Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-18 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно

Ибо, хотя мы ныне и терпим легкое страдание и мучение, но (за то) слава, которую мы имеем получить, вечна; поелику мы смотрим не на видимое сие, которое есть временно, но на то невидимое, которое остается на веки.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-18 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (ст. 16). Каким образом «тлеет»? Когда терпит бичевания, гонения и другие бесчисленные бедствия. «То внутренний обновляется по вся дни». Как «обновляется»? Верою, надеждою, ревностью. Потому надо быть мужественными в бедствиях. Действительно, чем более страдает тело, тем более душа имеет благих надежд и тем более просветляется, как золото, много испытанное действием огня. И смотри, как он отнимает силу у скорбей настоящей жизни. «Ибо кратковременное легкое страдание наше, – говорит, – производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое» (ст. 17, 18). Все дело полагает он в надежде. И как в послании к Римлянам говорил: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда» (Рим. 8:24), к тому же и здесь приводит слушателя, когда настоящее противополагает будущему, временное – вечному, легкое – трудному, скорбь – славе. И не довольствуясь этим противоположением, он прибавляет еще другое выражение с усугублением его, и говорит: «производит в безмерном преизбытке» (καθ υπερβολήν εις υπερβολήν). Потом показывает и способ, как облегчится тяжесть скорбей. Как же? «Когда мы смотрим, – говорит, – не на видимое, но на невидимое». Если таким образом мы будем отвращать взор свой от видимого, то настоящее будет для нас легко, а будущее велико: «ибо видимое временно»; следовательно, и скорби (временны). «А невидимое вечно»; следовательно, и венцы таковы же. Не сказал он: «одни скорби временны», но все видимое, хотя бы то была скорбь, хотя бы радость, – чтобы и в радости мы не расслабевали, и скорбями не тяготились. Потому же, говоря и о будущем, он не сказал: «царствие вечно», но: «невидимое вечно», хотя бы то было царствие, хотя бы мучение, – чтобы мы этого последнего страшились, а к первому стремились.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам


Таково свойство праведных: когда они терпят для Бога, то не смотрят на то, что происходит, но, размышляя, все с легкостью переносят. Так и Павел, учитель язычников, называл легкими темницы, предание суду, ежедневные опасности, многие невыносимые скорби не потому, что они были таковы по природе, но потому, что причина происходящего ставила его в такое расположение, что он не обращал внимания на приключающиеся бедствия. Послушай, что он говорит: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. Ожидание, говорит он, стяжать будущую славу и вечное блаженство помогает нам безропотно переносить эти непрерывные скорби и считать их легкими. Ты увидел, как любовь к Богу отнимает силу у несчастий и не позволяет даже ощущать их тяжесть? Поэтому и блаженный Ной все переносил кротко, питаясь верой и надеждой на Бога.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 25

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

Человеческое терпение, которое есть благо, заслуживает похвалы и достойно именоваться благодетелью, в том состоит, что мы, не теряя душевного равновесия, переносим зло и не теряем равновесия настолько, чтобы пренебрегать добром, через которое достигаем лучшего. Нетерпеливые люди, не желая выносить страдания, избежать их не могут, но обрекают себя лишь на большие страдания. Напротив, терпеливые, предпочитающие выносить несправедливости, а не совершать их своим нетерпением, уменьшают и страдания, которые терпят, и избегают большего зла, в которое, если бы не было у них терпения, они оказались бы втянутыми. Принимая страдания, которые краткосрочны и преходящи, они не отступают от добра, которое велико и вечно, ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, говорит апостол, которая откроется в нас (Рим. 8:18). И еще он говорит: кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.

О терпении

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,

Апостол словом «ныне» показал непродолжительность и временность. Тому же, что «ныне», противопоставляет вечное, а легкому и удобосносному – тяжкое, то есть многоценное, тому, что «по преумножению,» – то, что «в преспеяние», печали – не отраду, но славу, что гораздо важнее.

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

Изъясняет, каким образом обновляется внутренний человек, и говорит: размышлением, что скорбь кратка, то есть временна, и легка потому, что временна, а слава и вечна, и имеет вес, то есть величие в высшей степени, ибо таково значение слов: в безмерном преизбытке.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Еже бо ныне легкое печали нашея по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам

Еже ныне,– το παραυτικα,– нынешнее, мгновенное. Легкое печали – легкие прискорбности. Как ни велико, говорит, то, что мы терпим, так что нас справедливо надо назвать насмертниками; при всем том это суть только прискорбности, легкие и скоропреходящие, если смотреть на них с точки зрения будущей славы. Что сия жизнь пред вечностию, и стоит ли брать ее в счет, если бы и всю ее беспрерывно пришлось прострадать? Печали бывают и очень чувствительные; но как они все проходят, а минувшая печаль уже не тяжела, то они все в собственном смысле легки. Печаль, конца не имеющая, хотя бы она и невелика была, не может не казаться подавляющею. По преумножению в преспеяние,– καθ υπερβολην εις υπερβολην,– по преизбытку в преизбыток,– хочет сказать: меры нет в каком преизбытке, «в величайшем преизбытке» (святой Златоуст); «будущая слава имеет величие преизобильно преизобильное» (Феофилакт). Тяготу вечныя славы,– αιωνιον βαρος,– вечную тяготу славы. В противоположность скоропреходящим легким прискорбностям ставится вечная тяжелая слава,– слава представительная, полновесная. «Легкому и удобоносному противопоставляет Апостол тяжелое, то есть многоценное» (Феодорит). Соделовает нам,– приготовляет нам; терпим здесь, а там слагается уже, что следует за претерпеваемое здесь. Идут современно: здесь легкая прискорбность, там залог полной славы. «Смотри, как он отнимает силу у скорбей настоящей жизни; когда настоящее противополагает будущему, временное – вечному, легкое – полновесному, скорбь – славе. Все дело полагает он в надежде» (святой Златоуст). Прискорбности внешние верою и благодатию поставляют страждущего в тесное общение со страданиями и смертию Христовою. Оттого они бывают проводниками и жизни Христовой, обновляющей внутреннего человека. Но то же общение в страданиях и смерти Христа Господа, прославленного уже, служит основанием прославления и страждущих Его ради. Отсюда следует, что скорби, обновляющие внутреннего человека, служат вместе залогом вечного прославления. Посему Апостол поставляет обновление внутреннее с прославлением будущим в некоторой причинной связи: еже бо.– Они сходятся путем скорбей в одном источнике, прославленном Господе Спасителе, обновляющем духовно общащихся с Его страданиями и смертию силою веры и благодати и готовящем им славу, какою Сам облечен, восседя одесную Отца, яко победитель смерти и ада.

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

Кто даст мне это светлое око ума апостольского, которое могло бы прозирать сквозь завесу мира видимого в горние страны мира невидимого? Кто даст мне это живое убеждение в земных скорбях и страданиях правды ради, что они тяготу вечной славы соделовают мне? Но что я? – У меня нет этих скорбей. Я живу в утешениях мира. Боже мой! Если Тебе угодно будет посетить меня такими скорбями, даруй Ты мне тогда это живое убеждение апостола Твоего, что легкая скорбь моя готовит мне тяжесть вечной славы; даруй мне тогда, да и теперь, чаще устремлять взор души моей в область невидимого мира, в Твое Царство Небесное, и не останавливаться взором своим на видимом, чувственном, вещественном: видимое временно – рано или поздно все земное пройдет, кончится – а невидимое вечно.

Дневник. Том I. 1856

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

Страдания текущего времени, которые по причине веры случаются, называет апостол кратковременными и легкими, поскольку они преходящи. И в безмерном преизбытке будет воздана вечная слава претерпевающим. Ибо малым трудам грядет великая награда, и за малое страдание в безмерном преизбытке воздастся слава вечная.

На Послания к Коринфянам

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище в небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью (2Кор.5:1-4).
 
Здесь надо учитывать два момента.
 
ПЕРВЫЙ: Земным домом нашего тела Апостол называет само человеческое тело, в котором душа пребывает, как в своем доме. Поэтому следует отвергнуть мнение тех, кто домом нашего тела называют земной мир и говорят, что мы получим Небесный дом, когда разрушится земной мир во время Страшного Суда, Это мнение опровергает Златоуст, когда толкует приведенные слова Павла. Так же, как Златоуст, богословствуют и другие святые Отцы, и говорят, что земной дом нашего тела это само тело. Но и сам Павел, если вам мало вышесказанного, говорит об этом и тогда, когда рассматривает следующие образы: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор.4:16). Выше приведены его слова о земном доме, в данном случае говорится о внешнем человеке, то есть теле. Об этом он говорит и ниже, и еще более ясно: водворяясь в теле, мы устранены от Господа (2Кор.5:6), и открыто называет тело внешним человеком, земным домом, тенью и так далее.
 
ВТОРОЙ: Небесное жилище – это слава Небесная, куда святая душа входит тотчас по отделении от тела, по слову Христову: В доме Отца Моего обителей много (Ин.14:2). И снова говорит: войди в радость господина твоего (Мф.25:21).
 
Известно, что некоторые под Небесным жилищем понимают нетленное тело, которое человек получит при воскресении, но это мнение не согласуется со словами Павла, ибо Апостол не говорит: «получим дом на Небесах после воскресения», не говорит: «будем иметь», но говорит: имеем, то есть именно тогда, когда наше тело разрушается смертью. Он как бы говорит: «Не будем бояться, что останемся без дома, если выгонят из нынешнего, имеем другой». Если бы Павел домом Небесным назвал нетленное тело, то мы бы не имели дома при разлучении с нетленным телом. Ибо нетленное тело мы получим только после воскресения.
 
К тому же, тело он называет домом, который разрушается постепенно. Дом же Небесный всегда вечен и неизменен. Тело как дом создается человеком, его жизнью, воспитанием и делами. Небесный дом создается не человеком, а Божиим всемогуществом, чтобы явить Небесную славу Его избранным.
 
Под конец Апостол называет Небесное жилище, если вам мало того, что сказано, вечной славой, поскольку, сказав: Ибо легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:17), добавляет следующее толкование: когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем (...) на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор.5:1).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Преткновение пятое

Апостол говорит: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18). Отсюда ясно, что не может быть никакого ни равенства, ни достоинства или ценности наших дел по сравнению с жизнью вечной. Но если бы жизнь вечная была наградой за наши дела, то, конечно, было бы необходимо равенство жизни вечной с нашими делами, ибо всякое воздаяние и награда смотрит на равенство с делом.

Исправление претыкающимся

Отвечаем первое возражением. Бог испытал их и нашел их достойными Его (Прем.3:5). Которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны (Откр.3,4).

Отвечаем второе. Здесь апостол говорит о недостоинстве и неравенстве, если рассуждать о времени, ибо если рассудим долготу (будущего – Примеч.) и краткость (нынешнего – Примеч.) времени, то поистине нет равенства между нашими делами и страданиями, по сравнению с будущей славой, потому что она вечная, а эти (страдания – Примеч.) краткие и временные. Но если посмотрим на благодать Божию, от которой происходят добрые дела, то здесь уже найдем равенство и согласие, ибо благодать Божия есть семя славы, по общему учению богословов. И хотя семя по своему количеству и не равно дереву, но между семенем и деревом есть такое согласие, что из посеянного семени должно вырасти дерево. Так и от благодати Божией, из которой исходят добрые дела, как из семени, должна последовать слава, ибо как мы уже сказали, благодать есть семя славы. Достаточно одного этого равенства и согласия наших дел с вечной славой, хотя и нет между ними равенства по долготе времени. Послушаем, что об этом говорит апостол: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4,17). Здесь апостол ясно говорит, что наши дела и скорби из-за краткости времени легки, но производят вечную полновесность славы. Но что много об этом говорить? Посмотрим на Самого Христа, временное страдание Которого сотворило нам вечную славу. Но не то же самое ли делается и во аде, где за краткую временную греховную сладость грешники терпят вечные муки?

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Свойство наших добрых дел это милостивое обетование Бога нашего, обещавшего за добрые дела воздать награду вечной жизни, что является как бы неким договором, заключенным между делателем и воздаятелем награды.

Причина этого свойства такова

Сами дела, если рассмотреть по природе, совершенно не имеют равенства с тем сверхъестественным водворением в вечном блаженстве, если будет отнято от них это милостивое Божие обетование. Поэтому за добрые дела, рассматриваемые по одной их природе, не должно быть вознаграждения вечной жизни. И это то, о чем говорит апостол: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18). И еще: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4,17). Эти апостольские слова учат не тому, что добрые дела не приносят заслуги вечной жизни, но что они не достойны такого воздаяния по своей природе, но только из другого источника, то есть от милостивого обетования Божия, от содействующей благодати Божией и от других причин. Поэтому Антоний Великий обычно говорил братии: «Если бы мы весь мир имели в своей власти и отверглись бы от всего мира, то ничего не сделали бы достойного в сравнении с теми вечными обителями и Небесными благами».

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

В подлинном тексте дается здесь мысль о том, что будущее прославление, если его поместить в одной чашке весов, перевесит те небольшие, в общем, страдания этой жизни, которые помещены в другой чашке весов. (Ср. 1Пет. 1:6, 7).

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 4:13

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

16. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

17. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,

18. когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
 

      Коснувшись жизни будущего века, Апостол раскрывает, сколь славно будущее, а потом и то, как оно должно «быть желательно и как к нему должно приготовляться (2Cor. 5:1-10).

     Величие жизни будущей главным образом заключается в ее вечностиНо Апостолы уже предвкушали залоги этого вечного бытия, а именно в том внутреннем обновлении, которое они испытывали каждый раз, как выходили невредимыми из смертельно-тяжелых обстоятельств и от безмерного уничижения и всяческого ослабления к возможно полной силе и славе. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Каким образом тлеет внешний человек? Когда терпит бичевания, гонения и другие бедствия. А внутри как обновляется? Верою, надеждою, ревностию. Чем более страждет тело, тем более душа имеет благих надежд, и тем более просветляется, как золото многоискушенное действием огня». К сему преосвящ. Феофан еще прибавляет: «Прискорбности внешние верою и благодатию поставляют страждущего в тесное общение с страданиями и смертию Иисуса Христа. Оттого они бывают проводниками и жизни Христовой, обновляющей внутреннего человека... Отсюда следует, что скорби служат залогом вечного прославления». Изъясняя потом слова Апостола: не смотряющим нам видимых, но невидимых.., он говорит: «на ристалищах, бегущие на конях, или на ногах, взор свой весь впирают в мету (σϰοπός), ни на что стороннее не обращая внимания... И когда приходит благодать и пробуждает дух, то в числе первых его требований есть отречение от видимости, от опор, надежд и утех, видимыми вещами и лицами подаваемых, и обращение к невидимому... Оно одно становится истинно сущим, видимое же призрачным и исчезающим, каково оно и есть на деле... Что же такое невидимое? Бог и все то, что́ Он дает вкусить приближающимся к Нему»... «Итак», заключает св. И. Златоуст, «поскольку видимое временно, а невидимое вечно, то к невидимому и будем простирать наши взоры».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4.17. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
4.18. когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.


Ибо хотя и тяжелы бывают земные скорби, но они кратковременны, и скоро забываются когда минуют, но те же скорби, когда мы переносим их за веру во Христа, ведут нас в небесную славу. Если мы будем теперь смотреть на эту будущую славу, то настоящее будет для нас легко, а будущее привлекательно, потому что здешнее только временно, а то – вечно. Т
ак бывает и в духовной жизни, пока человек живет самоугодливой телесной жизнью, она знает только видимое, а о невидимом и не думает, считая его как бы не существующим. Когда же под действием благодати пробуждается его дух, то в числе первых требований к восприятию новой жизни ставится отречение от видимого ради невидимого, и если кто на самом деле отречется от видимого, то благодать вводит его в новую жизнь и созерцание невидимого, которое с избытком заменяет ему видимое.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible