Скрыть
единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 15-16 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь

Все сии высокие понятия о Божестве, по моему рассуждению, могут служить определением блаженства. Если кого спросят, что такое блаженство, то не погрешит, в ответе благочестивом последовав слову Павлову и сказав: блаженно, что в собственном смысле и первоначально так называется, или превысшее всего естество; а в людях некоторым образом делается и именуется блаженным, что таково по причастию истинно Сущего и принадлежит в них естеству того, чего они причастны. Посему вот определение человеческого блаженства: оно есть уподобление Божеству.

О надписании псалмов

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 13-16 Завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну, даже до явления Господа нашего Иucyca Христа: еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих. Един имеяй бессмертие, и во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: Емуже честь и держава вечная. Аминь

Опять апостол Павел призывает во свидетели Бога, с одной стороны увеличивая этим в своем ученике страх, с другой – делая его непоколебимым, так как он всегда будет иметь в своем уме такого Свидетеля. - Оживляющим всяческая. Это также сказано для ободрения в опасностях. Если Бог, говорит Апостол, животворит все, то чего же нам бояться подвигов за веру? А что апостол Павел действительно к этому ободряет Тимофея, это видно из последующих слов: и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате. Если Сам Владыка засвидетельствовал, то чего же мы медлим? - Свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание. Всем, что сделал, Господь засвидетельствовал, что Он есть Христос, Сын Божий. Так объясняет и Климент в седьмой книге Гипотипоз. - Доброе исповедание. Какое исповедание Апостол называет добрым? То, в котором Иисус Христос, хотя прикровенно исповедал Себя Богом. Когда Пилат спросил: убо царь ли еси ты? Он отвечал: Аз на сие родихся и на cиe приидох в мир, да свидетельствую истину (Ин. 18:37). – Соблюсти тебе заповедь нескверну, чтобы ни в учении, ни в жизни ты ничем не запятнал ея. - Даже до явления Господа…, даже до последнего твоего издыхания. Правда, Апостол не сказал так; но чтобы сильнее побудить своего ученика, он упомянул о явлении Господа и о страшной Его славе. - Еже во своя времена явит…, т.е. во время подобающее, предопределенное. Не печалься поэтому о том, что явление это не наступило. - Блаженный… Это говорит Апостол о Сыне Божием. Явление откроет Тот, Кто имеет придти, но на суд придет не Бог Отец, а Бог Сын; следовательно здесь идет речь об имеющем придти Сыне Божием. Блаженный, – мало того: Он есть само блаженство; от Него бежит всякая скорбь и печаль; Он и всесильный и всеблагий; поэтому не должны страшиться Его земнородные. - и един сильный. Когда слышишь то или другое об одном из трех Лиц Пресвятой Троицы, то не подумай, что это сказано для различия от других двух Лиц; это сказано в отличие от тех, которые только называются богами, а на самом деле не суть таковы. Так и здесь, говоря о Сыне то, что в других местах он говорит о Боге Отце и Святом Духе, Апостол сказал: един. - Един имеяй безсмертиe. Как это Апостол говорит о Боге, что Он один имеет безсмертие, когда и ангелы, и души, и демоны имеют бессмертие? Говоря о Боге: един имеяй безсмертиe, Апостол или отнимает у всех их бессмертие, или ошибается. – На это нужно сказать то, что ангелы, души и демоны имеют бессмертие не сами по себе, но причастны его по благодати Того, Кто один бессмертен по естеству: оно даровано им от Бога. Бог делает нас причастным как всего другого, что только мы можем представить себе самого лучшего, – так и бессмертия. - И во свете живый неприступнем. Если Бог есть само бессмертие и неприступный свет, то не ограничивается ли Он местом? Иной ли Свет Он Сам и иной тот, в котором Он живет? Конечно, Он есть Сам Свет (αὐτοφῶς). Видишь ли, что язык наш оказывается немощным, когда мы пожелаем выразить что либо великое? Неприступен свет этот, потому что по причине сильного блистания его, никто не может к нему приступить. - Егоже никтоже видел есть от человек. Никто не видел божества Сына, подобно тому как не видел божества Отца и Духа Святого; но по плоти Он был видим. - Емуже честь и держава вечная. Если честь Его и держава будет вечною, то конечно и явление Его, так как Он обещал: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).

Пастырские Послания апостола Павла

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных

Но чтоб тебе не подумалось, что как ты сидишь во тьме, так и Господь вошел во тьму и скрылся (мраком покрылся), для того говорит еще святой Давид: окрест Его селение Его. Селение же это святой Павел называет светом: во свете живый неприступнем (1Тим.6:16). Впрочем, оба они, и Пророк Давид и Апостол Павел, когда, желая показать, что Божество Его непостижимо, говорят один, что окрест Его селение Его, а другой, что Он живет во свете неприступнем, не то показывают, будто Бог как-нибудь ограничивается и описуется, но такое образное употребляют выражение для пытливых, говоря как бы им: о неразумные пытливцы, не думайте, что Господь и Бог наш, вознесшись, вошел в какую-либо тьму и сокрылся. Он всегда пребывает во славе Божества Своего, которая наполняет все и есть паче (пространнее) всего, в каковой славе Он пребывал и прежде, чем произошло все; но да не погибнем мы вконец от молнийных блистаний Божества Его, положил Он тьму за кров Свой, которая покрыла не Его, а нас, ибо Бог наш, говорит Писание, есть огнь поядаяй (Евр.12:29) не праведных, но грешных.

Слова. Слово 45

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Которое в свое время откроет

То есть в приличное, предопределенное время. Поэтому не печалься, что оно еще не наступило.

Блаженный и единый сильный

И это апостол говорит для утешения, чтобы Тимофей не смотрел на кажущиеся ублажительными здешние блага, но к Тому Единому прилеплял взоры, Который есть само блаженство, в Ком нет ни печали, ни воздыхания; чтобы не боялся земных каких-либо властителей и царей. Вместе с тем он приготовляет его к тому, что откроет Его пришествие. Ибо Он единый сильный. Все это сказано о Сыне. А слово единый апостол употребил для противопоставления Его людям, или ложным богам, но не по отношению к другим Лицам Пресвятой Троицы.

Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие

Господь один имеет бессмертие по существу; ангелы же хотя и бессмертны, но не по природе, а по благодати. Итак, они не имеют бессмертия, но причастны бессмертию.

Который обитает в неприступном свете

Неужели Он местом определяется? Или одно – свет, а другое – Он Сам? Конечно, и Он Сам свет. Видишь ли, до какой степени бывает немощным язык, когда мы хотим провещать что-либо великое? Неприступен сей свет, потому что, по причине безмерного его блистания, никто приступить к нему не может.

Которого никто из человеков не видел и видеть не может

То есть по Божественности. Он виден был и есть только по человечеству. Святой Иоанн Златоуст понимает так, что в вышесказанном говорится о Сыне, а в последующем преимущественно об Отце, хотя слова эти приложимы и к Сыну, и к Духу.

Ему честь и держава вечная! Аминь

Итак, если держава Его вечная, то ты не должен бояться, хотя она теперь и не открывается. Если честь Его вечная, то ты не должен отчаиваться, хотя теперь Его и не почитают. Безукоризненно мы можем это только делать, - то есть славить Его, а не любопытно исследовать Его. Благовремение апостол изъясняет здесь учение о Боге. Ибо так как он призвал Бога во свидетели, то и описывает славу Его, чтобы больше тронуть слушающего.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Един имеяй бессмертие, и во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: Емуже честь и держава вечная. Аминь

«Бессмертием называет непрестаемость» (блаженный Феодорит) — или, полнее, — то, что Он есть Сый, присносущий, источник жизни имеющий в Себе, ничего отынуды не заимствуя и никогда ничем не истощаясь. От Него и все прочее имеет бытие и жизнь. Он есть даяй всем живот и дыхание и вся (ср.: Деян. 17, 25). Экумений задает при этом вопрос: «как говорит он о Боге, что Он один имеет бессмертие, когда и Ангелы, и души, и демоны имеют бессмертие?» И отвечает: «эти не имеют бессмертия сами по себе, но причастны суть бессмертия по благодати Того, Кто один есть бессмертен по естеству. Ибо сие, — быть бессмертными,— от Бога им дано. Бог есть, из Коего мы причащаемся, как всего другого, наилучшим представляемого, так и бессмертия». Помянул же о сем свойстве Апостол, по блаженному Феодориту, для того, чтоб, вместе с указанием на всемогущество, углубить убеждение, что Таковый силен совершить как явление Господа, так и все соприкосновенное с ним. Но если возведем при сем мысль к общему содержанию речи Апостола, — к нестяжательности; то можем сказать, что он помянул о сем свойстве, чтоб внушить: вот к Кому прилепляйся или Кого стяжать поревнуй, оставляя позади все тленное.

Во свете живый неприступнем. «Неприступен сей свет, потому что, по причине безмерного его блистания, никто приступить к нему не может» (блаженный Феофилакт), — приступить и взглянуть; ибо от силы света зрение омрачается. Не на вещественный свет сим указывается,—хотя возможно представлять, что Бог где-либо во вселенной, являя тварям в возможном для нее величии Свое Божеское присутствие, являет его в безмерном блистании света, — но это есть образное выражение непостижимости Божеского естества: «по невозможности исследовать самое естество Божие, указал на неприступный свет окрест сего естества» (блаженный Феодорит). Святой пророк Давид то же самое выражает словом: тма: положи тму за кров Свой (ср.: Пс. 17, 12). Святой Златоуст говорит: «иной ли свет Он Сам, и иной тот, в котором Он живет? («но сие неприложимо к Богу; естество Его неописуемо, а если Он живет во свете, то описуется светом» [блаженный Феодорит]). Неужели и местом Он определяется? Нисколько. Не с тою целию, чтобы мы думали сие, но чтобы показать нам непостижимость Божеского естества, сказал Апостол, что Бог живет во свете неприступном,— настолько изъясняя учение о Боге, насколько это было для него возможно. Видишь ли, до какой степени бывает немощен язык наш, когда хочет провещать что-либо великое?» «Апостол, сколько возможно, песнословит Бога и простирает взор, сколько он может достигать» (блаженный Феодорит).

«Если окрест Его свет неприступный, то как возможно увидеть Его? Почему присовокупил: Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может» (блаженный Феодорит). Не человеки только, но и все чины Ангельские, — и Архангелы, и Престолы, и Херувимы, и Серафимы,— не видят Божеского естества. Видят и они явление только Божеского величия, сколько снести могут, но не естество, которое сокровенно есть. Везде есть Бог естеством и везде сокровен. Когда Спаситель говорит, что Ангелы видят лице Отца Небесного, то лицом означает близкое и впечатлительное явление Ангелам Божеского присутствия, сколько вместимо для них,— и умное неотрываемое созерцание Ангелами Божества, сколько достижимо сие для них. Естество же Его ни для кого не зримо. Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18). Для всех тварей положил Он тму за кров Свой. Святой Златоуст прилагает: «и Сына никто не видел и видеть не может».—«То есть, по Божеству,—поясняет блаженный Феофилакт, — Он виден был (и есть) только по человечеству». «И Духа Святаго Божество никто не видел,— как Отчего и Сыновнего»,—дополняет Экумений. У Апостола речь о свойствах Божеского естества, или Бога Триипостасного, Единого Нераздельного.

Емуже честь и держава вечная — да будет от нас воздаваема и восписуема. «Честь Его всегда, держава Его всегда пребывает» (святой Златоуст). Наш долг — благоговейно чествовать Его и песнословить, предаваясь вместе с тем всецело Его вседержительству, — непостижимому, но всегда благодетельному. «Слава Ему! мы можем это только говорить, это только делать, не испытуя, что Он есть в Себе» (святой Златоуст). «Безукоризненно мы можем это только делать, — то есть славить Его, а не любопытно исследовать Его» (блаженный Феофилакт). Можно и то подумать, что Апостол сими словами переводит внимание от мрака, покрывающего естество Божие, во мрак, скрывающий пути Божественного промышления. Он как бы говорит: не смущайся, что не все чтут Бога Триипостасного, и еще более Сына Божия воплотившегося. Это не умаляет ни Божеской чести, ни славы воплощенного домостроительства. Там и здесь честь Божия пребывает неизменною. Не смущайся также, если во вселенских явлениях и в течении дел и положений человеческих иные не видят Божия вседержительства, а может быть, и для тебя самого не ясно виден перст Божий, все движущий и всем правящий. Держава Божия не пресекается. Верь и упокоевайся в Боге, не распложая нерешимых вопросов, для чего то, от чего это. «Положим, что что-либо в настоящее время не исполняется,— держава Его вечная тем не менее пребывает» (святой Златоуст).

γ) Чему же собственно учить богатых? (6, 17—19) Коротко о сем слово Апостола, но полно. Учи, — говорит, — чтоб богатые: αα) не высокомудрствовали (см.: б, 17), чтоб: ββ) не уповали на богатство, а на Бога (см.: 6, 17) и чтоб: γγ) богатились добрыми делами, сокровиществуя чрез то себе основание добро в будущее (см.: б, 18—19). αα) Чтоб богатые не высокомудрствовали (6, 17)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь

Явление Христа совершится в свое, для этого определенное от Бога время (ср. Деян I:7). Бог называется здесь «блаженным» в противоположность земным владыкам, которые нередко принуждены подвергаться разного рода страданиям. Он есть единый сильный (dunasthV), потому что, собственно говоря, все прочие владетели сами по себе, без Бога, бессильны (Пс. CLXV:3) и вполне зависят от Бога. Наравне со всеми людьми они подлежат и закону смерти, от которой свободен только Бог. Он есть единый бессмертный в собственном смысле этого слова, в силу Своей собственной природы: все другие живые существа, даже Ангелы, имеют бессмертие, какое получили при своем происхождении от Бога. К Богу нельзя приблизиться и Его узреть - конечно, обыкновенными очами (визионарное видение Бога здесь не имеется в виду). Все это апостол говорит для того, чтобы убедить Тимофея с твердостью переносить всякие испытания, какие ему Бог пошлет, в особенности же убедить его, чтобы он не боялся земных владык, которые пред Богом - ничто.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 15-16 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Упомянув о будущем явлении Христа и откровении славного Царства Его, Апостол воссылает славу Богу, как единому всемогущему Царю всех, вечному и невидимому, подавая тем твердую надежду на Него, как в жизни сей, так и в будущей, где лицезрение Бога, прежде неприступного, будет одним из главных предметов бесконечной радости до смерти верных Ему. «Хорошо сделал Апостол, предложив такое богословие», говорит св. Иоанн Златоуст. «Ибо, так как он призвал Бога во свидетеле, то говорит много о сем свидетеле, чтобы глубже напечатлеть помышление о Нем». По изъяснению блаж. Феодорита, «Апостол изображением того, что свойственно и принадлежит Богу, имел намерение подтвердить учение о воскресении, суде и воздаянии. Бессмертием назвал непреставаемость. По невозможности исследовать самое естество Божие, указал на неприступный свет окрест сего естества. Апостол, сколько возможно, песнословит Бога, и простирает взор, сколько он может достигать. Если окрест Его свет неприступный, то как можно увидать Его? Почему присовокупил: «Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может». «И Сына по Божеству никто нигде не видел», говорит св. Иоанн Златоуст. «Он виден был и есть только по человечеству», добавляет блаж. Феофилакт. «И Духа Святого Божество никто не видел, как ничего и Сыновнего», говорит Экумений, который задается еще вопросом: как говорит Апостол о Боге, что Он один бессмертен, когда и ангелы, и души, и демоны бессмертны? И отвечает: «эти не имеют бессмертия сами по себе, но причастны бессмертию по благодати Того, Который один есть бессмертен по естеству». «У Апостола речь о свойствах Божеского естества или Бога триипостасного, Единого нераздельного», говорит преосв. Феофан. Страшно явление Господа, ибо будет сопровождаться страшным судом, но оно и безмерно обрадовательно, ибо положит начало всеблаженной жизни. Только будь готов, к Тому единому прилепи свои взор, Который есть Само блаженство, и ты еще здесь начнешь вкушать блаженство, которое во всей силе откроется по явлении Господа. Вместе с указанием на всемогущество Божие, Апостол углубляет убеждение, что Таковый силен совершить как явление Господа, так и все соприкосновенное с ним».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе

14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,

15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

6:13–16. Ввиду высокого значения пастырства в Церкви Христовой, святой Павел именем Бога, дающего всем жизнь, и именем Иисуса Христа, засвидетельствовавшего на суде перед Пилатом существо нашей веры, что Он есть Христос, Сын Божий (см. Лк. 22:70; Ин. 18:37), заклинает Тимофея, а в лице его и все пастырство Церкви Христовой, соблюдать заповедь Господню – истинную веру, и жизнь по вере, чисто и неукоризненно, «чтобы ни за верования, ни за жизнь не навлекать на себя ни малейшего укора» (Златоуст), до явления Господа наш его Иисуса Христа, то есть до твоей кончины, до исхода твоего. Или в таком же смысле сказал здесь святой Павел, в каком Господь сказал Апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). В лице Апостолов Господь видел всех верующих, и утешил их таким обетованием. Так и здесь, святой Апостол в лице Тимофея, видел все пастырство, и поставил им в закон преемственно блюсти, как заповедь – веру Христову, и святую жизнь по вере, до явления Господа, до второго Его пришествия, всеобщего воскресения, суда и окончательного решения участи всех. Явится Он в свое время, предназначенное в Предвечном Совете. Тогда всем явно будет, что Бог триединый, всеблаженный, желание Которого даровать блаженство всем достойным его, единый сильный всех воскресить, собрать воедино, произвести суд, разделить одесную. Одних утешить, а других предать вечным мукам, и все это утвердить на вечные времена, Своим неизменным решением и определением. Ибо кто может противиться Его воле? Один Он – Царь царствующих и Господь господствующихОдин Он – бессмертный, имеющий в Себе источник жизни. От Него и все прочее имеет жизнь (см. Деян. 17:25). По существу Своему, Он никому не доступен, окружен неприступным светом, так что Его никто не может видеть, не только люди, но и самые ангелы. «Слава Ему вечная! Мы можем только это говорить, это только делать, не испытуя, что Он есть в Себе»

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible