Скрыть
потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 19-20 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом

Ведь, Сам Он положил в нас слово примирения, и мы таким образом вместо (от имени) Христа являемся послами. Так как не может быть, чтобы еще снова пришел к вам Христос в плоти, то вот мы и приходим к вам послами с миром вместо Христа. Кроме того мы не только послы мира, но также и ходатаи. Как бы Сам Христос увещавает вас чрез нас, и мы просим вас от себя вместо Христа: примиритесь с Богом.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-21 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом

«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь» (ст. 17). Доселе (апостол) заимствовал от любви побуждения к добродетели, теперь возводит к ней из рассмотрения самых дел. Потому присовокупил: «кто во Христе, [тот] новая тварь». «Кто, – говорит, – уверовал в него, тот соделался другим созданием, потому что таковой родился свыше чрез Духа. И по этой, следовательно, причине мы должны, – говорит, – жить для Него, – не потому только, что мы не свои (1Кор. 6:19), и не потому только, что Он умер за нас, и воскресил начаток нашего естества, но и потому, что мы перешли в другую жизнь». Смотри, сколько он приводит причин на то, что надо жить добродетельно. А чтобы показать, как важен этот переход и как много значит такая перемена, он дает и многозначительное наименование этому исправлению (жизни). Потом, чтобы более объяснить сказанное и показать, как мы делаемся новою тварию, он говорит: «древнее прошло, теперь все новое». Что же такое «древнее»? Или грехи и разные роды нечестия, или все иудейские (обряды); а лучше – то и другое вместе. «Теперь все новое. Все же от Бога» (ст. 18). А от нас – ничего. И оставление грехов, и усыновление, и нетленная слава – все от Него нам даровано. Таким образом, он возбуждает их к добродетели не только уже будущими благами, но и настоящими. Смотри же, каким образом. Он сказал, что мы воскреснем некогда, перейдем в нетление и получим храмину вечную. Но так как для убеждения тех, которые не так верят будущему, как нужно верить, настоящее имеет больше силы, чем будущее, то он показывает им и то, что они уже получили, и каковы они были тогда, когда получили. Каковы же они были, когда получили? Они были все мертвые («все, – говорит, –умерли, и Христос за всех умер: так всех равно возлюбил Он»), все одряхлели, застарели в беззакониях.

Но вот теперь и душа новая (потому что очищена), и тело новое, и служение новое, и новые обетования, и завет, и жизнь, и трапеза, и одежда, и все вообще новое. В самом деле, вместо земного Иерусалима, мы получили вышний престольный град; вместо чувственного храма узрели храм духовный; вместо каменных скрижалей получили плотяные; вместо обрезания – крещение; вместо манны – тело Владычне; вместо воды из камня – кровь из ребра; вместо жезла Моисеева или Ааронова – крест; вместо обетованной земли – царство небесное; вместо бесчисленных иереев – Единого Архиерея; вместо агнца бессловесного – Агнца духовного. Представляя все эти и подобные блага, (апостол) и сказал: «все новое». И все это от Бога чрез Христа и Его благодать. Потому и присовокупил: «примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения», потому что все блага даны нам чрез Христа. Тот, кто соделал нас друзьями Своими, есть виновник и всех других (благ), которые Бог даровал друзьям Его, потому что, не врагами нас оставив, Он оделил нас такими дарами, но соделав друзьями Себе. Но когда я называю Христа виновником нашего примирения, то разумею вместе и Отца; когда же говорю, что Отец даровал (это примирение), то опять разумею и Сына. «Все чрез Него начало быть» (Ин. 1:3); следовательно, Он – виновник и этого. Не мы обратились к Нему, но Он сам призвал нас к Себе. Как же призвал? Смертью Христа. «И давшего нам служение примирения». Здесь (апостол) опять указывает на достоинство звания апостольского, показывая, сколь великое дело поручено им, и как велика любовь Божия к нам. В самом деле, и после того, как люди не послушали пришедшего ходатая, (Бог) не отвергнул и не оставил их, но продолжает звать их как Сам, так и чрез других. Кто достойно может надивиться такому попечению о нас! Сын, пришедший для примирения, Сын приискренний и единородный умерщвлен; но Отец, не взирая и на это, не отверг убивших Его, и не сказал: «Я послал Сына Моего совершить Мое посольство, а они не только не хотели послушать Его, но еще убили и распяли, потому праведно отвергнуть уже их». Но поступил совсем напротив: по отшествии от нас Сына, Он вверил нам дело примирения: «давшего нам служение примирения. Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их» (ст. 19). Видишь ли любовь, превосходящую всякое слово, всякий ум? Кто был обижен? Сам (Бог). Кто первый пришел для примирения? Он же. «Но, – скажешь, – Он послал Сына, а не сам пришел?» Да, Он послал Сына, но не один Сын призывал нас, а вместе с Ним и чрез Него действовал и Отец. Поэтому (апостол) и сказал, что «Бог во Христе примирил с Собою мир», т. е. чрез Христа. Этими словами он поясняет выше сказанные слова: «давшего нам служение примирения», и как бы так говорит: «Не подумайте, что мы виновники этого дела, – мы только служители; виновник же всего есть Бог, примиривший с Собою вселенную чрез Единородного». Как же Он примирил? Удивительно ведь не только то, что Он соделался другом, но еще более то, что так соделался другом. Как же? Оставив им согрешения: иначе не был бы и друг. Потому (апостол) и сказал далее: «не вменяя [людям] преступлений их». Действительно, если бы Он захотел требовать отчета во грехах наших, то все мы погибли бы, потому что все умерли. Но при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но даже и не вменил их нам. Так и мы должны прощать врагов своих, чтобы и самим получить такое же прощение. «И дал нам слово примирения». «И мы, – говорит, – не для того пришли теперь, чтобы возвещать что-нибудь тяжкое, но чтобы сделать всех друзьями Богу». «Если мне, – говорит (Господь), – они не поверили, то вы не переставайте увещевать их, пока не убедите». Потому и говорит далее: «и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (ст. 20).

Смотри, до чего он возвысил это дело, представляя самого Христа просящим о примирении, и не только Христа, но и самого Отца. Смысл же слов его такой: Отец послал Сына Своего увещевать (людей), и исполнить посольство от Его имени к роду человеческому. Но так как Он, будучи умерщвлен, отошел отсюда, то теперь нам передано это посольство, потому и просим вас от имени Христа и Отца Его. Для Него столь дорог человеческий род, что Он предал за него Сына Своего, наперед зная, что Он будет умерщвлен, и сделал нас апостолами для вас, – так что справедливо сказал (апостол): «все для вас» (1Кор. 3:22). «От имени Христова просим», то есть, «вместо Христа, потому что нам передано дело Его». Если же тебе это кажется преувеличенным, то послушай еще далее, где он говорит, что они делают это не только вместо Него, т. е. Христа, но и вместо Отца. Потому и прибавил: «и как бы Сам Бог увещевает через нас». «Не чрез Сына только, – говорит, – (Бог) призывает людей, но и чрез нас, которым передано дело Его. Итак, не думайте, – говорит, – чтобы мы вас просили, – сам Христос чрез нас просит вас, и даже сам Отец Христа». Что может равняться с таким преизбытком (благости)? Будучи неблагодарно обижен за бесчисленные благодеяния (от Него нам данные), Он не только не осудил нас, но еще дал Сына Своего, чтобы примирить нас с Собою; и когда те, к которым Он пришел, не только не примирились, но и убили Его, Он послал опять других посланников для призывания, и чрез них сам просит. О чем же просит? «Примиритесь с Богом». Не сказал: «Примирите с собою Бога», потому что не Бог враждует против нас, но мы против Него. Бог же никогда не враждует. Потому, как посланный посредник, оправдывая Его, говорит: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех» (ст. 21). «Я не говорю уже о том, что прежде было – что вы показали себя крайне неблагодарными против Того, кто не причинил вам никакой обиды, напротив, облагодетельствовал вас; не говорю и о том, что Он не осудил вас за это, и что первый, будучи обижен, первый и просит; пусть все это покрыто будет молчанием. Только того благодеяния, которое Он сделал для вас ныне, не достаточно ли к тому, чтобы вы примирились с Ним?» Что же Он сделал? «не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех». Если бы Он сделал только одно это, и ничего другого, то подумай, каково было и это одно, что Он предал Сына Своего за оскорбивших Его? А Он много еще и других благодеяний сделал для нас, и сверх всего еще – не сделавшего никакой неправды осудил на страдания за неправедников. Но (апостол) не сказал этого, а указал на нечто гораздо большее. Что же именно? То, что «не знавшаго греха» – Того, Который есть самосущая правда – «сделал [жертвою за] грех», т. е., допустил быть осужденным, как бы грешнику, и умереть, как бы проклятому, потому что «проклят … [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор. 21:23). Действительно, умереть на древе гораздо более значило, нежели просто умереть, на что указывая и в другом месте, он говорит: «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Такая смерть не только вменялась в наказание, но и в бесчестие. Итак, подумай, как много даровал тебе Бог. Великое дело, когда и грешник умирает за кого-нибудь; но когда праведник страдает таким образом и умирает за грешников, и не просто умирает, но умирает как злодей, и не только вменяется с злодеями, но еще своею смертью дарует нам великие блага, которых мы и не ожидали – потому что говорится: «чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, – то какое слово, какой ум может достойно обнять и изобразить это? «Праведника, – говорит, – (Бог) сделал грешником, чтобы грешников сделать праведными. Но он и не то еще сказал, а гораздо более, именно указал не состояние только, а самое качество. Он не сказал: «сделал грешником», но – «сделал для нас [жертвою за] грех»; и не только не согрешившего, но и «не знавшего греха»; чтобы и мы были, не сказал – «праведными», но – «правда», и «правда Божия». И действительно, эта правда есть Божия.

Беседы на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения

Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их

Высказал, что Отец примирил нас с Собой. Дабы не сказал кто: но Он послал Сына? - теперь говорит, что хотя Он послал Сына, однако, призывает не один Сын, но и Отец, примиряющий с Собой мир через Христа, - ибо это значит во Христе, - и показавший такую благость к людям, что не только не наказал их, но и примирился с ними, и не только простил их, но и не вменил им грехов. Ибо если бы Он захотел требовать отчета, то все погибли бы.

И дал нам слово примирения.

Поэтому имеем повеление от Бога не возлагать на вас что-нибудь тяжкое, но примирить вас с Ним. Поскольку Мне, говорит Бог, не поверили, то вы не переставайте увещевать их, пока не убедите.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Зане Бог бе во Христе мир примиряя сСебе, не вменяя им согрешений их, и положив в нас слово примирения

Повторяет сказанное пред сим, по важности предмета, в желании напечатлеть его полнее и глубже. Яснее только изображает образ примирения во Христе. Христос Господь все грехи наши вознес на теле Своем на древо (1Пет. 2:24); рукописание их взял Он от среды и пригвоздил ко кресту (Кол. 2:14), так что для правды Божией сих грехов и с их рукописанием будто уже и не существует. Она вполне удовлетворена. Людям остается только уклониться под сень креста, чтобы правда Божия не видала на них грехов их. Об этом, говорит, мы теперь и толкуем всем, всех убеждая и умоляя: примиритеся с Богом. «Видишь ли любовь Божию,– говорит святой Златоуст,– превосходящую не только всякое слово, но и всякий ум? Кто первый был обижен? – Бог. Кто прежде пришел для примирения? – Он же. Но, скажешь, Он послал Сына, а не Сам пришел? – Да, Он послал Сына, но не один Сын призвал нас, а вместе с Ним и чрез Него действовал и Отец. Посему Апостол и сказал: Зане Бог бе примиряя Себе мир во Христе,– то есть чрез Христа. Он как бы говорит: не подумайте, что мы виновники сего дела, мы только служители: виновник же всего этого есть Бог, примиривший с Собою вселенную чрез единородного Сына Своего. Как же Он примирил? Ибо удивительно не только то, что Он сделался другом, но еще более то, что так сделался другом. Как же? – Оставив им согрешения. Ибо иначе бы не был друг. Потому Апостол и сказал далее: не вменяя им прегрешений их. А если бы Он захотел требовать отчета во грехах наших, то все мы погибли бы. Но при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но и не вменил нам. И положив в нас слово примирения. Ибо не для того, говорит, мы пришли теперь, чтобы возвещать что-нибудь тяжкое и страшное, но чтобы соделать всех друзьями Богу. Поелику Мне, говорит Господь, они не поверили, то вы не переставайте увещевать их, пока не убедите».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Лука Крымский, свт. (†1961)

Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения

На слова: «Бог примирил с Собою мир» (2Кор. 5:19).

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:16-17).

Вот весьма недавно вспоминали мы тот страшный день, когда было совершено спасение рода человеческого на Кресте Христовом. Вот недавно поминали мы время, когда воссиял над миром свет из гроба Христова.

Исполнилось то, о чем вы только что слышали. Но надо понять всю глубину любви Божией, явленной в спасении рода человеческого, надо, чтобы вы поняли, как безмерна, как поразительна, как непостижима была эта любовь.

Ибо почему Бог Отец послал Сына Своего Единородного на такой страшный подвиг спасения рода человеческого неописуемыми страданиями Богочеловека? Неужели только потому, что должна была восторжествовать правда Божия? Неужели только потому, что Господь возлюбил мир? Нет, любовь Божия была неизмеримо более глубока, чем можем мы себе представить. Слушайте слова Павловы в послании к Коринфянам: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

Бог во Христе примирил с Собою мир. Не Он примирился с миром, а мир примирил с Собою. Чувствуете ли непостижимую глубину смирения Божия? Он точно Сам просил у мира, чтобы мир примирился с Ним.

Ведь это же поразительно: Он послал Сына Своего Единственного на страшную смерть для того, чтобы убедить мир примириться с Ним. Ведь это безмерная глубина любви и смирения, не вмещающаяся в сознание наше. А это смирение Божие явлено еще и в удивительных словах Откровения апостола Иоанна. Господь Иисус Христос говорит: Стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).

Он, как нищий, стоит у дверей и ждет, не отворят ли, не примут ли Его. Это ли не глубочайшая любовь Божия, совершенно непостижимая для ума человеческого? Святой апостол Иоанн в своем соборном послании так и говорит: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин. 4:9-10).

Бог по величию такой чудной любви Своей послал Христа в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. Судить Он будет, судить придет, во второй раз придет, в первый же раз Он пришел не судить, а спасти мир. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что их дела были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3:18-20).

Свет пришел в мир, а люди света не хотели, люди более любили тьму, потому что дела их были злы, потому что все, делающие худые дела, ненавидят свет, не идут путем света, чтобы не обличились дела их, потому что они злы. Вот потому и не приняли Иисуса, потому и отвергли свет, потому и распяли Его на Кресте: ненавидит свет тот, кто во тьме.

А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3:21).

Вот видите: одни люди возненавидели свет, потому что души их темны; другие люди возлюбили свет, потому что души их праведны, потому что сердце их чисто, потому что им нужен свет. Так делится весь род человеческий на тех, кто ненавидит свет, и на тех, кто возлюбил свет.

Будьте все в числе тех, кто возлюбил свет! Да не будет никто из вас в числе тех, кто возненавидел свет, кто отверг Господа нашего Иисуса Христа!

Спешите идти за Христом. На слова: «Бог примирил с Собою мир»

Амвросиаст (†IVв.)

потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения

Бог был во Христе. Каким образом? В качестве наместника или посланника, как то было в пророках, или иначе? Не так ли, как в пророках, могло быть и в Сыне? Ибо Сын естеством Своим есть посланник Бога Отца, о чем Сам говорит: Отец во мне и Я в Нем (Ин. 10:38). Пребывание Отца в Сыне понимается в том смысле, что у Них одна природа. Ибо там единство, где нет различия; и оттого Один в Другом суть, что образ и подобие у Них есть одно и о видевшем Сына скажут, что видел Отца, как и Сам Господь говорит: Видевший Меня, видел Отца (Ин. 14:9). Верно, ибо говорится: Бог во Христе. То есть Отец в Сыне примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений. Поскольку творение согрешило против Бога и не раскаялось, чтобы возвратиться в Него, то Бог, Который не хотел гибели Своему творению, направил Сына Своего для проповедования через Него прощения грехов и примирения с Собою - с Тем, Кто нас сотворил.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения

Для того чтобы примирение, совершенное Богом, сделалось достоянием каждого отдельного человека, нужно, чтобы кто-нибудь выяснил людям сущность этого примирения. И вот для этого с «словом примирения» посылается в мир Ап. Павел.

Толковая Библия.

См. так же Толкование на 2Кор. 5:17

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

19. потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

     Дело апостольства – дело примирения, совершенное Иисусом Христом, совершаемое призыванием, освящением и другими способами и средствами, благодати, подаваемой в церкви Божией чрез преемство Апостолов до ныне.
     Сказавши о том, как совершилось примирение всех во Христе, с Коим всегда был единосущен и неразделен Отец, Апостол от лица Божия умоляет Коринфян, а вместе и всех людей, вступить в новый завет примирения и получить оправдание Божие, со всеми Его неизреченно-благими последствиями и святыми плодами.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

5.19. потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

Каким образом Бог примирил с Собою грешников со Своей правдой?
Христос Господь все грехи наши вознес телом Своим на древо (1Пет.2:24). Рукописание, в котором все они записаны, Он взял от среды людей и пригвоздил ко кресту (Кол.2:14).
Так что для правды Божьей этих грехов и записей их все одно, что не существует. Она вполне удовлетворена. Людям остается уклониться под сень Креста, чтобы правда Божья не видала на них грехов их, и не вменила их грешникам. Об этом Он повелел нам, Апостолам, возвещать людям, чтобы они, со своей стороны, вняли нашему слову примирения и примирились с Богом.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible