Скрыть
а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

И не имеем нужды являться - как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, дабы не могли взирать сыны Израилевы на лице Моисея, на конец того, что должно было упраздниться.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-13 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

Далее он приводит еще другое умозаключение, иным образом показывающее превосходство (Нового Завета). Какое же именно? Заимствованное от времени: «Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее» (ст. 11). То (ветхозаветное служение) прекратилось, а это постоянно пребывает. «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» (ст. 12). Так как слушатель, услышав столь много важного о Новом Завете, желал бы и видеть эту славу собственным очами, то смотри, как он обращает его к будущему веку. Для этого он и выставляет на вид надежду, говоря: «Имея такую надежду». «Такую» – какую же? То, что мы удостоились бόльшаго, нежели Моисей, и не только мы – апостолы, но и все верующие. «Действуем с великим дерзновением». Пред кем, скажи? Пред Богом, или пред учениками? «Пред вами, – говорит, – которым проповедуем мы», т. е.: «мы везде проповедуем с свободою, ничего не скрывая, безо всякого притворства, ничего не опасаясь, но говоря ясно, и не боимся поразить ваши взоры, подобно тому как Моисей поражал взоры иудеев». А что он именно это хотел сказать, увидим далее. Но прежде надобно рассказать самую историю, потому что и сам (апостол) постоянно обращается к ней. Какова же это история? Когда Моисей, получивши в другой раз скрижали, сошел с горы, то некоторая слава, исходящая от лица его, так сияла, что иудеи не могли приблизиться к нему и говорить с ним, доколе он не положил покрывала на лицо свое. Об этом в книге Исхода написано так: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами … и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, … и разговаривал Моисей с ними … И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил» (Исх. 34:29-34). Приведя на память эту историю, (апостол) говорит: «а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (ст. 13). Эти слова его имеют такой смысл: «Нам не нужно покрывать себя подобно Моисею: вы можете смотреть на ту славу, которою мы окружены, хотя она гораздо более и светлее той (Моисеевой)». Видишь ли преуспеяние (учеников)? В первом послании он сказал: «Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею» (1Кор. 3:2); а здесь говорит: «мы действуем с великим дерзновением», и выводит на сцену Моисея, продолжая говорить о нем сравнительно, и таким образом, возводя слушателей к высшему. И во-первых, он поставляет их выше иудеев, когда говорит, что мы (апостолы) не имеем нужды в покрывале, как Моисей пред народом своим. А потом возводит их и в одно достоинство с (ветхозаветным) законодателем, или даже еще и выше.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

Хотя тени силятся родить истину, они не есть непременно само истинное. Поэтому и боговдохновенный Моисей полагал покрывало на лице свое и так разговаривал с сынами израилевыми, словно бы вопия самим этим делом, что никто не может узреть красоту возвещаемых им пророчеств в явленных вовне образах, но только в скрытых внутри смыслах. Давайте же и мы, скинув покров закона и освободив лицо Моисея от внешних покрывал, узрим обнаженную истину.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

Божественный Моисей, предвозвещая неверие иудеев, наложил на свое лицо покрывало, научая этим, что они будут не в состоянии увидеть конец закона, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего (Рим 10:4). Ибо преходящим, то есть прекращающимся, Павел назвал закон, а концом преходящего - Проповеданного под законом, то есть Христа.

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

То есть нам не нужно покрывать себя, подобно Моисею. Ибо вы можете смотреть на ту славу, которую мы имеем, разумею славу Евангелия, хотя она гораздо блистательнее Моисеевой. То есть вы можете понимать тайны Божии, именно Евангелие, и нам не нужно закрывать их от вас неясностью, как покрывалом. Израильтяне же, как плотские, не могли видеть, что закон имеет конец и что он будет отменен; ибо покрывало означает плотский ум их, как узнаешь ниже. Некоторые же понимали сие так: то самое, что они не могли взирать на лице Моисея, показывало, что эта слава имеет конец. Ибо, как скоро не видали славы, то ее и не было, и сим показано было, что она кратковременна, потому не проявила себя славой.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И не якоже Моисей полагаше покрывало на лице своем, за еже не мощи взирати сыном Израилевым на конец престающаго

Повторим эту историю словами святого Златоуста. «Прежде надобно рассказать самую историю, ибо и сам Апостол не выпускает ее из виду. Что же говорит сия история? Когда Моисей, получивши в другой раз скрижали, сошел с горы, то некоторая слава, исходя от лица его, столько просияла, что иудеям нельзя было приблизиться к нему и говорить с ним, доколе он не наложил покрывала на лицо свое. О сем написано в книге Исхода, 34, 29–34. На сию историю указывая, Апостол говорит: не якоже Моисей полагаше покрывало на лице свое… Слова его имеют такой смысл: нам не нужно покрывать себя подобно Моисею. Ибо вы можете взирать на славу сию, хотя она гораздо более и выше Моисеевой». Феодорит о сем пишет: «Не имеем нужды в покрывале, как Моисей, потому что беседуем с верующими, а верующие пользуются лучом умного света. Говоря сие, Апостол дает видеть, что Божественный Моисей, предвозвещая неверие иудеев, наложил на лицо свое покрывало, научая тем, что не в состоянии они будут увидеть конец закона, потому что конец закона – Христос, в оправдание всякому верующему.– Сие и сказал Апостол: за еже не мощи взирати сыном Израилевым на конец престающаго. Ибо престающим, то есть теряющим свою силу, назван закон, а концом престающего – проповеданного под законом, то есть Христа».

Другие наши толковники главные термины этого текста: прикрывание лица Моисеем и конец престающего, истолковывают так: Экумений: «Для чего же это, как бы спрашивает кто Апостола, не прикровенно проповедуете вы и не затеняете слова своего подобно покрову какому? Для чего? – Во-первых, по уверенности в чистоте проповеди, а далее и потому, что вы можете видеть красоту, сущую в проповеди. Ибо вы не слепотствуете, подобно иудеям. Сколько выше новозаветное устроение, столько превосходнее и научаемые ему. Те не могли взирать на лицо Моисея, слава которого имела прекратиться. Желая показать кратковременность той славы в сравнении со имеющею всегда пребывать славою Нового Завета, говорит, что они не могли взирать на конец престающаго. Не могли взирать на славу ту израильтяне, и Моисей прикрывал ее, и когда прикрывал, она прекращалась для израильтян, невидима была более ими, чем означалась, что она была престающая. Так она была кратковременна, что лишь начиналась, тотчас и преставала (быв прикрыта)». Феофилакт: «Не имеем нужды в покрове, ибо вы можете видеть славу Евангелия, то есть уразумевать таинства его, таинства Божии; и нам нет нужды прикрывать их примрачностию, как покровом каким. Израильтяне, будучи грубы, не могли видеть, что закон имеет конец, что он должен престать. Прикрытие то означает огрубение ума и сердца».

Сведем все высказанное воедино. Апостол хочет сказать, что время прикрытия миновало; теперь следует говорить открыто. Что закон престанет, это лежало в существе его и назначении его; но сказать этого прямо израильтянам при первом его установлении нельзя было; ибо, не могши понять, почему так быть должно, они не могли бы вынести слова сего без вреда себе и закону. Между тем надобно же было это означить. Оно и означено символически в прикрытии лица Моисеева, означавшего сокровенность некоего дивного света под стихийным служением закона, с указанием и на то, что, когда явится свет тот, престанет и закон. Словом это не сказано, но представлен вразумительный символ, и способные после могли прозирать значение его. Апостол дает разуметь, что теперь свет тот явился и нам нечего прикрывать его. Покровы прежние, стихийное служение, должны быть разорваны, и мы всем открыто указываем истинный свет.

Итак, Моисей употребил такой символ ради того, что сыны Израиля не могли вынесть прямого слова о конце закона, или имеющем быть прекращения силы и обязательности его. Но ограничить мысль Апостола, при слове о конце закона, этим одним, было бы очень недостаточно. Ибо настоящий конец закона есть Христос Господь. Кто говорит о конце закона, не может не иметь в мысли и Христа Господа. Израильтяне не могли вместить прямого слова о конце закона ради того, что не могли уразуметь, что есть Христос Господь, хотя Он был тело для тени закона. Если б это они могли понять, нечего было бы скрывать и конца закона. А этого не могли они понять по грубости и плотяности ума их. Итак, не могли взирать израильтяне на конец престающего ради того, что не могли видеть Христа Господа в законе. Следующие слова: конец престающаго прямо наводят на мысль о Христе Господе, конце закона, как и указывает Феодорит.

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

Имея такую надежду. Ап. выражает здесь уверенность в том, что величие его служения не уничтожится. - Действуем -конечно, в отношении к тем, с кем христианский учитель имеет дело. - А не так, как Моисей. Мы ничего не скрываем и не походим на Моисея, который скрывал от Израильтян сияние своего лица (см. Исх. 34:33-35). Ап., впрочем, не унижает этим сравнением Моисея, а только указывает здесь на его педагогическую мудрость, которая побудила его принять меры для сокрытия от евреев сияния своего лица. - На конец преходящего, т. е. чтобы они не пришли к убеждению в том, что закон и законное служение должно иметь конец. Это, конечно, заставило бы их пренебрежительно относиться к требованиям закона. А о том, что закон со временем должен потерять свою обязательную силу, они могли догадаться в том случае, если бы заметили ослабление сияния на лице Моисея. - Таким образом, Ап. здесь пополняет, конечно, на основании предания иудейской Церкви, объяснение мотивов, какие руководили Моисеем тогда, когда он закрывал лицо свое. Подобные толкования встречаются у Ап. в 1-м посл. к Коринф. (1Кор. 10:1) и сл., и в посл. к Гал (Гал. 4:21) и сл.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 3:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

12. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,

13. а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

     Преславное значение благовестия Евангелия, кроме новообращающихся, имеет ободряющее значение и для самих проповедников. Они видели славу Божию, явленную в Единородном Сыне Божием, и вкусили от славных даров Духа Божия, и потому являлись с благовестием ко всем свободно, ничего не скрывая и не опасаясь, чтобы не поразить чьих-либо взоров, подобно как Моисей поражал взоры Иудеев и потому, чтобы избежать сего, покрывал лицо свое. По изъяснению блаж. Феодорита, «Апостол, говоря сие, дает видеть, что божественный Моисей, предвозвещая неверие Иудеев, наложил на лицо свое покрывало, научая тем, что они не в состоянии будут увидеть конец закона, потому что конец закона Христос в оправдание всякому верующему. Престающим назван закон, а концом престал Христос»...

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3.12. [Зач. 174.] Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
3.13. а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
3.14. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.


 «Имея такое упование, что мы удостоились большего, нежели Моисей, и не только мы, но и все верующие, мы, Апостолы, везде проповедуем со свободою, смело, ничего не скрывая, без всякого притворства, ничего не опасаясь, но говоря ясно, и не боясь того, чтобы не поразить взоры ваши, подобно как Моисей поразил взоры иудеев» (Златоуст). Иудеи не в состоянии были по своей плотяности, смотреть на конец преходящего закона – Иисуса Христа, так как ветхозаветный закон был пестуном ко Христу. Но вы, как христиане, можете видеть славу Евангелия, хотя она и гораздо выше Моисеевой (Златоуст). Еврейский же народ в большинстве его и доселе, когда уже настал конец преходящего и явился Христос Господь, и доселе не может видеть и понимать сокровенную славу закона. Почему же?
Потому, что умы их ослеплены, и они не видят скрытого в законе света. Для них доселе лежит непроницаемый покров на законе, как лежал на лице Моисея. И не проникнуть им внутрь закона, пока не уверуют во Христа Господа. Но как только уверуют, покров снимется, и они ясно увидят все, что было скрыто в законе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible