Скрыть
О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден

В сем пребывай, говорит, и этим предварительно занимайся, то есть предварительно пребывай в этом, как изучением так и исполнением на деле, - дабы чрез эти дела явно было, что ты преуспевал доселе.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-16 Завещавай сия и учи. Никтоже о юности твоей да нерадит: но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Дóндеже npиидy, внемли чтению, утешению, учению. Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества. В сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех. Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе

– Тем, которые грешат и знают, что это грех, – тем нужно приказывать со властию, а тех, которые грешат по незнанию, нужно только учить. Наставляющий на добро учит, а запрещающий зло приказывает – Никтоже о юности твоей да нерадит. Епископ должен вести беседу властно. Но что же будут значить слова: кротость ваша разумна будет (γνωσθήτω – да будет известна) всем человеком (Фил. 4:5)? По отношению к тем, которые обижают его лично, епископ должен быть кроток, но он должен быть строг по отношению к тем, которые обижают согрешающих его братий. Или иначе: если ты будешь проводить вполне приличную жизнь, то не будут пренебрегать твоею юностью, которою обыкновенно легко пренебрегают. – Но образ буди верным, т.е. будь живым примером, правилом хорошей жизни для верных, – словом, говоря то, что должно говорить учителю; значит учитель должен готовиться, что сказать, – житием, в обычной жизни, в обращении с другими, – любовию, объемлющею всех, – духом, или духовным настроением, или даром благодати Святого Духа, именно чтобы не превозноситься им, – верою, правою или даже неколеблющеюся, когда кто верит Богу и в том, что представляется невозможным, – чистотою, непорочностью, девством, целомудрием. - Дондеже npиидy, внемли чтению. Вероятно, Тимофей, разлучившись с Павлом, сильно желал теперь видеться с ним. Потому апостол Павел утешает его двояким образом: обещает скоро придти и советует читать Священное Писание. Видишь ли, если он Тимофею заповедует читать Священное Писание, то что же нужно делать нам? Утешению, конечно направленному ко всему народу. – Не неради о своем даровании, т.е. об учении, или о епископстве, так как конечно дар Божий удостоится пастырства в юности. – Еже дано тебе бысть пророчеством. Епископы были поставляемы по велению Святого Духа, а не кое-как. Особый вид пророчества есть и то, когда свыше указывается на настоящее, как там, напр., в Антиохии: отделите Ми Варнаву и Савла (Деян. 13:2). – С возложением рук священничества: священниками (πρεσβυτεριου) названы здесь епископы, так как не пресвитеры же рукополагали епископ. – В сих поучайся (μελέτα). Заботься о том, о чем выше сказано: о слове, о жизни, о вере, о чистоте. Частым повторением этого повеления Апостол показывает, что епископу беспрекословно нужно соблюдать все это. Да преспеяние твое явлено будет во всех. Если же прeуспеяниe не будет весьма великим, то не будет очевидным во всех, т.е. для всех людей, или во всех вещах. - Внимай себе и учению. Будь внимателен не только к себе самому, но и к учению, чтобы и другим принести пользу. – Наконец, увещевая к твердости и непреклонности, Апостол говорит: пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися… Увещевая других, и сам увещевающий обличает себя и получает от этого пользу, потому что он стыдится погрешить в том, от чего он отвращает других.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

О сем заботься, в сем пребывай.

Часто наставляет его в одном и том же, желая показать, что епископу больше всего должно стараться об этом.

Дабы успех твой для всех был очевиден.

Не в жизни только, но и в слове учительском. Смотри, как великим и дивным желает он быть ему даже и в этом.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

В сих поучайся, в сих пребывай, (в сих разумевай): да преспеяние твое явлено будет во всех

В сих — во всем сказанном ему прежде, то есть: образ буди верным — и: внемли чтению, утешению, учению — или даже выше: питайся словесами веры и обучай себя ко благочестию, по упованию жизни вечной. Но можно ограничить широту значения: в сих — преимущественно тем, что относится к созиданию себя, как пастыря, и к пастырскому созиданию пасомых. Поучайся, μελετα,— о сем рассуждай, сие держи непрестанно в уме и обдумывай, сим всеусердно будь занят.— В сих пребывай — будь весь в этом, другое чтоб и на ум не всходило, этому одному будь вседушно предан. Как воин весь в своем воинстве, художник весь в своем искусстве, ученый весь в своей науке: так ты будь весь в своем пастырстве. Ибо это есть существенное условие к тому, чтобы совершенным явиться в деле, какое кто берет на себя или к какому кто призван. Почему Апостол и прибавляет вслед за сим: да преспеяние твое явлено будет во всех. — Преспеяние — успех, совершенство. Будет,— чтоб явно было, что ты во всем совершен, и в жизни, и в учении, или чтоб всем явно было, что ты совершен в своем деле и чине, то есть пастырстве. Таким образом само собою устроится, что никто о юности твоей нерадеть не будет. Экумений пишет: «преспеяние указуется великое; ибо, не будь оно очень велико, то и явно не будет. Слово же: во всех — означает: или всем людям, или во всех вещах». Дополняет сие Феофилакт: «во всех,— то есть не в жизни только, но и в слове учительском. Смотри, как великим и дивным желает он быть ему даже и в этом!» Слов: в сих разумевай — никто не читает из наших толковников.

С 14-го стиха до конца главы Апостол предлагает во увещание к доброму пастырствованию убедительные представления: в 14-м: не неради о даровании; здесь: да преспеяние твое явлено будет во всех; далее: сам спасешися и послушающии тебе. «Смотри,— говорит святой Златоуст,— как настойчиво побуждает он его к одному и тому же, желая показать, что учителю должно больше всего стараться об этом (то есть быть образцом и учить)».

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

О сем заботься, т. е. размышляй о своих обязанностях (см. 11-13 ст.), в семь пребывай, как в своем доме. Только в таком случае Тимофей вправе ожидать успеха в своей деятельности.

Вникай в себя, т. е. наблюдай сам за собою, чтобы не впасть в какую ошибку, не уклониться от духа евангельского.

И в учение. Здесь всего естественнее понимать учительную деятельность других учителей веры в Ефесе, которую Тимофей не должен оставлять без наблюдения и контроля, - Сим, т. е. наблюдением…

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 14-16 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Напоминание о дарах епископства, полученного чрез особливое предызбрание и посвящение, есть возбуждение к наибольшей ревности, а вместе и к исполнению долга и обязанностей, соединенных с епископством, исполнение которых неизбежно должно быть на виду всех; почему оно должно быть полезным как для самого труженика-епископа, так поучительным и спасительным для руководствуемых. Таким образом, здесь все сосредоточивается около епископства, как дара Божия, который в лице Тимофея, как и всех других, должен принесть наибольший плод, т.е. общее спасение. Во 2-м послании к Тимофею (1:6) Апостол увещевает его возгревать дар Божий, живущий в нем «руку моею» (Апостола), а здесь он говорит о возложении рук священничества (старейшинства). Блаж. Феодорит пишет, что «священничеством называет здесь Апостол сподобившихся апостольской благодати». Святой же Иоанн Златоуст свидетельствует, что «не о пресвитерах говорит Апостол здесь, а об епископах, ибо не пресвитеры рукополагали епископов». Как-бы разъясняя все это, преосв. Феофан пишет: «в таком случая смысл всего места будет такой: не неради о даровании, данном тебе возложением моих рук, по пророчеству, с согласия всего священства, которое оно изъявило своим возложением рук на тебя. Оно дало руки согласия. Следовательно, упомянутое дарование дано возложением рук св. Павла».

«Говоря о возложении рук священничества, Апостол этому внешнему действию приписывает свойства дарования благодати, которая пребывает в душе Тимофея. Таким образом, это внешнее действие, сопровождаемое словом молитвы, истинно и действительно низводит благодать священства, того самого, которое установлено, как особое таинство» (см. Толк., изд. в Киеве, 1807 г., стр. 84–85). «Дарование (харисма) у Ап. Павла означает всю совокупность даров, полученных от Бога через Иисуса Христа (Рим. 1:11; 11:201Кор. 1:72Кор. 1:11)», говорит П. Полянский. «Сам Апостол хиротонисал Тимофея. Такое предположение оправдывается предлогами диа (чрез) во 2Тим. 1:6 и мета (вместе) в разбираемом месте. Диа указывает на главную действующую причину, а мета на причину содействующую (Ин. 1:3. Рим. 1:51Кор. 1:9, Мф. 16:27. Деян. 14:27. Еф. 6:7)».

Что касается до частных наставлений, то св. И. Златоуст замечает о сем: «Смотри, как настойчиво побуждает он Тимофея к одному и тому же». Преосв. Феофан представляет Ап. Павла говорящим как-бы так: «Как воин весь в искусстве своем, ученый весь в науке своей, так ты будь весь в своем пастырстве. Это есть существенное условие к тому, чтобы совершенным явиться в деле, к какому кто призван».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

4:15–16. О созидании себя, как пастыря, и о пастырском созидании пасомых, особенно, говорит, заботься, и в сем пребывай, будь весь в этом, а что касается чего другого, то оно бы и на ум не всходило, этому одному будь всею душою предан. Ибо это есть существенное условие к тому, чтобы явиться совершенным в деле, к какому призван. Только таким образом успех твой для всех будет очевиден, все увидят, что ты совершен в своем деле и чине – пастырстве, и по учению, и по жизни. Поэтому налегай на себя и на учение других, не жалей труда, принуждай себя на примерную жизнь и неустанное учительство, с усилием, прилежанием и терпением будь в этом, в этих трудах и занятиях по пастырству, не знай не только лености, но и усталости. Ибо если будешь так трудиться, то и сам спасешься и получишь награду, и пасомых, поучаемых тобою, спасешь, потому что никто не устоит против твоего слова и убеждения. Все тебя послушаются, последуют твоему учению и примеру и спасутся – получат жизнь вечную.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible