Скрыть
Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 3-5 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких

Если кто иначе, по чужому закону, чему либо учит своевольно, и не следует здравомысленным словам Господа нашего и учению о благочестии, то есть не повинуется учению, состоящему в делах праведности: тот напыщен гордынею от собственных своих измышлений и ничего истинного не знает, но болеет страстью к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри и другие последствия; - они развращают умы людей, порождая незаконное учение, - лишены истины и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысл. Ты же избегай их, чтобы не приразилось к тебе их корыстолюбие.

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

<…> как тело, имеющее общение с иным телом, растлевает и совершает блуд, так и душа, сокровенно общаясь с дурными силами в своих мыслях, растлевает и соблуждает в невидимых грехах: в неверии, во лжи, в тщеславии, в гневе, в зависти, в ревности, в соперничестве; потому что в этом душа общается со злыми духами, этим и служит им. Ибо Апостол говорит о таких людях, как о «растленных человеков умом»; и еще: «осквернися их ум и совесть» (Тит. 1, 15); и еще: «Боюся да не како якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваша, уклонившись от простоты, еже во Христе».

Собрание рукописей типа I. Слово 54

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-8 Аще ли кто инако учит и не приступает ко здравым словесем Господа нашего Ииcyca Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничтоже ведый, но недугуяй, о стязаниих и словопрениих, от нихже бывает зависть, рвение, хулы, непщевания лукава, беседы злыя растленных человеков умом и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие. Отступай от таковых. Есть же снискание велие благочесmиe с довольством. Ничтоже бо внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем

Инако учит, т. е. учит иному чему-либо, отличному от учения правильного. - И учению, еже по благоверию. Что выше Апостол назвал здравыми словесами, то здесь он назвал учением, еже по благоверию, т.е. учением веры. - Разгордеся, ничтоже ведый. Кто не знает того, что должно знать, тот ничего не знает; а не знающий здравого учения, знает учение сатанинское, сатане же приятна и прилична гордость. - Но недугуяй, о стязаниих и словопрениих. Если ты не веруешь, но хочешь наследовать, то по необходимости должны явиться состязания и словопрения. Но так как христианство возвещает будущие блага, которых теперь нельзя видеть человеку глазами своими, то поэтому необходима вера… Смотри: состязания и словопрения составляют недуг. - Хулы. Допускающий объяснение божественного соображениями человеческого разума, легко впадает при таком исследовании и в хулу. - Непщевания лукава, т.е. мнения и учения незаконные. - Беседы злыя (διαπαρα τριβαὶ – трение одного возле другого), – передача болезни злых учений: метафора, заимствованная от паршивых овец, которые чрез соприкосновение заражают своею болезнию и здоровых овец. – - Непщующих приобретение быти благочестие. Видишь ли, что и словопрения рождают также корыстолюбие? И это естественно. Занимающиеся состязаниями и словопрениями, привлекая к себе больше учеников, получают от них прибыль, т.е. берут с них деньги, и чтобы собрать побольше, притворяются благочестивыми. - Отступай от таковых. Не сказал Апостол: вступай в спор с ними и борись, но: отступай, конечно после первого и второго внушения (Тит. 3:10). Как ты можешь убедить тех, которые борются из-за денег? Отвращайся от них, как от неисправимых. - Есть же снискание велие благочестиe с довольством. Вышеописанные люди притворяются благочестивыми, чтобы в благочестии иметь средство для прибыли и стяжаний; но истинное приобретение есть благочестие само по себе, потому что оно довольствуется тем, что есть, и не ищет избытка материального. Или: благочестие есть приобретение потому, что при нем мы не ищем все большего и большего, а довольствуемся необходимым. - Ничтоже бо внесохом в мир сей… Если мы ничего не принесли с собою в этот мир и ничего не вынесем из него, то что за необходимость иметь больше, чем нужно? - Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем. Нужно, говорит Апостол, есть столько, сколько необходимо для утоления голода, а не для наслаждения пищею, и одежды нужно носить столько и такой, чтобы она служила для прикрытия наготы, а не для роскоши и неги. Таково значение здесь слов: пища и одеяние.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Пустые споры (παραδιατριβαί)

Переливанием из пустого в порожнее - διατριβ« - обыкновенно назывались досужие разговоры. Или потому, что как паршивые овцы, когда трутся между здоровыми, заражают и их своею болезнью; так и инакоучащие трутся беседами своими, παρατριβόμενοι, с другими и растлевают их.

Между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка

Видишь ли, что словопрения рождают постыдную корысть? И справедливо. Ибо эти спорщики, привлекая к себе большее число учеников, пользуются ими, и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы все более и более их привлечь к себе.

Удаляйся от таких

Не сказал: схватывайся с ними и борись, но: удаляйся, то есть после первого и второго вразумления (Тит. 3:10). Ибо тех, которые бьются из-за прибыли и денег, когда и чем можно убедить? Поэтому удаляйся от тех людей, которые неисправимы.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Беседы злыя растленных человеков умом, и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие. Отступай от таковых

Беседы злыя, παραδιατριβαι. — Διατριβη — препровождение времени, наполнение его каким-либо занятием, отсюда беседы, рассуждения и речи. Παραδιατριβη,—все это в худом смысле,— препровождение времени пустое, беседы не о добром и не к добру ведущие, рассуждения и речи, чуждые истины. Беседы злыя есть точное выражение сего слова. Здесь разумеется не самый спор, а черта его или следствие и соприкосновенность. Спор, ведомый инакоучителями, — пустое и зловредное препровождение времени; зловредное потому, что, как пред сим сказано, он рождает непщевания лукавая. Διατριβη от: τριβω — тру. Ведущие беседу взаимно трутся. Но трение от здорового здоровье укрепляет, по крайней мере не расстроивает; а трение от больного может сообщить болезнь и заразить. Так и здесь,— потрись беседою с инакоучителем,—можешь заразиться его инакоучением и заболеть зловерием. По святому Златоусту, слова: беседы злыя — имеют у Апостола такой смысл: «подобно тому как овцы, будучи заражены чесоткою, когда приходят в соприкосновение с здоровыми, и им сообщают свой недуг; так и эти злые люди». У блаженного Феодорита читаем: «отступившие от истины (инакоучители) и последующие собственным своим помыслам покушаются учить ненадлежащему.— Отсюда рождаются непщевания лукавая, а от них происходит какая-то пагубная болезнь, заражающая ближних. Сие означают слова: беседы злыя. Ибо как больные овцы, пасущиеся вместе с здоровыми, сообщают им болезнь, так и эти люди ближних своих наполняют заразою». Экумений прямо выражается: «беседы злыя, — передание болезни злых догматов,—метафора, взятая от паршивых овец». «Как паршивые овцы,—поясняет его Феофилакт,—трясь между здоровыми, заражают и их своею болезнию; так и инакоучите-ли, потираясь беседами своими, παραδιατριβομενοι, — с другими, растлевают их (умы и сердца своим зловерием)».

Потому от них такой плод, что они сами растленны умом. Таковы все не приступающие к здравым (не испорченным кривотолкованием) словесам Господа и учению, благоверно содержимому и хранимому Церковию. Ум их, приняв ложные начала и положения, или догматы, растлился и их растлил. Сами виноваты. Зачем уму своему поблажили взяться за то, что ему не под силу. Следовало, подклонив его под иго веры, заставить его покорно принять открытое и преданное, изучить то и усвоить; а они позволили ему изобретать и сочинять самую веру. Он и напутал; но, приняв за несомненную истину свое изобретение, он растлился сам и их растлил: и стали они человеки, растленные умом, растлением своим заражающие и других. Чего другого и ожидать от них? Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая (Мф. 12, 35).

Растленны они умом, потому что лишены истины. В этом причина растления ума. Как содержание истины есть здравие ума, так лишение истины есть болезнь его и растление; подобно тому, как содержание и хранение заповедей есть здравие воли, а уклонение от них — болезнь и растление ее — и как сочувствие к Божественному и небесному, вкус в том и услаждение тем есть здравие сердца, а лишение такого сочувствия, вкуса и услаждения есть болезнь его и Растление. Тут бывает то же, что, например, с ягодами. Оставь их как есть, они скоро попортятся и истлеют: но — переполни их сахаром, через варку в растворе его, они приобретают силу противостоять растлению. Так ум, оставленный как есть, скоро портится, а переполни его истиною,— и истина сообщит ему крепость и силу противостоять всякому растлению. Лишение истины порождает в уме два зла, — или мрак неведения, или растление зловерием. И то худо, а это еще хуже. Мрак, лишение света причиняет замирание и даже смерть: ибо ничто живое не может жить без света, — вещественное без вещественного, духовное без духовного. Уму свет — истина; без нее он замирает или заморенным бывает. Зло великое; но о заморенном можно иметь надежду, что отойдет, очнется и оживет. Растленный же зловерием не подает такой надежды. Он поврежден внутреннейше и существенно; потому может быть возвращен к здравию, свойственному ему по естеству, только силою Божиею, сотворившею естества, то есть только будучи перетворен особенною Божиею благодатию.

Непщующих приобретение быти благочестие. — Приобретение, πορισμον. — Πορος — именье вдоволь всех потреб жизненных; πορισμος — приобретение сих потреб и способы к тому. Под: благочестием — разумеется вера вообще. Они, говорит, веру почитают средством к приобретению, превращают ее в такое средство. Это верх растления умственного и нравственного. Веры тут уже нет, тем паче нет благочестия или сердечного настроения в духе веры. Между тем хлопоты у них всё о вере,— и хлопоты усиленные, так что дело сие не обходится без споров. Не отсюда ли и споры? Как торгаши спорят при продаже из желания увеличить прибыль, так и эти инакоучители всюду заводят споры, потому что иначе нельзя им будет добыть что-либо, и им придется голодать. «Эти спорники, — пишет блаженный Феофилакт, — привлекая к себе учеников, пользуются ими и все больше и больше подвизаются в спорах, чтоб все более и более их привлечь к себе»,— конечно, чтоб больше и приобретать от них.

Отступай от таковых. «Не сказал: схватывайся с ними и борись, но: отступай,— то есть по первом и втором наказании (ср.: Тит. 3, 10). Ибо тех, которые бьются из-за прибыли и денег, когда и чем можно убедить?» (блаженный Феофилакт). «Иначе не убедишь ты таковых, как если дашь им; но и этим не насытишь их жажды приобретения. Око лихоимца, — говорит Писание,— не насытится части (ср.: Сир. 14, 9). Поэтому от них, как от неисправимых, надобно отвращаться» (святой Златоуст).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких

Есть люди, которые иначе себе представляют задачу христианства. Они думают, что Христос пришел изменить социально-экономические порядки жизни, дать богатство нищим. Но говорить так о христианстве - значит вовсе не понимать его. Отчего же иные высказывают подобные мысли? Оттого, что сошли с истинного пути и повредились умом. Здесь мы имеем ясное опровержение той мысли, будто бы христианство и социализм - одно и то же.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 3-5 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

Завещая Тимофею учить по сказанному Апостолом, он (Павел) заповедует удаляться от учащих иначе, не сообразно с учением Господним, возвещающим для всех необходимость кротости и смирения, а тем более для людей обездоленных миром (наприм., рабов), которые между тем лжеучителями возбуждались к гордости и соединенным с нею распрям, злодеяниям, а главное – к неправильному представлению о христианском благочестии (т.е. вере), как о материальном перевороте, ради внешних выгод, которыми особенно могли быть заинтересованы с одной стороны наибольшие бедняки (рабы), а с другой богачи, а также лжеучители, преследовавшие свои корыстные цепи. Вместе с определением главной цели лжеучителей, Апостол определяет и другие их свойства, как-то: незнание истины, страсть к спорам и злоречию, повреждение ума, что все делает их недоступными для убеждений, а потому за наилучшее должно почитать удаление от них, ибо при сближении с ними можно заразиться, как заражаются многими болезнями и даже сумасшествием. «Воспаляться гордостию случается не от знания, а от незнания», говорит св. Иоанн Златоуст, «потому что тот, кто знает учение согласное с благочестием, более всех умеет смиряться». «Отступившие от истины и последующие своим помыслам покушаются учить ненадлежащему. Отсюда рождаются непщевания лукавые, а от них происходит какая-то болезнь, заражающая ближних. Ибо как больные овцы, пасущиеся вместе со здоровыми, сообщают им болезнь, так и эти люди ближних своих наполняют заразою» (блаж. Феодорит). «Где нет веры», говорит блаж. Феофилакт, «там все больно, там только разгорается война словесная, причем более искусный в прениях напрягается извергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет. Спорники, привлекая к себе учеников, пользуются ими и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы все более и более привлечь их к себе». «Они растлены умом, потому что лишены истины. Как содержание истины есть здравие ума, так лишение истины есть болезнь его и растление. Лишение истины порождает в уме два зла: или мрак неведения, или растление зловерием. Мрак, лишение света, причиняет замирание и даже смерть. Зло великое. Но о заморенном можно думать, что отойдет, очнется, оживет. Растленный же зловерием не подает такой надежды. Он поврежден внутренно, а потому может быть возвращен к здравию только силою Божественною, особенно благодатию» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О разделениях.

Ин.11:51-53. Вот урок и обличение всем не созидателям, а раздирателям Тела Христова – Церкви: 1Кор.3:3-4;12:12-14,25, вопреки ясного учения о единстве ее: Ин.17:21; Еф.1:22-23;4:5. От производящих разделения предостерегают нас апостолы: Рим.16:17; 1Тим.6:5; Лк.11:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.

5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких


Держись здравого учения, так и других учи, и избегай тех, которые иначе учат. Так заповедует святой Павел Тимофею, и для предохранения его от этих учителей, указывает их отличительные черты.
6:3–5. Так учи, говорит, как научился от меня, а от тех, которые учат иначе, отвращайся (Златоуст). Почему? Потому, что они отступили от здравого учения, содержащего чистую истину, непреложную, как слова Господа нашего Иисуса Христа, и от учения о благочестии, о том, как надо жить по вере, и тем самым отступили от Бога и впали в гордость – самомнение, думая, что они одни познали истину, которую они же выдумали и проповедуют. Между тем, они совсем не знают истины. Но в то же время, находясь в горделивом заблуждении, что все им известно, и лучше даже, чем другим, со страстностью вступают в состязания и словопрения, как бы в словесную войну, в которой борются не за истину, а за слова. Какой результат от этого? Зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. К тому, кто берет верх в споре – зависть, а она вызывает задор (рвение) одержать победу над ним. От задора спор приобретает особенные напряженность и остроту, в пылу которых являются хулы – злоречия друг против друга. Это еще более разгорячает спорящих, и поселяя между ними задор и вражду, преграждает всякий доступ истины к душе, потому что являются лукавые подозрения, не в том ли, и не в этом ли истина? Плод же таких споров – беседы злые, то есть не о добром, и не ведущие к добру, а чуждые истины, как исходящие от людей, с поврежденным гордостью умом, и лишенных истины.
Какая же конечная цель всех этих споров, 3цель, затаенная в уме и сердце спорящих учителей? Получить прибытки, посредством благочестия. «Спорщики же, привлекая к себе учеников, пользуются от них материальными средствами, и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы более и более привлечь их к себе» (Феодорит). С такими, говорит святой Павел, и в спор не вступай, потому что их нельзя ничем убедить, следовательно, и спорить бесполезно.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible