Скрыть
под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах

В темницах преследователей, в возстаниях начальников, в трудах путешествия и проповеди Евангелия, в бдениях молитвы и в постах относительно пищи.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Григорий Нисский, свт. (†394)

под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах

Эта благодать Святого Духа, объяв всю душу и исполнив жилище радостью и силой (cм. 2Кор 5:1), делает сладостными для души страдания Господни, надеждой на будущие блага отъяв чувство настоящей скорби. Итак, вы намереваетесь взойти к высокой силе и славе в соработничестве Духа, так и проводите свою жизнь, радостно перенося всякое бедствие и испытание, чтобы оказаться достойными пришествия к вам Духа и наследия со Христом, никоим образом не превозносясь и не расслабляясь по нерадению, чтобы ни вам самим не пасть, ни оказаться виновниками согрешения других.

О христианском образе жизни

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-6 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви

Далее, как и всегда делает (апостол), выставляя самого себя на сцену, чтобы с него брали пример, так делает он и здесь. Поэтому и присовокупляет: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо наше служение» (ст. 3), – заимствуя убеждение не от времени только, но и от примера тех, которые подвизались как должно. И смотри, как скромно это делает. Не сказал: «Глядите на нас, а мы таковы-то»; но, как бы защищаясь против обвинения, исчисляет свои (подвиги). И полагает два отличительных признака беспорочной жизни, первый: «ни в чем не полагаем претыкания» – не сказал «обвинения», но что гораздо маловажнее – «претыкания», – т. е., никому не подавая и повода к укоризнам против нас, – «да служение наше безпорочно будет», – чтобы кто не стал нападать (на это служение); и не сказал опять, чтобы кто не стал порицать или обвинять, но чтобы оно не подавало и случайного повода к тому, чтобы кто-нибудь мог порицать в чем-нибудь. Второй признак: «но во всем являем себя, как служители Божии» (ст. 4). Это гораздо выше (предыдущего). Действительно, не одно и то же – быть свободным от обвинения, и устроить себя так, чтобы из всего видно было, что мы Божии слуги; и не одно и то же – избежать порицания, и быть достойным похвал. Не сказал: «являясь» (φαινόμενοι), но: «являем себя» (συνιστώντες), т. е. показывая (себя таковыми на деле). Далее говорит и о том, каким образом они сделались таковыми. Каким же? «В терпении, – говорит, – многом». Терпение он положил основанием благ, почему и не просто сказал – «в терпении», но – «в терпении многом», чтобы показать его важность. Действительно, перетерпеть одну какую-нибудь беду или две – еще не великое дело; потому и перечисляет множество скорбей и искушений, говоря: «в скорбях, в бедах» (ανάγκαις). Но скорбь еще более увеличивается, когда нельзя уклониться от несчастий, и когда точно неизбежная какая необходимость требует злостраданий. «в тесных обстоятельствах», – т. е., или в теснотах голода и других необходимых потребностей, или просто в теснотах искушений. «Под ударами, в темницах, в изгнаниях» (ακαταστασίαις) (ст. 5). И каждое из них само по себе тяжко: тяжко терпеть бичевание, тяжко быть в узах, тяжко не иметь покоя от гонений – это именно и значит «в нестроениих»; но когда постигают все эти скорби и притом сразу, то подумай, какая для этого потребна душа! Потом ко внешним скорбям присовокупляет и те, которые от него собственно зависели: «в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте» (αγιότητι)«. Этими словами он указывает на те труды, которыми обременял себя, переходя с места на место; и делая своими руками, – на те ночи, в которые учил, или трудился для себя, и со всем тем не забывая и поста, хотя и одни эти (подвиги) стоили не одной тысячи постов. А под «чистотой» здесь он разумеет или целомудрие, или чистоту во всем, или же нелюбостяжательность, или же то, что он даром проповедовал Евангелие. «В благоразумии» (γνώσει) (ст. 6). Что такое «в благоразумии»? В мудрости, даруемой от Бога, которая истинно есть ведение, а не как мнимые мудрецы, хвалящиеся внешним образованием, а этой истинной мудрости лишенные. «В великодушии, в благости». И это важное свидетельство мужественной и благородной души – великодушно переносить поражения и удары, отовсюду наносимые. Далее, чтобы показать, как он сделался таковым, присовокупил: «в Духе Святом». «Чрез Него, – говорит, – мы все это совершаем». Но смотри, где он поставил помощь от Св. Духа, – после уже исчисления своих подвигов. Мне кажется, он хотел показать этим и нечто еще другое. Что же такое? То, что «мы обильно исполнены Духа Святого, и свое апостольство оправдываем и тем, что удостоились духовных дарований», так как, хотя это зависит и от благодати, тем не менее, и сам он был причиною, своими делами и подвигами привлекши на себя благодать. Если же кто думает, что сверх сказанного (апостол) выражает этими словами еще и то, что он, в употреблении благодатных даров, не подавал никому никакого соблазна, – думаю, и тот не погрешит против смысла. Действительно, некоторые (из коринфян), получив дар языков и возгордившись, тем подали повод к осуждению себя, потому что получивший духовные дары может и злоупотребить ими. «Мы же, – говорит, – не таковы, но и «в духе», – т. е. в дарованиях, – пребыли беспорочными. «В любви нелицемерной».

Вот что было причиною всех благ (им приобретенных); вот что сделало его таковым, и сохраняло в нем Духа, действием Которого все у него совершалось.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах

Под ударами, в темницах

И удары, и темницы: смотри, сколько зол! Каждое из них само по себе весьма тяжко.

В изгнаниях

То есть в гонениях, когда кто не имеет места, где остановиться, будучи преследуем из места в место.

В трудах, в бдениях, в постах

Сказав о бедствиях внешних, здесь говорит о своих собственных, которым он добровольно подверг себя, о трудах, то есть о делании рук своих, которыми питал и себя и других, и вместе с тем бодрствовал и постился.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

В ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, в бдениих, в пощениих

В ранах, конечно от ударов. До времени написания сего известны побиение Апостола камнями в Листре (Деян. 14, 19), которое не могло обойтись без ран, и биение его палками в большом количестве ударов в Филиппах (–16, 22–23). Сам же он о себе свидетельствует, что от иудей пять раз по 39 ударов было ему дано и что три раза бит был палицами (2Кор. 11, 24–25).– В темницах. Побивши его палками довольно в Филиппах, вместе с Силою бросили в темницу; и вообще, как сам говорит, в темницах приходилось ему быть излиха (2Кор. 11, 23).– В нестроениях, ακαταςασιαις, когда поднималось против него гонение, с шумом и смятением, заставлявшими его бегать из одного места в другое. Большею частию такие бури поднимали против него иудеи. Так было в Иконии (Деян. 14, 5), в Солуне (–17, 5), в Верии (–13) и в самом Коринфе к концу его там пребывания (–18, 12). Святой Златоуст говорит: «И каждое из сих (трех) искушений в отдельности тяжко: тяжко терпеть бичевание, тяжко быть в узах и не иметь покоя от гонений тяжко,– ибо то значит в нестроениих, но когда все сии скорби и все вместе постигают, подумай, какая для сего потребна душа!»

В трудех: тяжелейшие труды – путешествие, большею частию пешком; затем труды – работа для содержания себя и своих; и учение требовало труда, и заведение порядков в новоустрояемых христианских Церквах.– В бдениих, когда ночи проводил в молитвах или беседе с новообращенными. Так в Филиппах он с Силою около полуночи, молясь, воспевал Бога (Деян. 16, 25), а потом занялся наставлением и крещением темничника со всем домом и всю ночь провел не смыкая глаз. Так потом в Троаде простер слово до полунощи; по оживлении же падшего с окна Евтиха юноши беседовал до рассвета, пока пришел час выйти из города (–20, 7, 11). То же, конечно, бывало и во всех других местах. В пощениих, когда не по недостатку не принимал пищи, а добровольно лишал себя оной, в пособие к молитве и умилостивлению Бога, для приготовления к какой-либо борьбе с ложью и заблуждением. Пощение – сильное средство нравственное и многоценный подвиг пред очами Божиими. Святой Златоуст говорит: «Здесь к внешним (невольным) скорбям присовокупляет он и те, которые от него, собственно, зависели, указывая на труды, которыми обременял себя, переходя с места на место и делая своими руками; на те ночи, в которые учил или трудился для себя, и в то же время не забывая и поста, хотя одни сии подвиги стоили не одной тысячи постов».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Христианский пост

 

Сектанты говорят: 1Кор.8:8: «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Значит, поститься не стоит.

Православный ответ: Здесь не о посте говорит апостол, а о пище, что она сама по себе безразлична. А пост нужен, потому что сам ап. Павел постился: 1Кор.9:27; 2Кор.6:5;11:27 и наказывал пост другим: 1Кор.7:5; Рим.14:15.

Оружие правды

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах

Здесь исчисляются такие виды скорбей, которые апостол Павел сам испытал, среди подвигов своего апостольского служения.

Под ударами. Апостол Павел свидетельствует о том, что он многократно подвергался побоям (2Кор. 11:23-25), и св. Лука также повествует об этом в книге Деяний Апостольских (Деян. 16:23).

В темницах, т.е. в заключении, в узах, под стражею, в темных и смрадных местах, каковы были у язычников темницы (2Кор. 11:23).

В изгнаниях. Апостол преследуем был врагами и тут, и там, и должен был переходить с места на место, последуя наставлению Господа: егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10:23). И сам Павел говорит: До нынешнего часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся (1Кор. 4:11; Деян. 16:19 и след.).

В трудах. Этот подвиг по преимуществу принадлежал Павлу, как сам он свидетельствует о себе: благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся (1Кор. 15:10). Также, сколько известно из истории апостольской, он один из Апостолов, среди подвигов апостольского служения, трудами рук своих добывал необходимое для своего содержания и для содержания бывших с ним, как свидетельствует книга Деяний Апостольских (Деян. 20:34).

В бдениях, которых требовала и его апостольская ревность к проповеданию Евангелия Христова, и также, среди подвигов проповеди, его труды, которыми приобретал он средства к содержанию себя и бывших с ним (2Кор. 11:27).

В постах, которые Апостол и добровольно предпринимал, по правилу воздержания, и добровольно переносил, вынуждаемый к этому непрерывностью и продолжительностью подвигов; а также по неимению пищи и пития должен был терпеть голод и жажду, как во время заключения в темницах, так и во время странствований (1Кор. 4:10; Флп. 4:12).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах

Все, что здесь перечисляет Апостол, представляет собою только разновидности одной добродетели - терпения. Первый вид терпения - перенесение бедствий, т. е. внешних преследований, второй - перенесение нужд, т. е. тягостей, которые сопровождают или являются результатом преследований. На третьем месте стоят тягостные обстоятельства, которые удручают, главным образом, душу преследуемого. Затем он упоминает об ударах, какие получал (Деян. 16:23 и сл.), о заточении своем в темницу, о необходимости часто переселяться из одного места в другое - изгнания (по другому переводу: народные волнения). Наконец терпение свое Апостол показал в своих усиленных трудах на благо Церкви (1Кор. 3:8), в бдении по ночам, когда это было нужно (Деян. 20:31) и в постах (Деян. 14:23; 13:2 и сл.).

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 6:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение:

4. но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6. в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

           Как бы защищаясь против обвинения, Апостол исчисляет свои подвиги и добродетели. Он полагает два главных отличительных признака беспорочной жизни: первый – свободу от обвинений, а второй – верность служению Богу, выразившуюся в терпеливом перенесении всякого рода злостраданий во время исполнения своего апостольского долга. Об этих злостраданиях своих святой Апостол Павел сам отчасти говорит подробнее в других местах (напр. 1Кор. 11:232Кор. 11:24-25 и др.), а отчасти о них говорят и другие (см. Деян. 14-18; гл. Деян. 20:7-11). «И каждое из сих искушений в отдельности тяжко, говорит святой Иоанн Златоуст. Тяжко терпеть бичевание, тяжко быть в узах и не иметь покоя от гонений... Но когда все сии скорби и вместе постигают, подумай, какая для сего потребна душа»... «К внешним (невольным) скорбям присовокупляет он и те, которые собственно от него зависели, указывая на труды, которыми обременял себя, переходя с места на место и делая своими руками; на те ночи, которые он учил или трудился для себя, в то же время не забывая и поста, хотя одни его подвиги стоили не одной тысячи постов».

      «Свое апостольство не менее оправдывает и тем, что удостоились духовных дарований. Мы пребывали беспорочными в Духе, т. е. в дарованиях духовных. В любви нелицемерне... Вот что́ было выше всех благ, им приобретенных; вот что́ сделало его таковым, и сохранило в нем Духа, действием Которого все у него приходило в совершение»...

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посте.

Мф.9:15. Ученики Господа Иисуса не постились, пока Он был с ними, а когда «отнят был у них жених», тогда стали поститься: Деян.13:2–3; 14:23. Учил о посте и Сам Иисус Христос: Мф.6:16–17; 17:21; и святые апостолы: 1Кор.7:52Кор.6:4–5; 1Кор.9:27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

6.5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

Апостол проявил себя служителем Божьим под ударами (в слав. в ранах от ударов), например, в Листре (см.Деян.14:19), в Филиппах (см.Деян.16:22-23;2Кор.11:24-25),в темницах (см.;2Кор.11:23), в изгнаниях (в слав. нестроениях), когда поднималось против него гонение, с шумом и смятением, заставлявшими его бегать из одного места в другое, например, в Иконии (см.Деян.14:6), в Солуни (см.Деян.17:6), в Верии (см.Деян.17:13) и в самом Коринфе (см.Деян.18:12). В трудах – в тяжелых путешествиях по гористым местностям, в трудах для содержания себя и своих спутников, в трудах по устроению порядков в новоустрояемых Церквах. В бдениях, когда ночи проводил он в молитвах или беседе с новообращенными, например, в Филиппах (см.Деян.16:25) и в Троаде (см.Деян.20:7-11). В постах, когда добровольно лишал себя пищи для укрепления в молитве, для умилостивления Бога, для приготовления к какой-либо борьбе, например, с ложью и заблуждением. «Пощение – сильное нравственное средство, и многоценный подвиг пред очами Божиими» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible