Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Ибо для чего несем на себе этот великий труд и приемлем от всех поношения, если нет никакого воздаяния за труды? Но воздаяние есть, потому что подвигоположник для подвизающихся – вечный Бог, Спаситель всех человеков, преимущественно же уверовавших в Него.

Толкование на 1-е послание к Тимофею

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго

Показывает, каково есть благочестие, в котором упражнялись сами апостолы, и удостоверяет, каким образом он имеет надежду на будущую жизнь, говоря: для того, вместо: посему и трудимся и поношение терпим. Ибо для чего нам изнурять себя, если бы мы не ожидали будущих благ, которые Бог живый даст нам после смерти? Здесь воины царские, перенесшие многие труды и опасности, часто не получают должного воздаяния, когда случится умереть царю; а наш Царь всегда жив, всегда и воздаст.

Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных

То есть всех Он хочет спасти – и здесь, и там. Большее же попечение Он прилагает здесь о верных. Если бы Он не был Спасителем их, то как они устояли бы против всех нападений? Этим апостол побуждает Тимофея к перенесению опасностей. Не унывай, говорит, имея такого Бога, и не проси себе помощи у других, но надейся на Него: жив Бог и Он есть Спаситель.

Толкование на 1-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным

Неложность обетования и несомненность получения уповаемого подтверждает Апостол собственным примером (см.: блаженный Феодорит). Что вера и жизнь по вере приносят живот вечный, убеждение в этом составляет нашу силу. Из-за чего мы поднимаем такие труды и предаем себя всякому поношению? Не из-за чего другого, как из-за того, что уверены в получении за то Живота вечного. А эта уверенность на чем стоит? На том, что мы возуповали (ἠλπίκαμεν) на Бога, совершенно уверились в истине слова Его и всецело на Него положились. Это приложение подает мысль, что Апостол хотел как бы так сказать: слово обетования мы слышали из уст Самого Бога, совершенно уверились в Нем и положились на Него, что обетованное несомненно исполнено будет. Без этого дополнения мысли один пример Апостолов не был бы доказателен. Но когда за этим примером видим лице Бога живого, дающего обетование, тогда он, делаясь представителем действия слова живого Бога, всякому доказывает несомненность упования в равной силе, как бы он сам слышал слово из уст Бога живого. Святой Павел не здесь только, но и в других местах выставляет свою уверенность в несомненности упования, – и она была для него живительною силою в понесении Апостольских трудов. Теку, говорит, не на безвестное, подвизаюся, не яко воздух бияй (не на ветер) (1Кор. 9, 26).

Пишется сие святому Тимофею, который разделял с апостолом Павлом все труды его и несомненно был исполнен тем же духом упования. Почему: мы (труждаемся, уповахом) – здесь звучит как мы с тобою. В лице же их, конечно, наводится мысль и на всех Апостолов, и на всех труждающихся в благовестии. Напоминается же сие святому Тимофею, чтоб вызвать и восставить тот же всегда оживлявший его дух упования и сказать как бы: будь как всегда. Ибо святому Тимофею предлежало теперь одному нести труды, которые прежде разделял он со святым Павлом. Святой Златоуст говорит: «здесь Апостол возбуждает святого Тимофея к перенесению опасностей, чтоб он не упадал духом, имея в Боге столь сильного помощника, и не нуждался в содействии других, но охотно все с мужеством переносил».

Бог именуется Богом живым, чтоб выразить, что упование наше не идеально, не на идее Бога утверждается, а на слове Бога живого, самым делом совершившего и устроившего все, потребное для получения уповаемого. Мы лицом к лицу видели и действенно познали Бога живого, почему уповаем не колеблясь. Или для того слово сие: жива – прибавлено, что Бог, как Сый, всегда может исполнить обетованное. Люди, будь то князи, ныне есть, а завтра их нет. Бог же всегда жив есть, чтоб даровать, что обетовал. Блаженный Феофилакт пишет: «здесь воины царские, перенесши многие труды и опасности, часто не получают должного воздаяния, когда случится между тем умереть царю; а наш Царь всегда жив есть, всегда и воздаст».

Бог есть Спаситель всех человеков, – потому что всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (2, 4) – и не только хочет спастися всем, но и устроил дивный образ спасения, всем открытый и всегда сильный спасти всякого, кто ни захочет воспользоваться им. Но почему Он есть Спаситель паче верным? Потому что спасительное Божие хотение, спасительная Божия сила и спасительное Божие устроение (экономия спасения) простираются на всех и для спасения всех довлетельны; но на деле спасаются, или делаются причастными сих спасительностей, только верные, то есть только уверовавшие в благовестие и по принятии благодати живущие в духе веры. Так что Бог, и всегда желающий и всегда сильный спасти всех, в действительности Спаситель есть только верных. Μάλιστα – значит и: так, именно так. Почему: паче же верным – можно перевесть: именно верным. Же, δε, – частицы нет в греческом. Прибавить же сие: именно верным – нужно было святому Павлу, потому что писал об уповании живота вечного, которого неверные не могут быть причастны. «Бог здесь есть всех Спаситель, а там не всех, но только достойных спасенными быть» (Экумений). Но и здесь Бог Спаситель особенное являет попечение о верных: ибо, если б этого не было, давно бы их стерли с лица земли (см.: Экумений). Святой Златоуст говорит: «каким образом, спросишь ты, Бог есть Спаситель паче верных? Тем, что обнаруживает великую заботливость о верных. Если б Он не был Спаситель их, то ничто не воспрепятствовало бы давно погибнуть тем, против которых все ратуют».

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных

На чем основана вся жизнь христианского подвижника: его труды, болезни, несчастия? На живой, глубокой вере в живого Бога, Личного, Премудрого, Всемогущего, Всеблагого. Бог есть непременно. Значит, истинно все Его учение: ни одна йота из Закона Божия не пройдет без исполнения… Придет жизнь будущая, которая после Страшного Суда Христова над всеми людьми для одних станет вечной радостью, а для других – вечной мукой. Все это – истины, для христианского подвижника ясные, очевидные, непреложные. Они как бы вошли в плоть и кровь его, никогда не вызывают сомнений. А в чем они находят свое подтверждение? В молитвенном настроении, когда христианин всем своим существом ощущает живого Бога, не в отвлеченных мечтаниях и отвлеченных идеях, а реально. Особенно живо ощущаем мы, христиане православные, бытие нашего Спасителя в великом и страшном таинстве святой Евхаристии: когда мы вкушаем Тела и Крови Самого Богочеловека: мы опытно тогда чувствуем, что Он с нами, Живой Бог наш… Поэтому все христианские труженики и ученики Спасителя живут и действуют не как какие-либо фантазеры и беспочвенные мечтатели, а как сознательные люди, имеющие глубокий реальный фундамент своих упований, вполне ясно дающие себе отчет в том, что они делают в этой жизни, куда и зачем стремятся, почему именно живут так, как велел им Христос Бог…

А есть ли такая ясность, твердость, непоколебимость у не христиан? Там, у неверов, не христиан – неустойчиво, тьма… (Ин. 8:12).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

10. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

10. (церк-сл.) На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным.

«На сие бо», вместо, для сего, то есть, для сего благочестия мы сносим труды и поношения от человеков. Сносим оные потому, что возложили упование наше на Бога жива, уповая блаженством наслаждаться в будущей жизни, по обетованию благочестия. «яко уповахом на Бога жива», Который хощет спасения всем человеком, наипаче же верующим и служащим ему. «Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным». И Павловы труды для проповеди Евангельской явственны, ибо он не только протекал «от Иерусалима и окрест даже до Иллирика, проповедуя Евангелие Христово» (Рим.15:19), но и делал «своими руками», и делом рук своих питал бывших при нем (1Кор.4:12; Деян.20:34). Почему со дерзновением писал о себе: «в трудех множае, и паче всех их потрудихся» (2Кор.11:23; 1Кор.15:10). Явственны также и поношения поносивших его. Ибо Фист громогласно поносил его, говоря: «беснуешися Павле: многия тя книги в неистовство прелагают» (Деян.26:24). А Епикурейские и Стоические философы поносили его, называя суесловивым. «Что убо хощет», говорили они, «суесловивый сей глаголати?» (Деян.17:18) Посмотри же сколь приличные, говоря о уповании, дал он имена прилагательные Богу. «На Бога жива», сказал, «Иже есть Спаситель». Живым, то есть, бессмертным назвал Бога, чтобы представить, что надеющийся на Него получает то, чего надеется. Кто надеется на смертного человека, того надежда часто бывает тщетная по причине смерти того человека, на которого надеялся. А кто надеется на Бога, того надежда никогда не бывает тщетная, пoелику Бог есть бессмертен. Посему же назвал Бога и Спасителем, то есть, чтобы показать, что спасает Он надеющихся на Него. Кто надеется спасения себе от человеков, тот часто остается постыжденным. Ибо люди иногда не хотят, а иногда не могут помочь и спасти. Надеющиеся же на Бога никогда не постыждаются; ибо Бог по естеству будучи Всеблаг и Всемогущ хощет всегда нашего спасения, и может что хощет творить. А сие сказав Богоглаголивый Апостол в виде приступа, начинает потом учение собственно и лично относящееся к Пастырям Церковным: «Завещавай сия и учи» (1Тим.4:11).

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных

Но в чем состоит истинное благочестие? Апостол отвечает на это словами христианского песнопения (гимна), которое употреблялось, очевидно, в его время при богослужении. Благочестивый человек, во-первых, несет тяжелые труды (kopiwmen), т. е. не избегает всех трудностей жизни, а во-вторых, идет даже из-за Христа на лишение своей чести, на позор. Конечно, это относится прежде всего к христианским проповедникам и, в частности, к Тимофею (ср. 1Сол. V:12). При этом апостол указывает и на побуждение к такому образу действий: проповедники надеются на Бога живого, Который в силах их подкрепить в страданиях (в противоположность бессильным мертвым языческим богам). Называя Бога при этом «Спасителем всех человеков», апостол тем самым дает понять, что христиане, конечно, более других людей заслуживают получения помощи от Бога.

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 9-10 Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Удостоверяя непреложность обетований верующих и пребывающих в благочестии, Апостол вторично произносит как-бы некоторое слово клятвенное, и потом приводит в свидетельство себя самого, как много потрудившегося и претерпевшего в уповании на будущее воздаяние вечного Бога, ради заслуг Спасителя, усвояемых Духом верующим в Бога, как Спасителя. «Поскольку Апостол упомянул о жизни будущей (говорит блаж. Феодорит), а она есть нечто невидимое, то по необходимости прибавил удостоверение, что слово о сем верно. Подвигоположнику, надлежит воодушевлять подвижников удостоверением в верности наград. Неложность обетования и несомненность получения уповаемого подтверждает Апостол собственным примером». По изъяснению же св. Иоанна Златоуста, «здесь Апостол побуждает св. Тимофея к перенесению опасностей, чтобы он не упадал духом, имея в Боге столь сильного помощника, и не нуждался в содействии других, но охотно все с мужеством переносил»... «Но каким образом, спросишь ты, Бог есть Спаситель паче верных? Тем, что обнаруживает великую заботливость о верных. Если бы не был Он Спаситель их, то ничто не воспрепятствовало бы давно погибнуть тем, против которых все ратуют».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

4:9–10. «Поелику упомянул о жизни будущей, а она есть нечто невидимое, то по необходимости прибавил удостоверение, что слово о сем верно, как достойное веры и украшенное истиною» (Феодорит). Потом, тоже самое подтверждает собственным примером. Что вера, и жизнь по вере, приносят жизнь вечную, убеждение в этом, говорит, составляет нашу силу. Из-за чего мы несем такие труды, и подвергаемся всякому поношению? Только из-за того, что уверены в получении за то жизни вечной. А эта уверенность на чем основывается? На том, что имеем надежду на Бога живого. Слово обетования мы слышали из уст Самого Бога, совершенно уверились в Нем и положились на Него, что обетование будет несомненно исполнено. Бог этот, давший такое обетование, есть Спаситель всех человеков (ср. 1Тим. 2:4), и не только хочет, чтобы спаслись все люди, но и устроил дивный образ спасения, открытый теперь всем, кто хочет спастись. Но так как на деле спасаются только верные – уверовавшие в Него, то и Он есть по преимуществу их, верных, Спаситель. Для них и уготовал Царство Небесное и блаженство в нем.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 7-10 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Тимофей должен избегать гностических и всяких других учений, которые апостол, по их содержанию, определяет как скверные (βεβηλους), а по форме – как старушечьи, нелепые (γραώδεις) басни. Благочестие – вот сфера, в которой должен постоянно подвизаться Тимофей. Ибо, если уже и физические упражнения, гимнастика, приносят человеку некоторую пользу, то благочестие полезно во всех отношениях: в нем залог и счастливой, спокойной жизни на земле, – так как только благочестивый христианин может быть лучшим гражданином и отцом семейства, – и блаженной жизни на небе. Это в высшей степени несомненно для апостолов; ибо в противном случае они не стали бы так трудиться в деле насаждения истинного благочестия.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible