Скрыть
ко́рень бо всѣ̑мъ ѕлы̑мъ сребролю́бїе є҆́сть, є҆гѡ́же нѣ́цыи жела́юще заблꙋди́ша ѿ вѣ́ры, и҆ себѐ пригвозди́ша болѣ́знемъ мнѡ́гимъ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям

Ибо корень всех зол, кои происходят от них и приобретаются чрез них, есть сребролюбие, коему предавшись, некоторые из наших уклонились от веры истинной, то есть совратились с пути добрых дел веры и предались заботам о зле и впали во многия скорби.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 9-12 А хотящии богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень же всем злым сребролюбие есть: егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был ecu, и исповедал ecu доброе исповедание пред многими свидетели

Не о тех говорит здесь апостол Павел, которые пользуются богатством, как следует, а о тех, которые страстно желают его. Taкиe не станут раздавать его другим, боясь, что самим не хватит его на удовлетворение своих пожеланий. - Впадают… и в похоти многи. Изобильное богатство ввергает в непотребные похоти, потому что доставляет для этого средства. - Яже погружают человеки… так, что они уже не могут более облагоразумиться. – Заблудиша от верыСребролюбие закрывает людям духовные очи и не позволяет им идти по прямому пути. - И себе пригвоздиша. Подобно тернию сребролюбие окровавляет руки всякого, кто берется за него. – Болезнем многим. Страсть к обогащению не только препятствует соблюдать должные отношения к Богу, но и самих приверженцев своих мучительно уязвляет заботами, лишением сна, страхом. Ты же, о человече Божий! Великое достоинство! Правда, все люди – рабы Божии, но преимущественно праведные, не только по той причине, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу. - Сих бегай: гони же… То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал Апостол: от того отступи, а к этому приступи, но: бегай и гони. Гони же правду, чтобы иметь у себя не больше того, что необходимо для жизни, – благочестие – в учении, – веру, не знающую никаких состязаний и словопрений, – любовь, которая рождается от веры, любовь к Богу и людям. И какое прекрасное словорасположение: из веры происходит любовь, из любви – терпение, терпение делает нас кроткими. - Подвизайся добрым подвигом веры. Подвиг веры есть и все выше сказанное, и мужественное перенесение всех искушений. Сейчас же указывается и воздаяние за такого рода подвиг, именно вечная жизнь. - В нюже и зван был ecu. Всякий, приступающий к крещению, призывается к вечной жизни. - Исповедал ecu доброе исповедание. Апостол Павел разумеет здесь исповедание при крещении, когда мы исповедуем, что отрекаемся от сатаны, а сочетаваемся и верим во Христа.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо корень всех зол есть сребролюбие

Не щадит он живых, не щадит и мертвых, но и их грабит, восстает на родителей и братьев и Божие достояние святотатственно крадет. Изгони сребролюбие - и не будет ни войн, ни вражды, ни блуда; ибо блудница из-за денег отдает себя непотребству.

Которому предавшись, некоторые уклонились от веры

Сребролюбие, приковывая к себе все внимание человека, не позволяет ему видеть путь истины. Ибо как сребролюбец будет веровать Евангелию, вводящему нищету? Невозможно это.

И сами себя подвергли многим скорбям

Еще в этой жизни они пригвоздили себя. В самом деле, сколько испытывают они огорчений? Сколько плачут? И прекрасно сказано: подвергли (по-славянски - пригвоздиша). Ибо заботы о богатстве подобны терновнику, как и сказал Господь (Мф. 13:22). Откуда кто ни прикоснется к нему, до крови уязвляет себе руки, причиняет себе раны и болезнь.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Корень бо всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим

Сребролюбие — корень всех зол; потому что дает способы жить по похотям, которые недобры и не ведут к добру, как сказано пред сим, и потому что для удовлетворения сей страсти обладаемый ею, не задумываясь, готов бывает «на всякое злодеяние, на всякое преступление и непотребство и действительно совершает их» (Амвросиаст). «Из сего корня прозябают убийства, чародеяния, хищения, ложь, нарушение клятвы и все роды преступлений» (блаженный Феодорит). «Не щадит оно живых, не щадит и мертвых, но и их грабит; восстает на родителей и братии и Божие достояние святотатственно крадет. Изгони сребролюбие — и не будет ни войн, ни вражды, ни блуда; ибо блудница из-за денег отдает себя непотребству» (блаженный Феофилакт).

Егоже нецыи желающе, ορεγομενοι,— так неудержимо, как неудержимо томимый жаждою желает воды,— заблудиша от веры, απεπλανηθησαν, — соступили с прямого пути веры, и пошли иною дорогою,— и, не вооружаясь против веры и даже не отрекаясь от нее гласно, уклонились от нее, сами того не замечая. Все внимание их было поглощено стяжаниями,— и они шли, куда вела сия страсть, не помышляя о вере, и, шедши так, прошли мимо веру и пришли туда, где и следа не осталось веры, ни в образе воззрений на вещи, ни в образе чувств, настроений и жизни. Святой Златоуст говорит: «хорошо сказал Апостол: απεπλανηθησαν. Потому что сребролюбие, привлекая к себе их глаза и понемногу закрывая их, не позволяет им видеть пути (веры). Как человек, который идет прямою дорогою, устремив мысль на что-нибудь другое, хотя и подвигается вперед, однако, не замечая сего, проходит мимо того предмета, к которому спешил,— потому что незаметно и бессознательно его увлекают ноги его: так нечто подобное сему есть и сребролюбие (причиняет сребролюбие, когда, привлекши к себе очи душевные, делает то, что обладаемый им мимоходит веру)». Настроение сердечное у сребролюбца несообразно с верою: вера повелевает уповать на Бога, а он уповает на богатство; вера запрещает высокомудрствовать, а он высокомудрствует (ниже — стих 17); вера не велит похотствовать, а он распложает похоти и прочее. Таким образом сребролюбие самым вселением своим в сердце делает то, что любитель его мимоходит веру. «Ибо любитель стяжаний как будет веровать Евангелию, вводящему нищету (любовь к ничего-неимению)? Невозможно это» (блаженный Феофилакт).

Но от сребролюбия бывает не такое только сердечное уклонение от веры, но и видимое отступление от нее, или отречение, когда из-за веры приходится много терять в производстве стяжаний. Любитель их и отступает от веры, чтоб не лишиться их. Верно, в многолюдном и нескудном богатыми Ефесе бывали такие опыты. Апостол ими и пользуется для очевиднейшего представления зловредности сребролюбия.

И себе пригвоздиша болезнем многим.Болезнем, οδυναις, — болезнованиям, прискорбностям, чувствительным очень беспокойствам. «О двух вредных следствиях (сребролюбия) упоминает Апостол (отступлении от веры и уязвлении себя болезнованиями); но то, которое казалось для них более тяжким, он поставляет здесь на последнем месте, то есть: пригвоздиша себе болезнем. И этого нельзя иначе узнать никому, как только живя близ богатых. Сколько они плачут, сколько они рыдают!» (святой Златоуст). «Страсть к обогащению не только препятствует соблюдать должные отношения к Богу в вере, но и самих любителей своих чувствительно уязвляет заботами, отнятием сна, страхами» (Экумений). Пригвоздиша, περιεπειραν, — уязвили, пронзили. Святой Златоуст говорит посему: «видишь ли, на что он намекает, говоря: περιεπειραν? To, что он хочет выразить этим оборотом речи, имеет такой смысл. Страсти суть терние, и подобно тому, как тернием, с какой бы стороны ни прикоснуться к нему, всякий до крови уязвляет себе руки и причиняет на них раны: так и от страстей будет терпеть то же самое всякий, кто подчинится их власти, — он Душу свою подвергнет страданию. Скажи мне, сколько имеют забот, сколько огорчений те, которые бывают ими уязвлены! Того даже высказать нельзя».

Сделаем небольшую выписку и из беседы святого Златоуста, держанной по истолковании предыдущих текстов. «Будем избегать сего корня зол (сребролюбия),— и избегнем всякого зла. Ибо какое зло не от денег происходит или, правильнее говоря, не от денег, а от злого произволения тех, которые не умеют пользоваться Потому что деньгами можно пользоваться следует, можно, при их содействии, наследовать Царствие. Но ныне то, что дано нам для вспомоществования бедным, для прославления Бога и благоугождения Ему, мы обращаем не во благо сих несчастных, а во вред душе своей и чрез это оскорбляем Бога.— Итак, какое зло не происходит от любоимания? Не отсюда ли хищение, вопли, вражды, брани и споры? Одержимые сею страстию разве не простирают своих рук даже на умерших, даже на отцов и братьев? Разве не ниспровергают законов природы, заповедей Божиих и вообще всего? Итак, не будь любви к деньгам, и прекратится война, прекратятся брани, прекратится вражда, прекратятся раздоры и любовь к спорам. Корыстолюбцев надлежало бы изгнать из вселенной, как губителей и волков. Люди, жадные к деньгам, всё приводят в совершенное расстройство. Человек, жадный к деньгам, не знает ни одного друга. Что я говорю, друга? Он не знает даже Самого Бога. — Раскрой его душу,—и найдешь, что она вооружена не одним мечом и не двумя, а бесчисленными; она никого не уважает, но бесится на всех,—на всех нападает и на всех лает; она убивает не собак, а человеческие души и громко изрыгает хулы на самое небо. От неистовой любви к деньгам все погибло. И не знаю, кого стану винить; до такой степени зло сие овладело всеми, — правда, одними в большей, другими в меньшей мере, однако,— всеми. И подобно тому, как сильный огонь, будучи брошен в лес, все ниспровергает и опустошает,—так и эта страсть губит вселенную: цари, правители, частные люди, нищие, женщины, мужчины, дети — все в равной мере поработились злу сему. Как будто вследствие какого-то мрака, объявшего вселенную, никто не выходит из опьянения. Правда, против любостяжания бесчисленные выводят обвинения и в частном разговоре, и среди народа; однако исправления нигде не видим. Что же? Ужели нет возможности погасить сей пламень? Есть, хотя бы он поднялся даже до самого неба. Нам стоит только захотеть,— и мы без сомнения погасим сей пламень. Ибо как он усилился вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не свободная наша воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить. Только пожелаем сего. Но каким образом может породиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам туда сопутствовать, что и здесь оно оставляет нас, что, хотя оно здесь только имеет место, однако язвы от него идут с нами туда; если посмотрим, как велики там готованные богатства,— так что если сравнить с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи; если заметим, что оно подвергается счисленным опасностям и самое удовольствие него мимолетное смешано с горестями; если прикуем взор к иному богатству, то есть тому, которое уготовано в вечной жизни, и чрез то породим презрение к богатству земному; если рассудим, что последнее, нисколько не умножая ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, погружает, однако ж, нас в бездну пагубы; если примем в чувство, что, несмотря на то, что здесь! бывает иной богат и имеет много слуг, отходя туда, отходит он одиноким и нагим. Если мы будем часто повторять и слышать это от других, то, может быть, возвратится к нам здравие и мы избавимся от этого тяжкого наказания».

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям

Тот же, кто решил (а желающие - οί δε βουλόμενοι) приобрести себе богатство, подвергается разного рода искушениям; в нем пробуждаются разные похоти, влекущие человека к нравственной гибели. Многие, стремившиеся к обогащению, уже отступили от веры, потому что богатство натолкнуло их на другой путь - они стали безвозбранно удовлетворять все свои, часто нечистые, желания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 9-10 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

Вред любостяжательности и сребролюбия прежде всего заключается в уклонении от веры, а потом и во впадении во всякого рода искушения, скорби и грехи, вводящие в погибель вечную. «В какие искушения и сети впадают хотящие богатиться?» вопрошает св. Иоанн Златоуст. И отвечает: «в такие, что это удаляет их от веры, приводит на путь заблуждения, окружает опасностями и лишает покоя». Какие страсти бывают вредны? Когда люди разжигаются беспутною любовию, когда ищут имущества своих ближних, когда стремятся к наслаждению, когда предаются пьянству, когда жаждут убийства и погибели других. Хорошо сказал Апостол: «погружают», так что и подняться наверх становится для них невозможным. Хорошо сказал Апостол: «закрывает» их, не позволяет им видеть пути (веры). О двух вредных следствиях (сребролюбия) упоминает Апостол (отступление от веры и болезни); но то, которое казалось для них более тяжким, он поставляет здесь на последнем месте, т. е. «пригвоздиша себе болезнем». И этого нельзя узнать иначе, как только живя около богатых. Сколько они плачут, сколько они рыдают! Будем избегать сего корня зла. Ибо какое зло не от денег, или, правильнее, не от денег, а от злого произволения тех, которые не умеют пользоваться ими? Не отсюда ли хищения, вопли, вражды, брани, ссоры? Одержимые сею страстию разве не простирают своих рук даже на умерших, даже на отцов и братьев? Разве не испровергают законов природы, заповедей Божиих и вообще всего? Человек жадный не знает ни одного друга. Он не знает даже Самого Бога. Эта страсть губит вселенную. Но неужели нет средства погасить сей пламень? Есть. Только нужно желать сего. Как он усилился от нашего желания, так от желания может и уничтожиться. Но как может породиться в нас такое желание? Если прикуем взор к оному богатству, т. е. к тому, которое уготовано в вечной жизни, и чрез то породим презрение к богатству земному; если рассудим, что последнее погружает нас в пагубу. Если мы часто будем повторять и слышать это от других, то, может быть возвратится к нам здравие и мы избавимся от этого тяжкого наказания».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;

10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

6:9–10. Не про имение богатства святой Павел здесь говорит, а про желание обогащения, жажду богатства, пристрастие к нему. Желающие так богатства, говорит, впадают в искушение и сеть. Искушение – есть такое стечение случайностей, которое сильно раздражает позыв на какой-либо грех, и будто против воли влечет к нему. А сеть – есть такая запутанность в грешных делах, что человек нехотя грешит, то есть как бы против воли. Например, у того, кто стремится быть богатым, поминутно являются случаи покривить душой, скверного ради прибытка (Тит. 1:11), и попрать законы правды и любви, внушаемые совестью. Кто привыкнет к такому образу действий, тот, значит, им и опутан, как сетью, и выбраться из них уже не может. Кроме того, они впадают во многие безрассудные и вредные похоти, подчиняются разным бессмысленным и вредным похотям самоугодия. Златоуст так изображает несмысленные и вредные похоти богатых. «Как не назвать бессмысленною страстью, когда эти богатые люди держат у себя дурачков и карликов не из человеколюбия, а для удовольствия, когда в своих дворцах устраивают водоемы для рыб, когда занимаются собаками, когда украшают коней, и заботятся о них не меньше, чем о детях? Все это бессмысленно и излишне, совершенно ненужно и бесполезно».
Какие страсти бывают вредны? Когда люди разжигаются беспутною любовью, когда ищут имущества своих ближних, когда стремятся к наслаждению, когда предаются пьянству, когда жаждут погибели других. «Чем же это кончается? Эти бессмысленные и вредные похоти, погружают преданных им богатых людей в бедствие и пагубу. Погружают так, что и подняться наверх становится для них невозможным» (Златоуст). Причина же всех этих зол – есть сребролюбие, которое дает средства жить по похотям, и потому, оно есть корень зол, и из него потом вырастают убийства, хищения, ложь, нарушение клятвы и все роды преступлений. Изгони сребролюбие, и не будет ни войн, ни вражды, ни подобного. Сребролюбие даже отклоняет от веры, ибо отвлекает к себе от Бога сердце и ум. Поэтому и настроение духа у сребролюбца не сообразно с верою. Вера повелевает надеяться на Бога, а он надеется на богатство, вера не велит предаваться похотям, а он предается им. Наконец, сребролюбец подвергает себя многим скорбям. «Эта страсть самих любителей своих, чувствительно уязвляет заботами, лишением сна, различными страхами» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible