Скрыть
потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-6 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Ибо не себя самих проповедуем в мире, но Иисуса Христа Господа, страданиями нашими и знамениями нашими мы как бы проповедуем о себе, что мы - слуги Его; поелику Бог, изрекший в первый день творения: из тьмы, покрывающей дела, свет да возсияет, восходя и прогоняя тьму, - Он был Тот, Кто возсиял в сердцах наших, дабы познанием просветиться нам, кои лишены были всяких познаний, к просвещению, говорит, познания славы не лица Моисеева, но лица Христова.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Озарение благодати является не только откровением мыслей и знания, но и — подлинно вечным озарением ипостасного Света в душах, как и написано: «Бог рекий из тьмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия в лице Иисус Христове». И еще: «Просвети очи мои, да не когда усну в смерть» (Пс. 12, 4), то есть дабы когда моя душа будет выходить из тела, не случилось бы ей стать покрытой злым покрывалом смерти. И еще написано: «Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18). И: «Посли свет Твой и истину Твою; та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, и в селения Твоя» (Пс. 42, 3). И: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем» (Пс. 4, 7-8); этим он показал и самое последствие предмета.

Собрание рукописей типа I. Слово 58

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Кто же это озарил нас, чтобы мы познали Бога в лице Иисуса Христа? Но сказано, что озарил Бог, чтобы познана была слава Божия в лице Иисуса Христа. Кого иного, как не Духа, мы представим себе явленным здесь? Или к кому еще, как не к Духу Святому, относится сила Божественности? А те, кто исключает Духа, должны вводить кого-то еще, кто вместе с Отцом и Сыном принимает славу Божию.

О Святом Духе. Книга 3

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Ты увидел, как опять тем, кто желает увидеть превосходство Моисеевой славы, апостол показывает другую славу, сияющую с преизбытком? Он говорит, что, как тогда слава озарила лицо Моисея, так ныне [она озаряет] ваши лица. Из всего созданного в начале прежде он упоминает о чувственном свете и чувственной тьме, показывая этим превосходство их творения.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Поскольку Божественное естество невидимо, оно становится, насколько возможно, видимым через воспринятое человечество, озаряемое божественным светом и излучающее молниеносное сияние.

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Тем, что апостол сказал в ином месте: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил паши сердца, - он указал на то, что воскресение - это исход из ветхости, которая подобна смерти. Бог не желал, чтобы свет Евангелия сиял тайно, ведь он есть животворящее дуновение, приносящее надежду воскресения. Тогда сияние премудрости Божией озарит сердце, человек станет новым и в нем не будет ничего от мира сего.

Слова подвижнические

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Почему, говорит, мы не проповедуем себя? Потому, что Бог воссиял в сердцах наших, как в древности на лице Моисея, так ныне на нас. Как при первом творении сказал, и явился из тьмы свет, так и ныне сказал, и явился свет. Впрочем, Он сам стал светом для нас, ибо Он воссиял для нас в лице Христа, то есть чрез Христа, потому что Отец сияет в нас чрез Христа и дает просвещение познанием, не сущности Своей, но славы. Заметь, и здесь у Павла богословие о Троице. Ибо о Духе говорит он: взирая на славу Господню, ибо Дух есть Господь; о Сыне: свет благовествования о славе Христа, а теперь об Отце: просветить нас познанием славы Его.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Яко Бог рекий из тмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове

В заключение Апостол обращает внимание всех на то, что теперь дается чрез благовестие, распространяемое по лицу всей земли. На сердцах иудеев, говорил он, лежало покрывало, и они не видят света, сокрытого в законе; все язычники ходили во тьме, и никто не видел света Божия. Но пришел Господь Иисус Христос, и воссиял миру свет разума. Просветительная сила есть Дух Святой, нисшедший на Апостолов. Им просвещенные, Им руководимые и учимые, ходят они по миру и всем возвещают свет истины. Дух Божий, их просвещающий, просвещает и сердца верующих, и они ясно начинают видеть свет разума славы Божией. Так среди мрака, покрывавшего весь мир, воссиял ныне свет ведения Божия. Теперь то же самое совершается в нравственном мире, что было в первый день творения для мира вещественного, когда Бог словом Своим повелел воссиять свету из тьмы. Рече Бог: да будет свет и бысть свет. Говорит теперь чрез нас тот же Бог ко всем: покайтеся и веруйте во Евангелие. И слово сие воссиявает свет в сердцах верующих. Приемлющие его ясно видеть начинают неописанную славу Бога беспредельного в лице Иисус Христове. Лице Иисус Христово дает ясно разуметь, что Бог превеликий и предивный есть сердобольный Отец наш, Который не восхотел оставить нас в нашем падении, но благоволил дивный устроить для нас образ спасения в Единородном Сыне Своем, Который, пришедши на землю, воплотился, пострадал и умер на кресте, воскрес, вознесся на небо и сидит одесную Бога и Отца, туда привлекая всех верующих и избранных во спасение, да идеже Он, и они все будут. Таков лик Иисуса Христа! Какие совершенства Божии не отражаются в сем лике?! Тут и благость беспредельная и правда бесконечная, тут и премудрость недомыслимая и всемогущество неизмеримое, тут и промышление всепопечительное и вседержительство всеобъемлющее. И Пресвятой Троицы таинство светоносно отображается в сем же лике. Бог Отец благоволил, Сын совершил, Дух Святой совершенное в Сыне довершает в верующих. «Ибо мы чрез Христа познаем Бога Отца, так же как чрез Духа приводимся к Нему» (святой Златоуст). Вот как свет разума (познания) славы Божией о лице Иисус Христове воссиял в мир чрез воссияние в сердцах верующих. «При сиянии сего света и мы видим не чувствам подлежащие вещи, но Самого Бога чрез Христа» (святой Златоуст).

Феодорит пишет: «Кто древле словом в бытие привел естество света и изрек: да будет свет, Тот и ныне, не тем, но собственным Своим светом осиял наши умы, чтобы нам чрез Самого Христа увидеть славу Его. А сие: о лице Иисус Христове имеем такой смысл: поелику естество Божие невидимо, то делается Оно, сколько возможно, видимым чрез воспринятое человечество, озаряемое Божественным светом и издающее молниеносное сияние». Экумений продолжает ту же мысль: «Повелевший в начале воссиять из тьмы свету, воссиял и в сердцах наших. Воссиял, просвещая нас и открывая нам познания славы Своей, и это о лице Иисус Христове. Ибо чрез Сына только получено нами истинное познание об Отце, как Сам Он говорит в Евангелии ко Отцу: явих имя Твое человеко…, и прославих Тя на земли (Ин. 17:4–6). И чрез Христа Иисуса только явлено нам, что Отец не хочет быть чтим более курениями и кровьми, но жертвами духовными, и что истинные Богочтецы должны кланяться Богу не иначе как в Троице, единосущной и равномощной».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Мартирий Сахдона, еп. (†650)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Поклонимся же и прославим Того, Кто вознес наш прах, беспрерывно освящая [его] Своей святостью. Того, Кто сочетал наш дух со Своим и с нашим телом смешал милость Своего дара, воспалив в нас огонь Святого Духа. Именно Он озарил наши сердца, помрачившиеся во тьме.

Книга совершенства

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Бог, повелевший из тмы возсиять свету, озарил и наши сердца. Обновление или воссоздание рода человеческого чрез Иисуса Христа Апостол сравнивает с творением мира. Как в начале мироздания, говорит Павел, Бог повелел из тьмы воссиять свету, то есть всесильным словом своим из небытия воззвал свет, – когда была одна тьма ничтожества, т.е. не было ничего, и когда по слову Божьему: да будет свет – бысть свет (Быт. 1, 3); так, Бог, по своей беспредельной благости, из естественного мрака нашей души благоволил воссиять в наших сердцах и благодатному свету истины. Бог благоволил призвать нас, Апостолов, к вере в Иисуса Христа и к познанию тайн спасения в то время, когда мы покрыты были тьмою неведения и не знали пути спасения.

Дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Чтобы мы (Апостолы), как возженные от Бога и поставленные на тверди нового творения светильники, просвещали других, распространяя между ними познание о славе Божией, которая раскрылась в лице Иисуса Христа. Назначение Апостолов быть светильниками или просветителями мира раскрыл сам Иисус Христос, говоря: вы свет мира (Мф. 5:14). Тако да просветится свет ваш пред человеки (ст. 16). В послании к Ефесянам Апостол раскрывает тайну Божеского благодатного промышления о человеке так: Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово, и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него (Еф. 3:8-12). Св. Иоанн Богослов учит: Бога никтоже виде нигде же: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда (Ин. 1:18). Однажды Иудеи спросили Иисуса: где твой Отец? Иисус отвечал: ни Мене весте, ни Отца Моего: аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте (Ин. 8:19). Также Иисус Христос учит: Веруяй в Мя не верует в Мя, но в Пославшего Мя, и видяй Мя видит Пославшего Мя. Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет. – Яко Аз о Себе не глаголах; но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12:44-46, 49).

Так чрез Иисуса Христа познаем мы и славу Бога Отца и Божественную Его волю. Все, что совершил Иисус Христос для спасения рода человеческого, совершил по всеблагой воле Отца Своего, и все учение Иисуса Христа есть учение Отца Его, или есть раскрытие воли Бога Отца.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

В самом деле, кто призвал Апостола на проповедь? Сам Всемогущий Бог, Творец света первозданного, послал и новый свет Апостолу. Здесь Ап., очевидно, делает намек на бывшее ему при призвании видение по дороге в Дамаск (ср. Гал. 1:15) и противополагает себя своим противникам-иудействующим. Те находятся под действием сатаны (ст. 4-й), он - под действием Бога: те находятся в ослеплении, он же ясно видит все во свете Христовом. - Славы Божией в лице Иисуса Христа - правильнее: на (en) лице Иисуса Христа. Ап., таким образом, утверждает здесь, что Бог дал ему познать или увидеть лицо Христа, осиянное Божественною славою. Вот почему он и назвал Христа (ст. 4-й) образом Бога невидимого. Христос явился ему во славе, в прославленном состоянии и в этом случае показался как истинный образ Божий.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 4:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа; а мы рабы ваши для Иисуса,

6. потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
 

     «Что́ случилось с Иудеями при Моисее, то же самое происходит и со всеми неверными во время Евангелия. Ради отолстения сердца их сокрыт бывает для них свет благовестия славы Христовы, т. е. не видят они, что крест есть спасение и слава вселенной, что Распятый на нем опять хочет придти с великою славою, – и все другое, настоящее и будущее, видимое и невидимое, неизреченное явление ожидаемых благ, сокрытым остается для них; сокрыто же за то, что сами прежде не захотели верить сему... И дабы показать, что не познавшие славы Христовы не знают не только славы Христовой, но и славы Отца, Апостол прибавил: Иже есть образ Бога невидимого. Но нельзя остановиться и на одном только Христе, потому что как чрез Христа видишь ты Отца, так не познав славы Христовой, не познаешь и славы Отца». «При сиянии сего света и мы видим не чувствам подлежащие вещи, но Самого Бога». Как бы продолжая сие, блаж. Феодорит пишет: «поскольку естество Божие невидимо, то делается оно, сколько возможно, видимым чрез воспринятое человечество, озаряемое божественным светом и издающее молниеносное сияние».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4.6. [Зач. 176.] потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

В заключение Апостол обращает внимание всех на то, что теперь деется чрез благовестие, распространяемое по лицу всей земли. На сердцах иудеев, говорит он, лежало покрывало, и они не видели света, сокрытого в законе. Все язычники ходили во тьме, и никто из них не видел света Божия. Но пришел Господь Иисус Христос, и воссиял миру свет разума. Просветительная сила, есть Дух Святой, нисшедший на Апостолов. Им просвещенные, Им руководимые и научаемые, ходят они по миру и всем возвещают свет истины. Дух Божий, их просвещающий, просвещает и сердца верующих, и после этого они ясно начинают видеть свет разума славы Божией. Так среди мрака, покрывавшего весь мир, воссиял ныне свет ведения Божия. Теперь то же самое совершается в нравственном мире, что было в первый день творения для мира вещественного, когда Бог словом Своим повелел воссиять свету из тьмы. Рече Бог: да будет свет и бысть свет. Тот же Бог говорит теперь через нас: покайтесь и веруйте в Евангелие. И слово это зажигает свет в сердцах верующих. Принимающие его начинают ясно видеть неописуемую славу беспредельного Бога в лице Иисуса Христа, как Он, сердобольный Отец наш, не захотел оставить нас в нашем падении, но решил спасти нас драгоценною кровью возлюбленного Сына Своего, и в лице Его, верующих в Сына, посадить одесную Своей славы. В лице Сына Своего Бог дал нам видеть свет славы совершенств Своих и всей Святой Троицы (Ин.17:4 6).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible