чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 14-15 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины

Это я тебе пишу не потому, чтобы я лишился надежды видеть тебя; но, если замедлю, чтобы знал ты, как должно тебе в доме Божием обращаться, который есть (Церковь Бога живаго), столп твердыни и истины среди мира, ибо только благодаря Церкви и стоит мир.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.14-15 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

Ни божественные пророки, ни богомудрые апостолы не предвидели всего; что служило на пользу, то и открывала им благодать Духа. Сие означает и незнание, выраженное в настоящих словах Апостола. Ибо сказав: «надеясь вскоре прийти », присовокупил: «если замедлю». Ибо часто задерживала его какая-нибудь другая потребность. Посему говорит: «Пишу это, научая, как должно вести себя тем, кому вверено попечение о других»; потому что «домом Божиим» и «Церковию» назвал собрание уверовавших; их наименовал «столпом и утверждением истины», потому что, утверждаясь на камне, пребывают незыблемыми, делами своими проповедуя истину догматов. 

Толкование на 1-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Женам такожде чистым, не клеветивым, трезвенным, верным во всем. Диакони да бывают единыя жены мужи, чада добре правяще и своя домы: ибо служившии добре, степень себе добр снискают и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иucycе. Сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины

Апостол Павел говорит здесь не о женщинах вообще, а о диакониссах. Да и зачем бы он вставлял речь о женщинах вообще, когда у него идет речь о лицах, служащих в Церкви. - Не клеветивым. Это то же, что выше он сказал: не двоязычным. – Трезвенным. Женский пол легко обольстим; нужно поэтому им не дремать и бодрствовать. Чем легче оне поддаются оболыцению, тем больше должны бодрствовать. – Верным во всем, в вере и в жизни. – Диакони да бывают единыя жены мужи. Видишь ли, что и от диаконов Апостол требует того же, чего и от епископов. Такое же требование нужно принять и относительно диаконисс. – Чада добре правяще. Постоянно Апостол поставляет это на вид, желая, чтобы поступающие в клир имели хорошее свидетельство из дому. – Ибо служившии добре… Tе, которые на низших степенях оказались усердными и полезными, скоро возвысятся и достигнут дерзновения в вере во Христа Иисуса. - И многое дерзновение. Кто же может стяжать такое дерзновение, если не тот, кто с верою и живет праведно? - Сия пишу тебе… Чтобы, читая все эти предписания, Тимофей не потерял надежды на скорое прибытие Апостола, смотри, что он говорит: аще же замедлю. Так как Апостол во всем водился Духом Святым и не знал, куда ему Дух Святый велит идти, то и говорит он всегда так нерешительно. – Яже есть Церковь Бога жива. Дом этот есть Церковь Бога живого, не как иудейский храм, который был утверждением преобразовательной истины, – но столп и утверждение самой истины. И хорошо сказано: Бога жива. Апостол Павел как бы так говорит: не смотри на то, что Церковь наполняется людьми: Богом она устрояется, Богу посвящается и Бога имеет своим обитателем.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в Доме Божием

Дабы чрез то, что делает ему наставление касательно таких предметов, не повергнуть ученика в скорбь, как будто Павел более не увидится с ним, - он говорит: не потому я пишу это, что уже больше не приду; напротив, я приду. Впрочем, если случится, что замедлю, ты должен иметь образец, как подобает тебе жить. Прекрасно апостол сказал: надеясь. Так как, водимый Духом, он не знал, куда должно идти, то справедливо он сомневается и относительно своего прихода к Тимофею.

Который есть Церковь Бога живаго

Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, - Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги эллинов.

Столп и утверждение истины

Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно, каково то, что в церкви подзаконной: вместо звонков в ней блистательная проповедь; вместо дорогих украшений, одежд священных - преславная жизнь, богатая внутренними плодами; Первосвященник в ней - Сын Божий; великая жертва - Божественное Тело Его.

Толкование на 1-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины

Что подробное даю наставление, то это на случай, если замедлю. Тебе надобно знать, как следует жить и действовать среди верующих, как архипастырю. Я и пишу тебе об этом подробно. Хотя ты все почти знаешь, видевши, как мы с тобою благоустрояли Церкви Божий; но и тебе нужно напоминание, чтоб, освежая в мысли, как все в Церкви бывает благообразно, ты увереннее соответственно тому действовал, не приходя в смущение при сплетении обстоятельств и не сбиваясь от того с должного пути. Но более нужно это для других, чтоб видели, что ты получил заповедь именно так, а не иначе действовать, а не действуешь по своему произволу.

«В словах: уповаю прийти… аще же замедлю — Апостол обнаруживает незнание; потому что так говорить свойственно незнающему» (святой Златоуст). Святой Павел, как и все Апостолы, ревностно и неутомимо действовал, исполняя возложенное на него дело: строил планы, обдумывал средства. Но при этом и ход дела, и успех в нем предавал в волю Божию, ко всякому задуманному шагу прилагая: аще волею Божиею, благопоспешен буду. Он все предавал водительству Божию, которое могло совсем другое дать направление его движению, нежели какое он думал иметь, как это уже не раз испытал. «Почему, так как он во всем водился Духом и по своей воле ничего не делал из того, что делал, то и сказал так нерешительно» (святой Златоуст). Блаженный Феодорит пишет: «ни Божественные Пророки, ни богомудрые Апостолы не предвидели всего. Что служило на пользу, то и открывала им благодать Духа. Сие означает и незнание, выраженное в настоящих словах Апостола. Ибо, сказав: уповаю прийти,— присовокупил: аще же замедлю. Ибо часто задерживала его какая-нибудь потребность (или извещение свыше). Посему говорит: пишу это, научая, как должно вести себя тем, кому вверено попечение о других; потому что домом Божиим и Церковию назвал он собрание верующих».

Како подобает жити, αναστρεφεσθαι,— обращаться,— себя держать и с другими сноситься и на них действовать,— в дому Божии,— в Церкви или обществе верующих. Пастырь пасет. Непасущий пастырь — какой пастырь? Его дело быть среди пасомых и действовать: учить, назидать, исправлять, утешать, отрезвлять, защищать,— «упорядочивать Церковь» (Амвросиаст), или стадо верующих. К этому и направляются теперь наставления Апостола. Сказанное пред сим есть как бы предисловие к нижеследующим наставлениям.

Дом Божий, Церковь Бога жива есть общество верующих. Бог везде есть, но в Церкви Он есть особенным образом,—есть внутрь каждого из верующих, а чрез то и в целом сонме их,— тоже не внешно, но внутренно, всех животворя, одушевляя и объединяя, и их друг с другом, и всех с Собою. Бог Отец обетовал: вселюся в них и похожду (2Кор. 6, 16). Бог Сын удостоверил: се Аз с вами есмь во вся дни (ср.: Мф. 28, 20). О Духе Святом дано свидетельство: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (ср.: 1Кор. 3, 16). Триипостасный Бог,— живый и зиждяй,— живет в сонме верующих, в теле Церкви. Тайну сию открыл Спаситель, говоря: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20),— прибавим из других мест: благодатию и действием Святаго Духа. «Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога,— Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги еллинов» (блаженный Феофилакт). «Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе» (Экумений).

Но и Церковь особенным образом имеет Бога в себе живущим,— не так, как вещественный дом своего владельца. Этот не состоит в союзе с живущим в нем и не чувствует, как он живет. А Церковь, животворимая живущим в ней Богом, сочетана с Ним живым союзом и чувствует живущим Его в себе, чувствует и то, что живет Им — и что поэтому паче и есть дом Его. Бог творит Себе дом из душ, обращая их к Себе, очищая, освящая и преисполняя, и, Собою всех исполняя, всех сочетавает во едино, и живых, и отшедших, и всех содержа в живом между собою единении.

Сия-то Церковь есть столп и утверждение истины. Ибо есть Церковь Бога жива, Который есть Бог истины, или самая истина. Почему все в ней истинно: истинно исповедание веры, истинно освящение таинствами, истинно облагодатствование, истинна жизнь по Богу, Богом в ней зиждемая, истинна помощь Божия, истинны обетования, животворящие труждающихся в доме Божием,—все истинно в ней; и в другом где-либо месте не ищи истины. Есть подобия некие истины и вне ее; но настоящая истина только в ней. Возрадуйся и благослови Бога, истинствующего в Церкви и тебя соделавшего причастником Своей истины и сотаинником ее!

Слова: столп и утверждение — выражают твердость, непреложность и неизменность истины. Но Церковь есть собрание человеков, которые обычно изменчивы: как же она столп и твердыня истины? Церковь такою есть, яко дом Бога живого, единого истинствующего, и как союз человеков обоженных. Истинные сыны церкви - человеки, но не как человеки. Все человеки — не настоящие, вследствие падения, человеки; а те, которые вступают в Церковь, благодатию Божиею делаются истинными человеками. Истина водворяется во всем их существе. Почему от них должна исходить одна истина. Сие все творит живущий в них Бог живой и истинный. Церковь есть столп истины, как твердо и непоколебимо стоящая в истине и хранящая ее,— есть утверждение (истины), как успокоительница умов, когда они взволнованы бывают прившедшею ложью. Потому обязательно то считать истинным, что содержит вся Церковь, и возникающие недоумения решать голосом Церкви, выражаемым собором пастырей.

Наши толковники между прочим проводят здесь ту мысль, что святая Церковь христианская есть истина в отношении к Церкви ветхозаветной, в которой все было тень ее. — Блаженный Феофилакт пишет: «Церковь есть истины совмещение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не сеновидно (иносказательно, прообразовательно), не образно, каково то, что в Церкви подзаконной: вместо звонков в ней светлоблестящая проповедь; вместо дорогих украшений одежд (священных) преславная жизнь, внутренними богатая плодами; архиерей в ней — Сын Божий; великая жертва — Божественное тело Его» (сокращено из святого Златоуста и Экумения).

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: верующие не будут судиться: Ин.5:24: «слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Православный ответ: Здесь опять то же слово Господне: «верующий на суд не приходит», т.е. не подлежит наказанию, но суд будет для всех, и для верующих, которые в Церкви. А что именно так должно разуметь, то это видно из слов ап. Петра, что суд начнется с Церкви Христовой, т.е. значит, с верующих: 1Пет.4:17-18: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви, ср. 1Тим.3:15). Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

Оружие правды

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших

Вся Православная Церковь, которую Апостол называет столп и утверждение истины (1Тим.3:15), учит нас молиться за умерших. И может ли Святая Соборная Церковь в своем общем установлении и узаконении иметь нечто противоречащее Православной вере? Если может, то ложными будут Слова Христа: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Но скорее солгут противники, чем Христос, более того, скажу, что скорее небо и земля прейдут (Мф.24:35), чем Слова Христа.
 
А если в Святой Церкви установлено молиться за усопших, ясно, что это отражено в церковном чине и уставе.
 
ПЕРВОЕ: На полунощнице, когда говорим: «Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя, и, сколько в жтитии согрешили, прости». И снова: «Глубиною мудрости...», и так далее. И снова: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих», а также в ектении, которую произносим в конце полунощницы.
 
ВТОРОЕ: На утрене в великой ектении: «Помилуй нас, Боже».
 
ТРЕТЬЕ: На Литургии трижды, на проскомидии, на ектении после чтения Евангелия, а также по освящении Святых Даров.
 
ЧЕТВЕРТОЕ: На вечерне в великой ектении: «Помилуй нас, Боже».
 
ПЯТОЕ: На повечериях, и в кондаках за усопших, и на ектении, произносимой в конце.
 
ШЕСТОЕ: На вселенских и частных панихидах.
 
СЕДЬМОЕ: На третинах, десятинах, сороковинах, годовщинах.
 
ВОСЬМОЕ: На погребениях.
 
ДЕВЯТОЕ: В день Пентикостии, или в праздник Сошествия Святого Духа, в коленопреклоненных молитвах.
 
Теперь положим на весы истины поминовение усопших и их забвение. Первое делает наша Православная Церковь, столь часто поминая умерших и молясь за них Богу.
 
Второе же есть мудрование противников, погребающее умерших в вечном забвении. И разве не видно, что первое – это дело христианского благочестия, второе же – жестокосердия и бесчеловечности. Первое происходит от Апостольского установления. Второе – от еретического любопрения. Послушайте, что говорит Златоуст к Филиппийцам в 3 Беседе: «Не напрасно было узаконено Апостолами поминать отошедших во время Страшного Таинства. От этого они получают очень многое, большую пользу».

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о предании

Подвержены ли Соборы заблуждению?
Отвечаем. Вселенские Соборы, собранные во имя Господне, не подвержены заблуждению в членах веры. Этот наш ответ утверждается на следующих местах Священного Писания.
 
1. Христос говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18,20). Если же при двоих или троих, собранных во имя Христово, присутствует Господь, тем более пастыри стада Христова, собранные со всей Вселенной ко умножению славы Божией, к защите Церкви Христовой и к соблюдению благочестия, к пользе душ, искупленных Кровью Христовой, имеют посреди них присутствующего Христа, Божию Премудрость, вразумляющую и наставляющую их для определения правой веры. Поэтому отметаются от их среды все еретические сборища, ибо те собрались вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс.2,2), а не во имя Христово. Так ариане – против Христа явно, македониане – против Святого Духа, соприсносущного Отцу и Сыну, иконоборцы – против Христа, славимого в Своей иконе, а иные еретики – против Христа в Его членах, то есть на Святую Церковь, как и нынешние противники.

2. Дух истины… наставит вас на всякую истину (Ин.16:13). Это сказал Христос не только апостолам, но и их преемникам, ибо в другом месте говорит: (Дух истины) да пребудет с вами вовек (Ин.14:16), – то есть с апостолами и их последователями.

3. Первый апостольский Собор в Иерусалиме утверждается на следующем основании: угодно Святому Духу и нам (Деян.15:28). Поэтому, если тот апостольский Собор, который был образом всех Соборов, говорит, что его установления – это установления Святого Духа, то же могут сказать и прочие правильные Соборы, собранные во имя Христово. Ибо как тому Собору содействовал Святой Дух, ради наставления апостолов, для устроения, управления и хранения Церкви апостольскими установлениями, так у прочих Соборов была та же необходимость и то же намерение когда возникали в свое время различные ереси.

4. Святая Соборная Апостольская Церковь не подлежит заблуждению, ибо Христос говорит: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16,18). И еще: се, Я с вами… до скончания века (Мф.28,20). И еще: Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Но что такое Соборы, если не Церкви? Так как на Вселенских Соборах собираются пастыри со всей Вселенной, а всякий пастырь есть представитель своего словесного стада, как посол – представитель всего царства. Поэтому если Церковь не подлежит заблуждению, как показано выше, а Соборы являются лицом всей Церкви, более того, они являются самой истинной Церковью, поэтому ясно, что и Соборы не подлежат заблуждению.

5. Писание заповедает нам слушать пастырей: Слушающий вас Меня слушает (Лк.10:16). И еще: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр.13,17). К тому же Священное Писание называет епископов пастырями, чтобы (христиане – Примеч.) были как овцы и повиновались пастырям, выводящим их на добрую пажить: (Деян.20,28; Еф.4,11) и их же называет учителями, чтобы (христиане – Примеч.) слушали их как ученики (1Тим.2,7; 1Тим.3,2; Тит.2,7). Поэтому, если Бог повелевает слушать наставников, пастырей и учителей, могут ли они обмануть нас своим учением, или не могут? Если могут обмануть, то, как Бог повелевает таких слушать? И кто из заблудившихся может быть осужден, если по Божию велению слушает своего пастыря и учителя, заблуждающегося в учении? Если же не могут обмануть, то их учение истинно и душеполезно, а тем более, когда они собирается во имя Господне. Ибо в отдельности и наедине, они хотя и могут заблудиться, как это часто бывает между пастырями и учителями, по отдельности различно пишущими, и в некоторых вопросах не согласующимися, но на Вселенских Соборах, где они бывают собраны во имя Господне и едиными устами и единым сердцем составляют догматы веры, им заблудиться в вопросах веры совершенно невозможно, так как иначе вся Церковь подпала бы под заблуждение.
 
Поэтому [свт.] Афанасий Великий в послании к африканским епископам (пишет – Примеч.): «Слово (сказал) Господне Вселенским Никейским Собором пребывает вовеки». Василий Великий в послании 28 «О вере» повелевает для сомневающихся предлагать установления [Первого 325 г.] Вселенского Никейского Собора. [Свт.] Кирилл [Александрийский] в книге 1 «О Пресвятой Троице» установления Никейского Собора называет уставом Божественным и изречением непреложным. Амвросий [Медиоланский] в послании 32: «Последую (сказал) деяниям Никейского Собора, от которого не может меня разлучить ни смерть, ни меч».
 
И справедливо, ибо если бы Вселенские Соборы подлежали заблуждению, Церковь не имела бы твердого и непреложного суда для угашения всяких споров и для соблюдения благочестия и единомыслия, подобающего Святой Церкви. И если бы таковой суд подлежал заблуждению, можно было бы снова возобновить всякие ереси, проклятые на Соборах. И Арий сказал бы, что [Первый Вселенский] Никейский Собор неправ. То же сказал бы Македоний о [Втором Вселенском] Константинопольском Соборе, Несторий – о [Третьем Вселенском] Соборе Ефесском, Евтихий – о [Четвертом Вселенском] Соборе Халкидонском и так далее. Но и книги Священного Писания не были бы известны как слово Божие, если бы это сомнение не было бы разрешено Вселенскими Соборами. И сам Символ веры (Верую во единого Бога), сложенный и установленный Вселенскими Соборами от апостольских преданий, мы не имели бы, как известное основание нашего спасения, чему и вы, противники, не противоречите.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.


Аще замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Вышеприведенные правила изложены апостолом письменно на тот случай, если замедлится его прибытие в Ефес и преподание тех же правил в устной беседе, которая вообще представлялась апостолам лучшим способом наставления, тогда как писание употреблялось только в случае невозможности личного свидания и личной беседы (отсюда усматривается значение устного апостольского предания, ср. 1Ин.2:12 и 1Ин.2:13-14). – Далее говорится о Церкви, которой приписывается наименование дома Божия и присоединяется, что она есть столп истины, – истина покоится на ней, как кровля на столпах, ее поддерживающих, – что она же есть утверждение или основание истины, – истина утверждается на Церкви, как здание на своем фундаменте: вот почему необходимы были вышеизложенные правила о том, как жить в таком великом и славном доме Божием! Так как эти правила всецело касались церковного священноначалия, иерархии, то отсюда следует, что столпом и основанием истины, домом Божиим, была и есть не какая-либо иная, иначе устроенная Церковь, а Церковь, управляемая архиереями и пресвитерами при служении диаконов. А именно такую Церковь штундисты и считают заблудившеюся и утратившею истину. Очевидно, как они неправы.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины

Но апостол может и замедлить своим прибытием в Ефес. Поэтому он теперь письменно хочет дать Тимофею указания, как ему держать себя в доме Божием или в церкви.

Который есть Церковь - правильнее: община или общество (ekklhsia q.), принадлежащее живому Богу. Бог назван здесь «живым» в противоположность мертвым идолам, которых чтили азиатские общины, и как дающий Своим почитателям жизнь. Это должен иметь в виду Тимофей и всякий другой предстоятель церкви при прохождении своего служения.

Столп и утверждение истины. Эти слова составляют приложение к предыдущему выражению и выражают собою одну и ту же идею, именно ту, что Церковь, как собрание верующих, представляет собою твердый фундамент для евангельской истины: падет Церковь - исчезнет и евангельская истина (чего, однако, по слову Христа, Мф. XVI:18, никогда не случится). Отсюда должно быть ясно для Тимофея, как ему нужно заботиться о поддержании порядков в Церкви.

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 14-16 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Указывая цель всех своих наставлений относительно порядков церковныхАпостол изрекает великое учение о Церкви, как доме живого Бога, непоколебимом столпе истины, и потом возвещает величайшую истину. Бог явился во плоти и, совершив дело Свое, вознесся во славе на небо, оставив Церкви живущего в ней Святого Духа. Уподобление Церкви дому, весьма обыкновенно (1Пет. 2:4-51Кор. 3:111Тим. 4:10. Еф. 2:132Кор. 6:18). Этот дом не есть только место явления славы Божией, но истинное здание Божие, или, лучше сказать, тело Христово, проникнутое, оживляемое и спасаемое Духом Божиим (Еф. 2:19-22), основанное на Иисусе Христе и имеющее Его главою. Эта Церковь – не только собрание верующих, но и дух, единодушие, вера, связующие их между собою и со Христом. Дом Божий есть Церковь живущего в нем Бога, почему Бог, как живой, заботится о порядке в Своем обществе (см. у П. Полянского, стр. 409). Уподобление Церкви столпу, поддерживающему покров здания, и твердыне, на которой стоит здание, показывает ее величие и несокрушимую твердость, а также и всяческую безопасность, почему истина, вверенная ей, пребудет вековечною, как и сама Церковь. «Созижду Церковь Мою», сказал Глава Церкви Христос, «и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18). «Непреложным ручательством хранения истины Церковию служит то, что она имеет Духа Божия. Этот Дух истины всегда обитает в Церкви и составляет в ней жизненное начало, благодаря которому она всегда находится во всегдашнем общении со своим Главою, Который есть и основание, кроме Которого и не может быт иного».

Вообще в 15-м стихе, говорит нам новый толковник (П. Полянский), Апостол выражает взгляд на Церковь с трех сторон: 1) со стороны богослужения, – в этом отношении Церковь есть дом Божий; 2) со стороны возрождения каждого человека и всего человечества, – в атом отношении она Церковь живого Бога, сообщающего эту жизнь человечеству; 3) со стороны учения Апостол именует Церковь столпом и утверждением истины. В этом отношении Церковь есть хранилище истины для всех веков и всех народов. О самой великой истине, т.е. о боговоплощении, св. И. Златоуст восклицает: Воистину сие есть велия тайна, потому что человек сделался Богом, Бог – человеком. Тайна эта была сокрыта и от Ангелов, а потом открыта не только им, но и людям всех мест и времен. Будем же жить сообразно с достоинством этой тайны. Если бы царь вверил нам какую-либо тайну, ужели бы мы не сочли этого признаком великого к нам благоволения? Вострепещем, что остаемся нечувствительны к сему благодеянию». «Св. Тимофею Апостол напоминал о сей тайне, указывая ему неистощимый предмет для бесед с верными и, вместе, сильное оружие для нравственного их исправления, как-бы говоря: все несообразное с сим отвергай нещадно, как ложь, или примесь лжи» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе,

15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.


Чего держаться пастырю при назидании пасомых (3:14–4:16)
3:14–15. На первом месте святой Павел ставит указание, что единственный руководитель учителю истины в истине, есть Святая Церковь, и что первая истина учения его есть – Бог явился во плоти (см. ст. 16). Я, говорит, пишу это тебе, Тимофей, в руководство, «не потому, что уже больше не приду к тебе, как обещал, напротив, я приду. Впрочем, если случится, что замедлю, то ты не сокрушайся об этом. В случае замедления я и пишу тебе руководство, как тебе следует жить и действовать среди верующих, как архипастырю» (Златоуст). Бог в Троице обитает в душе каждого истинно верующего (ср. 2Кор. 6:16; Мф. 28:201Кор. 3:16). Таким образом, каждая верующая душа есть дом Божий, и тем более совокупность их, есть дом Божий, который есть Церковь Бога живого. Церковь, животворимая живущим в ней Богом, сочетана с Ним живым союзом, и чувствует живущим Его в себе, чувствует и то, что живет Им, и что поэтому особенно и есть дом Его. Бог творит Себе дом из душ, обращая их к Себе, очищая, освящая и Собою наполняя всех. Всех соединяет воедино, и живых и отшедших, и содержит всех в живом союзе между собою. Эта-то Церковь и есть столп и утверждение истины, ибо она есть дом Бога жива, Который есть самая истина. Поэтому все в ней истинно – исповедание веры, освящение таинствами, облагодатствование, жизнь по Богу, помощь Божия, обетования, бодрящие тружеников в доме Божьем, все в ней истинно, и в другом где-либо месте не ищи истины. Не люди сами по себе, входящие в состав Церкви, столпы истины, а Церковь, как дом Бога живого, и следовательно, те, в которых обитает Бог, люди, облагодатствованные Богом, в которых истина водворяется во всем их существе, поэтому от них должна исходить одна истина – Церковь, есть столп истины, как твердо и непоколебимо стоящая в истине и хранящая ее. Она же и утверждение истины, как успокоительница умов, когда они бывают взволнованы вкравшейся ложью. Потому обязательно то считать истинным, что содержит вся Церковь, и возникающие недоумения решать голосом Церкви, выраженным собором пастырей.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 14-16 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Пишет апостол все эти наставления потому, что, хотя надежда на личное свидание с Тимофеем его и не покидает, однако очень возможно, что это свидание отсрочится на долгое время. А, между тем, Тимофею необходимо знать, как должно поступать в делах своего служения (ἀναστρέφεσθαι), ибо он состоит одним из домоправителей в доме Божием или в Церкви, которая, по своему значению, справедливо может быть названа столпом и фундаментом истины, т. е. истина евангельская в ней твердо сохраняется в совершенно неизменном виде. И, кроме того, несомненно (ὁμολογουμένως) велика, в высшей степени важна тайна, на которой основывается благочестие или вся жизнь христианина (тайна воплощения, теперь уже открытая) и которую должен в неизменности сохранять Тимофей и все им поставляемые пастыри Церкви. Эта тайна состоит в том, что Бог принял плоть человеческую и в Своей жизни на земле получил от Духа Божия неопровержимое свидетельство Своего мессианского и Божественного достоинства (оправдася в Духе). Затем, как Богочеловек, Он явился ангелам небесным и возвещен был всем народам земли, и последними был принят с верою, как Спаситель, а первыми принят (после вознесения) как царь, приходящий во всем своем величии. Итак, воплощение Сына Божия и принятие Его небом и землею, след., восстановление и полное примирение неба и земли под одною державою (ср. Еф. 1:10) – вот в чем состоит великая тайна, на которой основывается наше благочестие, наше спасение и которая требует усердных охранителей.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:  
Священники нам не нужны, так как, по слову апостола (1Ин.2:20), мы «знаем все».
 

Ответ:
Под словом «вы» (1Ин.2:20) апостол разумеет не каждого в отдельности христианина, а всю Церковь Христову, в которой пребывает Дух истины (Ин.16:13, Ин.14:16), поэтому она не нуждается (1Ин.2:27) в каких-либо посторонних учителях и в новых откровениях (1Тим.3:15) и «знает все», что необходимо верующим для спасения, для того, чтобы они могли отличить истину от лжи и не были обольщены лжеучителями. В Церкви есть Господом поставленные пастыри и учителя (Еф.4:11-15, 1Кор.12:28), и есть пасомые различных степеней духовных совершенств и качеств: есть «совершенные», есть «младенцы», несведущие в слове правды, которых нужно учить первым началам слова Божия (Евр.5:12-14, 1Ин.2:13-14 – «отроки», – «юноши», – «отцы»). Понимать данное место (1Ин.2:20) по-сектантски, будто каждому христианину дано уже от Бога познание истины, нет никаких оснований.

«После того, как апостол высказал предшествующее (1Ин.2:19, о появлении антихристов из числа христиан)», – объясняет блаженный Феофилакт, – «чтобы кто-нибудь не подумал, что он присваивает знание это только себе одному и потому хвалится перед прочими верующими, он прилично прибавляет: и «вы имеете помазание». Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это, ибо при святом крещении вы приняли священное помазание и через оное – Божественного Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что последнее время сильно действуют антихристы, что все полны лжи».(*)

Если сектанты «знают все», то зачем они имеют библейские институты, семинарии, миссионерские школы, устраивают миссионерские курсы, нанимают проповедников-миссионеров, издают книги, журналы и обращаются в редакции последних за объяснениями мест Священного Писания и за разрешением других вопросов?
----------------------------------------------------------------------------------------
* - Толкования на Собор. посл. 1906 г., стр. 125.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:  
«Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28; Рим.4:3-8; Гал.2:16), и Церковь не нужна.

 

Ответ:  
а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа (Гал.3:24-25; Гал.5:3-4; Евр.10:1-4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина (Рим.2:13, 13:8-10; 1Кор.7:19; 2Кор.5:10; Еф.2:10,6:8; Тит.2:11-14). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» (1Кор.13:1-3). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» (Иак.2:14-26). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» (Гал.5:6), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (1Фес.5:8; 1Тим.1:14,2:15; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах (Рим.3:28; Гал.2:16).(1)

При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (Мф.25:33-46).(2)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 -  Между учением апостола Павла и апостола Иакова (Рим.3:28;4:25;Иак.2:14,21-24; Евр.11:31;Иак.2:25) нет противоречий. Апостол Павел, имея в виду заблуждения иудействующих о возможности оправдания делами закона (Моисеева), в опровержение их, говорит об оправдании человека верой во Христа без дел закона; он отвечает на вопрос: чем может оправдаться иудей и язычник?

Апостол Иаков, зная, что некоторые из читателей Послания, признав необходимость веры во Христа для оправдания, веру разумел рассудочную, непроявляющуюся в делах любви, внушает им, что такая вера мертва, что, только обнаруживаясь в делах, вера становится живой и совершенной; он отвечает на вопрос: какова должна быть вера христианина?

2 - Сергий архиеп. Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 236–239.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


б) Для нравственного обновления человека (Еф.4:22-24; Кол.3:5-10), для успешной борьбы с грехом и врагами спасения (диаволом, плотию и соблазнами мира) недостаточно ни собственных сил его, ни веры во Христа, а необходимы силы Святого Духа (Ин.15:5; Мф.19:26), подаваемые через Святые Таинства, необходимо пастырское руководство и научение (Еф.4:11-14; 2Тим.4:2) истинному вероучению, которое и хранится только в единой Христовой Церкви (Еф.4:5; 1Тим.3:15). Если же о Церкви в приведенных сектантами местах и не сказано апостолом, то потому, что это не требовалось ходом мыслей, зато в других местах тот же апостол достаточно ясно изображает необходимость для христианина жизни в живом союзе с Церковью (1Кор.5:5,13,12:13-31; Еф.4:11-16,5:23). Не сказал апостол (Рим.3:28; Гал.2:16) и о покаянии, крещении, благодати Божией и др.; даже не указал предмета веры (Рим.3:28), но отсюда не следует, что нужно отвергать все, о чем умолчал, а только следует одно то, что для уразумения истины должно обращаться к другим местам Священного Писания, так как слово апостола «не было то да, то нет» (2Кор.1:18). Путем снесения и сравнения одних текстов с другими уясняется истинный смысл их.(3)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 - Епископ Феофан говорит: «Существо дела спасения состоит из нескольких пунктов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Писании пункты эти не написаны в одном каком-нибудь месте, а в разных: в одном сказано одно, в другом – другое. Чтобы познать истинно весь образ спасения, надобно все эти пункты собрать воедино и собрать все, ни одного не пропуская. Вот в этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не понимая, как это следует, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй, и ты спасен! – а иной: стяжи благодать, и больше тебе ничего не нужно, – иной же: люби, и придешь к блаженному концу. Все такие положения в Писании строго предписываются, но ни одно из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить, и тогда получится полное представление настоящего образа спасения». Письма к одному лицу. 1881 г. 5 стр. 11–12.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


в) В Посл. к Римлянам (Рим.4:3,8) апостол упоминает об Аврааме и Давиде с целью выяснить новозаветное устроение спасения человека. «Когда апостолы начали принимать в Церковь Христову язычников», – замечает епископ Феофан, – «иудеи укоряли их: у вас только все вера, да вера и никаких дел закона; вы и язычников грешных стали принимать. Апостол, предотвращая это, внушает, что у нас все вера, да вера, в том мы берем пример с Авраама, которому вера вменена в правду; а что грешников принимаем в Церковь, правоту этого предуказал пророк Давид, ублажавший тех, коим прощены грехи. Мы принимаем грешников (кающихся), но наперед разрешив все их грехи, по благодати милующего Бога за веру в Оправдывающего».4

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 - Толкование Послания к Римлянам 1890 г., стр. 263.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Только неразумные и скудоумные, каковы православные, могут вкушать хлеб и растворенное вино (Прит.9:1,4-5).
 

Ответ:   Под премудростью разумеется Господь Иисус Христос (1Кор.1:24; Кол.2:2-3), Который построил дом (Церковь – 1Тим.3:15; Евр.3:6; Мф.16:18), учредил семь столпов (семь таинств), принес Голгофскую жертву, установил таинство причащения и послал апостолов и их преемников звать в Свою Церковь «неразумных и скудоумных», т.е. не наученных истинам веры, смиренных, не превозносящихся своим умом (Мф.11:25). Православные, как вступившие в Церковь Христову и принявшие ее учение, оставили свое «неразумие» (Прит.9:6). Сектанты – «кощунники и нечестивые» (Прит.9:7), потому что превозносятся своим разумом, глумятся над Церковью и ее таинствами и глухи к призыву Премудрости.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible