Скрыть
Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем

Жены их также да не будут служанками диавола, но кроткими. Своим бесстыдством они пусть не подвергают хулению своих мужей и на ближних своих пусть не злословят пред мужьями своими, как управителями их, - но всегда да бодрствуют в добрых делах, и да будут верны во всем, - да не впадают в волшебства и заклинания.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Женам такожде чистым, не клеветивым, трезвенным, верным во всем. Диакони да бывают единыя жены мужи, чада добре правяще и своя домы: ибо служившии добре, степень себе добр снискают и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иucycе. Сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины

Апостол Павел говорит здесь не о женщинах вообще, а о диакониссах. Да и зачем бы он вставлял речь о женщинах вообще, когда у него идет речь о лицах, служащих в Церкви. - Не клеветивым. Это то же, что выше он сказал: не двоязычным. – Трезвенным. Женский пол легко обольстим; нужно поэтому им не дремать и бодрствовать. Чем легче оне поддаются оболыцению, тем больше должны бодрствовать. – Верным во всем, в вере и в жизни. – Диакони да бывают единыя жены мужи. Видишь ли, что и от диаконов Апостол требует того же, чего и от епископов. Такое же требование нужно принять и относительно диаконисс. – Чада добре правяще. Постоянно Апостол поставляет это на вид, желая, чтобы поступающие в клир имели хорошее свидетельство из дому. – Ибо служившии добре… Tе, которые на низших степенях оказались усердными и полезными, скоро возвысятся и достигнут дерзновения в вере во Христа Иисуса. - И многое дерзновение. Кто же может стяжать такое дерзновение, если не тот, кто с верою и живет праведно? - Сия пишу тебе… Чтобы, читая все эти предписания, Тимофей не потерял надежды на скорое прибытие Апостола, смотри, что он говорит: аще же замедлю. Так как Апостол во всем водился Духом Святым и не знал, куда ему Дух Святый велит идти, то и говорит он всегда так нерешительно. – Яже есть Церковь Бога жива. Дом этот есть Церковь Бога живого, не как иудейский храм, который был утверждением преобразовательной истины, – но столп и утверждение самой истины. И хорошо сказано: Бога жива. Апостол Павел как бы так говорит: не смотри на то, что Церковь наполняется людьми: Богом она устрояется, Богу посвящается и Бога имеет своим обитателем.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Равно и жены их должны быть честны.

Не о случайных каких-либо женщинах говорит апостол, но о диакониссах. Ибо сие служение очень нужно и полезно для Церкви. Если бы он говорил не о них, то какая нужда среди речи о мужчинах-диаконах говорить о женщинах?

Не клеветницы.

То есть не клеветницы, которые, как обычно старухам, ходят по домам и нашептывают одной про другую.

Трезвы.

То есть бодрствовать. Так как легок и удобопрельстим род сей, то не должно, говорит, им дремать, но быть бодрыми и бдительными.

Верны во всем.

То есть стойки и в слове, и в делах.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Женам такожде чистым, не клеветливым, (не навадницам), трезвенным, верным во всем

Под женами здесь не разумеются ни женщины вообще,—потому что к чему бы вставлять речь о них среди речи о лицах, служащих в Церкви? — ни жены диаконов, потому что тогда стояло бы: женам их. Но как речь идет о лицах, служащих Церкви, то и под женами здесь надо разуметь такие же лица из женского пола. Такими были диакониссы; о них и слово. Так святой Златоуст: «женам,— то есть диакониссам. Некоторые полагают, что это просто сказано о женщинах; но это несправедливо. Ибо что мог иметь Апостол в виду, вставляя в среду своей речи несколько слов о женщинах? Но он говорит здесь о таких женщинах, которые облечены званием диаконисе. Об них прилично было сказать, что сказано. Ибо сие звание весьма нужно, полезно и достойно уважения в Церкви» (святой Златоуст).

Такожде. «Что поставил в закон мужам, то же почти самое поставляет и женщинам. Как диаконов нарек честными, так честными же нарекает и диаконисе; как тем предписал быть не двоязычными, так и сим поставляет в обязанность быть не клеветливыми; как тем узаконил не вину многу внимать, так и сим повелел быть трезвенными» (блаженный Феодорит).

Чистым — и здесь, как выше честным, σεμνας, — пользующимся уважением и благоговейным.

Не клеветливым, μη διαβολους, — не навадницам, ложные распускающим слухи о других, «которые, как обычно старухам, ходят по домам и нашептывают той про эту» (блаженный Феофилакт).

Трезвенным, νηφαλιυς, — внимательным к себе и бодренным. «Так как легок и удобопрельстим род сей, то не должно, говорит, им дремать, но быть бодренно-бдительными» (блаженный Феофилакт). Это и в отношении к себе, и в отношении к возлагаемым на них делам.

Верным во всем,— «то есть стойким и в слове и в делах» (блаженный Феофилакт), таким, на которых во всем можно положиться, что верно и точно исполнят все порученное, и так, как поручено, что не выдадут ничего им вверенного и своего данного слова никогда и никак не нарушат.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем

Равно и жены (прибавление «их» - лишнее против текста). Здесь естественнее всего видеть диаконисс, а не жен диаконов, потому что было бы странно, если бы апостол выставлял известные требования только относительно жен диаконов и умолчал о требованиях, каким должны удовлетворять супруги епископов и пресвитеров. Степень диакониссы - не иерархическая. Диаконисса просто являлась помощницей пресвитера или епископа, хотя, правда, получала особое торжественное посвящение на это служение. Первое упоминание о диакониссе находим в Рим (XVI:1), но там ей дано название диакон (diakonon) термин «диаконисса» стал употребляться в позднейшее время - примерно около 4-го века.

Не клеветницы. Женщинам по преимуществу свойственна страсть к пересудам и сплетням. Диакониссы должны воздерживаться от этого.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 11-13 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Продолжая говорить о диаконах, Апостол касается и их по Церкви сослужительниц (диаконисс) и жен, советуя им быть не клеветницами, а диаконам, как епископам и пресвитерам, единоженами и хорошо ведущими дом свой и воспитание детей, причем поощряет их достижением высших степеней иерархии и вообще совершенства о Христе Иисусе, обещавшем служащему Ему: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12:26).

Толковники смущаются краткою вставкою о женах. Затрудняются особенно потому, что приводимое в русском переводе слово «их» в греческом тексте не имеется. Многие поэтому относят речь к диакониссам, как причислявшимся тогда в церковному клиру. Но свойства, требуемые от диаконисс, одинаково должны быть и у жен диаконов, особенно же в отношении клеветничества, близкого к двуязычию, и верности во всем, что драгоценною тайною должно быть и для диаконов, как наприм. в отношении церковных сокровищ, времени и места совершения христианских таинств, сохранения церковного вина и другого имущества. «Что поставил в закон мужьям (говорить блаж. Феодорит), то же почти самое поставляет и женщинам. Как диаконов нарек честными, так нарекает честными и диаконисс; как тем предписан быть не двуязычными, так и сим повелевает быть не клеветницами; как тем узаконил не вину многу внимать, так и сим повелел, быть трезвыми». «Так-как легок и удобопрельстим род сей, то не должно им дремать, но быть бодренно-бдительными» (блаж. Феофилакт). «Воодушевляет Апостол диакона, обещая добрые плоды и внешние и внутренние. В начале Апостол сказал, что кто епископства желает, доброго дела желает. Теперь указывает, какая к тому лежит дорога, именно доброе служение церкви в диаконстве» (преосв. Феофан). И опыт показал, что добре диаконствовавшие были потом и на степенях пресвитерства и епископства (блаж. Феофилакт).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

3:11. Под женами здесь не разумеются ни женщины вообще, потому что к чему бы вставлять речь о них, среди речи о лицах, служащих в церкви, ни жены диаконов, потому что тогда стояло бы «женам их». Но как речь идет о служащих в церкви, то и под женами здесь надо разуметь такие же лица из женского пола. Такими были диаконисы, о них и слово. Женам, то есть диаконисам (Златоуст), святой Павел поставил в закон почти то же, что и мужчинам (Феодорит). Быть честными – чистыми, пользующимися уважением, и благоговейными, не клеветницами, распускающими слухи о других, трезвенными – внимательными к себе и своим обязанностям, верными во всем, на которых во всем можно положиться, что верно и точно исполнят все порученное им.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible