Скрыть
Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-8 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем

А наше приобретение не скоропреходящее и не вызывает ненасытной алчности к прибыли, но наше приобретение есть истина, коей достаточно будет для нашей сокровенной жизни.

Василий Великий, свт. (†379)

Есть же снискание велие благочестие с довольством

«Есть снискание велие благочестие», – богатство небесное, сокровище таин, море премудрости, ведение истины, поклонение несозданной Троице, зерцало девственной тайны, вера непытливая, исповедание, избегающее исследований, проповедь преподобная, произносимая устами, проникающая чрез слух, укореняемая в душе и подающая озарение Троицы.

«Есть снискание велие благочестие с довольством», потому что всего богатее довольство, жизнь без излишеств, упокоение беззаботное, богатство, не вовлекающее в сети, нужда, дающая и послабу, тяжесть без скорби, содержание нескудное, наслаждение непосрамляющее. Приучающие себя к довольству избегают волнений богатства, ибо богатый всего боится: боится дней, как времени судопроизводств; боится вечеров, как удобных ворам; боится ночей, как мучений от забот; боится утреннего времени, как доступа к нему льстецов; боится не только времени, но и места. Его приводят в ужас нападения разбойников, злоумышления воров, клеветы притеснителей, расхищения сильных, злодеяния домашних, любопытство доносчиков, нечувствительность доправляющих взыскания, рассуждения соседей, гнилость стен, падение домов, нашествия варваров, коварство сограждан, приговоры судей, потеря того, что имеет, отнятие того, чем владел. О человек, если такова зима обладания, то где же весна наслаждения? «Есть снискание велие благочестие с довольством». Оно не прекращается вместе с настоящею жизнию, говорит Апостол. Это – стяжание бессмертное; с растратою богатства оно не утрачивается.

Утешение больному

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-8 Аще ли кто инако учит и не приступает ко здравым словесем Господа нашего Ииcyca Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничтоже ведый, но недугуяй, о стязаниих и словопрениих, от нихже бывает зависть, рвение, хулы, непщевания лукава, беседы злыя растленных человеков умом и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие. Отступай от таковых. Есть же снискание велие благочесmиe с довольством. Ничтоже бо внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем

Инако учит, т. е. учит иному чему-либо, отличному от учения правильного. - И учению, еже по благоверию. Что выше Апостол назвал здравыми словесами, то здесь он назвал учением, еже по благоверию, т.е. учением веры. - Разгордеся, ничтоже ведый. Кто не знает того, что должно знать, тот ничего не знает; а не знающий здравого учения, знает учение сатанинское, сатане же приятна и прилична гордость. - Но недугуяй, о стязаниих и словопрениих. Если ты не веруешь, но хочешь наследовать, то по необходимости должны явиться состязания и словопрения. Но так как христианство возвещает будущие блага, которых теперь нельзя видеть человеку глазами своими, то поэтому необходима вера… Смотри: состязания и словопрения составляют недуг. - Хулы. Допускающий объяснение божественного соображениями человеческого разума, легко впадает при таком исследовании и в хулу. - Непщевания лукава, т.е. мнения и учения незаконные. - Беседы злыя (διαπαρα τριβαὶ – трение одного возле другого), – передача болезни злых учений: метафора, заимствованная от паршивых овец, которые чрез соприкосновение заражают своею болезнию и здоровых овец. – - Непщующих приобретение быти благочестие. Видишь ли, что и словопрения рождают также корыстолюбие? И это естественно. Занимающиеся состязаниями и словопрениями, привлекая к себе больше учеников, получают от них прибыль, т.е. берут с них деньги, и чтобы собрать побольше, притворяются благочестивыми. - Отступай от таковых. Не сказал Апостол: вступай в спор с ними и борись, но: отступай, конечно после первого и второго внушения (Тит. 3:10). Как ты можешь убедить тех, которые борются из-за денег? Отвращайся от них, как от неисправимых. - Есть же снискание велие благочестиe с довольством. Вышеописанные люди притворяются благочестивыми, чтобы в благочестии иметь средство для прибыли и стяжаний; но истинное приобретение есть благочестие само по себе, потому что оно довольствуется тем, что есть, и не ищет избытка материального. Или: благочестие есть приобретение потому, что при нем мы не ищем все большего и большего, а довольствуемся необходимым. - Ничтоже бо внесохом в мир сей… Если мы ничего не принесли с собою в этот мир и ничего не вынесем из него, то что за необходимость иметь больше, чем нужно? - Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем. Нужно, говорит Апостол, есть столько, сколько необходимо для утоления голода, а не для наслаждения пищею, и одежды нужно носить столько и такой, чтобы она служила для прикрытия наготы, а не для роскоши и неги. Таково значение здесь слов: пища и одеяние.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Великое приобретение - быть благочестивым и довольным

Те спорщики, говорит, не почитают приобретением быть благочестивым. Но и в благочестии есть приобретение, только не такое, как те полагают, а гораздо высшее. В нем приобретение не тогда, когда имеешь, а когда не имеешь, ибо оно научает довольству. А довольство есть великое и прочное богатство. Посему пусть не унывают благочестивые, как неимущие.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Есть же снискание велие благочестие с довольством

Снискание, опять: πορισμος,— приобретение, имение потребного, обладание им. Благочестие - истинная вера с настроением сердца в духе веры и соответственною тому жизнию. Такое, говорит, благочестие само по себе есть уже снискание потреб или оно с собою приносит обладание потребным, не потому, чтобы давало богатство, а потому, что так настроивает человека, что он чувствует себя совершенно удовлетворенным относительно телесных потреб, довольствуясь тем, что имеет. Как благочестие настроивает его быть довольным тем, что имеет, то этим самым погашает всякий позыв к стяжаниям. Человек благочестивый богат потому, что доволен всем и не чувствует ни в чем недостатка, как, напротив, богача следует считать бедным, когда он чувствует, что ему все еще многого недостает. Слова: благочестие с довольством — не такую имеют мысль: благочестие с имением довольного количества потреб, хотя и ее можно допускать, но такую: благочестие с чувством довольства, когда благочестие до того исполняет сердце человека, что по духу его он чувствует себя довольным. «Те (инакоучители, спорщики) зле непщуют приобретение быти благочестие» (блаженный Феофилакт),— «потому что они притворно облекаются в одежду благочестия, чтоб иметь в нем средство к стяжаниям» (Экумений). «И в благочестии есть снискание, но не так, как те полагают, а гораздо выше. В нем снискание не тогда, когда имеешь, а когда не имеешь: ибо оно научает довольству. А довольство есть великое и прочное богатство» (блаженный Феофилакт). «Благочестие, таким образом, само в себе есть истинное стяжание; потому что довольствуется тем, что есть, и не ищет преизбыточества. Или (так можно разуметь) благочестие есть снискание, потому что при нем не ищут изобилия, а удовлетворяются имением нужного вдоволь» (Экумений).

Так дух благочестия, делая довольным и, следовательно, богатым, погашает жажду стяжаний. Но к этому же может приводить всякого и естественное рассуждение. Какой смысл иждивать на это заботу и труды, когда ничего с собою не возьмешь отсюда?

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем

Нет, христианство хочет сделать людей благочестивыми и довольными своим положением (ср. Мф. VI:33). И в самом деле, как мы не принесли с собою в земную жизнь ничего - никакого имущества, так и не возьмем ничего с собою, умирая. К чему же чрезмерно интересоваться приобретением того, что имеет только временное значение? Довольно с нас, если мы будем иметь только самое необходимое для существования.

Пища и одежда - символы всего потребного для существования.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 6-8 Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

Довольство пищею и одеждою – вот мера внешнего довольства, по учению Апостола, который обосновывает эту меру тем, что в мир мы приходим, не имея и этого, и взять с собою в будущую жизнь не можем ничего. Но главное дело в том, чтобы внешнее довольство было в соответствии с благочестием, т. е. с христианским учением о сем. Сказавши о бедняках рабах, а затем об усиливающихся увеличить свои средства чрез лжеучительство, Апостол устанавливает общую для всех норму внешнего довольства, ограничивая ее самым необходимым: одеянием и насущным пропитанием, причем воодушевленно восклицает, что тот достиг многого, кто приобрел эту точку зрения на внешние блага и пользование ими. «Приобретение ничего не значит», учит св. Иоанн Златоуст. «Оно остается здесь и не переходит в другой мир. Мы пришли в этот мир, не имея ничего, и оставим его, тоже не имея ничего. Следовательно, нам не нужно ничего лишнего. Надобно питаться тем и в такой мере, что и сколько нужно для насыщения; надобно одеваться тем, что может только защитить нас от непогоды и прикрыть наготу; а это может сделать и простая одежда. Лишнего ничего не должно быть». «Впрочем», присовокупляет преосв. Феофан, «слово одеяние может содержать под собою не одну одежду, но и кров. Мысль Апостола: ограничиваться в удовлетворении необходимых потребностей телесных самонужнейшим, чтоб забота о том не томила головы и сердца». «Напрасно смертные люди стараются нажить имущества и стремятся быть богатыми!» восклицал один из древних толковников (Амврос.). «К чему служит человеческая жадность? К чему навязывать себе бремя забот и искать собрания богатств? Таким же выйдет, каким и пришел, что и пишет Иов: наг изыдох из чрева матере моея, наг и отыду. Буди имя Господне благословенно (1:21). Если бы скупцы не удерживали накопленного у себя одних на пагубу себе, то и немногие из них сколь многим могли бы доставить пользу, с пользою и для самих себя!»

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6 Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.

Святой Павел учит, что благочестие, не есть средство к приобретению, но оно само по себе есть духовное приобретение, и дает довольство.
6:6. Благочестие – есть истинная вера, с настроением сердца в духе веры, и соответственною тому, жизнью. Такое, говорит, благочестие, само по себе, есть приобретение не потому, что дает обладание богатством, а потому, что так настраивает человека, что он чувствует себя совершенно довольным тем, что имеет, и тем самым погашает позыв корыстолюбия.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible