Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И набрал Соломон колесниц и всадников; и было у него тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и он разместил их в колесничных городах и при царе в Иерусалиме.

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Конь, лошадь

По свидетельству естествоиспытателей, отечеством лошади первоначально была Высокая Азия и в числе областей оной, быть может, Армения; в Сирии же, Аравии и Египте, как утверждают они, лошади не были туземны. Это мнение до некоторой степени справедливо, хотя дикий осел доселе еще считается туземным животным в Месопотамии, как и во времена Ксенофонта, и известно, что традиционные и монументальные указания на существование лошадей между народами Средней Азии относятся еще к самым отдаленным периодам их истории. Иероглифические изображения лошадей можно встретить на египетских и ассирийских памятниках.

Впрочем, во времена глубокой древности рабочим скотом у евреев и других восточных народов по преимуществу считался вол и осел, а лошади – верховые ли то или колесничные – употреблялись только царями и полководцами (Исх. 14:9, 23), потому-то лошадь ценилась у них очень дорого, и нам известно, что египтяне отдавали Иосифу своих лошадей взамен хлеба во время голода.

Египет в древнее время славился разведением лошадей, но у евреев употребление и умножение коней не было поощряемо законом: только чтобы он (т. е. Израиль), говорит Господь, не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней (Втор. 17:16). Причина сего запрещения, кажется, довольно ясно изложена в кн. пр. Исаии (Ис. 31:1-3). Горе тем, которые идут в Египет за помощию, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают! Египтяне – люди, а не Бог, и кони их – плоть, а не дух.

Таким путем евреи могли бы войти в непосредственные сношения с Египтом, что, конечно, отозвалось бы для них вредно в религиозно-нравственном отношении. Да притом и гористая местность Палестины не способствовала верховой езде. Впрочем, во времена Соломона лошади были уже в большом употреблении между евреями, и он, вероятно, выписывал их из Сирии и Египта (3Цар.4:26,10:26,292Пар.1:14-17).

Лошади посвящались иногда языческим божествам (4Цар.23:11), и Божии пророки нередко описанием их разноцветных мастей предсказывали и обозначали различные будущие события. Так, например, пр. Захария представляет их рыжими, пегими, белыми, вороными (Зах. 1:8, 6:6).

Небесная помощь, оказанная пр. Елисею при известном случае, представлена в IV кн. Царств под видом колесниц и коней (4Цар. 6:15-17), именно вследствие отличительных свойств этого животного, его силы, быстроты и неутомимости бега.

В кн. Песней (Песн. 1:8) жених уподобляет свою возлюбленную кобылице в колеснице Фараоновой – сравнение, несомненно представляющее для восточного воображения рельефное понятие о статности, красоте и грациозности.

Лучшими лошадями, конечно, всегда считались арабские лошади. В гористых и скалистых местностях, где немного находится удобных тропинок для проезда, копыта лошадей, очевидно, должны были быть очень крепкими и твердыми. Езда верхом на лошадях считалась знаком особого достоинства (Еккл. 10:7).

Конь прекрасно и живо описывается в кн. Иова: Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Можешь ли ты испугать его как саранчу? Храпение ноздрей его – ужас! Роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию. Он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча. Колчан звучит надь ним, сверкает копье и дротик! В порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы. При трубном звуке он издает голос: гу! гу! И издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик (Иов. 39:19-25).

Библейская энциклопедия 1891г


Колесницы

Колесницы
 (Быт.45:19, Быт.46.5.29 и др.). Употребление колесниц у евреев, несомненно, было столь же древне, как и употребление лошадей. О них уже упоминается, как о предмете роскоши в книге Бытия (Быт.41,43). По словам той же книги, они употреблялись и в военное время (Исх.14,6). Впрочем, колесницы более годились для равнин ассирийских и долин Нила, чем для гористой местности Палестины. Мы видим многочисленные изображения оных на древних ассирийских и египетских памятниках.
Евреи в древности не особенно любили употребление колесниц, так как они нелегко привыкали к ним, частью вследствие гористой местности своей родины, а частью, вероятно, и вследствие того, что законом Моисеевым воспрещалось умножение коней (Втор.17,16). У соседних же с Палестиной народов колесницы были в большом употреблении и весьма большом количестве (Исх.14:7; Суд.4:3; IЦар.13:5 и др.). Затруднения, испытываемые израильтянами во время битв с врагами, снабженными такими страшными и гибельными для них на войне пособиями, быть может, понудили их ввести и у себя в употребление воинские колесницы, хотя сим несколько и нарушалось одно из повелений Божиих в законе Моисеевом. Посему-то Давид оставил для себя 100 колесниц из 1000 отнятых им у сириян (IIЦар.8,4).
После времен Давида евреи уже постоянно пользовались колесницами и всегда возлагали большие надежды на употребление оных (IIПар.1,14 и др.). Воинские колесницы евреи обыкновенно получали из Египта с платой за каждую из них по 600 сиклей серебра (IIIЦар.10,29).
Мы можем получить точное понятие о древних колесницах не только по различным рисункам и скульптурным изображениям древности, но также и по одному весьма древнему экземпляру, сохранившемуся до наших времен и находящемуся ныне во Флоренции. Приготовленная ли для употребления в мирное или в военное время, эта колесница состоит из станка, задняя часть которого опирается на ось, поддерживаемую двумя колесами с поперечными в них брусьями. Лук и колчан со стрелами обыкновенно составляли неотъемлемую принадлежность всякой воинской колесницы, которая нередко украшалась слоновой костью и дорогим металлом. Лица, заправлявшие этими колесницами, обыкновенно стояли, так как никакого сиденья в них не было. Запрягались в колесницы иногда по две или по три, а иногда и больше лошадей. Воинские колесницы были особенно крепки, так как материалом для них служило железо в большем или меньшем количестве (Нав.17,18). Иуда, по словам книги Судей, не мог прогнать жителей долины, потому что у них были железные колесницы (I, 19).
У древних персов лошади и колесницы посвящались обыкновенно солнцу для обозначения его быстрого течения, и от них означенное суеверие перешло также и к иудеям, так как царь Иосия сжег колесницы солнца, посвященные означенному светилу царями иудейскими (4Цар.23,11).
В Свящ. Писании слово колесницы в иносказательном смысле употребляется иногда для означения крепкой защиты и надежного покровительства со стороны какого-либо лица. Отец мой, отец мой, восклицал пророк Елисей, смотря на Илию, возносившегося в вихре на небо, колесница Израиля и конница его! (4Цар.2,12). Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся, восклицает Псалмопевец (Пс.19,8); иногда же употребляется для обозначения небесных сил и воинств: Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч, говорит пророк Давид в другом месте. Среди их Господь на Синае, во святилище (Пс.67,18).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-17 И набрал Соломон колесниц и всадников; и было у него тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и он разместил их в колесничных городах и при царе в Иерусалиме. И сделал царь серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по множеству их, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах. Коней Соломону приводили из Египта и из Кувы; купцы царские из Кувы получали их за деньги. Колесница получаема и доставляема была из Египта за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли это всем царям Хеттейским и царям Арамейским

Ср. 3Цар X:26–29; IV:26. Ср. Толков. Библия II, с. 453 и 468. В масоретском евр. тексте к I гл. отнесен в качестве 18 стиха и (2Пар II:1). С 2Пар II включительно идет речь о построении храма и его освящении.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka