А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 14-15 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего

Ибо любовь Христа, Который умер ради вас, понуждает нас судить так, что как Бог за многих умер, многие же, кои сохранены от явной смерти, умирают самыми пожеланиями своими и ради нового Евангелия, дабы своею человеческою смертью воздать Сыну, Который за них умер и воскрес.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Василий Великий, свт. (†379)

А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего

Что свойственно тем, которые едят хлеб и пьют чашу Господню? Сохранять непрестанную память об Умершем за нас и Воскресшем (Ср. 1Кор. 11:26). Что свойственно сохраняющим такую память? Жить не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего. Что свойственно христианину? Чтобы преобладала его правда во всем, больше книжников и фарисеев, по мере учения, которое преподал в Евангелии Господь (Ср. Мф. 5:20). Что свойственно христианам? Любить друг друга, как и Христос возлюбил нас (Ср. Еф. 5:2). Что свойственно христианину? Во всем видеть перед собой Господа (Ср. Евр. 12:1-2). Что свойственно христианину? Каждый день и час бодрствовать и при совершенном благоугождении Богу быть готовым, зная, что Господь придет в час, в который он не чает (Ср. Мф. 24:50).

Нравственные правила

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего

<…> как земля не оказывает препятствия земледельцу и он как хочет, так и обрабатывает ее и заботится о ней по своему усмотрению; и как кожа, будучи мертвой, не противится мастеру и он как хочет и как знает по своему умению обрабатывает ее, и очищает, и делает пригодной, приготовив ее должным образом, — так каждый должен всецело, всем желанием и всею волею, предать и отдать себя слову и благодати Господней, отрекаясь от собственной воли и умерщвляя себя, и более не следуя своей воле, — как и Апостол говорит: «Мы уже не для себя живем, по для Умершего за нас и Воскресшего» (парафраз); и еще: «Вы не свои» (1Кор. 6:19), — дабы мудрый Художник и Земледелец, Само Слово, как знает и умеет, благодатию совершило и очистило землю нашего сердца, освободив нашу душу от уз материи и заблуждения века сего и бесчестных страстей, дабы, как говорит Апостол, «предоставить ее Себе непорочной Церковью» (Еф. 5:27); а этой непорочной Церковью является душа, в которой от начала дурной помысл не возымел места. И, таким образом сделав ее созвучной с благодатью, Христос печатлеет в этой душе законы свободы, совершенства и покоя жизни, и тогда, присоединившись ко Господу, она становится единым духом с Ним и наследует жизнь вечную.

Собрание рукописей типа I. Слово 54

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего

«Чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». «Итак, если мы должны жить не для самих себя, то, – говорит, – вы не должны смущаться и беспокоиться от надвигающихся на вас бедствий и смертей». И представляет очевидную причину, почему так должно поступать. «Если, – говорит, – мы живем Умершим за нас, то должны и жить для Того, которым живем». И хотя сказанное им содержит, по-видимому, одну причину, однако, если тщательно рассмотрим, то найдем следующие две: первую ту, что мы Им только живем, вторую ту, что Он умер за нас. Каждая из них, отдельно взятая, достаточна для того, чтобы соделать нас покорными. Подумайте же, сколько мы должны быть обязаны, когда соединим обе вместе. Но еще и третья причина скрывается в его словах, именно та, что для тебя (Господь) воскресил и вознес на небо начаток нашего естества, – почему и прибавлено: «для умершего за них и воскресшего».

Беседы на 2-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего

Итак, живут те, за кого, чтобы жили, умер Тот, Кто жил. Еще яснее можно сказать, что они освободились от оков смерти, - они, за кого умер Свободный среди мертвых. Можно и еще яснее: они, за кого умер никогда не знавший греха, были освобождены от греха. И хотя Он умер однажды, Он умирает за каждого, каким бы ни был возраст его, при крещении в Его смерть. То есть смерть Того, на Ком не было греха, оборачивается пользой всякому человеку в тот момент, как, крестившись в Его смерть, человек, бывший мертвым во грехе, для греха умирает.

Против Юлиана-пелагианина

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.14-15 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

Сие связал опять Апостол с предыдущею речью, ибо, сказав: «темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти» (2Кор.5:9), по необходимости показал и причину любви. Пламенеем, говорит он, любовию ко Христу, рассуждая, что, когда мы подлежали смерти, Он один приял за нас смерть, чтобы всем нам приобретена была жизнь. Посему-то и признаем мы справедливым жить для Него и вести жизнь по Его законам, потому что к сему обязывает долг наш пред Ним.
 

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего

Любовь Бога, которую Он явил в нас, объемлет нас и побуждает нас подвергаться опасностям за Него, когда мы обсуждаем хорошо сами с собой следующее. Так как Он умер за всех, то явно, что все мы были погибшими, и что Он для того умер за погибших и умерших, чтобы оживить нас. Итак, поскольку Он оживил нас, то мы не должны уже жить для себя, но для Того, Кем живем, Кто не только умер за нас, но и воскрес, вознесши на небо начаток наш, то есть тело Свое, чтобы всецело вознести и нас. Ибо какая нужда была Ему возноситься, если бы не имело случиться подобного и с нами? Итак, поскольку Он умер за нас, поскольку Он оживил нас, и поскольку Он дал нам залог нетления, мы должны жить для Него, а не для похотей своих.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Христос же за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему

Оживление духом в порядке обетованного избавления, как цель жизни, в сущности одинаково, но по форме не одинаково проявлялось: иначе оно действовалось до закона, иначе в законе, иначе начало действовать в благодати. Апостол говорит о последнем. Единый уже умер за всех и воскрес. И все в Нем умерли и воскресли; но и то, и другое в порядке домостроительства, по которому и умереть им надлежит в свое время, и потом ждать имеющего в свое время быть воскресения в нетлении. Вследствие чего они живут еще в обыкновенном порядке жизни. Спрашивается, как им предлежит жить? – Живущим предлежит теперь не себе жить, но Умершему за них и Воскресшему. В этом цель жизни, в этом оживление духом, изначала ставшее целию жизни. Апостол разумеет не верующих только, но всех людей, живущих во всякое время. Все должны для Господа единого жить. Если не живут, их вина. В какой мере извиняет кого неведение, Бог рассудит; но то закон неотложный, что, после того, как Господь умер за всех и воскрес, все должны жить для Него. В этом норма жизни человечества.

То, что эту жизнь временную имеем со способами оживления духом, оттого имеем, что Господь умер за всех; и то, что по смерти, пребывая в разлучении с телом, будем жить надеждою воскресения в нетленном теле, оттого будет так, что Он воскрес естеством нашим. Если, таким образом, все существенное в нашей жизни от Него есть, то закон правды велит не ктому себе жить, но Ему единому. Святой Златоуст говорит: «Апостол сказал, что мы должны жить не для себя самих, и представляет очевидную на то причину, почему так должно поступать: то есть если мы живем Умершим за нас, то должны и жить для Того, Которым живем. И хотя сказанное им содержит повидимому одну причину, но если тщательно рассмотреть, то найдем следующие две: первую – ту, что мы живем только Господом; другую – ту, что Он умер за нас. И каждая из них, отдельно взятая, достаточна для того, чтобы соделать нас покорными Ему. Сколько же мы должны быть обязаны Ему, когда соединим обе вместе? Но еще и третья причина скрывается в его словах, именно та, что для тебя Господь воскресил и вознес на небо начаток нашего естества; посему и прибавил: умершему за нас и воскресшему».

Что требуется обязательством жить не для себя, Господь определил так: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и последует Мне. Что требуется обязательством жить для Господа, о том сказал Господь: любяй Мя, заповеди Моя соблюдает. Блаженный Феодорит и пишет: «Мы признаем справедливым жить для Него и вести жизнь по Его заповедям, потому что к сему обязывает долг наш пред Ним».

Но такие требования, очевидно, выполнимы только для познавших Господа, уверовавших в Него и прилепившихся к Нему вседушно. Посему хотя Апостол сказал, что все живущие обязаны жить не для себя, а для Господа,– выразился так по идее; но в намерении имел остановить на этом особенно пункте внимание верующих, тех, к кому писал, а за ними и всех. Ибо если все люди к этому обязаны, то тем более обязаны верующие, потому что они, приняв обязательства, получили и силы к исполнению их в благодати Святого Духа. Верующие в Господа, приступая к Нему, отвергаются нечестия и мирских похотей, первоначально в намерении, желании и решимости воли; но когда в купели крещения возрождаются они к новой жизни, то получают благодатную силу, самым делом отрешающую их от нечестия и похотей и устремляющую их на жизнь целомудренную, праведную и благочестную. Таким образом, жить не для себя, то есть не по эгоистическим стремлениям плоти, а для Господа, то есть по воле Его, святой, благоугодной и праведной, есть неотъемлемая принадлежность истинно верующих христиан. В отношении к ним слово Апостола значит: так это должно быть, и иначе быть не может, когда вы таковы, какими вам следует быть.

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святейшей Литургии, или Бескровной Жертве

Где есть особенный и отдельный закон и вера, там будет этим законом установлена и особенная, отдельная жертва. Ибо об этом говорит апостол [в Послании] к Евреям: Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона (Евр.7,12). Но можно сказать и наоборот – с переменой закона необходимо быть и перемене священства (жертвы). Следовательно, так как у нас, христиан, особенный закон и вера, то есть вера и закон Евангельский, отдельный от законов естества и Моисея, поэтому, во всяком случае, нам, христианам, необходимо иметь для почитания Бога особенную жертву, отдельную от жертв естественной и Моисеевой. Какая же у нас есть такая жертва? Кровная ли, бывшая на Кресте, как говорят противники? Нет, ибо та Жертва Христом, общим избавителем, была принесена за всех, как за тех, кто жил в законах естества и Моисея, так и за живущих в законе евангельском, так как Христос за всех умер (2Кор.5,15), – по слову Павла. Следовательно, кровной жертвой мы, христиане, не отличаемся от всех, живших в законе естества и в законе Моисея, потому что и за них Христос умер так же, как и за нас. А так как кроме этой кровной жертвы, общей для всех законов, была одна жертва в законе естества, другая в законе Моисея, потому кроме той кровной жертвы, отличная от них есть и в законе Евангельском (Евр.10). И, как жертва закона естественного и жертва закона Моисея были образом будущей Кровной Жертвы, так и наша жертва является образом, явлением и воспоминанием бывшей и уже прошедшей той же Кровной Жертвы (1Кор.11,26).

Подтверждение

Закон богопочитания обязывает тех, кто под этим законом, как патриархи и пророки под законом естества и под законом Моисея обязаны были почитать Бога жертвами, изображающими будущую Кровную Жертву. Так и мы под законом Евангельским обязаны почитать Бога жертвой Евхаристической, изображающей кровную Крестную Жертву.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего

К такому самоограничению на благо Церкви побуждала Апостола любовь Христова или любовь к братиям, подобная любви Христа к человечеству. Он рассуждал так: «если Христос умер, то и все верующие во Христа умерли сами для себя. Они не живут уже для самих себя, а для Христа и ближних своих». Поэтому Апостолу чуждо теперь всякое желание отличиться чем-нибудь пред другими верующими. Он не пользуется во что бы то ни стало имеющеюся у него способностью приходить в чрезвычайное состояние восторга и стремится служить назиданию верующих в обычном спокойном состоянии.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 5:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

14. Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.

15. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

     Показывая великую сущность христианской проповеди, Апостол прежде всего указывает Христоподобную любовь, которая объемлет истинных Христиан, так что они ясно сознают, что если Христос за всех умер, то и они умерли для мира, а если живут, то для Христа и во Христе, соделавшем нас обновленными, воссозданными, так что древний порядок весь заменился новым, который открылся чрез примирение Бога с людьми и продолжается чрез проповедь Апостолов о примирении людей с Богом чрез покорность Ему. Здесь кратко затрагивается вся история спасения людей или иначе все величие благодати, явленной Богом Отцом во Христе Иисусе и возвещенной миру чрез святых Апостолов.
 

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

5.15. [Зач. 180.] А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

Если Христос Господь умер за грехи людей и воскрес для жизни их, то естественно, что они, чтобы жить, должны жить не для себя, не по эгоистическим стремлениям плоти, а для Господа, то есть по Его святой воле, благоугодной и праведной. Это есть необходимое условие новой жизни во Христе (ср.Мф.16:24;Ин14:21). Так старается жить и святой Павел.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено (2Кор.5:16).
 

Ответ:   Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав (2Кор.5:15), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы (Гал.3:28; Кол.3:11; причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» (Ин.6:42;  «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство, когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян.9:5). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами (2Кор.5:16) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною (Деян.7:55), и во плоти придет для суда (Деян.1:11). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» (1Ин.4:3). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» (Ин.8:25), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» (Фил.2:6-7). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову... Ибо как останется истинным то, что Он сделался во всем подобным нам, если Он не может изображаться на иконе, подобно нам..? Но «осуетились в умствованиях своих» иконоборцы, «и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21); отвергая иконы Христа, Богородицы и всех святых, они отвергают спасительное домостроительство и, исповедуя Христа, как бесы, отвергают Его делами. Ибо Христос не есть Христос, если Он не может быть изображен; и не поклоняются Ему, если они не веруют, что следует поклоняться Ему в иконе... Через принятие иконы принимается изображенный на ней, как и наоборот: через отвержение ее он отвергается.(1) Нет ни одной ереси... хуже этой иконоборческой ереси. Она отвергает Христа, ударяет Его в лицо, неистовствуя делом и словом. С одной стороны, она безумно утверждает, что Христос не должен быть изображаем в телесном виде; а это значит отвергать, что Слово стало плотию; ибо если Оно стало плотию, то, конечно, может быть и изображаемо; иначе евангельское сказание есть призрак, как думают манихеи. С другой стороны, она выскабливает, ломает, разрушает, сжигает всякий божественный храм, всякое священное приношение, на котором есть изображение Христа, Богородицы, кого-либо из святых».(2)
--------------------------------------------------
(1) -  
Творения. Том. 2-й. Письма: 158 к Иоанну, 205 к Феодосию. 1908 г., стр. 540–541 и 609.
(2) -  Творения. Том 2-й. Письмо 81 к Пантелеймону Логофету. 1908 г., стр.442.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible