Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Итак, имеем сокровище сие сокрытым в сосудах глиняных, то есть даны нам эти дары чрез тело Христово, — дабы изобилие силы было от Бога, и не от нас, то есть: дабы от Него был успех наш и совершенствование наше, а не от наших дел.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Если кто в мире очень богат, и есть у него скрытое сокровище: то на сие сокровище и на богатство, какое имеет он, приобретает себе все, что хочет, и, какие угодно ему, стяжания в мире без труда достает, полагаясь на свое сокровище; потому что им без труда приобретается всякая вещь, какую только человек захочет иметь. Так и те, — которые прежде всего взыскали у Бога, и обрели, и имеют уже небесное сокровище Духа, самого Господа, воссиявшего в сердцах их, — сим сокровищем, сущим в них Христом, приобретают себе всякую правду добродетелей и всякое обладание благостью заповедей Господних, и тем же сокровищем присовокупляют себе еще большее небесное богатство. Ибо с помощию небесного сокровища, твердо полагаясь на обилие в них духовного богатства, исполняют всякую добродетель правды, и силою невидимого богатства сущей в них благодати без труда совершают всякую правду и заповедь Господню. И Апостол говорит: имея «сокровище сие в скудельных сосудех», то есть, будучи еще во плоти, сподобились приобрести в себе оное сокровище — освящающую силу Духа. И еще: «Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор. 1:30).

Посему, кто обрел, и имеет в себе, сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уже без принуждения и затруднения. Поэтому и мы станем умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего, и таким образом, возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду Духа, при помощи небесного сокровища, то есть Христа. Кто нищ и беден, истаевает голодом, тот, по причине нищеты своей, не может ничего приобрести в мире. Но кто имеет сокровище, тот, как сказано уже, без труда и болезни приобретает всякое стяжание, какое только захочет. Так и душа, которая обнажена и лишена общения с Духом и пребывает в страшной нищете греха, прежде причастия Духа, не может, хотя бы и желала, действительно сотворить духовный плод правды.

Собрание рукописей типа II. Беседа 18

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

И величие даров, и слабость получивших их показывают силу не только тем, что Бог даровал столь великие блага, но и тем, что даровал слабым. Под глиняным сосудом он как раз подразумевает хрупкость нашей смертной природы и немощь нашей плоти. Ибо она ничуть не крепче глиняного сосуда, столь же легко повреждается и так же просто разрушается смертью, болезнями, непостоянством воздухов и множеством других причин… Тогда-то особенно и проявляется сила Божия, когда она совершает великие дела через ничтожные орудия.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам


Какое сокровище? Наитие Духа, оправдание, освящение, искупление. Какое, скажи мне сокровище? «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. - Эней! исцеляет тебя Иисус Христос, - обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 3:6, 9:34, 16:18).

Видишь ли сокровище, блистательнейшее царских сокровищ? Может ли царский жемчуг сделать то, что совершали слова апостольские? Наложи тысячи диадем на мертвого, и он не встанет; а произнесено одно слово апостола, и оно восстановило мятежную природу и возвратило ее в прежнее состояние.

«Но сокровище сие». О, сокровище, не только сохраняющееся, но и сохраняющее тот дом, в котором оно находится! Понял ли ты, что я сказал? Земные цари и начальники, имея сокровища, приготовляют великие дома, стены, запоры, двери, стражей, замки, чтобы сохранить сокровище; а Христос сделал иначе: Он положил свое сокровище не в каменный, а в глиняный сосуд. Если это сокровище велико, то почему слабый сосуд? Именно потому-то и слабый сосуд, что велико сокровище: не сосуд хранит это сокровище, а оно хранит сосуд. Я полагаю, говорил Он, сокровище, и кто может похитить его? Приходил дьявол, приходила вселенная, приходили тысячи, и не похитили сокровища; сосуд был поражаем ударами, а сокровище не далось; он был потопляем в море, а оно не потонуло; он умер, а сокровище остается.

Гомилия о Евтропии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Многие это понимают в отношении тела и Святого Духа, подразумевая, что мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Так, конечно же, можно понимать, но есть и другое понимание, и намного лучшее: мы имеем ценнейшее сокровище в глиняных сосудах - это сокровище в простых словах Писания.

Трактат на Псалмы (Пс. 77)

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Слова сии: имамы убо сокровище сие в скудельных сосудех, кажется мне, имеют двоякий смысл. Или они означают, что сокровище сие, то есть небесное богатство и преестественные дарования, превышающие наше достоинство, имеем мы в смертном сем теле, справедливо названном скудельным, потому что оно сотворено из земли, или, что богатство Божественной премудрости в Священных Писаниях имеем заключенным в низких и простых речениях и примерах. А что это дает разуметь Апостол, присовокупил он на то и причину: да премножество силы будет Божия, а не от нас. Ибо видевшие, что проповедники Слова, будучи людьми неучеными, невеждами и немощными, которых везде били и гнали, преодолевают и препобеждают все, прославляли Бога, потому что сила Божия в немощи Апостолов наиболее открывалась и просиявала. Ибо они, будучи немощными, превозмогали сильных, будучи бедными, овладевали богатыми, будучи невеждами, преодолевали мудрых.

Не знаешь ты, кажется мне, состояния Церкви в первые времена, ибо, зная, не усомнился бы в этом. А я, пролив горячие слезы о том, что, имея у себя сумы с богатством, по нерадению (говорю это о себе) утратили мы истинное богатство, перейду к объяснению указанного тобою. Апостолы, имея тело смертное и более слабое, чем всякое брение, гонимые и преследуемые, воскрешали мертвых, воздвигали расслабленных, исцеляли больных, изгоняли демонов, предрекали будущее, являли присутствие Святаго Духа.

Не слышал ты разве, что говорил им Симон: дадите и мне власть сию, да на него же аще положу руце, приимет Духа Святаго (Деян. 8:19)? Что сравнится с сим богатством? Что драгоценнее сего? Если кто, совокупив воедино царства всей земли – разумею царства ассирийское, персидское, македонское и римское – словом своим соделает из них одно и приравняет к этому богатству, то осужу его, как несмысленного ребенка, не умеющего различать свойства вещей. Даже если представишь в уме и нечто большее, то увидишь, что богатство сие и того выше.

Апостолы соделались сожителями и сотрапезниками Владыки всех, сподобились Божественного собеседования, удостоены преестественных наставлений, усыновления и содружества, были как бы областными какими правителями окрест Царя, как бы звездами, сопровождающими Солнце правды, и приняли не писания на слоновой кости, составляющие, может быть, человеческое преимущество, но власть, какой не имеют и цари земные. Ибо сказано им было: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите, будут разрешена (Мф. 18:18).

Если же вообразишь в уме и оные обетованные им блага, то придешь в большее изумление. А если кто не поверит будущему, то пусть за доказательство примет настоящее. Ибо Царствующий на суше и на море нисходит в гробницу рыбаря, лобызать его кости. Видишь ли это неприкосновенное богатство, лежащее в скудельных сосудах?

Обрати взор и на Божественную Премудрость, растворенную в низких словах и примерах. Если бы на Свое только достоинство взирал Бог, а не на пользу тех, которые будут читать, то употребил бы слова и примеры небесные и Божественные. Напротив того, поскольку Он давал закон людям, которые немощны и имеют нужду в словах человеческих (в таком только случай могли они удобно понимать и то, что выше их), то Божественные уроки растворил словами простыми, чтобы и женщина, и ребенок, и самый неученый из всех людей приобретали некую пользу и от одного слышания. Ибо, озаботившись спасением многих и даже несведущих, Слово, по человеколюбию Законоположника растворенное такою ясностью, никого не лишает посильной пользы.

Не вознерадело Оно и о более мудрых, потому что в такой ясности, как некие сокровища, сокрыты учения настолько таинственные, что самые мудрые и ученые люди приходят в недоумение от глубины мыслей, и часто не могут проникнуть в непостижимость премудрости.

Письма. Книга I

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

Поскольку сказанное о проповедниках Нового Завета было важно, проповедники же сии, как всякий видел, оставались в самых трудных обстоятельствах, то Апостол по необходимости объяснил, что и это проповедует Божию силу, и дарованную благодать Духа уподобляет сокровищу, а естество тела – скудельному сосуду. Величайший же признак силы Божией, что естество сие, приемля на себя тысячи ударов, не утратило сокровища.

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Сокровищем называет он Сына Божия, в Коего благодатию Святого Духа облекаемся и Коего имеем в сердцах своих. Так и мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева имея, то есть и мы, души свои девственными и чистыми. И как Пресвятой Девы не опалил огнь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас не опаляет он, когда имеем сердца свои чистыми и непорочными, но бывает в нас небесною росою, источником воды живой, потоком жизни вечной.

Слова. Слово 45

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах

Поскольку сказал о неизреченной славе много великого и высокого, то, дабы кто не сказал: как же мы, получив такие, как ты говоришь, блага, останемся в смертном теле? – говорит: глиняный сосуд вмещает такие сокровища силой Божиею.

чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Чтобы преизбыточная сила, являющаяся в нас, была Божией и чтобы не подумали, что мы совершаем что-нибудь сами собой, но чтобы все, кто видит, говорили, что все это Божие. Намекает на лжеапостолов, которые все приписывали себе.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Имамы же сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас

Сокровищем называет Апостол то, о чем говорил пред сим, то есть слово благовестия с полнотою благодати Святого Духа на устроение духовного царства Христова на земле, или Святой Его Церкви. Это сокровище, столь великое, столь преславное, столь многодейственное, имеем мы, говорит, или носим в скудельных сосудах, разумея под сим тело немощное, с подразумеванием и внешнего своего положения, всегда уничиженного и стеснительного, как изображает вслед за сим. Для чего же это так устроено? Разве не мог Господь так сделать, чтоб Апостолы одним видом своим, или своею показностию, уже влияли на людей? – Мог, но не благоволил так сделать, для того, говорит, чтоб в действовании нашем ничего нашего не было видно, чтоб ничто наше не бросалось в глаза, а все было относимо к силе Божией. Смотря на нас, столь немощных и уничиженных, никто и подумать не может, чтоб, когда или слово сильней от нас исходит, или дело какое чрезвычайное нами совершается, это и подобное сему зависело от нас, но все то прямо отнесет к силе Божией, чрез нас действующей. Сия сила ничем с нашей стороны заслоняема не бывает; она видится во всей своей наготе и полноте. Если же так, то всякий должен был заключать словами Господа: если сии о персте Божии все сие творят, убо постиже на нас царствие Божие; надо покориться слову их и веровать, чтоб не быть Богоборцами.

Святой Златоуст говорит на это место: «Сие-то особенно и удивительно, и есть величайшее чудо силы Божией, что скудельный сосуд может вмещать в себе такой свет и хранить такое сокровище. Да премножество, говорит, силы Божия будет, а не от нас. Ибо и величие даров, и слабость получивших оные, показывают силу Божию, как в том, что Бог столь великие даровал блага, так особенно в том, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он разумеет слабость нашего естества и немощь нашей плоти, потому что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда; она столь же удобосокрушима и так же легко сокрушается и смертию, и болезнями, и воздушными переменами, и другими бесчисленными причинами. И сие сказал он, как для того, чтобы постыдить высокомерие гордящихся собою, так и для того, чтобы всем показать, что в делах его служения нет ничего человеческого. Ибо тогда особенно и бывает видна сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела; как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: сила бо Моя в немощех совершается (2Кор. 12:9). – Так, послав только двенадцать человек, покорил Он вселенную, и притом тогда, когда сии двенадцать сами были гонимы. Подивимся в сем силе Божией, почудимся ей и поклонимся! Вопросим иудеев, спросим еллинов: кто убедил всю вселенную оставить отеческие обычаи и переменить образ жизни? Не рыболовы ли, не скинотворцы ли, не мытари ли, не книжные и простые люди? Как же бы это могло совершиться, если бы не действовала чрез них сила Божия? Притом – что говорили они, когда убеждали? – Креститесь во имя Распятаго. Какого? – Того, Которого они не знали и не видали. И, однако ж, несмотря на то, что говорили и проповедали сие, пригвожденный ко кресту Христос привлекал к Себе всех. Откуда же такая сила убедительности? – Ниоткуда более, как от силы Божией. Новость проповеди была противна всем, а проповедники были из народа, всеми презираемого, бедные и неученые. Каким же образом они покорили вселенную? Не ясно ли сие показывает, что они имели Бога помощником себе? Ибо не человеческой силе свойственно производить такие действия, но силе Божией всемощной».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Под сокровищем апостол Павел здесь имеет в виду таинство Бога во Христе, которое открыто для верующих, а от неверующих сокрыто покрывалом; ибо как сокровище помещается в потайном месте, так и таинство Бога внутри человека, то есть в сердце человеческом, хранится. Это сокровище в душе и теле он называет даром Бога, дабы высота добродетели Его обнаружилась через проповедующих человеков, чтобы утешилось все языком Творца своего, не для прославления человеков, но Бога. Ибо человеки, когда сами были малы и малоопытны, восприняли от Бога подвиг и чудо слова и дела. О глиняных сосудах апостол Павел говорит, чтобы подчеркнуть хрупкость природы человеческой, которая сама ничего не может иначе, как восприняв добродетель от Бога, и Сам Бог Себя во славу Свою проповедует через то, что непрочно.

На Послания к Коринфянам

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Православное установление

Из грешника человек становится праведником не внешней, вмененной праведностью, но внутренней, и оправдание это внутреннее обновление человека, и никто не может быть добродетельным без внутренней благодати Божией, и праведным без внутренней праведности, воспринятой душой.

Утверждается это установление на Священном Писании.

Говорит апостол: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?... храм Божий свят; а этот храм – вы (1Кор.3,16-17). И еще: тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1Кор.6,19). Здесь можно спросить: Почему в этом месте называется не Отец, не Сын, а Святой Дух? В этом есть тайна, ибо речь апостола была об освящении, что свойственно Святому Духу. Ибо если и одно владычество всех трех Божественных лиц, но каждому соответствуют свои отличительные свойства, как Отцу – всемогущество, Сыну – премудрость, Святому Духу – освящение. И это обозначал апостол Павел, говоря: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же (1Кор.12,4-6). Здесь рассуди, что апостол к Отцу относит разделения действий, которые свойственны всемогуществу. К Сыну он относит разделение служений, которые восходят к премудрому домостроению. К Святому Духу он относит разделения дарований или благодати, которые свойственны освящению.

И закономерно, ибо Отец есть безначальное начало и поэтому ему подобает всемогущество, что является началом действия. Сын происходит от ума Отца и потому к Нему относится премудрость и истина. Святой Дух исходит от воли Отчей, и потому Ему причисляются благость, любовь и освящение. Отсюда ясно, что апостол сказал, что в праведниках живет Святой Дух, не по иной причине, как только потому, что хотел обозначить, что праведники, или оправданные люди, обновляются и освящаются Святым Духом через излияние [на них] сверхъестественных даров, о которых мы скажем немного ниже.

Кто же не видит, что это происходит внутри человека, а не неким притворным, вымышленным противниками внешним вменением?

Но и здесь сокрыта тайна. Почему говорится, что Святой Дух не (просто – Примеч.) находится, но живет в праведниках? Одно дело в доме быть, а другое дело – в доме жить. Кто живет в доме, тот в нем держит свои сокровища. Но каковы сокровища Святого Духа? Благодать, любовь, святость, правда и прочее. Эти сокровища имеются в праведных людях, по слову Павла: сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (2Кор.4,7).

Здесь снова можно спросить: почему апостол не сказал, что Бог Отец живет в нас или Христос, но сказал: Дух Божий живет в вас (1Кор.3,16)? Это тайна. Не одинаково Их житие. В древности Бог Отец жил среди сынов израилевых всемогуществом, которым творил знамения и чудеса и защищал этих людей от врагов. Христос живет в Церкви премудрым домостроением и истиной веры. Святой Дух живет в праведниках святостью, правдой и любовью. Из этого следует, что Отец равно может жить и посреди добрых, и посреди злых, ибо у обоих Он может являть свое могущество знамениям и чудесами. Так же и Христос может пребывать и у праведных, и у нечестивых, и тем и другим может дать премудрость для устроения и управления людьми. Однако Святой Дух так не может, но живет только в праведниках, ибо в них одних может быть благодать, святость, правда, незлобие и прочие сокровища Святого Духа. Но не без тайны и то, что говорится, что Святой Дух живет в нас как в храме. Храм – это святое место, посвященное Богу, и служащее только славе Божией. Так и верующий человек, в котором Святой Дух живет, как в Своем храме, красуется святостью и праведностью и все свои деяния направляет для хвалы и славы одного Бога. Поэтому апостол говорит: Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим.8:9). И ниже: Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим.8:14).

Спросишь. Как Дух Божий начинает жить в нас?

Ответ. Послушай Священное Писание. Приходит и стучит в двери наших сердец: Се, стою (сказал) у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3,20). Но что у него за голос? Тот, что у пророка Захарии: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам (Зах.1,3). Поэтому когда мы услышим Его голос и открываем Стучащему, тотчас входит к нам Святой Дух и готовит Себе место для селения: кто любит Меня… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Что же Он делает в этом Своем селении?

Первое. Изливает в сердце человеческое дар благодати и любви. Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5:5).

Второе. Этим излиянием прогоняет всякую греховную тьму и вводит некий новый и необычный свет: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (2Кор.4,6). Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф.5,8). Но вы, братия, не во тьме... Ибо все вы – сыны света (1Фес.5,4-5).

Третье. Этим излиянием возвращается нам жизнь, которую мы погубили грехопадением: мы перешли из смерти в жизнь (1Ин.3:14). И на этом основано новое духовное рождение, ибо бывшие прежде сынами гнева, смерти и осуждения, мы возрождаемся в сынов примирения, жизни и наследия. Поэтому апостол называет нас новой тварью: во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал.6:15). И в другом месте он увещевает нас, чтобы мы ходили в обновлении жизни.

Четверое. Этим же излиянием мы избавляемся от рабства и возвращаемся к свободе: закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:2). И еще: где Дух Господень, там свобода (2Кор.3,17). И еще: мы дети не рабы, но свободной (Гал.4.31).

Это же дарование любви, которое Святой Дух изливает в сердцах наших, имеет различные названия по различию действий.

Первое. Называется благодатью, не только потому, что дается даром, но и потому, что нас делает благодатными и благоприятными Богу.

Второе. Называется праведностью (нарица́етсѧ пра́вда), потому что ею человек воздает всякому, что ему положено: Богу – честь и послушание, ближнему – любовь и служение, самому себе – отчуждение грехов и возрастание в добродетели. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим.6:18).

Третье. Называется образом и подобием Божиим: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1Кор.15,49), – то есть как грехом были подобны Адаму, так благодатью и любовью будем подобны Христу, ибо по слову того же апостола: Он… предопределил (нас) быть подобными образу Сына Своего (Рим.8:29). Но этот образ пишется не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор.3,3).

Четвертое. Называется обручением наследия, ибо святость, которой в нас действует Святой Дух, дает нам надежду будущего наследия: дал залог (ѡ҆бруче́нїе) Духа в сердца наши (2Кор.1,22). И еще: запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог (ѡ҆бруче́нїе) наследия нашего (Еф.1,13-14).

Пятое. Называется семенем Божиим: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1Ин.3:9). Ибо как от семени, посаженного в землю, происходят не только деревья, но (потом – Примеч.) и плоды, так и от благодати и дара Святого Духа, разлиянного в сердцах наших, происходят плоды для вечной жизни. Явственнее об этом говорит Сам Христос иными словами: вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4.14). Что же это за источник, который находится внутри нашей души и столь высоко восходит? Благодать и любовь. Те, которые ее имеют, имеют источник всяких благ и жизнь вечную.

Шестое. Называется брачной одеждой. Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? (Мф.22.12). Ибо как званным на брак подобает иметь приличное этому месту одеяние, так и званным на вечерю Агнца необходимо быть украшенным даром благодати и любви. К этому относится и такая фраза: принесите лучшую одежду и оденьте его (Лк.15:22).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 7. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

Ст. 7. Имамы же сокровище сие в скудельных сосудах, да премножество силы будет Божия, а не от нас.

Сокровищем Апостол называл свет Богопознания, который Единородный Сын Божий, быв человек, просветил сердца наши, открыв нам таинство Единосущного и Триипостасного Божества. И поистине, сокровище есть бесценное, просвещение сие, яко залог небесных благ и вечной жизни. «Се же есть живот вечный», рек Господь, «да знает Тебе Единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа» (Ин.17:3). Мы имеем, говорит, сие небесное просвещение Иисуса Христа, вечного света, содержащееся в сосудах скудельных, то есть в смертных и немощных человеках: и сие так устроил премудрый Божий промысл для того, да мир уверует, что не мы, Апостолы, но Всемогущая Сила Божия распростерла сие спасительное просвещение веры. Подтверждает же сие и следующими словами, доказывая, что сила Благодати Божеской действует в бессилии естества ко исполнению сего великого дела.
 

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Под сокровищем разумеет Апостол благодатное ведение и все благодатные дары, которыми Апостолы пользовались в прохождении своего Апостольского служения, или вообще благодать или благодатную силу Духа, которою облечены были Апостолы как чрезвычайные посланники Божии, которые должны были пронести Евангельскую проповедь во все концы вселенной.

В глиняных сосудах. Под глиняным сосудом разумеется бренное человеческое тело, которое всегда подвержено многим опасностям разрушения и смерти. А можно разуметь под глиняным сосудом и вообще человеческую природу. Мог Апостол говорить так о себе и других Апостолах, потому что до осенения силою Духа все они были немощны и большею частью люди простые, необразованные, бедные, в глазах сильных и знатных людей ничего не значащие.

Можно слова Апостола изложить так: «Но эту Божественную благодать, которая просветила и укрепила нас, носим в себе мы, обложенные бренным, смертным телом, мы – люди необразованные, простые, ничего не значащие в глазах мира».

Чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Так устроил Бог, говорит Апостол, для того, чтобы преизбыточная или превосходная сила, которая раскрывается в нас, или в делах наших, была приписываема Богу, а не нам; чтобы все видели, что мы немощные люди, никак не можем своими силами делать то, что делаем; а делаем все это только при помощи Божественной силы, и чтобы таким образом, при наших немощах, удобнее познавали силу Божью, действующую в нас, и прославляли Бога.

Св. Златоуст говорит: «поелику Апостол много сказал великого и высокого о неизреченной славе верующих; то, дабы кто не сказал, – почему же мы, получив такую славу, остаемся в смертном теле, – говорит сие: то особенно и удивительно, и есть величайшее чудо силы Божией, что скудельный сосуд может вмещать в себе такой свет, и хранить такое сокровище. Посему, вместе и удивляясь, он сказал: да премножество силы будет Божия, а не от нас. И опять указывает на тех, кои хвалятся о себе; ибо и величие даров, и слабость получивших оные показывают силу Божью, как в том, что Бог даровал столь великие блага, так особенно в том, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он разумеет слабость нашего естества и немощь нашей плоти; потому что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда, она столь же удобосокрушима и также легко разрушается и смертью, и болезнями, и воздушными переменами, и другими бесчисленными причинами. И сие сказал он как для того, чтобы постыдить высокомерие гордящихся собою, так и для того, чтобы всем показать, что в делах его служения нет ничего человеческого; ибо тогда особенно и бывает видима сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела, как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: Сила Моя в немощи совершается (2Кор. 12:9).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. 


Имамы сокровище сие в скудельных сосудех [Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах]. Что разуметь здесь под сокровищем? Очевидно, познание славы Божией и проповедь о Христе (2Кор.4:5-6). Насколько клад, скрытый в землю в глиняном горшке, драгоценнее и глины, и горшка, настолько познание о Боге и служение спасению людей чрез распространение этого познания выше немощной человеческой природы. И однако, если ценность клада не уменьшается от того, что он содержится в «скудельном сосуде», то и святость истин, проповедуемых пастырями Церкви и высота их служения, и действительность сообщаемой ими благодати не уменьшаются от их немощей.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Сокровище сие, т. е. величие внутреннее. — Мы, т. е. Ап. Павел. — В глиняных сосудах — т. е. в теле, которое по внешнему виду было слабо, хрупко. И весь вид Ап. Павла не отличался представительностью (ср. 2Кор. 12:7 и сл.; Гал. 4:14). — Чтобы преизбыточная сила — т. е. та неустанная энергия, с какою Павел совершал свое служение. — Была приписываема Богу, а не нам. Весь мир должен узнать, что эта духовная энергия исходит от Бога, а не от Павла.

Ст. 7-12 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас

После изображения апостольского величия своего Павел начинает говорить о том, в каком резком противоречии с этим величием стоит внешнее униженное положение Апостола, и прежде всего говорит о цели, с какою Бог допустил это по отношению к Своему верному служителю.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

7. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам;

8. мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;

9. мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем;

10. всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

 

      Великой славе Христианства и внутреннему величию его благовестников по-видимому не соответствует их не славное и даже униженное внешнее положение, чем и соблазнялись некоторые из новообращенных. Но Апостол Павел показывает высокую цель униженного состояния Апостолов, во 1-х, в очевидности божественной силы, действующей в них, и, во 2-х, в наибольшей степени доступности чрез это апостольского благовестия. Это положение Христианства Апостол в высшей степени удачно сравнивает с пребыванием чего-либо драгоценного (напр., дорогого благовонного масла) в глиняном горшке, который, не смотря на свою слабость и удоборазрушимость, может однако невредимо сохранять положенное в него и сообщать его многим. «Сие-то особенно и удивительно, говорит св. Иоанн Златоуст, и есть величайшее чудо силы Божией, что скудельный сосуд может вмещать в себе такой свет и хранить сие сокровище... Ибо тогда особенно видна сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела, как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: сила бо Моя в немощех совершается ( 2Cor. 12:9)... Послав только 12 человек Он покорил вселенную, и при том тогда, когда сии 12 были гонимы... Откуда же такая сила убедительности? Ни откуда более, как от силы Божией. Новость проповеди была противна всем, а проповедники были из народа, всеми презираемого, бедные и неученые. Каким же образом они покорили вселенную? Не ясно ли сие показывает, что они имели Бога помощником себе? Ибо не человеческой силе свойственно производить такие действия, но силе Божией всемощной». «И не только то, говорит, чудно, что мы храним сие сокровище в скудельных сосудах, но и то, что, подвергаясь бесчисленным бедствиям и будучи отвсюду поражаемы, сберегаем оное и не теряем. Ибо и адамантовый сосуд не мог бы устоять против таких наветов. Но вот ныне скудельный сосуд остается невредим по благодати Божией, и сокровище сохранно». В частности под скудельным сосудом разумеется земное бытие, но Апостолы укреплялись надеждою на воскресение и жизнь будущую, очевидные доказательства коих постоянно представлялись в жизни Апостолов, исполненной множества смертных опасностей, из которых они однако выходили живыми.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4.7. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

Несмотря на все величие славы Евангелия, Господу угодно было поручить возвещать его глиняным (в слав. скудельным) сосудам, людям и телесно немощным, каким был, например, святой Павел, и кроме того, постоянно угнетаемым, уничижаемым и теснимым.Для чего же это так устроено? Разве не мог Господь так сделать, чтобы Апостолы одним видом своим уже влияли на людей? Конечно мог, но не благоволил так сделать для того, говорит, чтобы в нашем служении благовестия не было видно ничего нашего, а все было относимо к силе Божией, и чтобы видя нашу немощность и славу служения нашего, всякий должен был заключить, если сии о персте Божий все сие творят, ибо постиже на нас Царствие Божье (ср.Лк.11:20), надо покориться слову их и веровать, чтобы не быть богоборцами. Чтобы яснее показать, как сила Божия действует в скудельных сосудах, святой Павел говорит.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible