Проповедуй сие и учи.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Проповедуй сие и учи. 

То есть обучаться благочестию, ожидать воздаяний, взирать на Подвигоположника.

Толкование на 1-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-16 Завещавай сия и учи. Никтоже о юности твоей да нерадит: но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Дóндеже npиидy, внемли чтению, утешению, учению. Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества. В сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех. Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе

– Тем, которые грешат и знают, что это грех, – тем нужно приказывать со властию, а тех, которые грешат по незнанию, нужно только учить. Наставляющий на добро учит, а запрещающий зло приказывает – Никтоже о юности твоей да нерадит. Епископ должен вести беседу властно. Но что же будут значить слова: кротость ваша разумна будет (γνωσθήτω – да будет известна) всем человеком (Фил. 4:5)? По отношению к тем, которые обижают его лично, епископ должен быть кроток, но он должен быть строг по отношению к тем, которые обижают согрешающих его братий. Или иначе: если ты будешь проводить вполне приличную жизнь, то не будут пренебрегать твоею юностью, которою обыкновенно легко пренебрегают. – Но образ буди верным, т.е. будь живым примером, правилом хорошей жизни для верных, – словом, говоря то, что должно говорить учителю; значит учитель должен готовиться, что сказать, – житием, в обычной жизни, в обращении с другими, – любовию, объемлющею всех, – духом, или духовным настроением, или даром благодати Святого Духа, именно чтобы не превозноситься им, – верою, правою или даже неколеблющеюся, когда кто верит Богу и в том, что представляется невозможным, – чистотою, непорочностью, девством, целомудрием. - Дондеже npиидy, внемли чтению. Вероятно, Тимофей, разлучившись с Павлом, сильно желал теперь видеться с ним. Потому апостол Павел утешает его двояким образом: обещает скоро придти и советует читать Священное Писание. Видишь ли, если он Тимофею заповедует читать Священное Писание, то что же нужно делать нам? Утешению, конечно направленному ко всему народу. – Не неради о своем даровании, т.е. об учении, или о епископстве, так как конечно дар Божий удостоится пастырства в юности. – Еже дано тебе бысть пророчеством. Епископы были поставляемы по велению Святого Духа, а не кое-как. Особый вид пророчества есть и то, когда свыше указывается на настоящее, как там, напр., в Антиохии: отделите Ми Варнаву и Савла (Деян. 13:2). – С возложением рук священничества: священниками (πρεσβυτεριου) названы здесь епископы, так как не пресвитеры же рукополагали епископ. – В сих поучайся (μελέτα). Заботься о том, о чем выше сказано: о слове, о жизни, о вере, о чистоте. Частым повторением этого повеления Апостол показывает, что епископу беспрекословно нужно соблюдать все это. Да преспеяние твое явлено будет во всех. Если же прeуспеяниe не будет весьма великим, то не будет очевидным во всех, т.е. для всех людей, или во всех вещах. - Внимай себе и учению. Будь внимателен не только к себе самому, но и к учению, чтобы и другим принести пользу. – Наконец, увещевая к твердости и непреклонности, Апостол говорит: пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися… Увещевая других, и сам увещевающий обличает себя и получает от этого пользу, потому что он стыдится погрешить в том, от чего он отвращает других.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Проповедуй сие и учи

Одни дела требуют учения, а другие - приказания. Так, что не должно красть, этому следует не мягко учить, а приказывать, то есть запрещать с особенной силой. Если же говорит о раздаянии имущества, или о девстве, или о том, как должно веровать, то этому необходимо учить. Поэтому апостол и употребляет оба выражения: проповедуй и учи. И иначе, когда мы делаем что-либо, зная, что это зло, - мы нуждаемся в приказании; когда - не зная того, нуждаемся в учении.

Толкование на 1-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Завещавай сия и учи

По указании, как себя созидать, святой Павел дает уроки святому Тимофею и о том, как назидать паству. Два здесь главных пункта: живи примерно и учи ревностно,— внимай себе и учению; прочее прилагается, как побуждение к ревностному пастырствованию (см.: 4, 11 — 16).

Слова сии кажутся заключением предшествующей речи; но лучше признать их переходом к последующей, дав им такой смысл: не только сам себя питай словесами веры и обучай благочестию, в уповании вечного живота, но и паству свою тому же учи и так наказывай ей действовать.

Сия,— «то есть обучаться благочестию, ожидать воздаяний, взирать на Подвигоположника» (блаженный Феодорит).

Завещавай и учи — можно и к одному и тому же относить, именно к учению,— учи, увещавай, убеждай,— и так разуметь, что словом: учи — означается учение, а словом: завещавай — властное повеление пастырское. Такое различие в сих словах полагают наши толковники. Святой Златоуст говорит: «при устроении человеческих дел иногда требуется наставление, а иногда приказание. Если бы поэтому ты стал приказывать там, где следует учить, то ты был бы достоин посмеяния. И наоборот, если бы ты начал учить там, где нужно приказывать, то случилось бы с тобою то же самое. Например,— что не должно быть злым (что не должно красть [см.: блаженный Феофилакт]), этому следует не учить, а это должно приказывать и запрещать с особою силою; равно как и то должно приказывать, что не нужно держаться иудейских заблуждений. Если же ты намереваешься говорить о том, что должно раздавать имение, что должно хранить девство, или если думаешь беседовать о вере, то в таком случае необходимым становится учение. Поэтому и употребляет святой Павел оба эти выражения: завещавай и учи. — Также, если кто носит привески (по суеверию, в отвращение зла) или что-нибудь подобное и творит сие, зная, что это есть зло, то в таком случае нужным бывает одно только приказание; когда,—не зная того,—наставление.— Видишь ли, что священник должен и приказывать, и говорить со властию, а не все учить?»

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

11. Проповедуй сие и учи.

11. (церк-сл.) Завещавай сия и учи.

«Завещавай сия и учи». Но что такое, сия? Все, что выше в послании своем писал к нему. «Завещавай», говорит, «сия», то есть, удаляться инаковых и бесполезных учений, также иметь чистосердечную любовь и нелицемерную веру (1Тим.1:3-5). Учи, говорит, разуметь цель пришествия Иисуса Христа в мир, которая есть спасение грешников (1Тим.1:15). Завещевай молитвы творить за всех человеков (1Тим.2:1). Учи, в каком месте и каким образцом молиться (1Тим.2:8). Завещавай, чтобы жены публично не учили, и были покорны мужам своим (1Тим.2:11-12). Учи, какие добродетели необходимо нужно иметь Епископам и Диаконам (1Тим.3:2и проч.), также, что в последние времена явятся отступники и обольстители, и что от благочестия происходит и временная, и вечная польза (1Тим.4:1,8). Заметь же, что иное значит завещание, а иное учение. Завещанием мы заповедуем и повелеваем, а учением наставляем и изъясняем. Павел исполнять предписывает Тимофею и то и другое. Ибо он настоятель был и Епископ Ефесской Церкви. А отсюда мы научаемся, что всякий Церковный настоятель имеет право и долг как повелительно завещевать пасомым своим, чтобы хранили Божественные догматы, заповеди и законы, так и наставлять их, и изъяснять им Святые мысли Божественного Писания.

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

11. Проповедуй сие и учи
13.  Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
16.  Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.


Эти изречения должны быть приводимы против отвергающих церковное учительство.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Проповедуй сие и учи

Тимофей должен все, что сказано выше (с 3-й гл. 14-го ст.), возвещать как заповедь (проповедуй - точнее: заповедуй - paraggele), научать этому свою паству.

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 11-13 Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
 

Разные наставления Тимофею сводятся к двум общим: примерно живи и ревностно учи. И так-как то и другое действует в совокупности, то Апостол не делает между ними разграничения. Поэтому св. Иоанн Златоуст даже в словах; «проповедуй сие и учи» – усматривает «указание» на особенные требования от Тимофея, как епископа. Он говорит: «при устроении человеческих дел иногда требуется наставление, а иногда приказание. Наприм., что не должно красть, этому следует не учить, а это должно приказывать и запрещать с особою сплою; равно как и то должно приказывать, что не нужно держаться Иудейских заблуждений. Если же ты намереваешься говорить о том, что должно раздавать имение, что должно хранить девство, или если думаешь беседовать о вере, то в таком случае необходимым становится учение. Поэтому и употреблял св. Павел оба эти выражения: завещай и учи».

«Хочешь, говорит Апостол, чтобы не пренебрегали тобою, когда приказываешь, будь одушевленным законом, показывай в себе преспеяние законов, пусть жизнь твоя свидетельствует о слове» (Феодорит). «Должное повелевай властно, и никто не будет тебя презирать» (Феофилакт). «Где же кротость (заповеданная епископу), если никогда не испытает он пренебрежения? В тех вещах, которые лично его касаются, пусть он, подвергшись пренебрежению, переносит сие, ибо таким образом долготерпение его будет содействовать успеху учения. Когда же дело касается спасения других, тогда приказывай и распоряжайся с полною властию. Здесь нужна не кротость, а власть, дабы сие не сделалось гибельным для общества».

«Будь первообразом в жизни, являясь пред другими, как одушевленный закон, как правило и устав в жизни благой» (Златоуст), «в обычной жизни и в церковном чине», «духовным настроением и даром благодати, верою правою и неколеблющеюся, любовию объемлющею всех, как братий и сестер, в девственной чистоте и целомудрии, в приготовлении того, что должно говорить, чтобы говорить с удобством, в возбуждении чувствующих в себе упадок нравственной энергии» (Феофилакт). «Что же касается до чтения божественных Писаний, то под ним можно разуметь и чтение в собраниях церковных, и чтение домашнее, как приготовление к чтению в собраниях, и собрание запаса, откуда почерпать утешение и учение» (преосв. Феофан). «И треблаженному Тимофею, сколько ни был он духовен, учитель повелевает внимать чтению. Из сего можно дознать, что и нам надлежит привнесть от себя труд для углаждения пути к приятию благодати Духа» (Феодорит). «Послушаем сего все и научимся не нерадеть об изучении божественных Писаний». «Не к одному Тимофею это сказано, но и ко всем. Сие же внушает Павел, когда говорит: долготерпением и утешением Писаний упование имамы (Рим. 15:4)» (Златоуст).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

1 Проповедуй сие и учи.

12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

4:11–12. Не только, говорит, сам себя питай словами веры, и обучай благочестию в надежде жизни вечной, но тому же учи и свою паству. Причем святой Павел указывает два способа воспитания паствы. Иных, незнающих, нужно учить, разъяснять неизвестное, а иным, знающим, но не делающим – проповедовать, властно повелевать делать то или то. Главным же образом повелевает воспитывать паству своею образцовою жизнью. Так, говорит, поставь себя, чтобы в тебе видели не юношу, увлекающегося и изменчивого, а крепкого старца, опытного в духовной жизни, поэтому, чтобы не пренебрегали тобою из-за юности твоей, а уважали. Как этого достигнуть? Образ буди верным, «во всем подавай собою пример добрых дел» (Златоуст). В чем? В слове – учительстве, чтобы оно при всяких обстоятельствах было назидательно (ср. Ефес. 4:29), в жизни – в обычной жизни и в церковном чине. Общий закон здесь такой – всякого встречать с уважением к нему, и готовностью сделать ему всякое добро, словом и делом не допуская никакой вольности в обращении. В любви – в сердечном расположении ко всем, как отец к своим детям. В духе – в духовном настроении, все творить во славу Божью, по воле Его, в присутствии Его, со страхом и благоговением пред Ним. В вере. Есть две веры. Вера, принимающая без сомнения все открытое нам Богом, и вера, утверждающая нас в Боге в той мысли, что Он не оставит предавшего себя Ему, и приведет к желанному концу – вечному блаженству, в каком бы кто положении здесь, на земле, не был. Первая вера царствует в умственной сфере, вторая – в практической жизни. Этой последней, принимаются из слова Божия вразумления и подкрепления нравственной энергии в обстоятельствах, опасных для чистоты сердца и совести. Верх ее – есть вера, о которой говорит Спаситель: веруй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит (Ин. 14:12, ср. Мф. 21:22; Мк. 11:2).В чистоте – в непорочности, «в девственной чистоте и целомудрии» (Златоуст). Святой Тимофей был девственник телом, а здесь ему внушается девственность сердца, которая состоит не только в свободе от плотской страсти, но в равнодушии к красоте женской.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

1Тим. 4:11-16

Тимофей не только сам должен исполнять волю апостола, но и других учить тому же, не позволяя при этом небрежно относиться к своим наставлениям ради своей относительной молодости (Тимофею в то время было около 35 лет). Впрочем, он должен утверждать свой авторитет не принуждением, а своей доброй и строго-христианской жизнью и неопустительным исполнением возложенных на него обязанностей, тем более, что он получил при рукоположении в епископы особый благодатный дар, который давал ему силы и крепость при исполнении своего служения.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников (Деян.8:4;11:19-21).
 

Ответ:  

Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам (Деян.11:19-20). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди. Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» (Деян.8:14-15). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» (Деян.11:22). Из приведенных мест, как равно и из других (Деян.15:2,4,28,21:18; Гал.2:2), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие (Мф.28:16-19; Мк.16:14-15; 1Тим.4:11,3:16; 2Тим.4:2; Тит.1:9;  Рим.10:15; 1Кор.12:29; Иак.3:1)

Сектанты, незаконно присваивая себе право проповеди и извращая учение апостолов, сохраняемое православною Церковью, тем самым не подчиняются ей и не признают за ней божественного установления, почему они и их проповедническая деятельность Церковью и осуждаются.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible