через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей

Кои уже отвергли свои намерения и отложили их, то есть осквернена совесть их.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.1-2 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

Апостол показал, что, сперва присоединясь к церковному телу, впоследствии стали учителями лжи. Ибо сие значат слова: «отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям». Прекрасно же и догматы их называл «учениями бесовскими»; потому что иные изречения действительно суть порождения бесов. А выражение: «через лицемерие лжесловесников», употребил Апостол, потому что, возложив на себя имя христиан, учат совершенно противному. «Сожженных» же «своею совестию» назвал их, показывая крайнюю их бессовестность, потому что прижигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность. 

Толкование на 1-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-5 Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым и учением бесовским, в лицемерии лжесовесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение со благодарением верным и познавшым истину. Зане всякое созданиие Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо: освящается бо словом Божиим и молитвою

Дух же явственне (ῥητῶς) глаголет, т.е. очевидно, ясно. Не удивляйся, говорит апостол Павел, тому, что теперь некоторые иудействующие отступают от веры. Будет время, когда вера распространится еще больше, тогда отступники от веры будут поступать еще хуже, подавая гибельные советы не только касательно пищи, но и касательно браков и многого другого. - Внемлюще духовом лестчым. Кто раз уже уклонился от веры, тот может наткнуться на всякую беду; по необходимости он должен уже внимать нечистым духам и бесам, которые уводят человека далеко от истины. И учением бесовским. Этим апостол Павел обозначает всяких еретиков, особенно же манихеев, энкратитов и маркионитов. – В лицемерии: в хитрости, лукавой изворотливости. Зная, что составленное ими учение ложно, они однако ухитряются ложь свою представлять в виде истины. - В лицемерии лжесовесник, сожженных в совести своей, – конечно, вследствие худой жизни, которую они проводят. Так как они сознают за собою много нечистого, то совесть их имеет на себе неизгладимые нажеги нечистой жизни. Будучи на самом деле таковыми, эти отступники от веры, вследствие страха мздовоздаяния, извращают истинные догматы и стараются убедить себя во всем, кроме только того, что Бог есть истинный судья, что есть воскресение мертвых и воздаяние как за добрые, так и за худые дела. – Возбраняющих женитися. Что же? А христиане разве не возбраняют вступать в брак? Нисколько: честна женитва во всех, и ложе нескверно (Евр. 13:4), говорит Апостол; но не желающие вступать в брак убеждаются хранит девство. Отступающие же от веры возбраняют брак, как нечто нечистое. Возбраняющих… удалятися от брашен. В словах Апостола – ἀπέχεσθαι βρωμάτων – нет ни ошибки против правильности речи, как полагали некоторые, ни какого-либо недосмотра; такое выражение свойственно аттической речи. Как в таких, напр., словах: έκώλυσε μη κλέπτειν (запретил не воровать), не заключается повеление воровать, или словами έκώλυσεἀπέχεσθαιἀρρητοποιὶας (дословно: возбранил удерживаться от невыразимо дурного поведения) запрещается дурное поведение, – так и слова: возбраняющих удалятися от брашен нужно понимать так, что лжеучители будут запрещать употребление известного рода пищи. Такого рода оборотов речи очень много как у греческих, так и не греческих писателей. - Яже Бог сотвори в снедение со благодарением. Смотри, как словом – снедение (μετάληψις – причастие, принятие) Апостол отверг наслаждение пищею (τρυφην – роскошь), так как снедение означает умеренное употребление пищи. И самое наслаждение пищею он отверг не как что-либо нечистое само в себе, а как вредное по своей неумеренности и расслаблению для души. Верующим, говорит Апостол, Бог сотворил брашна, чтобы они вкушали их с благодарением. Но не так бывает у неверующих: по своим собственным законам они воздерживаются от некоторых из них. - И познавшым истину. Все что было у иудеев, – все это было только прообразом, а теперь настала истина. Многое им было запрещено, но не потому, что оно было нечисто, а чтобы обуздать их неумеренность. Истиною Апостол называет здесь веру в Иисуса Христа. – Всякое созданиие Божие добро. Речь идет о съедомом. Апостол наперед уже опровергает ересь тех, которые утверждали, что материя не сотворена, и сюда же относили все, что употребляется в пищу. - И ничтоже отметно. Следовательно и вкушение с благодарением идоложертвенного не предосудительно, если только ты этого не знаешь; в противном случае ты сделаешься нарушителем закона, воспрещающего оскверняться идоложертвенною трапезою; значит, ты оскверняешься вследствие преступления закона. Точно также и все чистое, вкушаемое без благодарения, становится нечистым вследствие произвольной твоей неблагодарности. – Освящается бо словом Божиим и молитвою. – Если освящается, то значит оно не чисто? все само по себе чисто; но Апостол высказывает здесь две главные мысли против тех, которые утверждают, что некоторые яства нечисты: во-первых, что всякое творение Божие добро и нет ничего самого в себе нечистого, – а во-вторых, что если бы кто-либо утверждал, что то или другое творение не чисто, то против этого есть врачевство, именно: все освящается словом Божиим, т.е. молитвою. Здесь переставлены слова; а нужно помимать так: словом и молитвою к Богу.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Через лицемерие лжесловесников

То есть о чем они лжесловесят, не по неведению лжесловесят, но зная, что это ложно, притворно учат тому, как истинному.

Сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак

То есть поскольку они знали за собой много нечистого, то совесть имела в них нажженные знаки их нечистой жизни, и потому порицала брак. Так как, если бы действительно чиста была их жизнь, то и совесть их была чиста и не порицала бы того, что Бог благословил. Подобно тому, как страдающий желудок осуждает пищу, тогда как сам внутри себя имеет дурные соки для пищеварения. Итак, что же? Мы разве не возбраняем вступать в брак? Никак. Но тех, кто не желает вступать в брак, направляем к хранению девства, внушая, что оно честнейшее; но отсюда не следует, что брак уже бесчестен, подобно тому, как из того, что золото честнейшее, не следует, что оно честнее честного, и лучшее - лучше хорошего, а не худого. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака.

И употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением

Что же? Разве для неверных не создал Бог брашен? Да, но они воздерживаются. Итак, что же? Ужели наслаждение не воспрещено? И очень, но не вкушение пищи. Ибо вкушение блюдет умеренность, а наслаждение не знает меры. Впрочем и наслаждение пищей не само по себе нечисто, но потому, что расслабляет душу предающихся ему. И познавшие истину. Все иудейское было образом, а теперь царствует истина. Иудеям запрещено было многое (Лев. 11:2 и след.), не как нечистое, но чтобы искоренить наслаждение, - чтобы они, будучи приведены в стеснительное положение от многих запрещений, - стали закалать быков и овец и таким образом познали, каких богов изобрели себе египтяне. Итак, под истиной разумей или веру во Христа, или просто - ту истину, о которой тотчас будет речь.

Толкование на 1-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

В лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию

Как успевают распространители бесовских учений увлекать вслед себя? Лицемерством. Принимают вид людей некако особенных, постигших всю премудрость, одеваются в личину святости — и, тем расположив к себе слушающих, делают то, что сии охотно пьют яд их лжеучения и увлекаются. Это и выразил Апостол словами: в лицемерии лжесловесник. Лжесловесниками назвал их святой Павел потому, что в их учении, яко ложном, только слова и слова и ничего отвечающего действительности, как и в призраках. Далее, так как ложь не может держать в должном напряжении нравственные силы, то лжесловесники сии естественно послабляют себе во многом, даже и в тех вещах, которые, как недолжные, запрещаются их учением,— чего, однако ж, явно делать не могут, потому что это подрывало бы их учительский вес и самое учение. Отсюда неизбежно у них лицемерие или забота казаться святыми и непорочными при несвятой и не непорочной жизни. Это одна сторона лицемерия. К ней, можно сказать, неизбежно присоединяется и другая, именно: когда допускаются дела, противные учению, тогда ослабляется или совсем исчезает убеждение в состоятельности самого учения в душе проповедующего его и делается он тогда проповедующим без убеждения или лицемерным учителем. Эту сторону особенно и выставляют наши толковники при сих словах Апостола. «В лицемерии,— пишет Экумений,— значит: в хитрости и лукавой изворотливости, по которой, и зная, что сготовленные ими догматы ложны, ухитряются свое лжесловесие представлять в виде истины». То же у Феофилакта: «о чем они лжесловят, не по неведению лжесловят, но, зная, что то ложно, притворно учат тому, как истинному» (из святого Златоуста). Блаженный Феодорит берет общее: «возложив на себя имя христиан, учат совершенно противному».

Поминает святой Павел о таком лицемерии в предотвращение будущих отступлений от веры. Ибо ничто так не отвращает от учителей, как усмотрение в них лицемерства.

Сожженных своею совестию. Лицемерие и вовне отчасти видимо, а сожжение совестию — совсем внутреннее дело. Только в последних степенях оно обнаруживается некоторым дерзким бесстыдством в преследовании недобрыми сознаваемых целей. Всяко, однако ж, Апостол поставил на вид и эту характеристическую черту лжеучителей, в предотвращение увлечения вслед их, в такой мысли: заметишь лицемерие, присмотрись и увидишь сожжение совестию; а коль скоро это заметишь, то чего доброго можешь ожидать от таких людей?

Сожжение совестию подает две мысли: или ту, что у них совесть сожжена, или ту, что они обожжены совестию. Сама совесть никогда не сгорает; но душа может дойти до такого нечувствия к ее внушениям и обличениям, что совести будто нет, сгорела. Лжеучители представляются Апостолом живущими несогласно с учением и учащими словом несогласно с убеждением. Этого совесть не могла оставлять без обличений и, конечно, обличала их. Если теперь, несмотря на это, продолжают жить и действовать все в том же духе, то очевидно, что совесть уже заглушена ими или они стали глухи к ее внушениям,—то же, что сожжены. Блаженный Феодорит пишет: «сожжеными совестию назвал их Апостол, показывая крайнюю их бессовестность; потому что прижигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность».

Можно сожжение совестию понимать как обожжение или, вернее, нажжение совестию. К этому подает повод греческое: κεκαυστηριασμενον.— Καυστηριαζειν — значит: нажигать знак. На Востоке на животных хозяева нажигают знаки, по которым и они сами, и другие признают, что это их животные. Подобные знаки на челе сознания лжеучителей нажигает и совесть, так что имеющие очи видеть видят и познают, что они принадлежат к числу виновных, и здесь достойных осуждения, и готовых к осуждению там, на суде Божием,— носят осуждение сами в себе. Блаженный Феофилакт пишет: «поелику они знали за собою много нечистого, то совесть имела в них нажженные знаки их нечистой жизни» (то же и у Экумения). Поясняет сие Амвросиаст: «как нажог повреждает кожу и напечатлевает знак, так и совесть намечает лжеучителей в пагубу, за их лживость, по коей они лукаво одно держат в уме, а другое выражают в слове. Апостол дает разуметь, что такие не могут измениться на лучшее, чтобы спастись: ибо как нажог (на животных) не может измениться, так и их душа исправиться. Нет ничего хуже лицемерия».

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых постах

Преткновение

В Первом послании к Тимофею, в главе 4, апостол говорит: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1Тим.4,1-5).

Исправление претыкающимся

Были еретики, называемые манихеями, энкратитами, евстафианами, татианами, маркионитами, саторнилианами, прискиллианами, которые говорили, что мясо всех животных нечисто, о чем читай святого Епифания [Кипрского], в ереси 30, Сократа [Схоластика] в книге 2, главе 33. А некоторые говорили, что не только мясо, но и вино нечисто и должно быть отвергнуто, таковы были манихеи, о которых пишет [блж.] Августин в ереси 46. Таковы и нынешние магометане и нынешние нововозникшие раскольники. Ибо манихеи веровали в двух богов, одного доброго, другого злого, и говорили, что все доброе – от доброго, а все злое – от злого. Поэтому приписывали мясо, вино, женитьбу и прочее злому богу. Ополчаясь на таковых, апостол Павел говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1Тим.4:4). Смотри об этом толкование Златоуста на Первое послание к Тимофею, главу 4, в беседе 12, где он говорит так: «Как держащиеся веры утверждаются на твердом якоре, так и отпадшие от нее нигде не могут остановиться, но, обольщенные многими соблазнами, (носятся – Примеч.) вверх и вниз и, в конце концов, низвергаются в самую пропасть погибели. И это (апостол Примеч.) уже показал, сказав, что некоторые уже отпали от веры. И теперь говорит (то же – Примеч.): Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям (1Тим.4:1). О манихеях и энкратитах, и маркионитах и о всяком их собраниях говорит так: что в последние времена отступят некоторые от веры (1Тим.4:1). Видишь ли, что причина всех последующих зол – отступление от веры». И так далее. Остальное смотри в этой беседе вселенского учителя, которую из-за продолжительности оставляю. С этим вселенским учителем единомысленна наша Православная Церковь и вместе с апостолом Павлом исповедует, что ничего не должно отвергаться (из пищи – Примеч.), но с благодарением приниматься, а человека, гнушающегося или вина, или мяса, или брака отвергает как еретика по 51 апостольскому правилу, говорящему так: «Всякий причетник или мирянин, гнушающийся вина или мяса, или брака, если только не ради воздержания, если не исправится – отвержен (от Церкви – Примеч.)». Смотри Кормчую книгу, лист 13 на обороте.

А что находящиеся в монашеском чине воздерживаются от брака и от мяса, то не потому, что брак или мясную пищу вменяют в некую скверну, но по своему самопроизвольному обету, принятому на безбрачное и постническое житие и умерщвление плоти. И что это за безумие из-за некоторых немногих людей наводить поклеп на всю Церковь? Кто так скажет: монахи удаляются от мяса и браков, поэтому Восточная Церковь почитает за скверну мясо и женитьбу? Это логика безумных.

Но Святой Церкви изволилось запретить в постные дни своим верным мясную и некоторую другую пищу не потому, что эта пища сама по себе нечиста, ибо то, что само собою нечисто, вкушать не подобает никогда, а главным образом потому, чтобы положить препятствие беснующейся плотской похоти, которая находится в зависимости от чревоугодия. Поэтому мясо зверей и птиц, поскольку оно более иной пищи подобно нашей плоти, производит большее похотение и более разжигает и умножает вещество плотской похоти. Потому Святой Церкви изволилось во время святых постов запретить такую пищу ради пришедшего времени покаяния, освящения и обновления верных, а особенно в Святую Четыредесятницу, ради воспоминания страстей Христовых и приуготовления к достойному принятию непорочной Пасхи Христа Господа и в подражание сорокадневного поста Христова.

О яйцах и молоке подобает сказать то же, хотя и в меньшей степени, так как пищу в яйце философы называют проливаемым мясом, а молоко называют белою кровью. Итак, когда Церковь Божия в посты запрещает такую пищу, запрещает не потому, что будто бы эта пища своим естеством нечиста или плоха, как учат еретики, но для воздержания ради настоящего покаяния, освящения и обновления верных, как мы уже говорили, и еще, чтобы было выражено наше послушание церковным законам. Так, и Сам Бог запретил Адаму есть плоды (с дерева познания добра и зла – Примеч.) (Быт.2,16-17). Так Ионадав, сын Рехава, запретил всему своему роду пить вино (Иер.35,6), ради этого его похваляет [Священное] Писание у пророка Иеремии в главе 35. Так, воздержание Иоанна Крестителя хвалит Сам Христос у Матфея [в Евангелии] в главе 3. Не говорю о прочих бесчисленных, просиявших постом и угодивших Богу.

Поэтому бесстыдно лгут противники, когда наводят на нас порок тех древних еретиков, ибо они никогда не вкушали мяса, считая его скверным. Сыны же Святой Православной Церкви, кроме святых постов и определенных дней, едят мясо без всякого сомнения. Но и монахам не может быть приписан этот еретический порок, ибо и они, прежде чем приняли постнический монашеский чин, ели мясо и, уже будучи в монашестве, не запрещают и не соблазняются, когда видят кого-либо из мирян, едящих мясо.

Настаивают противники. Однако, или чиста мясная и сырная пища, или нечиста? Если скажем: нечиста, – то еретичествуем, а если скажем: чиста, – то зачем освящаем ее в день Cветлого Воскресения?

Отвечаем. Если вы, противники, считаете, что прежде освящения пища у нас нечиста, то и воду назовите нечистой до освящения, ибо и ту мы часто освящаем по Церковному уставу. Что же следует из этого вашего мудрования? Следует то, что как мы не вкушаем в пост мяса из-за некоей мнимой скверны, как вы это приписываете верным, также и воду нам нельзя будет пить в пост, если ее предварительно не освятим. А еще из вашего ухищренного мудрования следует то, что даже, если в саму Великую Пятницу прочтешь молитву над мясом, то свободно можно будет есть мясо всякому верному. Не обманывайте себя, коварные, и не прельщайте других неискусных. Когда проходит Четыредесятница, в день Cветлого Воскресения некоторая мясная и сырная пища приносится к священникам не для того, чтобы они удалили из нее некую мнимую скверну, но потому, что верные снова возвращаются к мясоядению и благочестиво желают принять эту новую пищу как из рук Божиих и разрешить (ее употребление – Примеч.) священническим благословением, чтобы, умеренно ее употребляя, получить пользу телу, а вместе с ним и душе.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

1. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 
2через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3. запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением.


В лицемерии – возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение – зане всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно (1Тим.4:2-3). С одной стороны, эти слова апостола совершенно опровергают заблуждение еретиков, отвергающих брак; с другой – в них отнюдь нет порицания Церкви, установившей воздержание от скоромной пищи на время поста, подобно сему и апостол хотя и осуждал хулителей брака, однако одобрял временное уклонение супругов друг от друга «для упражнения в посте и молитве» (1Кор.7:5). Церковь не считает ни брака, ни скоромной пищи чем либо отметным, и потому вообще разрешает и благословляет как то, так и другое, но она заповедует воздержание на время ради совершенствования в духовной жизни.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей

Через лицемерие - точнее: «в (en) лицемерии». Эти лжеучители будут действовать лицемерно, не по убеждению. Эта же мысль содержится и в следующем выражении: «сожженных в совести своей». У таких людей совесть будет как бы вся выжжена тем клеймом, какое на нее наложит грех. Печать греха - огненная - сожигает совесть, до которой она касается. Люди с такою сожженною совестью - люди умершие для всего святого и высокого.

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 1-2 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

Предостерегая против лжеучителей, Апостол указывает источник их учения, называя его бесовским и определяя их характер, как обольстителейлицемеров и бессовестных обманщиков. Апостол говорит, что чрез него о лжеучителях «Дух глаголет». По мнению блаж. Феодорита, слова эти «равно боголепны, как и выражения (пророческие): сия глаголет Господь, и: сия глаголет Бог Савваоф». А св. Иоанн Златоуст в изъяснении слова «явственне» говорит, что свидетельствовал о сем Дух «ясно, очевидно, так что не остается места сомнению» (сравн. Деян. 21:6). «Последние времена – не те, что будут пред концом мира и вторым пришествием Христовым, а те, кои будут после нас (Апостолов), последующие», говорит преосв. Феофан. «Отступят – прямо значит: оставят веру Христову и сделаются не христианами, как Юлиан отступник (сравн. Деян. 20:29). Учением бесовским Апостол называет тот образ воззрения на христианство, который составляется внутри под действием духов лестчих, а затем, облекаясь в соответственные выражения, ходит среди людей в виде особого некоего учения. Бесы нападают, в сознании верующих, сначала на одну какую-либо сторону веры, в которой им легче представить кажущуюся несостоятельность истины и призрачную состоятельность противоположной ей лжи. Успевши в этом, они затем научают и тому, как по духу сей лжи перестроить и все христианское учение. Когда это состоится, бесы разжигают после сего наученных ими ревностию будто по истине Божией, и они неудержимо стремятся распространить внушенное им духами льстивыми лжеучение. Внемлющий ему внемлет бесовскому учению, потому что оно от них получило начало». Блаж. Феодорит пишет: «сожженными совестию назвал еретиков Апостол, показывая крайнюю их бессовестность; потому что прожигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

 

4:1–2. Дух Святой явственно (буквально с греч. членораздельным словом) возвестил святому Павлу, что в последующее после Апостолов время, некоторые отступят от веры, оставят чистую веру Христову и сделаются не христианами, но сами они будут считать себя совершенными христианами, как предсказал о них святой Павел ефесским пресвитерам. Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:30). Святой Павел по внушению Духа Божия, предрекает как будет зарождаться лжеучение, и происходить отступление. Две силы будут влечь к отступлению – духи обольстители и учение бесовское. Первая будет действовать внутри, вторая – совне. Духи обольстители – бесы, отуманят умы некоторых нетвердых в вере ложью, под видом истины, и склонят их согласиться на это. Так зарождается лжеучение внутри человека. Оно сначала касается одной какой-либо стороны веры, в которой истина заменяется ложью. Внушив ложь уму, бесы далее учат его по духу этой лжи, перестроить и все христианское учение, а тогда создается система лжеучения в словесной форме. Это уже учение бесовское, которое по внушению тех же бесов, ревностно распространяется, как совершенное учение христианское, между христианами.
Чем лжеучители увлекают в свое лжеучение? Лицемерием, говорит святой Павел. Они принимают вид людей как бы особенно избранных – мудрых, святых, и тем располагают к себе слушателей внимать их учению, которое святой Павел называет лжесловесием, в котором ничего нет истинного, а только ложные слова. А совесть разве не обличает их за это? Она сильно обличала их, но они своим противлением ей, заглушили ее в себе, как бы сожгли ее в себе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 2-5 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Чтобы побудить и Тимофея к большей осторожности в деле своего служения, апостол говорит, что лжеучители, с которыми придется вступить в борьбу пастырям Церкви, будут привлекать людей лицемерным благочестием (ἐν ὑποκρίσει), а внутри, на совести своей будут носить выжженное клеймо или обозначение своего преступления (сожженных своею совестью). Они будут запрещать вступление в брак и употребление в пищу известных яств, хотя то и другое не предосудительно для христианина.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   в оправдание нарушения единения с Церковью православные ссылаются на слова апостола: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).
 

Ответ:   «Апостол говорит не о разномыслиях в догматах», – объясняет блаженный Феофилакт, – «но о таких разделениях, каково, например, относительно столов. Что же значит: надлежит? (1)
Так как вы – люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: «надобно прийти соблазнам» (Мф.18:7), т.е. Поскольку в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. «Дабы (ἵνα) открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).(2)
Частица «дабы» означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест.(3) Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители».(4)
Так как возникшие среди коринфян «разделения» (1Кор.11:18), «разномыслия» (1Кор.11:19) касались их благоповедения (1Кор.11:21), то апостол обличает их кротко – «не похвалю» (1Кор.11:22,1Кор.11:16). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей (Гал.1:8-9); называет то «псами» (Флп.3:2), то «сожженными в совести» (1Тим.4:2), то «служителями диавола» (2Тим.2:26). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь (Ин.10:16,13:35,15:4,17:21 и др.), учил и молился апостол (Еф.4:2-6; Рим15:5-6; 1Кор.1:10 и др.). Сектанты, нарушая единение веры своим лжеучением, осуждены апостолом (Гал.1:8-9) и подлежат строгому суду Божию (Иуд.1:4-23).

------------------------------------------------------------------------------------------

(1) - «Надлежит» (δει – должно, следует, нужно, необходимо) означает необходимость, обусловленную не предопределением Божиим, а религиозно-нравственным состоянием людей, ответственных за свои поступки (сн. 2Кор.5:10; Мф.12:36 и др.). «Ведь и Христос», – учит святой Иоанн Златоуст, – «сказал: надобно прийти соблазнам (Мф.18:7), – и, однако, не нарушил свободы воли... но предсказал будущее, которое произойдёт не вследствие Его предсказания, а от злой человеческой воли, от произвола развратных людей. Не потому происходили соблазны, что Он предсказал о них, но Он предсказал потому, что они произошли или произойдут ещё. Если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то Он бы не сказал: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). Творения. Том 10. Бес. 29 на 1-е Посл. к Кор 1904 г., стр. 268-269.
(2) - «Искусные» – δόκιμοι (От δόκιμος) испробованные, испытанные, неподдельные, безукоризненные.
(3) - Ин.9:39; Рим.5:20 и др.
(4) - Толкования на Новый Завет. Том. 6. Толков. на Послан. к Кор 1906 г., стр. 101-102.

 

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Монахи не женятся; следовательно, брак, – скверна.
 

Ответ:   Православная Церковь, согласно с словом Божиим (Мф.19:10-111Кор.7:25-40), предоставляет каждому своему члену полную свободу в избрании того или другого состояния – брачного или девственного, сообразно своим силам и расположениям. Поступающие в монашество по высшим требованиям своего духа (Мф.19:11 – «кому дано») удаляются от мирских забот, земных радостей и посвящают свою жизнь тому, чтобы «непрестанно служить Господу без развлечения» (1Кор.7:35). Брак они считают не греховным делом, а делом, связанным с мирскими заботами, которые препятствуют их душевному расположению в служении Господу и соделывании своего спасения. Апостол Павел говорит, что только внимающие «духам обольстителям и учениям бесовским» запрещают вступать в брак (1Тим.4:1-3), который не есть дело греховное, но настолько «честен»,(1) что христианин, состоя в нем, может получить епископский сан (1Тим.3:2; Тит.1:6).
-----------------------------------------------------------
(1) - «Честен» – τιμιος – ценный, драгоценный, дорогой; почетный, почтенный, уважаемый.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   О православной Церкви, запрещающей есть в посты мясную пищу, читай: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским... запрещающим вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:1-5).

Ответ:   Здесь разумеются еретики, которые отвергают брак, а мясо и вино считают нечистыми сами по себе; как и в нашем отечестве хлысты, скопцы и др. утверждают, что вино есть кровь сатаны, что брак скверна, и некоторые из них гнушаются мяса.
Сам апостол считал пост душеспасительным подвигом (1Кор.9:27, 7:5 и др.). Церковь Православная неизменно следует апостольскому учению и в вопросе о необходимости поста для христианина, почему именуется апостольскою Церковью. Она, как учит апостол (Рим.14:141Тим.4:4), не считает мяса нечистым по природе и, запрещая есть его в посты ради подвига воздержания, дозволяет вкушать в другое время. Согласно  51 Правилу Святых Апостолов, Святая Апостольская Церковь даже подвергает отлучению того, кто гнушается брака и вкушения мяса и вина не ради воздержания, а как чего-то нечистого.
«Аще кто, епископ или пресвитер или диакон или, вообще, священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51 Правило Святых Апостолов).
«О манихеях, энкратитах, маркионитах и обо всех сборищах говорит он, – замечает святой Иоанн Златоуст, – что в последние времена некоторые отступят от веры... Он назвал их духами льстивыми – и справедливо, потому что, побуждаемые этими последними, они проповедовали такое учение. Что значит: через лицемерие лжесловесников? То, что они лживо проповедуют не по неведению, и не потому, что не знают, напротив, они знают истину, а притворяются лжецами, будучи сожженными в совести своей, то есть будучи порочной жизни... Запрещающих, говорит, вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил. Отчего же он не сказал и о других ересях? Он и на них указывает, когда говорит: внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Он не хотел преждевременно посеять эти заблуждения в душах людей, но указывает на то, что уже получило начало. именно на заблуждения касательно пищи... Итак, если все добро, то что значат слова: освещается словом и молитвою? Ведь очевидно, что, будучи нечистым, освящается. Не так нужно понимать эти слова. Здесь он говорит против тех, которые считали некоторые роды пищи чем-то скверным. Поэтому он и высказывает две главные мысли: во-первых. что нет ни одного создания, которое было бы скверно; и во-вторых, что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачевство: осени знамением креста, возблагодари, воздай славу Богу, и всякая нечистота исчезнет. Неужели и идоложертвенное, скажешь ты, может быть таким образом очищено? Да, когда ты не знаешь, что это идоложертвенное; а если знаешь и, несмотря на то, вкусишь, то сделаешься нечистым не потому, что это идоложертвенное, а потому, что, получив заповедь не приобщаться к демонам, ты вошел с ними в общение. Следовательно, оно не по природе своей нечисто, но становится таким вследствие твоего произволения и преслушания».

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible