Скрыть
После таких дел и верности, пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 32:1 После таких дел и верности, пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе.


     Потом писатель присовокупил: «После таких дел и верности, пришел Сеннахирим, царь Ассирийский» (2Пар.32:1). А сие дает видеть, что Бог всяческих, испытуя и людей богочестивых, попускает впадать им в бедствия, но потом, вспомоществуя им, избавляет от скорбей. Царь, возложив надежду на Бога и что мог делая и сам, прежде всего заградил источники пред городом, чтобы приступившие к осаде не имели изобилия в воде. Потом «восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену» (2Пар.32:5).
     Но не на сие и не на оружие возлагал надежду, а говорил народу: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним;с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2Пар.32:7-8). А сим научал, что и помощь Божественная непреоборима, и естество человеческое и временно и смертно. Прочие события содержит в себе и Четвертая книга Царств.
     Но дееписание порицает и Езекию за то, что, одержав такую победу и чудно освободившись от болезни, «Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим. Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, – сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии» (2Пар.32:25-26). Посему истинно слово сие, что «возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк.14:11).
     И Езекия за благочестие свое не соделался самовидцем скорбных событий, но прежде нашествия врагов приял конец жизни. Геоном же (2Пар.32:30), как сказано было прежде, писатель называет Силоам. Сказует же история и о том, что царь Вавилонский присылал к Езекии послов по причине того, что солнце возвратилось на десять степеней. Ибо, рассказав, какое богатство собрал Езекия и сколько уготовил сокровищ, писатель присовокупил: «И действовал успешно Езекия во всяком деле своем. Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце.» (2Пар.32:30-31).
     Слова сии дают разуметь, что лучше хвалиться о Господе. Езекии надлежало поведать о Божией силе, а он показал сокровища, не имеющие в себе ничего прочного. Сказанное же «да искусит его уведати, яже есть в сердцы его» значит, что хотел обнаружить помышления его, ибо не неведомы намерения людей Тому, Кто един ведает сердца, но другим открывает Он сокровенное. Езекия же удостоился блистательного погребения, потому что с великою честью и славою предали его гробу.

Толкование на 2-ю книгу Паралипоменон

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-19 После таких дел и верности, пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе. Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского. После сего послал Сеннахирим, царь Ассирийский, рабов своих в Иерусалим, - сам он стоял против Лахиса, и вся сила его с ним, - к Езекии, царю Иудейскому, и ко всем Иудеям, которые в Иерусалиме, сказать: так говорит Сеннахирим, царь Ассирийский: на что вы надеетесь и сидите в крепости в Иерусалиме? Не обольщает ли вас Езекия, чтобы предать вас смерти от голода и жажды, говоря: Господь Бог наш спасет нас от руки царя Ассирийского? Не этот ли Езекия разрушил высоты Его и жертвенники Его, и сказал Иудее и Иерусалиму: пред жертвенником единым поклоняйтесь и на нем совершайте курения? Разве вы не знаете, что сделал я и отцы мои со всеми народами земель? Могли ли боги народов земных спасти землю свою от руки моей? Кто из всех богов народов, истребленных отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? Как же возможет ваш Бог спасти вас от руки моей? И ныне пусть не обольщает вас Езекия и не отклоняет вас таким образом; не верьте ему: если не в силах был ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасет вас от руки моей. И еще многое говорили рабы его против Господа Бога и против Езекии, раба Его. И письма писал он, в которых поносил Господа Бога Израилева и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей. И кричали громким голосом на Иудейском языке к народу Иерусалимскому, который был на стене, чтоб устрашить его и напугать его, и взять город. И говорили о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, - изделии рук человеческих

Нашествие Сеннахирима на Иудею при Езекии

Укрепление Иерусалима Езекиею и ободрение им народа

О нашествии Сеннахирима 2 Пар сообщает лишь краткие известия, всецело предполагающие известным своим читателям подробное повествование об этом предмете 4 Царств, гл. XVIII, ст. 13–19 (см. Толков. Библию т. II, с. 522–526). Однако, некоторые черты рассказа 2 Пар заключают в себе нечто новое в сравнении с рассказом 4 Цар и, очевидно, взяты свящ. писателем из бывшего под его руками летописного источника, как показывает архивно-документальный характер этих дополнительных сведений.

Поводом к нашествию Сеннахирима на Иудею и Иерусалим (ст. 1) послужил, вероятно, отказ Езекии от дани ассирийскому царю (4Цар XVIII:7). О хронологии события см. примеч. к 4Цар XVIII:13 — Толков. Библия т. II. Предметом завоевательных стремлений Сеннахирима были вообще «укрепленные города Иудеи», по LXX: έπί τάς πόλεις τάς τειχήρεις, т. е. окруженных стенами (ср. Лев XXV:29), в которых обычно устроились башни.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible