Каркамис или Кархамис
Каркамис или Кархамис (город Хамоса) (IIПар.35,20, Иер.13,2, Ис.10,9 и др.) – название города, который, как видно из указанных цицат, лежал близ реки Евфрата, защищая главный вход через означенную реку. Он также упоминается и в книге пророка Исаии (Ис.10,9).
Более чем в продолжение целого столетия, со времени взятия города Саргоном и нападения на оный фараона Нехао, история Каркамиса нам неизвестна, но он, вероятно, за означенное время несколько раз подпадал под власть различных народов, так как современные ему народы Эфиопии, Египта, Ассирии, Вавилонии были в то время на верху славы и могущества. Название города Каркамис упоминается как в египетских, так и в ассирийских иероглифических надписях. В египетских надписях о жителях Каркамиса говорится, что они были в союзе с хеттеями, главный город которых был Кадис и находился близ Эмесы; но по ассирийским иероглифам он был столицей северных хеттеев.
Означенные надписи дают возможность определить положение города, относительно которого существовало много ошибочных мнений. Так, например, до сравнительно недавнего времени думали, что Каркамис тождествен с Кирцезием, нынешним Каркизийях, и что он лежал при слиянии рек Хавара и Евфрата, на восточном берегу последней реки; но в настоящее время удостоверились, что лежавший в означенном месте город назывался ассириянами Circa (Керка) и что Каркамис лежал на западном берегу Евфрата, много выше Хавара. Он должен был находиться в недалеком расстоянии от новейшего селения Кум-Калех. Город Каркамис, или Кархамис, был распространен и укреплен Диоклетианом. Арабы доселе называют его Каркизийях.
Иосия
Иосия (Бог поддерживает, защищает) (4Цар.21:24 и др.) – сын и преемник Аммона, шестнадцатый царь иудейский, начавший тридцатилетнее с годом царствование восьмилетним отроком и особенно отличавшийся чистотой жизни и благочестием. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров (2Пар.34:3).
На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление храма Иерусалимского и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу Закона Моисеева – редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание означенной книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев.
Царь пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Раздравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2Пар.34:26-28). Затем он собрал старейшин и народ, и велел читать книгу Закона вслух, и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди Закона Его, и обязал к тому весь народ свой.
После сего он с особенной ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как-то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, – и затем по повелению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерной торжественностью (2Пар.35:3-18). Он лично дал на праздник народу 30000 агнцев и козлят, и 3000 волов.
На 31-м году царствования Иосии ц. фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с ц. ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя (2Пар.35:21). Но Иосия не внял совету и предостережению фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона, находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду.
Тело его для погребения было привезено в Иерусалим, и весь народ горько оплакал лучшего из царей своих; оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной (2Пар.35:20-25). Несомненно, этот общий плач был сердечен, искренен и непритворен, так что он обратился даже в притчу. В тот день (т. е. в имеющий быть день распятия Господа), по слову пророчества Захарии, поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (Зах.12:11).