Скрыть

Толкования:

Блж. Феофилакт Болгарский

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть

Апостол убеждает доказательством, взятым из этого мира. Я не касаюсь, говорит, будущего, но посмотрите на то, что здесь происходит. Не сказал: богатеющие, но желающие обогащаться. Ибо может всякий, даже имея богатство, хорошо распоряжаться им, потому что презирать его и раздавать бедным не есть дело хотящих обогащаться. Впадают в искушение и в сеть, так как погрешают против веры, и опасностями окружены бывают из-за богатства, и всех боятся.

и во многие безрассудные и вредные похоти

Разве, в самом деле, не бессмысленно кормить обезьян и кошек, в своих дворцах запирать диких зверей и рыб, украшать лошадей золотом, поднимать воду на кровлю, любоваться блестящими зеркальными полами в доме? Это бессмысленно и вредно, вредно душевному благу и истощает блага чувственные. А многие погибали от того, что добивались незаконной власти.

которые погружают людей

Так что подняться наверх становится для них невозможным.

в бедствие и пагубу

Разумеется, как сказано, и здешняя погибель, и будущая.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям

Тот же, кто решил (а желающие - οί δε βουλόμενοι) приобрести себе богатство, подвергается разного рода искушениям; в нем пробуждаются разные похоти, влекущие человека к нравственной гибели. Многие, стремившиеся к обогащению, уже отступили от веры, потому что богатство натолкнуло их на другой путь - они стали безвозбранно удовлетворять все свои, часто нечистые, желания.

Прп. Ефрем Сирин

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу

Ибо желающие обогащаться впадают не в одно искушение, но корыстолюбие, им присущее, вводит их во многие искушения, и в сеть разных страстей ввергает их похоть плоти их.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 9-12 А хотящии богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень же всем злым сребролюбие есть: егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был ecu, и исповедал ecu доброе исповедание пред многими свидетели

Не о тех говорит здесь апостол Павел, которые пользуются богатством, как следует, а о тех, которые страстно желают его. Taкиe не станут раздавать его другим, боясь, что самим не хватит его на удовлетворение своих пожеланий. - Впадают… и в похоти многи. Изобильное богатство ввергает в непотребные похоти, потому что доставляет для этого средства. - Яже погружают человеки… так, что они уже не могут более облагоразумиться. – Заблудиша от верыСребролюбие закрывает людям духовные очи и не позволяет им идти по прямому пути. - И себе пригвоздиша. Подобно тернию сребролюбие окровавляет руки всякого, кто берется за него. – Болезнем многим. Страсть к обогащению не только препятствует соблюдать должные отношения к Богу, но и самих приверженцев своих мучительно уязвляет заботами, лишением сна, страхом. Ты же, о человече Божий! Великое достоинство! Правда, все люди – рабы Божии, но преимущественно праведные, не только по той причине, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу. - Сих бегай: гони же… То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал Апостол: от того отступи, а к этому приступи, но: бегай и гони. Гони же правду, чтобы иметь у себя не больше того, что необходимо для жизни, – благочестие – в учении, – веру, не знающую никаких состязаний и словопрений, – любовь, которая рождается от веры, любовь к Богу и людям. И какое прекрасное словорасположение: из веры происходит любовь, из любви – терпение, терпение делает нас кроткими. - Подвизайся добрым подвигом веры. Подвиг веры есть и все выше сказанное, и мужественное перенесение всех искушений. Сейчас же указывается и воздаяние за такого рода подвиг, именно вечная жизнь. - В нюже и зван был ecu. Всякий, приступающий к крещению, призывается к вечной жизни. - Исповедал ecu доброе исповедание. Апостол Павел разумеет здесь исповедание при крещении, когда мы исповедуем, что отрекаемся от сатаны, а сочетаваемся и верим во Христа.

Пастырские Послания апостола Павла.

Свт. Феофан Затворник

А хотящии богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и враждающия, яже погружают человеки во всегубителство и погибель

Укор не вообще богатство имеющим, но пристрастным к нему, жаждущим его, гоняющимся за ним и употребляющим его только в свое собственное удовольствие и удовлетворение своих пожеланий и страстей. Возможно и обладание богатством безукоризненное, и пользование им похвальное, – относительно чего ниже и дает Апостол уроки, – стих 17 и далее. Почему сказал: хотящии βουλομτνοι, – обладаемые желанием, непрестанно им влекомые и снедаемые. «Не сказал просто: богатящиеся (обладающие богатством), но: хотящие богатитися. Ибо если кто, получив богатство от предков, распоряжается им по Божественным законам, то он свободен от обвинения» (блаженный Феодорит). «Не тех, которые, имея стяжания, хорошо распоряжаются ими, не пристращаясь к ним и раздавая их бедным, обличает Апостол, а тех, которые жаждут приобретения» (святой Златоуст). «Иждивать достояние на бедных не есть дело хотящих богатиться» (блаженный Феофилакт). «Такие не станут раздавать другим, боясь, что самим недостанет на удовлетворение своих пожеланий» (Экумений).

Впадают в напасти и сеть, εις πειρασμον και παγιδα, – в искушение и сеть. Искушение есть такое стечение случайностей, которое сильно раздражает позыв на какой-либо грех и будто против воли влечет к нему. Это же и сеть есть. Но сеть может означать и осечение или вплетение в грешные дела, так что хочешь не хочешь, а греши: так дела настроились и сплелись. Гоняющийся за богатством того и другого обобраться не может. У него поминутно случаи – покривить душою скверного ради прибытка и попрать законы правды и любви, внушаемые совестию; когда привыкнет к такому образу действования, то делается им опутан, как сетью, выступить из которой не может. «Кто, родившись от бедных и жадно домогаясь богатства, употребляет всякий способ к приобретению, не зная сытости этому вожделению, – тот идет по сетям греха» (блаженный Феодорит). Апостол не сказал: подвергаются искушению, а: впадают. То есть искушение всегда одолевает их; как только представится искусительный случай, они падают под искушением, не могут противостать ему.

Но можно разуметь здесь не одни нравственные искушения и сети, но и внешние, житейские, – разные неприятности и затруднения. И их много у гоняющегося за богатством: дома – опасности от воров и огня, в дороге – напасти от разбойников, в сделках – сопротивления, в течении дел – непредвиденные расстройства и подобное. Святой Златоуст говорит: «в какие искушения и сети впадают хотящие богатитися? В такие, – что это удаляет их от веры, приводит на путь заблуждения, окружает опасностями и лишает покоя». Так и блаженный Феофилакт: «впадают в искушение и сеть, так как и против веры (и заповедей) погрешают, и опасностями окружены бывают из-за богатства, и всех боятся». Эту же мысль выражает и наш славянский перевод: впадают в напасти. – И незаконно устранять такую мысль. Последующие слова, служа объяснением сих слов, говорят и о внутренних и о внешних вредных последствиях любостяжания, – кои суть искушения и сети.

И в похоти многи несмысленны и враждающия.Похоти – всякого рода пожелания самоугодия, наперекор совести и явным заповедям Божиим. Потому они, по природе своей, несмысленны и вредны. Похотей смысленных и безвредных нет. Все они бессмысленны и пагубны и для души и для тела, только в разных степенях. Когда Апостол говорит: впадают в похоти, разумеет: подчиняются им, живут по ним, они – закон для них. «Текущее богатство ввергает в непотребные похоти, потому что доставляет к тому способы» (Экумений). Какие именно похоти, Апостол не перечисляет; но они сами собою естественно выказываются в тех, кои не как следует пользуются богатством: есть, пить, валяться в плотских грехах, обижать, тщеславиться, властолюбствовать, всегда на своем поставлять, хоть и неправое, и подобное. Святой Златоуст так изображает несмысленные и вредные похоти богатых: «как не назвать бессмысленною страстию, когда эти люди (богатые) держат у себя дурачков и карликов, не из человеколюбия, а для удовольствия, – когда в своих дворцах устрояют водоемы для рыб, когда содержат диких зверей, когда занимаются собаками, когда украшают коней и заботятся о них не меньше, чем о детях? Все это бессмысленно и излишне, совершенно ненужно и бесполезно. – Какие страсти бывают вредны? Когда люди разжигаются беспутною любовию, когда ищут имущества своих ближних, когда стремятся к наслаждению, когда предаются пьянству, когда жаждут убийства и погибели других».

Яже погружают человека во всегубителство и пагубу. Это конец удовлетворения несмысленных и вредных похотей. Любитель богатства, пока богатится, хотя тоже живет по похотям, но все еще умеряет их, чтоб разливом их не помешать притечению богатства; но, когда разбогатеет, уж не может совладать с собою и вдается во всю широту похотений своих. Кончается это всегубительством и пагубою.

Всегубительство, ολεθρος, – всебедственность; пагуба, απωλεια,– погибель, – «и здешняя и будущая» (блаженный Феофилакт), – и временная и вечная. «Хорошо сказал: погружают, – так что и подняться наверх становится для них невозможным» (святой Златоуст). Полное расстройство здесь, и конечная пагуба там. «Они кончают жизнь, претерпевая треволнения и крушения» (блаженный Феодорит); и туда переходят не на лучшее, так что «любоимание здесь не безопасно, а в будущем предается осуждению» (Амвросиаст).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible