Скрыть
не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-6 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Уверенность же такую имеем чрез Христа в Боге, - не потому, чтобы способны мы были помыслить что от себя, но поелику мудрость дается нам от Бога, Который нас соделал быть достойными служителями Новаго Завета, не тою Моисеевскою буквою, но духом, то есть возвещается чрез действия Духа. Ибо буква убивает, а Дух животворит, то есть: Евангелие спасает людей чрез долготерпение, даруя им прощение.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

«Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя» (ст. 5). Смотри, вот и еще он умеряет речь свою. И это оттого, что он владел добродетелью смирения в высшей степени. И потому, как скоро говорил что-нибудь великое о себе, тотчас старался опять всеми способами смягчить сказанное. Это делает он и здесь, когда говорит: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя». То есть, я не сказал: «Такую уверенность мы имеем, по которой одно усвояем себе, а другое Богу; напротив, такую, по которой все возлагаем на Бога и Ему вменяем, потому что способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета» (ст. 6). Что значит – «удоволи»? То, что Бог сделал нас способными к такому служению. Не малое дело – сообщить вселенной такие скрижали и письмена, которые гораздо важнее первых. Потому и присовокупил: «не буквы, но духа». Вот еще новое различие (ветхих и новых скрижалей). Какое же? Разве ветхий закон не был духовен? Как же говорит (тот же апостол): «мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14)? Он был духовен, но не подавал Духа, потому что Моисей принес не Дух, а письмена, а мы уверены, что подаем Духа. Показывая это яснее, далее и говорит: «буква убивает, а дух животворит». И говорит это не без цели, но для того, чтобы обличить тех, которые тщеславились исполнением иудейских обрядов. «Буквой» он называет здесь закон, угрожающий наказанием согрешающим, а духом – благодать, через таинство крещения животворящую умерщвленных грехами. Показав, таким образом, различие тех и других скрижалей из самого их существа, он не останавливается на этом; но продолжает далее раскрывать это различие и притом с такой стороны, с которой сильнее может увлечь слушателя – т. е., со стороны животворности и легкости (последних). «Новый завет, – говорит он, – и не труден, и дарует большую благодать». Если он, рассуждая о Христе, выставляет особенно то, что более принадлежит Его человеколюбию, нежели достоинству, или что принадлежит и тому и другому вместе, то тем более он должен так говорить, рассуждая о Его завете. Итак, что значат слова: «буква убивает»? Прежде он сказал, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой – на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще не велико, а потому присовокупил, что прежний завет написан был буквами и чернилами, а новый – Духом. Но так как и это различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает, наконец, нечто такое, что могло окрылить их, – именно то, что «буква убивает, а дух животворит».

Что же это значит? По (ветхому) закону грешник подвергается наказанию; а здесь (по новому) грешник прибегает к крещению и становится праведным, сделавшись же праведным, он оживает, освобождается от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть, а если благодать настигнет убийцу, то освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15:32-36). Вот что значит: «буква убивает»! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников, и, омывая их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: «Дух животворит»! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым; а благодать соделывает живым преступника из мертвого. «Придите ко Мне, – говорит она, – все труждающиеся и обремененные, и Я, – не говорит – «накажу вас», но – успокою вас» (Мф. 11:28). В крещении погребаются грехи, заглаживаются прежние неправды, человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали. Итак, помысли, сколь велико преимущество Духа, когда и скрижали Его превосходнее первых, когда Он показывает и нечто высшее даже самого воскресения. В самом деле, та смерть, от которой Он освобождает, гораздо опаснее первой смерти, и настолько опаснее, насколько душа превосходнее тела, и естественная жизнь держится тою жизнью, которую дает Дух. Если же Он может даровать эту высшую жизнь, то тем более может дать низшую; эту последнюю давали и пророки, а той никогда, – потому что никто не может отпускать грехов, кроме одного Бога (Лук. 5:21). Но и низшей жизни пророки не могли бы сообщать без того же Духа. И не только то удивительно, что Дух животворит, но и то еще, что Он даровал и другим силу животворить. «Примите Духа Святаго», – говорит (Господь) (Иоан. 20:22). Для чего же? Разве без Духа нельзя было? Бог говорит это для того, чтобы показать, что (Дух) имеет высочайшую власть, ту же царскую сущность и ту же силу. Для того и присовокупляет: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (ст. 23). И вот, так как (Дух Святый) животворил нас, то и сохраним эту жизнь, и не станем опять возвращаться к прежней мертвости. «Христос …, уже не умирает … Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха» (Рим. 6:9, 10). И не хочет, чтобы мы всегда ожидали спасения только от благодати: иначе мы будем лишены всего; Он хочет, чтобы и с нашей стороны привнесено было что-нибудь. Позаботимся же привнести что-нибудь, и соблюдем жизнь души.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

Итак, во власти Бога, а не человека то, чтобы люди обрели власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Они получают эту власть от Того, Кто внушает в сердце человека мысли благочестивые, от которых рождается вера, действующая любовью (Гал. 5:6). И чтобы принять и удерживать это благо, чтобы постоянно совершенствоваться в нем до самого конца, мы не должны помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога, во власти Которого и сердце наше, и мысли.

О терпении

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.4-5 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. 

Благовременно упомянул Апостол о Боге всяческих, потому что проповедующие противное утверждали, будто бы Бог печется о сохранении закона. Посему говорит: смело уповаем на Бога всяческих, потому что Христос дерзновение сие дал нам; о себе же не думаем высоко и не из собственных своих помыслов слагаемую предлагаем проповедь.

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-6 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя

Поскольку показал, что Новый Завет выше Ветхого, и естественно было заключить, что и мы - апостолы, служители Нового Завета, выше Моисея, который служил Ветхому Завету, но это показалось высокомерным, то говорит: нет ничего нашего, но уверенность наша, то есть похваление наше в Боге через Христа. Ибо Христос есть причина того, что мы похваляемся в Боге, и ничего нет нашего, даже самого малейшего. Эту именно мысль выражает словами: мы не способны помыслить что от себя.

Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета

Наша сила, говорит, от Бога: Он сделал нас способными, то есть укрепил, сделал способными служить великому божественному сему делу, - Новому Завету.

Не буквы, но духа

И Ветхий Закон духовен, то есть дан Духом; но не подавал Духа, как подаст Его Новый. Итак, смысл слов такой: нам вручено сообщать не букву, как Моисею, но Дух. Ибо апостолы не только учили духовному и божественному, но и сообщали Духа чрез возложение рук.

Потому что буква убивает, а дух животворит

Закон, говорит, подвергает наказанию, когда замечает кого-либо согрешающим даже в самом, казалось бы, малом, каково собирание дров в субботу (Чис. 15:32-36), а Дух Святый, принимая совершивших бесчисленные беззакония, оправдывает их в бане крещения и оживотворяет умерших грехом.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

… человек сам по себе без силы и помощи Божией не может ни дела хорошего сделать, ни слова хорошего сказать, ни помыслить доброе: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога»

Руководство к исповеди

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Надеяние же таково имамы Христом к Богу

Хотя впереди Апостол все относил к слову благовестия и благодати Духа, живописавшего на сердцах коринфян; не мог однако ж умолчать, что то и другое было и служило ко спасению чрез них. Они были ближайшие к коринфянам орудия Божественного на них воздействия благодати. И коринфяне это знали из самого дела. Из уст их шло победительное слово благовестия; чрез крещение, или ими самими, или по их руководству совершавшееся, подавалось возрождение к новой жизни; чрез возложение их рук нисходили дары Святого Духа. Все это ведали коринфяне. Потому когда Апостол возвеличил так дело Божие, в них и на них явленное, мог подать им повод подумать о нем и других содействователях ему более, нежели сколько они суть. Почему и счел нужным оговорить это и представить дело, как оно есть. Он говорит как бы: точно, и мы тут действуем и действуем с полным дерзновением, с полною уверенностию в Боге чрез Христа Господа; и Он никогда не посрамляет нашего упования, но всегда действует чрез нас по всей полноте действий Божественных, каким положил Он совершаться в людях по домостроительству спасения. Но не подумайте о нас что-либо лишнее. Несмотря на все это, чрез нас совершающееся, мы тут – ничто. Не только придумать от себя что-либо к лучшему на людей действию мы не можем, как от себя, но и того, как все действуется, не понимаем. Действия, во спасение от нас исходящие, оказываются полными, и мы являемся будто гожими и способными к совершению их, но сия гожесть и способность не от нас – довольство наше от Бога. Он действует чрез нас о Христе Иисусе благодатию Святого Духа.

Надеяниеимамы,– πεποιθησιν,– уверенность в Боге имеем, что Он не откажет воздействовать чрез нас в том или другом случае, как обетовал и положил, и имеем сию уверенность чрез Христа Господа, ибо действуем в порядке домостроительства спасения, совершенного Господом. Феодорит пишет: «Смело уповаем на Бога всяческих, потому что Христос дерзновение сие дал нам; о себе же не думаем высоко и не из собственных своих помыслов слагаемую предлагаем проповедь».– Святой Златоуст говорит: «Опять все приписывает Богу и виновником всего называет Христа. Не сказал: надеяние имамы таково, по которому одно усвояем себе, а другое Богу; напротив, таково, которым все возлагаем на Бога и Ему вменяем: ибо довольство наше от Бога». Вот Экумениево слово: «Надеяние имамы, дерзаем, говорит, совершенно возлагаемся на Бога, чрез Христа исполняясь воодушевленным к Нему дерзновением; сами же по себе мы нисколько не довольны достойно поработать в сем служении; даже в ум взять не можем величия дел, а не только понять что-либо в нем».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Севериан Габальский, еп. (†431)

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

От себя сказано вместо «друг от друга».

Фрагменты

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

В служении этом, которого вы от нас ожидаете и нам возвращаете, я не сомневаюсь, что получаю помощь, так что Бог, пробуждающий в нас желание и приводящий в исполнение дела добра, Сам делает так, чтобы я достойно думал и достойно говорил. Ибо добрые мысли - не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. И потому мы не испытываем недостатка, ведь наш достаток даром милости идет от Того, в Ком нет никакого недостатка. Как Он не нуждается в нашем добре, потому что всегда дает в избытке, так и не нуждается в том, чтобы Ему давали, - ибо Он дает то, что в Нем не иссякает. Нет такого угодного дара - мыслью ли, словом ли, делом ли, - который мы могли бы принести Ему и который не был бы милован Им Самим. Святой дар Божий всегда свободен, поскольку ему никогда не предшествует основанная на человеческих заслугах необходимость. Если даже человек и имеет заслугу, то она идет от Того, от Кого всякое даяние доброе и всякий дар(Иак. 1:17).

Никто из людей не способен ни думать о чем-то добром, ни делать что-то доброе, если прежде ему не дан чистый дар Божественной помощи. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13), как утверждает сосуд избрания [Павел]. В его же учении узнаём: не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Итак, Бог дает нам добро в достатке, и полнота Его не убывает, когда щедро одаривает нас всяким добром, дабы мы его имели… Все сотворенное не существовало, прежде чем было сотворено, потому и нельзя иметь что-то, прежде чем его обретешь. А поскольку нельзя этого сделать без Того, Кто все сотворил, то и невозможно ни хотеть, ни делать добро без того, чтобы Бог постоянно удостаивал нас Своей помощью. Ибо в Нем берет начало добрая воля, от Него исходит способность вершить добрые дела, от Него твердость добропорядочной жизни, Им дается в этом веке истинное смирение сердца, а в веке будущем - счастье вечной награды, дабы бесконечно счастливы были те, кто теперь по-настоящему смирен.

Послания

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

Поскольку призыв Господа совершается прежде всяких заслуг человека - Он не ищет достойных, а Сам производит их, - то потому и говорится о даровании, а иначе речь шла бы о справедливости. Именно добрая воля призывает и влечет нас, и мы ничего не способны помыслить и сделать, что было бы нам полезно, если не примем это от Виновника добра. Вот и апостол говорит: нe потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Так что пусть умолкнет безумие пелагиан, чтобы в попытке ложно приписать некую доброкачественность воле она не оказалась лишенной Того, Кто ее одаривает.

Толкование Псалмов (Пс. 5)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

Такую уверенность, т. е. такое убеждение, какое выразил Ап. во 2 и 3-м ст. - Имеем в Боге - правильнее: в отношении к Богу. Ап. питает такую уверенность потому, что состоит в тесном общении с Богом, в Нем полагает всю свою опору. - Чрез Христа. Ап. все свои достоинства получил чрез Христа. Точно также и уверенность в пользе своего дела он обосновывает на том, что эта уверенность возникла в нем под действием Христа. - Помыслить что. Ап. и способность судить о себе и своих усилиях получил от Бога. - Способность, т. е. способность помыслить о себе и своем деле, способность правильно рассудить об этом.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 3:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4. Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа,

5. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога:

6. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

     Чтобы кому не показалось, что Апостол в сказанном выразил много самонадеянности, он показывает, что уверенность его проистекает из полноты откровения благодати, данной чрез Иисуса Христа, которая неизмеримо выше и жизненнее, нежели ветхозаветное письменное откровение, действовавшее на большинство убийственно, чрез осуждение за грехи. Посему насколько Новый Завет превосходнее Ветхого, настолько и служители должны иметь более достаточные силы и свойства, чтобы быть раздаятелями даров Духа Святого, а не передатчиками только письменных узаконений. 
     Св. Иоанн Златоуст говорит: «Прежде Апостол сказал, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще не велико; а потому присовокупил, что прежний завет написан буквами и чернилами, а новый – Духом. Но как и сие различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает в них еще нечто такое, что́ сильно было окрылить их, т. е. то, что буква убивает, а Дух животворит. Что же это значит? По Ветхому Завету грешник подвергается наказанию, а по Новому он прибегает к крещению и становится праведным, и сделавшись правым, он оживает, освободившись от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигает убийцу благодать, то она освящает и оживляет его.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесных исцелениях.

Мк.5:30. По вере кровоточивой женщины чудо исцеления совершилось и чрез одно прикосновение к одежде Спасителя. Верующие исцелялись от платков и опоясаний апостолов: Деян.19:12;5:15, Иак.5:14-15; потому что им дана была власть: Мк.6:7-13; но для неверующих и Сам Господь не мог творить чудес: Мк.6:5-6; Мф.12:39.

Деян.5:15. Если тень ап. Петра имела силу, то и православные иконы (священные изображения) святых Божиих человеков могут иметь и имеют силу, хотя эта сила не их собственная, но все та же единая спасающая сила Христова: 2Кор.3:5;4:7; эта сила апостолам дарована Самим Господом: Мф.10:1; Лк.9:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания

священник Николай Рудинский (†1937)

3:4. [Зач. 173.] Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
3:5. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.


Все дело нашего спасения совершает Святой Дух. Что же Апостолы? Они только служители Его, совершающие Его дело, в надежде на помощь Божью во Христе. Они только верные слуги, сами же от себя, как люди, не только не могут придумать что-либо для лучшего действия на людей своей проповедью, но не понимают и того, как оно происходит в другом человеке. Правда все, что они предпринимают для спасения людей, сопровождается успехом, и по нему, как будто, можно судить и об их способностях к этому делу, но эта способность не их, а от Бога. Он действует через них во Христе Иисусе благодатью Святого Духа.
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible