Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства.
Необходимым же признаю сказать, что опущено писателем книги Царств и помещено здесь. Когда Иосафат возвращался с описанного там сражения, «И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня. Впрочем и доброе найдено в тебе, потому что ты истребил кумиры в земле [Иудейской] и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога» (2Пар.19:2-3). Из сего дознаем, что предшествовавшие добрые дела уменьшают наказания за грехи, потому что праведный Судия изрекает приговор, соразмеряя последние с первыми. Так поступил и в настоящем случае. Прогневался на Иосафата за родство, но за другую добродетель избавил от нападших и окружавших врагов.
Посему и нам, дознав это, надлежит избегать родства и дружбы с богоненавистными. Писатель же, оставив порицания, переходит к исчислению похвальных дел Иосафатовых и читателей извещает, что царь, вняв обличению, старался благочестивыми трудами изгладить пятно, наложенное родством. Ибо говорит: «И опять стал он обходить народ свой от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу, Богу отцов их» (2Пар.19:4).
Заботился он не только о благочестии, но и о правосудии. Сказано: «И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи» (2Пар.19:5). Достойна же удивления и речь его к судиям: "смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2Пар.19:6-7). Указал им Надзирающего над всеми, и внушил бояться Его, и ни ради даров, ни ради дружбы не продавать правды. Подобным образом и судиям иерусалимским повелел не только судить граждан, но и приходящим из других мест законно решать затруднения и подавать им надлежащие советы. Ибо говорит: «наставляйте их, чтобы они не провинились пред Господом, и не было бы гнева Его на вас и на братьев ваших; так действуйте, – и вы не погрешите» (2Пар.19:10).
Поставляет же над ними священника Амарию, чтобы судящие, если не будут знать, как произнести приговор, чрез него узнавали сие от Бога. Ибо сказал: «И вот Амария первосвященник, над вами во всяком деле Господнем, а Зевадия, сын Исмаилов, князь дома Иудина, во всяком деле царя, и надзиратели левиты пред вами» (2Пар.19:11). Посему если хотите вопросить о чем Бога, да будет сделано сие чрез священника, а если царя – вопрошайте чрез начальника. Если же желаете дознать, что определяется законом, дознавайте от левитов, обучающих закону, потому что законоучителей назвал книжниками. Потом присовокупил: «Будьте тверды и действуйте, и будет Господь с добрым» (2Пар.19:11). Не просто сказал «с вами», но «с добрым», то есть с тем, кто имеет добрую цель и к ней стремится.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня.
Обличение Иосафата прозорливцем Ииуем за союзное участие с царем израильским
О пророке Ииуе, сыне Анании (вероятно, Анания этот тожествен с пророком этого имени, обличавшим Асу, 2Пар XVI:7–10), упоминает 3Цар XVI:1, как современнике израильского царя Ваасы. См. Толков. Библия II, с. 479.