Скрыть

Толкования:

Амвросиаст

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Буква дана была Моисею для того, чтобы презревших закон лишать жизни согласно праву природы. Дух же, то есть неписаный закон веры, который содержится в разумной душе, оживляет даже повинных в смертных грехах, обращая их в истинную веру, чтобы, сделавшись правоверными, более не грешили.

На Послания к Коринфянам.

Блж. Августин

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Как же животворит дух? Он обеспечивает исполнение буквы, так чтобы она не убивала.

Пусть Дух соединится с законом, ибо, если ты принял закон, но помощи Духа не имеешь, ты не исполняешь того, что в законе, ты не исполняешь того, что тебе повелевается… Пусть присоединится Дух, пусть Он помогает: так исполнится то, что требуется. Если же Дух отсутствует, то буква убивает тебя… Незнание не извиняет тебя, потому что ты принял закон. Теперь, узнав, что ты должен делать, незнание не прощает тебя… Почему же апостол говорит: буква убивает, а дух животворит? Каким образом Дух дает жизнь? - Он делает возможным исполнение буквы так, чтобы она не убивала. Святы те, кто исполняет закон Божий даром Божиим. Но закон может повелевать - он не может помогать. Дух же приходит как помощник, и тогда заповедь Божия исполняется с радостью и удовольствием. Конечно, многие соблюдают закон из страха, и те, кто держится закона из страха наказания, предпочли бы, чтобы того, чего они боятся, не было. Соблюдающие закон из любви к праведности радуются и тогда, потому что закон им не враждебен.

Проповеди 251.


Итак, вы, боящиеся Господа, восхваляйте Его, а чтобы чтить Его не как рабы, но как свободные, учитесь любить Того, Кого вы боитесь, и тогда вы будете в состоянии восхвалять то, что любите. Боясь Бога, люди ветхого завета, в силу буквы, которая устрашает и убивает, и не имея духа, который животворит, бежали в Храм с жертвоприношениями и предлагали кровавые жертвы. Они и не знали, что было прообразовано этими жертвами, - грядущая кровь [Христа], которой мы искуплены.

Послания 140.


Итак, Бог повелевает нам быть сдержанными и дает нам сдержанность; Он повелевает через закон, дает через Дух; ибо закон без благодати ведет к умножению преступления (ср. Рим. 5:20), а буква без духа убивает (Ср. 2Кор. 3:6). Он повелевает так, чтобы научить нас испрашивать помощи благодати, когда мы пытаемся соблюдать Его заповеди и в силу слабости нашей, изможденные, падаем под законом; а также быть благодарными Тому, Кто помогает нам, когда нам удается совершить какое-либо доброе дело.

Послания 157.


Разве закон не от Бога? Такое подумать может лишь нечестивец. Но поскольку закон повелевает через букву и не помогает через дух, то слушающий закон так, что ему кажется, будто он достаточно понимает, что закон предписывает или запрещает, а также верящий в силу своей свободной воли, достаточную для исполнения закона, и не ищущий прибежища в вере, дабы обрести помощь в приближении к духу, который животворит, и не предстать виновным пред буквой, которая убивает, - такой человек ревнует о Боге, но не согласно знанию.

Послания 186.


Если ты отнимешь Дух, какая будет польза от закона? Он делает преступником. Потому и сказано: буква убивает. Закон повелевает, ты же не следуешь ему… Что-то повелевается законом, а ты этого не делаешь; что-то им запрещается, а ты делаешь это. Отсюда - буква убивает.

Проповеди 250.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

См. Толкование на 2Кор. 3:4

Лопухин А.П.

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Нового Завета. В Новом Завете условием получения спасения является не исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя (1Кор. 11:25; Рим. 10:5 и сл.). - Не буквы, но духа. Ветхий Завет назвав буквою (gramma) потому, что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван духом (pneuma) потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св. Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и закон по своему существу также духовен (Рим. 7:14) и его слова - живые (Деян. 7I:38), но сила греха парализовала эту силу закона. - Буква убивает. Ап. здесь указывает причину, по которой Бог не сделал его служителем буквы. Умерщвление, производимое буквою закона, нужно понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к Рим (ст. 5-7 и сл.; ср. 1Кор. 15:56). Чрез заповедь закона сила греха, дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти, т. е. к удалению от Бога.

Ст. 6-18 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,- то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа

Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый - служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значить это величие по сравнению с величием ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение - не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит не только о себе, а и о всех истинных христианах.

Толковая Библия.

Ориген

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

В Св. Писании слово «дух» употребляется обыкновенно тогда, когда нужно бывает обозначить что-нибудь противоположное настоящему грубому и плотному телу. Так, напр., в Писании говорится «письмя убивает, а дух животворит» (2Кор 3:6). Здесь, без сомнения, выражением «письмя» Писание обозначает телесное, а словом «дух» - умственное, что иначе мы называем духовным. Ведь и апостол говорит: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит, внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало. (Господь же дух есть) а идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор 3:15-17) Действительно, пока кто-либо не обратится к духовному пониманию, на сердце его лежит покрывало, каковым покрывалом, т. е. грубым пониманием, и закрывается самое Писание. Такое-же покрывало и лежало на лице Моисея, когда он говорил к народу (Исх. 34:36), или что то же - когда закон читался для народа. Если же мы обратимся к Господу, у Которого есть слово Божие и у Которого Дух Святой открывает духовное знание, то тогда покрывало снимется, тогда с открытым лицом мы будем созерцать в Писании славу Божию.

О началах. Книга 1.


Даже и в Евангелиях, не только в Ветхом Завете, говорится о том, что буква убивает. Буква, которая убивает, - тот, кто не воспринимает в духе сказанное. Если по букве будешь следовать написанному: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь (Ин. 6:54), - убивает эта буква. Желаешь ли тебе и другую из Евангелия приведу букву, которая убивает? Кто не имеет меча, да продаст тунику и купит меч (Лк. 22:36). И это также есть буква Евангелия, но при этом убивает. Если же духовно ее поймешь, тогда не убьет, поскольку присутствует в ней и дух животворящий - дух животворит. И потому сказанное и в законе, и в Евангелии понимай в духе, поскольку духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1Кор. 2:15).

Гомилии на Книгу Левит.

Прп. Антоний Великий

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Не надо смотреть на написанное так, чтобы закрывать для себя Божественное, а согласовываться тому, что сказано возвышенным апостолом: «…буква убивает, а дух животворит». А говоря наоборот, написанное не убивает смотрящих прямо, а Дух не оживляет относящихся к написанному пренебрежительно. Итак, почтим Дух, чтобы разуметь написанное.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 38.

Прп. Ефрем Сирин

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

См. Толкование на 2Кор. 3:4

Свт. Амвросий Медиоланский

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Верно говорит Павел, что буква убивает, а дух животворит. Ведь буква обрезает небольшую часть тела, а понимающий дух обеспечивает обрезание всей души и всего тела, дабы, лишившись ненужного - а что еще так не нужно, как греховная алчность и вожделение, которые не природа дала, а произвел грех? - и поста держаться, и умеренность возлюбить. Телесное обрезание - это знак, обрезание же духовное - истина; первое отнимает часть тела, второе отнимает грех.

Послания 68.


Что же удивительного в том, что Дух, Который животворит как Отец, Который животворит как и Сын, есть податель жизни? И более: кто же станет отрицать, что давать жизнь - свойство вечного Величия?.. Итак, посмотрим, животворится ли Дух или Сам животворит. Но написано: буква убивает, а дух животворит. Значит, животворит Дух. А чтобы ты понимал, что животворное действие Отца, Сына и Святого Духа нераздельно, запомни, что существует единство животворения, поскольку Сам Бог животворит через Дух. Павел так сказал: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8:11).

О Святом Духе.

Свт. Василий Великий

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Различие духа и буквы апостол также показывает в форме изречения, когда сравнивает закон и Евангелие: буква убивает, а дух животворит. Буквой он называет закон, как это подтверждается из предыдущего и последующего, а духом - учение Господа, поскольку сам Господь сказал: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6:63).

О крещении.

Свт. Иоанн Златоуст

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

См. Толкование на 2Кор. 3:5

Свт. Феофан Затворник

Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмене, но Духу: писмя бо убивает, а Дух животворит

«Что значит: удоволи нас? – То, что Бог сделал нас способными к таковому служению. Ибо великое дело – сообщить вселенной такие скрижали и писмена, которые гораздо важнее первых. Потому присовокупил: не писмене, но Духу. Вот различие ветхих и новых скрижалей! Моисей принес не Дух, а писмена, а нам вверено преподание Духа» (святой Златоуст). «Сам Бог всяческих преподал нам силу, достаточную к тому, чтобы служить благодати Духа. Ибо предлагаем не ветхие писмена Закона, но новый дар Духа» (Феодорит). «Бог удоволил нас, исполнил силою Своею, сделал нас служителями, пригодными к такому великому и Божественному делу, служителями Нового Завета, не писмене, но Духа. И Закон был духовен, но Духа не подавал, как подает Новый. Нам, говорит, вверено преподание не писмени, как Моисею, но Духа. Апостолы не учение только о духовном и Божественном преподавали, но подавали Духа, возлагая руки на верующих» (Феофилакт).

Вот существо Нового Завета – одуховление верующих. Слово, исходившее из уст Апостолов, было такое же, как и ветхозаветное; и если б апостольское служение одною проповедию ограничивалось, то Новый Завет не был бы выше Ветхого, хотя бы понятия, сообщаемые проповедию, были и выше ветхозаветных. Не в понятиях сила Нового Завета, а в благодати Духа. Слово благовестия только приготовляло к принятию Духа; но дело новозаветное совершал Дух, приемлемый чрез Божественные таинства, коих первыми служителями были Апостолы. Дух, вошедши в сердце, не писал только Новый Завет, но совершал его, преобразуя внутреннего человека по духу Нового Завета. Дух все делал: Он и веру воображал; Он и новую жизнь устроял; Он пути жизни направлял. И тут Апостол не новое что возвещает, а указывает исполнение того, что предвозвещено издревле пророками. Пророк Иеремия предрекал: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их.., дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31, 31–33). Пророк Иезекииль дополняет сие пророчество: И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедях Моих ходят, и оправдания Моя сохранят и сотворят я: и будут Ми в люди, и Аз им буду в Бога (Иез. 11, 19–20). Предсказания сии исполнились, когда Господь излил Духа Своего Святого на святых Апостолов, а потом ими, чрез посредство Богоучрежденных таинств, и на всех верующих. Верующие все принимали Духа и становились новы в самых исходищах жизни. Так это и всегда бывает со всеми, которые искренно веруют и нелицемерно идут путем веры. Вот, говорит, какого завета быть служителями удоволил нас Бог,– не писмене, но Духа!

Писмя бо убивает, а Дух животворит. «Апостол о том и другом выразился, взирая на конец, потому что закон наказывал преступающих, а благодать животворит верующих» (Феодорит). «Письмом здесь называет он закон, угрожающий наказанием преступникам закона, а Духом – благодать, чрез таинство крещения животворящую умерших грехами. Прежде сказал он, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще невелико, а потому присовокупил, что прежний Завет написан буквами и чернилами, а Новый – Духом. Но как и сие различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает в них еще нечто такое, что сильно было окрылить их, то есть то, что писмя убивает, а Дух животворит. Что же это значит? – По ветхому закону грешник подвергается наказанию, а по новому он прибегает к крещению и становится праведным; а соделавшись правым, он оживает, освободившись от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигнет убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15, 32–36). Вот что значит: писмя убивает! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: Дух животворит! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым, а благодать преступника из мертвого (духовно) соделывает живым. Благодатию крещения омываются грехи, заглаждаются прежние неправды; человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали» (святой Златоуст).

К настоящему времени и христианство все заключено в письмена. Духодвижное слово апостольское составляет наше откровение новозаветное; духоносные таинства обставлены благолепною обрядностию; руководительные мановения Духа исполняются в отношениях пастырей и пасомых. И все сие определено уставом. Но устав – писмя, буква; исполнение его – форма внешняя. Во всем этом можно и не быть духу жизни. Можно двигаться в жизненных формах без жизни. Можно знать на память и понимать весь Новый Закон, и не иметь Духа, просвещающего верою живою; можно строго исполнять все чины церковные и не иметь Духа оживляющего, или не иметь жизни духовной; можно пребыть и в полном подчинении пастырству, не встречая руководства, истинно от Духа исходящего. Истинно духовная жизнь движется во всех этих порядках, но не необходимо ими предполагается. Все живем по установившемуся чину; но одни одуховлены, а другие нет. Из двух стоящих в храме, и даже действующих, один может быть духоносен, а другой нет. Итак, как же? И тут писмя убивает? – Писмя, буква, форма везде одну цену имеет; и когда нет при них Духа, они ничто. Дух же идеже хощет дышит, и не веси, откуду и как приходит. Без веры и таинств не приходит; но и они могут быть исправляемы лишь по форме, без проявления внутренней силы. Что все это так, повсюдные опыты удостоверяют. Они у нас пред глазами. Но как и почему так делается, тут мы ума приложить не можем. Великим секретом закрыл Господь зарождение и спеяние жизни от Духа. Так Его воле угодно; воля же Его свята, и праведна, и блага. Одно утешение: ищите и обрящете.

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible