Скрыть
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Ибо телесное упражнение тех, кои занимаются им, на мало (есть) полезно, пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, - дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь - тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке - тем, что дают нам блаженство вечной жизни.

Нил Синайский, прп. (†430)

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Будем обучать ум благочестию, если телесное обучение уже с успехом кончено. «Телесное бо обучение вмале есть полезно» как подобное учению детскому, «а благочестие на все полезно есть» (1Тим. 4:8), доставляя душевное здравие желающим приобрести победу над противоборствующими страстями. Ибо как для борцов, обучающихся еще детским играм, прилично упражнять тело и часто приводить в движение члены, а борцам возмужавшим свойственно прилагать попечение о подвижнической крепости и умащать себя на великие подвиги; так и в отношении добродетели: только приступающим к богочестию хорошо прилагать попечение о том, чтобы остановить действенность удовольствий, в которых они выросли, и страстей, которыми, так сказать, непроизвольно увлекаются, и преодолеть их; а соделавшиеся способными к деятельной добродетели да употребят все усердие позаботиться о движениях мысли и охранить помысл, чтобы, придя в беспорядочное движение, он не увлекся к чему-либо бесполезному. И короче сказать, одни стараются о том, чтобы управлять телесными движениями, а другие о том, чтобы дать правильное направление стремлениям помысла, так, чтобы он стремился к только любомудренному образу жизни, и никакое мирское представление не отвлекало его от Божественных помышлений. Ибо вожделение богочестивого человека должно быть всецело направлено к возлюбленному им, так чтобы человеческие помыслы вовсе не находили времени приводить в действие свои страсти. И если каждая страсть, когда она приведена в движение, держит помысл обладаемого ею в связанном состоянии, то почему же и ревности о добродетели не удерживать мысль свободною от всего прочего? Ибо ощущает ли что-либо внешнее человек огорченный, борясь мысленно с представлением огорчившего лица? Человек непотребный, нередко сидя с кем-нибудь в обществе, не владеет своими чувствами и, представляя любимый им образ, беседует с ним, забыв о присутствующих, и сидит, как столп безгласный, не знает, что делают или говорят у него перед глазами, но, погрузившись в себя, весь занят представлением любимого лица. Если же это в такой мере овладевает помыслом по пристрастию к сатанинской любви и делает чувства недеятельными, то гораздо более любовь к духовному любомудрию заставляет ум отрешаться и от чувственного, и от чувств, восхищая его в высочайшее, и, заняв созерцанием представляемого уму, приводит его в нерасторгаемое единение с Богом.

Письма на разные темы. Письмо 3.252


Злостраданиями пресекать и приводить в бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле сластолюбие – Божественный Апостол называет «телесным обучением». «Благочестие же», – говорит он, – на все полезно есть» (1Тим. 4:8). И оно действительно таково, потому что при содействии Божием может совершенно уничтожить страстные воспоминания и приобрести, наконец, постоянную чистоту ума.

Письма на разные темы. Епископу Вевиану

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Не всё занимайся телесным обучением, но, определив для тела посильный подвиг, весь ум обрати на внутреннее: телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть (1Тим. 4:8).

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

Максим Исповедник, прп. (†662)

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Не все пекись о плоти, но определив ей подвиг по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее. Ибо телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, и проч.

Главы о любви

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо телесное упражнение мало полезно

Некоторые полагают, что под постом разумеется телесное упражнение. Это неправда: пост есть духовное упражнение. Но под телесным упражнением он разумеет то, которое хотя требует больших трудов, однако мало приносит пользы и притом на время.

А благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Здесь, говорит, помогает человеку благочестие. Ибо не обличаемый совестью ни в чем худом и здесь веселится духом, имея верные обетования будущих благ, там же самым делом заживет истинной жизнью. Чрез сравнение апостолов показывает превосходство благочестия.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Телесные подвиги вмале полезны (1Тим. 4:8), т.е. они могут только укротить страсти, а не искоренить их. Благочестие же, которое состоит в невидимом упражнении ума и сердца, при православной вере, на все полезно: при нем только может человек ощутить жизнь вечную, вкушаемую святыми здесь отчасти, как в обручении, вполне раскрывающуюся по разлучении души с телом. Жизнь вечная заключается в многообразном действии благодати в душе, которое ощущается по мере очищения от страстей.

Аскетические опыты. Том 2

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго

О каком телесном обучении здесь говорится? Об укреплении тела гимнастическими упражнениями и приучении его к скорым и ловким движениям: ибо говорит: σωματικη γυμνασια — телесное упражнение. Зачем же приводится оно здесь на мысль? Затем, чтоб чрез это возбудить к большей ревности упражняться в делах и трудах благочестия. Апостол говорит как бы так: те, которые на играх желают получить венцы, усердно упражняются в телесной гимнастике, чтоб укрепить тело свое и приучить его к ловким движениям. Но если для тленных венцов столько употребляют трудов в гимнастике телесной, то как не употребить гораздо больше трудов в гимнастике духовной, то есть в обучении себя благочестию для венцов нетленных?! То телесное обучение или упражнение вмале полезно,— то есть полезно на малое нечто или на малое время, «то есть только для тела и только для настоящей жизни» (Экумений). Полезно на малое нечто, именно — на укрепление тела, приучение его к легким движениям и чрез то на получение венцов в состязаниях на играх народных, а то и другое малозначительно; полезно на малое время,—только на настоящую жизнь, и то не всю. А благочестие на все полезно, то есть и для благоденствия в настоящей жизни, и для вечного блаженства в будущей, — обетование имуще живота нынешняго и грядущаго. Обетование имуще указывает на то, что Сам Бог, по неизменной правде Своей и неистощимой благости, благоволил сочетать с благочестием, или жизнию в духе веры Христовой, и благоденствие временное, и блаженство вечное. Под животом разумеется не жизнь как жизнь, а качество жизни, жизнь желанная, счастливая и блаженная, без чего жизнь не жизнь. Если таково благочестие, то соответственно сему должно быть ведено и упражнение в нем, то есть со столь же большею ревностию, во сколько плод его выше плода, доставляемого телесным упражнением.

Под телесным обучением, вне контекста, иные, особенно Отцы-подвижники, разумеют телесные подвиги и в словах Апостола видят определение относительной их цены, сравнительно с подвигами духовными. Но в контексте, по течению речи, здесь разумеются гимнастические упражнения тела. Святой Златоуст говорит: «некоторые полагают, что это сказано о посте. Но с этим нельзя согласиться: пост составляет не телесное, а духовное упражнение. Ибо если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то и не составляет телесного упражнения. Следовательно, не об этом говорит он, а о телесных (гимнастических) упражнениях, которыми иные занимаются и не во время состязаний и, как ратоборцы, всё делают, от всего воздерживаются, тяжелый переносят труд. Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном (гимнастическом) упражнении? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов (в благочестии); потому что первое (телесная гимнастика), будучи соединено с большими трудами, не приносит большой пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить; а последние (подвиги благочестия) приносят неизменную и обильную пользу.—Первого рода упражнение не приносит выгоды, а только несколько пользы доставляет телу. А упражнение в благочестии приносит плод и на будущую жизнь: и здесь и там доставляет утешение». Объясняя это последнее, блаженный Феофилакт прибавляет: «и здесь, говорит, снабдевает человека благочестие. Ибо, не обличаемый совестию ни в чем худом, и здесь веселится духом, верные имея обетования будущих благ, там же и самым делом заживет истинною жизнию». Первую, впрочем, часть этого объяснения он взял у того же святого Златоуста, У которого она пространнее изложена: «и здесь мы пребываем в благом уповании. Ибо тот, кто не знает за собой никакого преступления и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем как человек порочный не только там, но и здесь переносит наказание, постоянно живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть с дерзновением, трепеща, бледнея, томясь. Разве не таковы корыстолюбцы, воры, которые не уверены в том, чем владеют? Разве прелюбодеи и человекоубийцы не ведут самой тягостной жизни, с недоверчивостию взирая на самое солнце? Неужели это есть жизнь? Это не жизнь, а скорее самая тяжелая смерть».

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Христианский пост

 

Сектанты говорят: «Телесное упражнение малополезно» (1Тим.4:8).

Православный ответ: Но все же полезно, хоть и мало.

Пост же – не столько телесное, сколько духовное упражнение. Некоторые утверждают, – говорит св. Иоанн Златоуст, – что здесь идет речь о посте. Нет, пост не есть телесное упражнение, но духовное. Если бы пост был телесное упражнение, то он питал бы тело; если же он изнуряет его и иссушает, то ясно, что это не телесное упражнение. Посему, не о посте здесь идет речь у апостола.

Оружие правды

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Теперь всюду в странах уделяют огромное значение физической культуре телесной. Конечно, с христианской точки зрения, эта культура приемлется, но как второстепенное начало: главное для христианина – культура духа. Что есть духовная культура? – Работа над своею грешной душой, чтобы при помощи Божией достичь нам возраста мужа совершенного во Христе (Еф. 4:13).

Культура физическая дает силу и красоту тела. Но если у человека нет христианских добродетелей, то эта культура легко может погибнуть… Разве не слышим теперь сплошь и рядом, как цветущие физически юноша или девушка, потеряв веру в нравственность, легко впадают в разврат, получают болезни, от коих гниет их тело и которые делают уже безсмысленными все физические упражнения!.. Ты заботишься о здравии своего тела. А если ты больной от природы: хилый, хромой, горбатый, слепой. Что же, физическая культура только для избранных?.. Значит, у них ничего уже нет?..

А духовная культура доступна всем: и здоровым и больным… Культура тела только предохраняет несколько от болезней. Но она не может уберечь людей от болезней, тем более смерти… А культура духа христианская именно делает безвредными болезни и смерть… Христианин не боится смерти и болезней: он даже стремится скорее оставить этот мир и перейти к вечной жизни, в полном общении с Христом Богом (Фил. 1:20–23).

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

Уча других - христиан (братий), в чем заключается истинное благочестие, Тимофей явится добрым, вполне подходящим служителем Иисуса Христа. Но для этого и он сам должен постоянно питаться теми учениями евангельскими, которые он принял от своего учителя - Апостола Павла (ср. 2Тим. I:13). Вместе с этим апостол внушает Тимофею необходимость отвращаться, удаляться от пустых, бесполезных бабьих басней (см. 1, 3, 4), занимаясь только тем, что действительно утверждает в душе человека благочестивую настроенность - именно, делами христианской любви и подвигами воздержания. Чтобы показать полезность благочестия деятельного, апостол сравнивает это благочестие с обыкновенным упражнением тела. И это последнее занятие, несомненно, приносит пользу, укрепляя тело, делая его более способным к перенесению разных трудов, давая человеку возможность приложить к делу свои силы. Но все это - лишь немногое; здесь - польза для тела и внешней жизни, это не то, к чему главным образом должен стремиться христианин. Благочестие же, напротив, полезно во всем, во всех отношениях: даже и в отношении здоровья, потому что благочестивый человек не станет разрушать здоровье свое грехами и пороками (жизнь настоящая). Главным же образом благочестие ведет человека к получению вечной блаженной жизни (будущей).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 6-8 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
 

Внушая Тимофею разъяснять истинное учение о браке и о пище, учение, основанное на духе веры и преподанных ему наставлениях, Апостол заповедует ему отвращаться от указанных лжеучений, как бабьих басен, упражняться не во внешнем совершенстве, как мало полезном, а во внутреннем (духовном) благочестии, как благотворном во всех отношениях и дарующем блага жизни сей и будущей. «Следуя сему, ты будешь добрый служитель Иисуса Христа», говорит Апостол. Вот сколь многое должно исполнять, чтобы быть хорошим архипастырем! Отсюда очевидно, как глубоко верно раньше сказал Апостол, что кто епископства желает, тот доброго желает. Он должен и себя упражнять, и еретиков обличать, и вверенных ему наставлять.

«Служителем назван пастырь потому, что его долг не властвовать и величаться, а верно исполнять повеленное (Христом) и передавать единоверным Владычние приказания», говорит блаж. Феодорит. Питаем словесы веры и добрым учением... Этим Апостол, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «указывает на постоянное внимание к таким предметам. Ибо подобно тому, как мы ежедневно употребляем пищу, так и слово о вере всегда принимать и им всегда питаться должно, пережевывая, постоянно повторяя (в уме) одно и то же, всегда поучаясь одному и тому же»... «Обучай себе ко благочестию, т. е. к вере чистой и жизни праведной, к наилучшему поведению, ибо в этом состоит благочестие»... «Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесных упражнениях? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов. Упражнение первого рода только несколько доставляет пользы, а благочестие – плод и на будущую жизнь; и здесь и там доставляет утешение. Ибо тот, кто не знает за собою никакого преступления и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем как человек порочный, не только там, но и здесь переносит наказание, живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть... Это не жизнь, а скорее самая тяжелая смерть».

Относительно того, что Апостол назвал бабьими баснями, преосв. Феофан замечает, что «учения лжесловесников взяты частию у Иудеев, частию у Еллинов, частию почерпнуты из других восточных вер. Апостол называет их скверными, т. е. такими пошлыми, которыми брезговать следует, отрицаться. И как верующие в самом действии уверования все то отвергают, то, по уверовании, нечего уже более и заниматься тем. Почему Апостол пишет: не отрицай, – как бы состязайся, а: отрицайся».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

4:8. Пастырь должен быть образцом в вере и добродетельной жизни для пасомых. Для этого святой Павел советует Тимофею упражняться практически в делах благочестия, то есть, «в вере чистой и жизни праведной» (Златоуст), не пропускать ни одного случая, в котором можно совершить дело по духу своей веры. Опыт показывает, что такое упражнение необходимо для приобретения совершенства в жизни, ибо от него получается навык к богоугодной жизни. Если для того, чтобы получить приз на гимнастических играх, нужно постоянно упражняться в телесной гимнастике, то тем более нужно употребить усилий и трудов в гимнастике духовной, то есть в обучении себя благочестию для венцов нетленных. Ибо телесное упражнение только отчасти полезно, то есть для тела, и для настоящей лишь жизни. А благочестие полезно на все, то есть для благоденствия в настоящей жизни, и для вечного блаженства в будущей. Благочестие обещает жизнь счастливую, блаженную в мире душевном, и радости как в здешней, так и особенно в будущей жизни. «Ибо тот, кто не знает за собой никакого преступления, и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем, человек порочный не только там, но и здесь переносит наказание, постоянно живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть с дерзновением, трепеща, бледнея, томясь» (Златоуст). Верность сказанного о благочестии и уповании жизни вечной, святой Павел удостоверяет и своим словом, и своим примером.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible