Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 8:9
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Тихон Задонский, свт. (†1783)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Фульгенций Руспийский, еп. (†527)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
И как обнищал Господь наш от Своих богатств, дабы Его нищетою вы обогатились: так и бедностью святых, приятою ради Христа, можете обогатиться.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Василий Великий, свт. (†379)
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Почему тебя возмущает именование бедным? Вспомни о своей природе, что ты пришел в мир нагим, нагим и уйдешь (ср. Иов 1:21). А что беднее нагого? Ты не услышишь ничего страшного, если усвоишь сказанное о тебе. Кого за бедность отводили когда-нибудь в темницу? Постыдно не бедным быть, а не иметь мужества в перенесении бедности. Вспомни Владыку: Он, будучи богат, обнищал ради нас.
А если оставим себе какое-нибудь земное имущество и тленное богатство, то, поскольку ум будет зарыт здесь, словно в некоторой тине, душа никоим образом не увидит Бога и не подвигнется к вожделению небесных красот и уготованных нам по обетованиям благ, обладания которыми нам невозможно достигнуть, если безмятежная и сильная любовь не ведет нас к их исканию и не облегчает труда ради них. Поэтому отречение от мира, как видно из сказанного, есть разрешение от уз этой вещественной и временной жизни, свобода от человеческих обязанностей, делающая нас более способными начать путь к Богу. Это беспрепятственный случай к приобретению и употреблению того, что многоценно более множества золота и драгоценных камней (Пс. 18:11). И, говоря короче, это переселение человеческого сердца в небесное жительство, чтобы можно было говорить: Нагие же жительство - на небесах (Флп. 3:20). И, самое важное, это начало уподобления Христу, Который, будучи богат, обнищал ради вас. И если мы не преуспеем в нем, нам невозможно приступить к жизни по Евангелию Христову. Ибо сокрушение сердца, смирение ума, освобождение души от гнева, скорби, забот, короче говоря, от пагубных страстей могут ли иметь место при богатстве, житейских попечениях, пристрастии и привычке к другому?
Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 8-9 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
«Говорю это не в виде повеления» (ст. 8). Смотри, как он везде к ним снисходителен, не делает обременения, насилия и принуждения. Особенно же старается, чтобы в словах его не было обременения и принуждения. Так как он непрестанно увещевал их, и очень хвалил македонян, то, чтобы подаяние милостыни (коринфяне) не почли необходимым, говорит: «Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви», – «говорю не как сомневающийся – этого и не видно здесь – но как желающий сделать любовь вашу для всех видимою и открытою, и еще более крепкою; говорю это для того, чтобы возбудить вас к такой же ревности; я упомянул об усердии (македонян), чтобы просветлить, очистить и пробудить ваше расположение». Далее переходит он к другому высшему роду убеждения, не оставляет ни одного способа к увещанию, но всем пользуется и употребляет разные обороты слова. Так увещевал их, то хваля других: «Вы знаете благодать Божию, данную в церквах Македонских»; то, хваля их самих: «вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием», – ведь очень чувствительно для человека видеть, что он стал ниже не только других, но и себя самого. Наконец переходит к тому, что составляет верх и венец увещания: «Ибо вы знаете, – говорит, – благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (ст. 9). «Представьте себе, – говорит, – благодать Божию, подумайте и размыслите о ней, и не мимоходом обратите на нее внимание, но вникните во все ее величие и обширность: и тогда не пощадите ничего из своего достояния. Он истощил славу (Свою), чтобы вы обогатились не богатством, но нищетою Его. Если не веришь, что нищета производит богатство, то вспомни своего Владыку, и не будешь более сомневаться. В самом деле, если бы Он не обнищал, ты не сделался бы богатым. Подлинно удивительно, что нищета обогатила богатство». Богатством же он называет здесь познание благочестия, очищение грехов, оправдание, освящение и прочие бесчисленные блага, какие (Христос) даровал, и обещал нам даровать. И все это приобретено для нас чрез нищету. Какую же нищету? Ту, что Он принял плоть, стал человеком и претерпел страдания; хотя Он и ничем не был должен тебе, но ты Ему должен.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Кто из людей способен познать все сокровища премудрости и знания, сокрытых во Христе и утаенных под нищетой Его плоти? Ибо Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. И когда Он принял на Себя нашу смертность и одолел смерть, Он явил Себя в нищете, но обещал богатства, пусть и отсроченные; Он не утратил их, словно бы у Него их забрали. Сколь велико многообразие милости Его, которое Он скрывает от боящихся Его и которое открывает надеющимся на Него! Ведь мы понимаем лишь отчасти, пока не придет к нам совершенство (ср. 1Кор. 13:12). И чтобы сделать нас достойными Его совершенного дара, Он, равный Отцу по образу Бога, стал подобным нам в образе раба и восстанавливает нас в подобии Богу.
Проповеди на Книгу Бытия
Послушай немного о богатствах в ответ на следующий вопрос в твоем послании. Ты написал, что некоторые говорят, будто богатый человек, продолжающий жить в богатстве, не может войти в Царство Небесное, покуда не продаст своего имения, и что нет такому пользы от исполнения заповедей, пока он держится за свои богатства. Однако такие доводы не считаются с нашими праотцами - Авраамом, Исааком, Иаковом, которые давно уже ушли из этой жизни. Ведь все они имели немалые состояния, как о том вернейшим образом свидетельствует Писание, но Тот, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, возвестил нам в вернейшем обетовании, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11) — не над ними, не без них, а с ними. Верно, надменный богач, облачавшийся в пурпур и виссон, вкушавший изо дня в день изысканные блюда, умер и попал в муки ада (см. Лк. 16:19-31). Тем не менее, если бы он проявил милость к бедняку, который, покрытый язвами, лежал у его дверей и подвергался презрению, то заслужил бы себе милости. Но и если бы заслугой бедняка была его бедность, а не праведность, его точно не отнесли бы ангелы в лоно Авраама, который сам в этой жизни был богат. Все это имеет целью показать нам, что не сама по себе бедность имеет ценность перед Богом, и не богатство само по себе осуждается, но что набожность одного и безбожие другого имеют различные следствия.
Послания
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ибо воззрите на Творца и Владыку всяческих, Единородного Сына Божия, Который ради нашего спасения принял на Себя крайнюю нищету, нам уготовляя; из нищеты происходящее богатство.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
То есть подумайте и размыслите о великом таинстве, и ничего не пощадите. Ибо, говорит, если не веришь, что нищета производит богатство, то вспомни о своем Владыке, и не будешь больше сомневаться. Ибо, если бы Он не обнищал, то есть не принял падшую и бесчестную плоть и не претерпел всякое иное бесславие, и притом для нас, недостойных, врагов Своих, то и мы не сделались бы богатыми. О каком же богатстве говорит? О благочестии, об очищении, об освящении и о прочих благах, которые Он дал и дает.
Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Тихон Задонский, свт. (†1783)
Весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся
Вопрошаешь: как мы нищетой Христовой обогащаемся?
Ответ. Мы Создателем нашим созданы по образу Его и подобию, и созданы для вечных благ, но сатана лукавством своим лишил нас всего этого и сделал нас нищими; и хотя многие изобилуют видимым богатством мира сего, однако же все пред Богом – нищие, как грешники. Ибо грех соделовает истинную духовную нищету. В такую нищету враг лукавый ввергнул праотца нашего Адама, а с ним и нас – его потомство. Богач, который много золота, серебра, и прочего тленного богатства имеет, но в грехах живет, – непременно нищий, ибо не имеет надежды на небесные блага.
Видишь нищету в которой все мы, бедные, находимся. Христос Господь наш пришел к нам и, будучи богат, обнищал, чтобы нас обогатить; на земле странствовал, дабы нам отечество небесное возвратить; образ раба воспринял, будучи Господом, дабы в нас образ Божий возобновить; не имел, где голову приклонить, дабы нам дом Небесного Своего Отца открыть; нищим был на земле, дабы открыть нам небесные сокровища; грехи наши на Себя взял, чтобы подать нам правду Свою. Так Он отнимает от нас нищету нашу и подает богатство Свое.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся
«Представляет самый высокий пример» (Феодорит). «Переходит к другому, гораздо высшему роду убеждения. Ибо не оставляет ни одного способа к увещанию, но все приводит в движение и употребляет разные обороты слова. Прежде увещевал их, то хваля других, то хваля их самих, ибо чувствительнее для человека видеть, что он стал ниже не только других, но и себя самого. Теперь переходит к тому, что составляет верх и венец увещания. Весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа. Представьте себе, говорит, благодать Божию, подумайте и размыслите о ней, и не мимоходом обратите на нее внимание, но вникните во все ее величие и обширность, и тогда не пощадите ничего из своего достояния. Он («богат сый, яко Бог, неизреченный, недомыслимый, невидимый, непостижимый, славу имеющий неописанную, свет неизглаголанный, величие несравненное, обнища», Экумений), истощил славу Свою, чтобы вы обогатились не богатством, но нищетою Его. Если не веришь, что нищета производит богатство, то вспомни своего Господа, и не будешь более сомневаться. Ибо если бы Он не обнищал, то не сделался бы богатым. Подлинно удивительно, что нищета обрела богатство. Богатством же называет здесь Апостол познание благочестия, очищение грехов, оправдание, освящение и прочие бесчисленные блага, какие Христос даровал и еще обещал нам даровать. «И все сие приобретено для нас чрез нищету,– какую же нищету? – Ту, что Он принял плоть, стал человеком и претерпел страдания; хотя Он и ничем не должен тебе, но ты Ему должен» (святой Златоуст).
Что следует в настоящем деле из того, что мы обогащены нищетою Господа, ради нас обнищавшего, этого не договаривает Апостол. Он предоставляет это сделать самим коринфянам, почему все дело Господа ими одними будто ограничивает: вас ради обнища, да вы обогатитеся, хотя Господь для всех обнищал и всех обогатил. Он говорит как бы им: Вот кому подражайте! Господу. Он истощил Себя, истощайте и вы, если не себя, то свои сокровищницы ради Его, чрез посредство нуждающихся. Этим и докажете, что искренно любите Господа. Нельзя не видеть, что святой Павел имел при этом в мысли слово Господа: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Господь вас обогатил; закон правды велит воздать Ему тем же. Обогащайте меньшую братию, ибо сделанное им Господь благоволит принимать, как бы то сделано было Ему Самому. Господь обогатил вас духовно; велико ли, если вы воздадите Ему вещественно в лице нуждающихся? Первое столь высоко, что последнее и в сравнение с Ним нельзя ставить, какие бы вы ни сделали пожертвования.
2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Кто вполне может постичь благость Господа нашего Иисуса Христа, от Отчих и Божественных недр истощившего Себе до смерти крестной ради нашего спасения? Бог сделался человеком для того, чтобы человека сделать богом. Богатство, проистекающее для нас от нищеты Иисуса Христа, состоит в том, что мы имеем все Божественные силы, яже к животу и благочестию, так что, как выше сказано, мы можем быть причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2Пет. 1,4).
Амвросиаст (†IVв.)
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Об обнищании Христа говорит в связи с тем, что Бог удостоил родить человека, унизив тем самым Свое величие, чтобы придать человекам божественность божественного; ибо, как говорит апостол Петр: дабы вы соделались участниками божественного естества (2Пет. 1:4). Человеком, следовательно, Он был сделан для того, чтобы принять человека в Бога, как написано: Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего - все вы (Пс. 81:6).
Фульгенций Руспийский, еп. (†527)
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Итак, только Сыну свойственно было милосердно принять обличие раба. Принятие образа раба относилось к личности Бога Слова, и оно не вызвало изменений в Его Божественной природе. Следовательно, это принятие образа раба, в результате которого Сын Божий, Который есть Господь всего и в Котором пребывает вся полнота Божественности, стал в полном смысле истинным человеком, не взяв при этом ничего из Своей Божественной полноты. Не убыло в Нем и нисколько власти, поскольку в одной Личности без смешения находились и человеческая, и Божественная природа. Так в одном и том же Христе и светила истина человеческой природы, и оставалась вечная неизменность природы Божественной. Ничто не убавилось в Нем, ничто не изменилось из того, что Он имел в Своей природе от вечности, под действием того, что получил от времени. Внешне Он сделался рабом, но не перестал быть по природе Господом всего. Соответственно плоти Он стал нищим, но соответственно Своей Божественности Он оставался богат. Потому благословенный апостол и говорит, что христиане сделались богатыми через Его бедность: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Ни в коем случае Он не сделал бы нас богатыми Своей нищетой, если бы, став нищим, не имел в Себе богатства Своей Божественной природы. Он обнищал соответственно Своему образу раба; Он остался богат соответственно образу Бога.
Послание Виктору
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
9. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
Переходя затем к тому, что́ составляет верх и венец увещания, Апостол говорит как бы так: «Вот кому подражайте! Господу. Он истощил Себя, истощайте и вы, если не себя, то свои сокровищницы ради Его, чрез посредство нуждающихся. Этим и докажете, что искренно любите Господа: ибо сделанное им Господь благоволит принимать, как бы то сделано было Ему Самому.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Ибо Сам Господь наш Иисус Христос показал в Себе пример нищелюбия. Он – Бог, умалил Свою славу, явился во плоти для того, чтобы обогатить нас Своим духовным богатством. Он обнищал, говорит, ради вас, обнищайте и вы ради Него, чтобы своею милостынею обогатить, или помочь нуждающимся, потому что сделанное для братий Его меньших, сделано для Него (см.Мф.25:40).