Скрыть
Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что́ делать, но к Тебе очи наши!

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 20:12 Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что́ делать, но к Тебе очи наши!

    И когда вооружились на Иосафата многочисленные враги, не на множество подданных и не на оружие возложил надежду, но сказано: «и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее» (2Пар.20:3). Потом, когда собрались все и стали умилостивлять Бога, он за всех принес молитву Богу, наименовав Его как Господом и Богом отцов, так Творцом неба и земли и Владыкою всех народов. После сего припоминает бывшие благодеяния и чудеса. Ибо говорит: «Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек» (2Пар.20:7). Упомянул же о праотце, чтобы ради данного ему обетования получить помощь. Сказал же и о том, как построен храм и как Соломон, молясь, просил, чтобы Божию народу, если при нашествии врагов придут в храм и призовут Бога его, приять помощь свыше. Ведаешь Ты, – говорит он, – что отцы наши, проходя пустынею и пришедши в землю сию, на пути своем по заповедям Твоим не сделали вреда ни идумеянам, ни аммонитянам, ни моавитянам, они же, собравшись теперь вкупе, покушаются изгнать нас из наследия, данного нам Тобою. Потом, сказав вопросительно: «Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что́ делать, но к Тебе очи наши!» (2Пар.20:12).
     После сих слов весь народ возопил, умоляя Бога; жены же приносили молитвы с воплем и слезами. И щедролюбивый Бог, употребив в служение левита Иозиила, рассеял страх обетованием благ.  «Тогда на Иозиила сошел Дух Господень среди собрания и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! » (2Пар.20:14-15).
     Раздельно воздает честь: особо упомянул о царе и особо о живущих в Иерусалиме; но многие и из других колен обитали в этом городе. Сия глаголет Господь вам: «не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2Пар.20:15). Потом повелевает стать на какой-то высоте и быть зрителями сражения. «Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами» (2Пар.20:17).
     Дал им и залог удостоверения и отгнал от них человеческий страх. Когда сказано было сие Иозиилом, все поклонились и левиты стали песнословить Бога. На другой же день царь ободрял исшедших на брань, говоря: « послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будете тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2Пар.20:20). Потом повелел идти впереди войска не вооруженным ратоборцам, но поющим левитам. И Тот, Кто «рассыпает скопища народов, отметает мысли людий и отметает советы князей» (Пс.32:10), «отвращаяй мудрыя вспять и советы их обуяяй» (Ис.44:25), воставил врагов друг против друга.
Сперва аммонитяне и моавитяне стали истреблять идумеян, а потом, сошедшись вместе, то же начали делать друг с другом. Царь же с подданными смотрел на избиение врагов. А когда все они пали и ни один не избежал смерти, чтобы известить своих о постигшем их, небоязненно собрали корысть с мертвых и унесли с собою всю добычу и, проведши в этом три дня, на четвертый прославили Подателя победы. И поле это получило наименование от благословения, ибо названо « долиною благословения» (2Пар.20:26).
Необычайность же победы привела в ужас всех соседственных царей. Но и по совершении сего величайшего чуда еще, говорит писатель, «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2Пар.20:33).
     Бытописание сие напоминает еще о книге пророческой, писанной Ииуем, сыном Анании, и говорит там: «Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу царей Израилевых» (2Пар.20:34). А Иосафата порицает опять за то, что он был в общении с Охозией, сыном Ахавовым, и присовокупляет: «поступал беззаконно, и соединился с ним, и построили они корабли в Ецион-Гавере» (2Пар.20:35-36). Говорил уже я, что город сей лежал при Индийском море и населен был эфиопами; на эллинском языке называют его Вероникою. Но Врач душ, послав к Иосафату пророка Елиезера, сына Додиева, осуждал его за дружбу и предрек наказание, сказав: «так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. – И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис» (2Пар.20:37).

Толкование на 2-ю книгу Паралипоменон

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Если случится кому-либо из исповедающихся тебе не быть готовым к исповеди, не исследовав прежде своих грехов; или кто рассказывает о многих и великих грехах без всякого сожаления и умиления, но с такой дерзостью, как будто рассказывает о своих добродетелях; или кто не сохранил своих прежде данных обещаний, но солгал один и второй раз; или дело и грех человека будет запутанным и трудным для исправления, о чем и в канонах не указывается, таким людям, говорю, ты, духовник, не должен тотчас прочитывать разрешительной молитвы, но и не откладывать этого совсем. Отложи прощение на время, говоря каждому из них: «Сейчас, чадо мое, иди. Снова придешь в такой-то день, чтобы и мне лучше подумать». Дай им на это время какое-либо правило поста, или поклонов, или милостыни. Потому что таким образом и грешник может прийти в себя, обличаемый совестью, и ты в это время прибегнешь а) к Богу в молитве, говоря с царем Соломоном: «Боже и Господи милости, даждь мне Твоим престолом приседящую премудрость, да сущи со мною трудится»; и с царем Иосафатом: «Не вемы, что соделати имамы им: но токмо очи наши к Тебе» (2 Парал. 20, 12); б) прибегнуть к своему архиерею, как говорит Симеон Солунский (глава 249), и Хрисанф (страница 49 Синтагмы), и Никифор Хартофилакс к Феодосию Затворнику (с. 343 книги Jus Graekoromanum), и к другим опытным людям, если они находятся неподалеку, или через письма, если они находятся вдали (не объявляя имя того лица), чтобы узнать у них, как тебе поступить.

Познай хорошенько, духовник, что в твоем служении ничего нет столь полезного и плодоносного, как откладывать и затягивать время прощения, как доказывают все вообще духовники.

Руководство к исповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-13 И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа. И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором, и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя! Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек? И они поселились на ней и построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря: если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь. И ныне вот Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам, когда они шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их, - вот они платят нам тем, что пришли выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам. Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши! И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их.

Сообщаемое здесь известие о посте общественном, учрежденном Иосафатом по случаю нашествия на Иудею упомянутых неприятелей, — причем следствием этого поста было дарование Богом иудеям чудесной победы без сражения (ст. 22–25) — некоторым исследователям (напр., Gramberg. Die Chronik nach ihrem geschichtlichen Charakter und ihrer Glaubwerdigkeit Hatte 1823, S. S. 15–17) представляется недостоверным и рассматривается как аргумент в пользу слишком позднего происхождения книг Паралипоменон, — на том основании, что будто в книгах Св. Писания, написанных до плена, упоминается лишь о постах, предпринимаемых только для выражения траура, печали (напр., Суд XX:26; 2Цар XII:16), но не о постах с указанными во 2Пар XX целями и следствиями; подобные «суеверные» посты у евреев сделались будто бы обычными лишь во II-м веке до Р. X. Но такое возражение обуславливается протестантским отрицанием поста вообще, а равно и деистическим пониманием отношения Бога к миру и людям. При непредвзятом же взгляде, библейские известия о посте, как допленные, напр., Лев XVI; Суд XX:26; 2Цар XII:16; Иоил II:12 след., — так и послепленные (как 2Пар XX), оказываются тожественными по существу и смыслу сообщаемых событий: везде разумеется пост, соединенный с молитвою, покаянием, сокрушением сердца и исправлением греховной жизни (см. у о. проф. А. С. Царевского, Происхождение и состав первой и второй книги Паралипоменон. Киев. 1878, с 7–10). Такой именно характер поста выступает и в данном случае, ст. 3–4: пост здесь соединен с всенародной (ст. 13) молитвой в храме — «пред новым двором» (ст. 5). Под последним разумеется, вероятно, не третий двор, так называемый двор женщин и язычников (мнение Клерика), о существовании которого в первом Иерусалимском храме ниоткуда неизвестно, а тот же, построенный Соломоном, и, может быть, Асой несколько подновленный наружный или «внешний» (Иез X:5; XL:31), иначе «нижний» (Иез XL:19), в отличие от «верхнего» (Иер XXVI:10) или «внутреннего» (3Цар VI:36), т. е. священнического (2Пар IV:9; см. проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 335; ср. Толков. Библия II, 458).

Сама молитва Иосафата (ст. 6–12), подобно молитве Соломона при освящении храма (3Цар VIII гл. 2Пар VI), с которой она по местам почти дословно сходна (ср. ст. 9 и 2Пар VI:28), выражает чистое библейское воззрение на отношение Бога к миру и, в особенности, к избранному народу Божиему и истинную веру в благодатное промышление Иеговы о Своем народе, родоначальник которого Авраам был «другом Божиим» (ст. 7. Ис XLI:8; Иак II:23). В ст. 10 заключается ссылка на исторический факт минования евреями земли Едома по повелению Божию при вступлении в Xанаан (Втор II:4–8; Толков. Библия I).

См. также Толкование на 2Пар. 20:1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible