Скрыть
Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви

К словам: от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, прибавил еще: Сына Отчего. Ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Ефес 3, 15). В истине и любви. Этими словами придает достоверность речи и указывает признак любви, о которой говорит. Мир - то есть мир истинный и твердый, а не по одному только виду.

Толкование на 2-е послание святого апостола Иоанна

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви

Да будет с вами и проч.: у апостола Петра в приветствиях читателям призывается на них благодать и мир (1Пет 1:2; 2Пет 1:2), в большей части посланий апостола Павла — так же, в некоторых же у него, как и здесь, — благодать, милость и мир (1Тим 1:2; 2Тим 1:2; Тит 1:4). Благодать — совокупность всех сил и дарований духовных, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Еф 2:4-10; Рим 3:24); милость — милосердие, сострадание, или сострадательная любовь к бедному и смиренному человеку, которая так необходима ему во всех, даже возможно-высших степенях духовного совершенствования его (Лк 10:30-37); мир — успокоение в Боге духа, по примирении его искупительной жертвой Христа Спасителя (ср. 1Пет 1:2). — От Бога, Который есть Отец и Господа Иисуса, и всех верующих, и от Господа Иисуса Христа, Богочеловека, искупившего мир и примирившего его с Богом. — Сына Отчего: «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына» (Феофилакт). — В истине и любви: это — особенность в приветствии сего только апостола для обозначения и указания, в чем именно открывается в верующих и для чего даруется им благодать, и милость, и мир, — для укрепления и усовершения в духе их истины и любви; да будут истина и любовь пребывающим вечно началом их жизни и деятельности в совершенстве.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви

Собственное свое имя - Иоанн - Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет только в Апокалипсисе (I:9; ХХII:8); в Евангелии и первом послании он совсем не называет себя, а во втором и третьем посланиях он именует себя старцем, ὁ πρεσβύτερος, - несомненно, ввиду своего преклонного возраста, старцем в собственном смысле (как подобным образом и Ап. Павел в послании к Филиппу, написанном под конец его жизни, называл себя старцем, Флм ст. 9), а не пресвитером в смысле иерархической должности. Выражение «избранной госпоже» лучше понимать, как уже сказали мы во введении к посланию, в нарицательном смысле - именно некоей благочестивой христианке, называемой избранною - в значении высоты христианского призвания людей в Церковь Христову (ср. 1Пет. 2:7-10; Рим 8:33 и др.). Если в названии «избранной» таким образом заключается понятие о жене-христианке, украшенной добродетелями, то наименование «госпожа» может указывать на знатность происхождения и высоту общественного положения этой христианки, - по-видимому, вдовы (не упоминается о муже ее, а только о детях). «Пишет к верной женщине и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский» (Гал 3:28).

Вторая половина ст. 1 и стих 2-й содержат в себе высокую похвалу благочестию «избранной госпожи» и ее детей: не только сам Апостол, но и другие истинные христиане чистою любовью во Христе, любовью дела и истины (1Ин. 3:18), любят богобоязненное семейство «избранной госпожи», ради вечно пребывающей в христианах истины (ст. 2), той истины, которая пребывает с учениками Господа, по обетованию Его о Духе истины (Ин 14:16-17). Апостол преподает благословение своим первым читателям: благодать, милость и мир, - благодать (χάρις) - совокупность всех, подаваемых от Бога духовных дарований, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Рим 3:24; Еф 2:4-10); милость (ἔλεος ) - сострадающая немощному человеку любовь Божия (ср. Лк 10:30-37); мир (εἰρήνη) - успокоение духа примирению с Богом через искупительную жертву Христа (ср. 1Пет. 1:2). Источником этих великих благ является Пресвятая Троица, причем Господа Иисуса Христа Апостол называет Сыном Отчим (τοῦ υἱοῦ τοῦ πατρός), - «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф 3:15) (блаж. Феофил.).

Заключительными словами ст. 3 «в истине и любви» (ἐν ἀληθείᾳ καὶ ἀγάπῃ) Апостол выражает образ и цель проявления в христианах благодати, милости и мира; эта цель - дух истины и любви, как постоянное начало жизни и деятельности христиан.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.2-3 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви

     
Так как Апостол писал свое послание главным образом для того, чтобы предостеречь христиан от заблуждений еретических, восстающих на истину, то он говорит о непрестанном и вечном пребывании христиан во истине. Для соблюдения истины теми, которым он пишет, Апостол желает им всем благодатных даров, способствующих не только пребыванию в истине, но и укреплению в оной. Говоря о пребывании с христианами истины, Апостол напоминает им обетование Господне: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин.14:16). Дары же благодатные (благодать, милость и мир) Апостол испрашивает от Бога Отца и Сына Его. Таким образом, он высказывает пожелания, чтобы вся Святая Троица явилась действующей в сердцах христиан, научая их истине и возбуждая любовь.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible