Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
Святые отцы
Прочие
- Экумений (†VIв.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 10-12 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна
Тех, кому пишет послание, апостол предостерегает, чтобы они приходящего к ним без исповедания учения Христова не только не принимали под кров свой, но и не удостаивали приветствия, потому что приветствие от нас должно быть делаемо только тем, кои единонравны и единоверны с нами. Ибо кому мы должны молить благополучия, как не единонравным и единоверным с нами? Если же будем приветствовать нечестивых, что прилично только в отношении к единонравным и единоверным; то этим показываем, что мы в общении с ними, и что они уже увлекли нас в свое нечестие. Причиной, почему настоящее и следующее за ним послание изложены кратко, апостол поставляет то, что надеется придти сам и при личном свидании восполнить недостающее.
Экумений (†VIв.)
Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна
Причину краткости этого и следующего посланий апостол объясняет сам: он надеется скоро прибыть и при личной встрече рассказать остальное.
Комментарий на Второе Кафолическое послание Иоанна
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна
Многое имею вам писать: о том, о чем кратко написано теперь, или вообще о высоких предметах христианской веры и жизни, ввиду особенно появившихся лжеучителей, во всем том, о чем любвеобильный апостол хотел бы писать любимой им госпоже и ее семейству. Но лучше хочет апостол обо всем побеседовать с ними лично при предполагаемом посещении их апостолом, вероятно, при обычном его апостольском путешествии по церквам, при личном обозрении их. — На бумаге чернилами: хартия — лист для письма, приготовлявшийся особенным образом из листьев одного египетского растения — папируса; писали также на особенно приготовленных кожах животных, что называлось пергаментом, пергамент стоил дороже, чем папирус, и потому на нем писали более дорогие книги, а на папирусе — более письма и менее дорогие книги. Писали сначала палочкой из тростника или из дерева, иногда металлической, а позднее — птичьим пером, по преимуществу гусиным, омокая в особенно приготовлявшееся чернило, черную краску. — Чтобы радость была полная: совершенная (ср. 1Ин. 1:4; Ин. 15:11, 16, 24 и прим.).
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Много, имехь писати вам, и не восхотех хартиею и чернилом: но надеюся приити к вам, и усты ко устном глаголати, да радость ваша будет исполнена.
Говоря, что он имеет написать многое, апостол изображает свою обязанность, свой апостольский долг сообщать, верующим все нужное, важное и полезное для их назидания. Некоторая часть этого сообщена в двух кратких посланиях ап. Иоанна (2-м и 3-м), но гораздо большая часть не нашла себе в них места, и вот апостол говорит (в конце и того, и другого): мною имех писати вам (ср. 3Ин.1:13). Почему же не написал? Потому что не восхотел, не пожелал пользоваться этим способом сообщения, так как он не единственный и не лучший: не единственный (есть еще способ – глоголание усты ко устам при личном пришествии и при личном свидании), не лучший (он употребляется только при отшествии, когда нет надежды на скорое свидание, и не доставляет читающему полной радости, какая бывает при встрече и личной беседе). Итак многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена, а что заключено туда, то заключено по нужде, при невозможности иного лучшего способа сообщения, устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, отвергаемое штундистами, но хранимое в Церкви при руководстве Святого Духа.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-13 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь
Причину краткости (второго, как затем и третьего) послания Апостол указывает в желании своем личного свидания с читателями, - разумеется, вероятно, одно из обычных апостольских путешествий по обозрению церквей.
Из приветствия от детей сестры избранной госпожи можно заключить, что они были ближайшими учениками Апостола и находились при нем, как при Апостоле Павле его ученики и спутники.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
О невыразимости полноты христианского учения Апостол Иоанн говорит даже в Евангелии; тем естественнее оно здесь, в столь кратком письме, в котором, однако, Апостол хотел выразить всю глубину своих чувств и мыслей, но за невозможностью отложил до устной беседы. Так же относился к писанию и устной передаче всей полноты духа и учения христианского и святой Апостол Павел (Рим.1:11-12). Из сего видно, что писания были только вспомогательными средствами в деле распространения и утверждения христианства; преимущественное же научение вере совершалось через непосредственную проповедь и учение, которое потом передавалось по преданию, поэтому предание должно почитаться так же, как и писание, передававшееся в начале большей частью в непрочных папирусных хартиях, от которых не только для тысячелетий, но и для столетий не могло сохраниться многое.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О предании.
Мф.15:1-2. Между старцами бывает разница: есть старцы фарисейские, о которых и говорится здесь, и есть старцы Христовы; так Евангелист Иоанн Богослов дожил до глубокой старости: ст. 2Ин.1:1, который предпочитал устную передачу учения письменной: ст. 2Ин.1:12.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Лк.1:2–4. Если бы «очевидцы» передавали свои повествования письменно, то не было бы нужды ап. Луке по их образцу писать еще свое повествование; стало быть, здесь разумеется устное предание. Это Священное Предание строго хранилось и другим передавалось святыми апостолами: 1Тим.6:20; 2Фес.2:15;3:6; 2Тим.1:13;2:1-2; иногда они предпочитали устную передачу – Писанию: 2Ин.1:12-13; и хвалили за сохранение Предания: 1Кор.11:2.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими