других местах, где приходится бывать христианину. Эти слова как бы дополняют и объясняют другую заповедь апостола: непрестанно молитеся (1Фес.5:17). Христианин не мог бы непрестанно молиться, если бы мог молиться только в храме. Слова: воздеюще преподобные руки ясно предписывают телесное богопочитание, равно как и слова: молитвы творят, что означает: произносят молитвы, а произносятся молитвы устами. Еретики утверждают, что молиться Богу должно только духом; но и апостол не забыл о духе молящегося, сказавши, что в нем не должно быть гнева (а напротив всепрощение) и сомнения (а напротив вера; ср. Мф.6:14-15, Мф.21:22); тем не менее он не забыл и о теле, предписав и ему участие в молитве словами: да молитвы творят, воздеюще преподобные руки.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения

Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении.

Итак, т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 7-м стихе.

Желаю - правильнее: хочу (boulomai), высказываю решительно свою волю (ср. различие между qelw желаю и boulomai хочу в Ев. Mф. I:19).

На всяком месте - т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения.

Произносили молитвы - как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви.

Мужи - т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении (1Кор. XIV:34).

Воздевая чистые руки. Воздаяние рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников.

Чистые руки - символ чистоты человеческих действий и поступков вообще.

Без гнева. - Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников.

Сомнения - и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

Частные правила о молитве общественной Апостол определяет тем, что указывает лиц, а именно святых мужей, твердых в вере и согласно живущих со всеми, причем говорится, что они могут повсюду произносить молитвы с воздеянием рук. Иудеи имели одно место для богослужения. Но Христос сказал, что придет время, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в Духе и истине, не на горе Самарийской и не в Иерусалиме, а на всяком месте (Ин. 4:21-23). «И Апостол говорит, что наши обычаи таковы, каковы у Иудеев. Ибо подобно тому, как обо всех повелевает он приносить молитвы, потому что за всех умер Христос, и для всех, говорит он, я проповедаю; так равным образом молиться нам хорошо везде, «воздеюще преподобные руки». Что же значит: преподобные? Чистые. А что значит: чистые? Конечно, не водою вымытые, а чистые от любостяжания, убийств, хищения, уязвления... Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу со враждою, пусть никто не приступает с негодованием. Так узаконил и Господь (Мф. 5:23). И еще: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого (Мк. 11:25). И не нужно нисколько сомневаться в том, что мы будем услышаны. Ибо Господь говорит: елика аще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф. 21:22).

«Надо полагать, говорит преосв. Феофан, что молитвы в собрании верных были творимы мужами, имевшими к тому дар. Они и отражались обществом верных на творение молитв, вступали же в дело одни по молитвенном освящении, а другие по таинственном рукоположении. Те и другие составляли клир. Св. Павел имел обычай заводить его повсюду (Деян. 14:23. Сравн. 1Кор. 14:40). Его, вероятно, разумеет он и под «мужие»... Всякое собрание верных во Ефесе имело и своего совершителя тайн – предстоятеля, и своих молитвословов. Об них-то и слово, чтобы они творили молитвы, а другие не вмешивались произвольно в это дело».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крестном знамении.

Лк.18:10–14. Притчу эту Господь говорил до крестных страданиях Своих, поэтому о крестном знамении здесь не могло быть и речи; а когда крестом Господь нас спас: 1Петр.2:24, то мы должны сами, в благодарность Господу за спасительную для нас силу креста, – осенять себя крестным знамением: Гал.6:14; Евр.13:131Тим.2:8. Даже слово о кресте для нас сила Божия: 1Кор.1:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;


О муж чинах (2:8)
2:8. Возвращаясь к прерванному, пояснительными положениями (ст. 3–7), наставлению о молитве, святой Павел добавляет его новыми наставлениями о месте и лицах, которые должны совершать молитвы. Где молиться? На всякомговорит, месте. Тогда храмов еще не было, собирались на молитву в домах, которые какими-либо боголюбцами отдавались на это святое дело. Когда один дом не мог вмещать всех верующих в городе или селе, назначали другой, третий и так далее. Так и в Ефесе был не один дом. Апостол предписывает во всяком месте, где собираются верующие на молитву. Молитву должны творить мужи, разумея определенных на это мужей.
В чем состояла молитва первенствующих христиан, и кто эти определенные мужи, совершители молитв? На собраниях пели псалмы пророка Давида и новые песни, сложенные по движению Духа Божия во славу Пресвятой Троицы, Христа Господа, Его смерти и воскресения, и о прочих христианских таинствах. Иные молитвы читали вслух, большею частью из употреблявшихся уже, а иногда и новые. Все такие молитвы, которые читались и пелись, должны были по заповеди Апостола, свершаться определенными мужами, избранными на то или обществом, или поставленными через рукоположение. Те и другие составляли клир, который святой Павел имел обычай заводить всюду, где основывал Церкви (см. Деян. 14:23). Вот этот клир и должен был творить молитвы. Чтение и пение молитв клиром сопровождалось (по иудейскому обычаю) воздеянием рук и крестным знамением (по апостольскому преданию, как говорит святитель Василий Великий). Первое указывало на возвышение к Богу, а второе – на путь восхождения к Нему. Но при этом внешнем, должно быть внутреннее, соответственное расположение души. Воздеваемые руки должны, говорит, быть преподобные – незапятнанные никаким пороком. И в душе воздевающего их, не должно быть гнева – памятозлобия (Златоуст). «Душа должна быть чиста и свободна от всякой страсти» (Златоуст, ср. Мф. 5:23-24; Мк. 11:25). В ней не должно быть размышления – раздумывания, колебания в мыслях, услышит ли Бог возносимую молитву, а полная уверенность, что Бог услышит и исполнит просимое (см. Мф. 21:22; Иак. 1:6-7; Мф. 7:11).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible