Скрыть
Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-3 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив

Если кто, говорит, пресвитерства желает, то должно ему быть безукоризненным в добрых делах, коих без пресвитерства нельзя совершать, - то есть не связывать себя чьими-либо дарами и подарками. Одной жены муж (да будет), чтобы в качестве жены своей он не обладал еще решительно никакою другою женщиною.

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Ст. 1-6 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом

На сказанное в послании к Тимофею: аще кто епископства хощет. Не уразумевшие апостольской мысли и неисследовавшие глубины мудрости, почитая не опасным делом перетолковывать апостольские изречения, подвергаются опасности впасть в неразумие. Ибо что говорят упивающиеся любоначалием? Написано: аще кто епископства хощет, добра дела желает. Что так это написано, отрицать не буду, но что разуметь это должно, как им хочется, об этом поспорю. И прежде истолкования сказанных у Апостола слов приведу последующие за ними слова, находя их особенно сильными, чтобы уменьшить во многих подобное желание. Потому что не все в состоянии принять на себя такое начальство, которое выше и царской власти, так как одно – править делами божественными, а другое - земными. Но способны к этому весьма немногие, и им следует столько же (чтоб не сказать: больше) отличаться от подначальных, сколько пастухам – от овец.

Итак что сказано у Апостола? Подобает убо епископу быти непорочну, трезвену, целомудру, честну, страннолюбиву, учительну, незлобиву, не пиянице, не бийце, но кротку, не сварливу, не сребролюбцу: свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою честностию: аще же кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет? Не новокрещенну, да не разгоревся в суд впадет диавол (1Тим.3:2-6). В чем же из всего этого преуспели многие - один из которых и ты - возлюбив дело для них не доступное?

Непорочна их жизнь? Но столько ли в них трезвенности, чтобы душевное око было неусыпно? Но в такой ли мере просияли они целомудрием, чтобы не только самим иметь здравый смысл, но уцеломудривать и тех, которые со страстью и неистовством предаются нечистым связям и молчат о сем? Так ли велика их степенность, чтобы и походкою, и взором, и голосом поражать на них взирающих? Ибо достигшим епископства надлежит во всем представлять собою точное изображение всякого любомудрия. Но столько ли они страннолюбивы, чтобы и незнакомых им бедных приглашать к себе в дом и угощать? Но так ли преуспели в тщательном упражнении в слове поучительном, что низошла на них благодать свыше и языку их сообщила источники духовных словес?

Но отличаются ли они такой кротостью, чтобы никому никогда не сказать грубости? В такой ли мере они несребролюбивы, чтобы и справедливо ими приобретаемое уделять нуждающимся? Но столько ли незлобивы, что бы переносить, когда напрасно их оскорбляют и обвиняют? Есть ли в них и другие преимущества, какие указал св. Павел, изображая доблестного пастыря?

Что же побуждает их предаваться такому неистовству? Им должно было бы высоко ценить и то, что они в чине подчиненных (умалчиваю уже о том, что по делам их, по тому, как ведут они себя, когда требует чего долг, справедливо было бы исключить их и из этого чина), а они желают недоступного для них и питают в себе вожделение епископства. Апостола же, который старается уврачевать гибельную их страсть, представляют во свидетельство, как бы поддерживающего их болезнь.

Но хотя слово мое желало бы устремиться на них и готово отпустить узду и коснуться главнейшего и показать, что даже и в числе христиан несправедливо быть людям, ругающимся так над Священным Писанием и обращающим в шутку то, над чем шутить не должно, - однако же с великою нуждою удержал я его, стянув уздою, как коня, который мчится по равнине, и заставил обратиться к истолкованию апостольского изречения.

Итак, что сказал богомудрый муж, этот многоочитый ум, неукоризненно исправлявший сие начальственное служение? Аще кто епископства хощет. Не сказал: пусть всякий человек желает епископства. Не заповедал, не повелел, не узаконил этого. Напротив того, он знал, что многие упоены любоначалием, и хотя не вожделевают добродетели, но начальства домогаются и не видят тех потов, трудов, опасностей, забот, бдений, каких требует епископство.

Ибо на него возложены все нужды подчиненных. Какие же именно? Испытание посвящаемых, пропитание алчущих, утоление жажды томимых оною, одеяние нагих, заступление за обиженных, попечение об оплакивающих сиротство, защита вдов, наказание обидчиков, обличение покушающихся начальствовать беззаконно, хождение за недужными, охлаждение пламени в соблазняемых, освобождение заключенных в темницах, утешение бедствующих, уцеломудрение согрешающих.

Посему, так как все сии, и еще более многочисленные подвиги, о которых умалчиваю, чтобы, перечисляя все, не продлить слова, предстоят епископству, а некоторые подумали, что этот сан ведет к покою и забавам, и взялись за дело, и себя не испытав, и не подумав о величии сана, то Апостол, удерживает их от опасного стремления и научая, что не должно с легкомыслием приступать к делу, для многих не доступному, сказал: аще кто епископства хощет, добра дела желает. Не говорит: пусть желает всякий человек, потому что хорошо делает. Это сказал бы он, если бы намерен был похвалить не дело, но вожделение. Напротив того, изрек: добра дела желает.

Не буду говорить о том, что все трудное и неудобоисполнимое называют делом не только языческие мудрецы, но и Священные Писания, говоря: мужа же верна дело обрести (Прит.20:6). Скажу же вразумительное для всякого: дело, наилучший, есть занятие, а не покой; забота, а не забава; служение, подлежащее ответственности, а не власть неподсудная; отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие; домостроительная распорядительность, а не безотчетное властвование. Безмерно хвалю дело епископства - потому что оно божественно; но не хвалю вожделения - потому что оно обманчиво. Не говорю: хорошо делает вожделевающий, потому что и крайне благоискусному не надлежит питать в душе сего вожделения, но всеми силами должно удалять его от себя.

Посмотри на Апостола: он опытен был в этом подвиге, много пролил пота, принял на себя тысячи ран и ударов, близко видел и козни, и смерть, чтобы, сколько от него зависело, никто не погиб из вверенных ему. Но как страшится он и опасается за вожделевающих начальства, потому что неопытны они в сих подвигах и имеют в виду только почесть. И, как бы качая головою, взывает: аще кто епископства желает, пусть посмотрит на труды и вникнет: может ли найти в себе достаточные к тому силы? Пусть обратит внимание на опасности, ибо нередко вооружаются на него и невидимые, и видимые враги. Пусть помышляет не об одних только почестях; пусть имеет в виду смерть, а не забавы; пусть предвидит козни и заботы, а не льстить себя надеждой на покой. Пусть знает, что, если возведен кто бывает на оный престол, то рукополагается законно подвизаться, а не безмятежно наслаждаться.

Ибо кто только стал обладателем почести и упустил из вида все прочие, принадлежащие епископству обязанности, тот здесь подвергнется тьмочисленным обвинениям, и может быть, будет низложен из сего сана. А там, у страшного оного Престола пред неподкупным Судиею он услышит громкие вопли, когда алчущие возопиют: «Мы не пользовались и необходимою пищею, а он, одно отложив на роскошь, иное - на сбережение, остатки иждивал на удовлетворение собственного честолюбия!» И нагие скажут: «Для нас был он нестерпимее зимы»; и больные: «А для нас оказался он тягостнее болезни»; и сироты: «Мы нимало не попользовались покровительством его»; и вдовы: «Нас не ссудил он и словом утешения»; и узники: «На нас не пролил он и слезы сострадания»; и бедствовавшие: «К нам не простер он услужливой руки». Короче сказать, возопиют все, для кого был он рукоположен в епископа.

Что же, думаешь, соделает неподкупный Судия? Не строго ли накажет того, кого и почесть не сделала лучшим? Конечно, это явно для всякого. А если кто не поверит, прочту ему и самый приговор: растешет полма, и часть его с неверными положит (Мф.24:51). Посему, помышляя об этом, не будем шутить Божественным. Ибо где явимся мы, которые едва будем в состоянии дать отчет собственно за себя, когда приготовим столько обвинений от такого множества жалующихся?

Не вникнув в смысл апостольских слов, скрытый в написанном, но смотря только на самую только букву, кричишь ты на все стороны: аще кто епископства хощет, добра дела желает, как будто должно любить таковое начальство. Посему могу тебе доказать, что Апостол сказал не так, как ты говоришь. Впрочем, и согласившись со словами твоими, опровергну твое понимание.

Пусть Апостол сказал нечто подобное сему; по какой причине ты, не зная сам себя и будучи не в состоянии управлять собою, желаешь такового начальства, которое не только выше, но и труднее царской власти? Не думаешь ли ты, что это неподотчетная власть, а не служение, подлежащее ответственности? Но если ты превзошел всякую меру безумия, то безумен был бы и я, если бы не попытался уврачевать твою немощь.

А для меня, блаженный, и это: аще кто – страшно и до глубины потрясает самую душу; потому что показывает величие сего начальствования.

Если же спросишь: почему? – отвечу на сие: Апостол не осмелился предписывать, даже увещевать и советовать. Он не сказал: «Всякий, кто ни пожелает епископства, хорошо делает», - тогда бы иные, может быть, одобрили твою любовь к делу сему. Но Апостол, как бы остановив на средине желание священства, и не побуждает к нему, чтобы недостойных не побудить к делу неудобоисполнимому, превышающему всякий род жизни и всякое достоинство, и не удерживает от него, чтобы не заставить бегать от того, что важнее всякой царской власти.

Но оставив совет свой в неопределенном положении и каждого сделав судьею своего сердца, св. Павел сам не повелевает ни желать священства, ни избегать его. И очами, и бровями, и всем лицом показывая слушателям жала страха, он как бы взывает: дела, зависящего от Божиего определения и рукоположения, не предоставляю человеческим пожеланиям, а увещеваю и свидетельствую, что желающий сего должен знать, что желает не чего-либо обыкновенного. Ибо служение, а не покой означает епископство.

Если же не веришь, то, прочитав ниже следующее, узнаешь нашу мысль; ибо епископ должен быть украшен всеми добродетелями и признавать чужие бедствия своими. Не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытывается тысячами глаз и языков.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-4 Аще кто епископства хощет, добра дела желает. Подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну: не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу, но кротку, не завистливу, не сребролюбцу: свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою

Пиша к Тимофею, апостол Павел показывает вообще, каков должен быть епископ. - Добра дела желает. Я не порицаю такого, говорит Апостол. Доброго дела, т.е. служить и предстоять, он желает, если только он желает этого ради руководительства многих, а не ради славы. И епископом (ἐπίσκοπος – надзиратель) он назван потому, что имеет надзор над всеми. Этого же желал и Моисей, но не ради славы, а ради принесения пользы многим. - Быти непорочну, чтобы он не чувствовал за собою ничего худого; а если он чувствует и сознает, то худо делает, желая епископского звания, от которого он удалил себя своими поступками. - Единыя жены мужу. Апостол не узаконяет, что епископ вообще должен быть женат, но если он будет из мирских, то не должен быть двоеженец; или: пусть он знает для брака одну законную жену, но так однако, что будучи призван к епископству, пусть исполняет следующее: да имущии жени, якоже не имущии будут (1Кор. 7:29). Хощу да вси человецы будут, якоже и аз (1Кор. 7:7), говорит апостол Павел, а также: оженивыйся печется о мирских (1Кор. 7:33). Прилично ли епископу заботиться о мирском? Некоторые же полагают, что это сказано о церкви, именно – чтобы епископ не переходил от одной к другой, так как это есть некоторого рода прелюбодеяние. - Трезвенну…, т.е. бодрствовать, быть проницательным, постоянно гореть духом… - Учительну. Целомудрие (σωφροσύνην – благоразумие), честность (κοσμιότητα – благопристойность) и странноприимство должны быть и у подчиненных; поэтому Апостол присоединил еще качество отличающее епископа, как учителя: учительну. – Не пиянице. Не о том говорит здесь Апостол, кто упивается вином (это было бы слишком грубо), но о своенравном и дерзком. Равным образом под бийцею он разумеет не того, кто бьет руками, но того, кто поражает совесть братии. - Свой дом добре правящу. Если кто не умеет управлять одним домом или не может держать в послушании двух или трех своих же сыновей, то будет ли он в состоянии управлят, как следует, Церковью и многочисленным народом? Дома он должен показат хороший пример управления.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Верно слово

Так как было сомнительно, что матери могут пожинать плоды добродетели своих детей, то апостол говорит: верно слово, то есть не ложно сказанное и пусть никто не сомневается.

если кто епископства желает, доброго дела желает

Наставление, предписываемое Тимофею касательно епископа, относится к епископам всей вселенной. Если кто, говорит, ищет епископства, я не препятствую; ибо он желает доброго дела. Пусть же он ищет не одного начальства и власти, ибо и Моисей желал дела, а не начальства: он защитил несправедливо обиженного и наказал обидчика. Епископство так называется потому, что имеет надзор за всеми.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Верно слово: аще кто епископства хощет, добра дела желает

Слова: верно слово – наши толковники относят к предыдущей речи, то есть к тому, что сказано о спасении жен чрез доброе воспитание детей, при исполнении и общих условий ко спасению,—что спасение сие очень благонадежно, потому что, кроме их собственных дел в свое спасение, им будут приписаны и добрые дела Детей. Желая показать, что говорит сие не затем только, чтоб сказать нечто утешительное женам, а что так воистину есть, Апостол прибавляет удостоверительное: верно слово. И это очень уместно. Между тем последующая речь не требует никакого удостоверения: тут пишутся указания, справедливость и уместность которых очевидна сама собою. Святой Златоуст, а за ним Экумений и в чтении слова сии соединяют с предыдущею Речью, и 3-ю главу начинают с аще кто епископства хощет. Блаженный Феофилакт хотя 3-ю главу начинает с верно слово, – но толкованием относит его к предыдущей речи. Святой Златоуст говорит: «верно слово – относится к этому (о чем говорим, то есть о способствовании спасению жен чрез воспитание детей), а не к тому (что следует): аще кто епископства хощет. Так как по этому поводу могло возникнуть недоумение, то он и говорит: верно слово, – что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей, когда хорошо воспитают их». То же и у Экумения с Феофилактом. – Так и признать следует.

Аще кто епископства желает. – Желает, ορεγεται, — означает такое желание, каково бывает желание пищи у того, у кого возбудился аппетит. Дело епископства многотрудно и многоопасно. Не выдержать его как должно тому, кто приступает к нему равнодушно. Почему требуется ревностное желание епископства, — не того, чтоб быть епископом и пользоваться властию и почетом, но самого дела епископства, то есть смотрения за спасаемыми и руководства их ко спасению. На епископство избирали. Почему надо полагать, что Апостол указывает здесь на такое ревностное желание по избрании и его называет желанием доброго дела, потому что предмет его добр — просвещать истиною, очищать понятия, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучения и лжеучителей, утешать скорбных, устроять пособия бедным и немоществующим, — быть отцом многопопечительным и благоустроительным. Кто, на все такие дела воспламеняясь ревностию, желает епископства, тот доброго дела желает, – ищет не удовлетворения недоброго похотения чести и славы, а желает потрудиться во благо других, быть всем слугою, не жалея себя. Святой Златоуст говорит: «я не порицаю такого, говорит Апостол. Если кто имеет такое желание и притом домогается не одного начальства и власти, но исполнения обязанностей по управлению (паствою) («желает служить, предстательствовать, руководить» [Экумений]); то я не порицаю его. Ибо он доброго дела желает. Кто таким образом желает сего, пусть желает, ибо епископство так названо потому, что имеет надзор за всеми (вверенными)». Блаженный Феодорит пишет: «Апостол не обвиняет просто пожелание, но любоначалие и учит заботиться не о чести, но о добродетели, не сана желать, но домогаться дела, требуемого саном».

Что здесь разумеется у Апостола под епископством? Пресвитерство, – отвечает блаженный Феодорит. «Епископом называет здесь Апостол пресвитера, как это доказали мы, толкуя Послание к Филиппийцам. Но не трудно дознать сие и отсюда; потому что после законов епископам пишет законы, относящиеся к диаконам. Тогда одних и тех же называли пресвитерами и епископамп; иногда и называемых ныне епископами именовали Апостолами вторствующими. Но, по прошествии времени, Апостольское наименование оставили действительным Апостолам, а епископское наименование присвоили к называвшимся древле Апостолами (вторствующими). Такими Апостолами были у критян Тит, у жителей Асии Тимофей. – Впрочем, хотя Божественный Апостол узаконил сие и пресвитерам, но явно, что епископам первым надлежит сохранять сии законы, как приявшим большую честь».

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает

Верно слово, т. е. справедливо говорится. Апостол, вероятно, приводит поговорку, образовавшуюся в его время среди христиан.

Епископства - (επισκοπές). Апостол называет так служение предстоятеля церкви. Слово это происходит от слова «епископ» (επίσκοπος), которое в пастырских посланиях попадается два раза - в следующем, втором стихе рассматриваемой главы и в послании к Титу (I:7). По буквальному переводу слово «епископ» значит надзиратель и этим именем у греков назывались разного рода видные государственные чиновники. И в христианской Церкви, как видно из рассматриваемой главы, а также из послания к Титу, этим именем обозначались лица, наблюдающие за порядками в Церкви, лица важнейшие в Церкви, продолжающие дело Великого Епископа душ (1Пет. II:25) -Христа. По толкованию святых отцов, такое служение появилось одновременно с началом христианства и есть божественное установление. Но те же св. отцы признают, что в первенствующей церкви и простые пресвитеры назывались иногда епископами, как тоже наблюдавшие за порядками церковными в своих приходах (как и епископы иногда именовались пресвитерами, например, Тит. I:5), хотя, несомненно, по представлению св. отцов, епископство было и в апостольские времена высшею иерархическою степенью, а пресвитерство было подчинено епископству. В рассматриваемом месте название «епископство» обнимает собою оба служения - и собственно епископское, и пресвитерское; если бы было иначе, т. е. если бы апостол имел в виду указать только качества одних епископов, то непонятно, почему он пропустил без внимания обязанности пресвитеров. Ведь даже о диаконах он говорит здесь с достаточною обстоятельностью…

Доброго дела желает - т. е. к хорошему, с нравственной стороны, служению стремится (ср. 1Фес. V:13).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 1-3 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,

Наставления о лицах, избираемых в клир, начинаются определением свойств епископов, которые ничем не выделяются от пресвитеров, так-как тогда труды епископов не ограничивались тем тесным кругом обязанностей, каким ограничиваются ныне, при передаче многих дел в исключительное ведение пресвитеров, что однако совершалось и совершается ныне по мере умножения числа пасомых. Епископы были поставляемы Апостолами для того, чтобы они смотрели за преуспеянием в вере и благочестии не только пасомых, но и иереев, как смотрели сами Апостолы. Таковыми были из числа поставленных Ап. Павлом Тимофей для Ефеса, где было много пресвитеров (Деян. 14:17), и Тит для Крита, куда он советовал поставлять пресвитеров во все населенные места (Тит. 1:5). Как и всегда, руководство старейшими было делом трудным; поэтому Апостол восхваляет епископство, чтобы не чуждались его. Однако, указывая те свойства, которыми должен украшаться епископ, он ясно дает понять, сколь возвышен этот сан и как должно смиренно относиться к восприятию его. Многие из свойств епископа должны быть свойствами и всех христиан, как например: трезвость, целомудрие безукоризненность; он не должен быть пьяница, убийца; но эти свойства должны быть в нем в соединении с другими более положительными: благоговением, честностию (непорочностию), бескорыстием, незавидливостью и страннолюбием. Наконец, в нем должны быть некоторые исключительные свойства, как-то: трезвость, единоженство, учительность, кротость и бессребренничество. Как удаление от пороков, указанных здесь, так и восприятие добродетелей для епископа, равно как и для пресвитера, должно быть возможно полным и совершеннейшим. Поэтому вполне справедливо говорит Апостол, что кто епископства желает, тот доброго дела желает, ибо он должен пожелать и всех совершенств, необходимых епископу.

Толковники обращают особенное внимание на предписание быть епископу единыя жены мужу. Св. И. Златоуст говорит: «Если человек, связанный узами брака, заботится о мирских делах, а епископ не должен заботиться о мирских делах; то отчего Апостол сказал: единыя жены мужу. Некоторые полагают, что здесь он указывает на того епископа, который был бы свободен от брачных уз. А если не это, то что он, имея жену, может жить, как будто не имея ее». Блаж. Феофан пишет: «Язычники не упражнялись в девстве; Иудеи не дозволяли его, почитая плодородие благословением. Итак, поскольку трудно было найти соблюдающих плотскую чистоту, Апостол велит рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, которые чтили целомудрие». «Но как же епископ – и женат?» восклицает преосв. Феофан. И отвечает: «во-первых, здесь, как разумеет Феодорит, епископ означает пресвитера. Настоящими епископами были (вторствующие) Апостолы, как наприм. Тит, Тимофей; а они были безбрачны. Вероятно, и в других местах на настоящее епископство были назначены подобные им лица. Во-вторых, нужда заставляла, почему и избрали их из таких, которые хотя женаты, но живут воздержно». Изъясняя слова: благоговейную, честну», блаж. Феодорит пишет: «Ему надлежит быть степенну и в выговоре, и в наружности, и во взгляде, и в походке, чтобы и в теле видно было душевное благообразие!... Не сребролюбцу. Не сказал Апостол: не стязательну, потому что дает умеренные законы, но: не любящему денег! Ибо возможно иметь у себя деньги, но распоряжаться ими, как должно, и не им раболепствовать, но быть господином их».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

3:1. Слова –верно слово, составляют заключение предыдущего 15-го стиха 2-й главы (Златоуст). Дело епископства многотрудно и многоопасно. Не выдержать его как должно тому, кто приступает к нему равнодушно. Посему требуется ревностное желание епископства, не того, чтобы быть епископом для почета, для власти, а для самого дела епископства, то есть смотрения за пасомыми, и руководства их ко спасению. Кто желает епископства с этою целью, тот, говорит, желает доброго дела, потому что предмет его добр – просвещать истиною, очищать неверные понятия, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучителей и лжеучения, утешать скорбных, находить пособия бедным и неимущим, и для всех быть любящим и заботливым отцом. Кто желает такого рода деятельности и ищет епископства, тот доброго дела желает, ищет не простого удовлетворения своим тщеславию и честолюбию, а хочет потрудиться для блага других, быть всем слугою не жалея себя. Что разумеет здесь Апостол под епископством? Пресвитерство, отвечает Феодорит. И действительно, святой Апостол, после законов епископам, пишет законы, относящиеся к диаконам. Тогда, одних и тех же называли и пресвитерами, и епископами. Следовательно, законы святого Павла относились и к епископам, и к пресвитерам, вообще к священству.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible