Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И стали скороходы, каждый с оружием в руке своей, от правой стороны дома до левой стороны дома, у жертвенника и у дома, вокруг царя.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И стали скороходы, каждый с оружием в руке своей, от правой стороны дома до левой стороны дома, у жертвенника и у дома, вокруг царя. 

    Кого писатель называет предходящими?


Предшествующих царю...щитоносцев и копьеносцев. Их-то, разделив на три части, одним приказал стеречь царский дом, другим – вход в Божий храм, а третьим – другие врата.

Толкование на 4-ю книгу Царств

Георгий Константинович Властов (†1899)

4Цар.11:4-12

В седьмой год Иодай – по всей вероятности видевший, что гнет Гофолии сделался невыносим даже для ее приближенных, – устраивает заговор. В согласии народа Иодай был убежден, зная чрез священников и левитов, живших в Иудее, о состоянии умов, а потому, не допуская к соучастию в замышляемом перевороте ни одного лишнего человека, он только обеспечивает свой план привлечением к заговору военной силы – и притом тех именно отрядов, которые составляли постоянную стражу царей. К заговору он склоняет только начальников «телохранителей и скороходов» (Мы выше говорили, что думают, что «скороходы» были та часть телохранителей, которые по молодости и легкости могли сопутствовать царю в путешествии. Весьма вероятно, что они упражнялись особо с этой целью.).

План был чрезвычайно прост. Очередная треть телохранителей должна была в субботу, – день, назначенный для исполнения предприятия, – занять по обыкновению сторожевые посты во дворце царицы, которая ничего не могла подозревать об измене ее стражи.

Остальные две трети состава стражи должны были войти в ограду храма и окружить малолетнего царя, которого должен был вывести к войскам этим Иодай.

В назначенный день Иодай вывел Иоаса к начальникам телохранителей и скороходов и «взял с них клятву в доме Господнем» (Иодай берет с начальников клятву в верности ранее исполнения плана (4Цар.11:4), т.е. за несколько дней до субботы.), и окончательно условился с ними о действиях его и их в день исполнения заговора. Когда же настала эта ожидаемая суббота и телохранители и скороходы вошли в ограду храма, тогда Иодай, раздав им копья и щиты царя Давида и указав им, как расположиться в ограде: «вывел к ним царского сына и возложил на него венец и украшения (По поводу слова «украшения» не все переводы согласны с нашим. В Вульгате testimonium; так и в Лейнц. Библии 1822 г., и в большей части западных переводов. Под именем этого свидетельства комментаторы разумеют книгу закона (ср. Втор.31:26), которую Иодай возлагает па главу юного царя, дабы он памятовал, в чем его сила.) и воцарили его, и помазали его, и рукоплескали и восклицали: да живет царь!» (4Цар.11:12).

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-12 В седьмой год послал Иодай, и взял сотников из телохранителей и скороходов, и привел их к себе в дом Господень, и сделал с ними договор, и взял с них клятву в доме Господнем, и показал им царского сына. И дал им приказание, сказав: вот что вы сделайте: третья часть из вас, из приходящих в субботу, будет содержать стражу при царском доме; третья часть у ворот Сур, и третья часть у ворот сзади телохранителей, и содержите стражу дома, чтобы не было повреждения; и две части из вас, из всех отходящих в субботу, будут содержать стражу при доме Господнем для царя; и окружите царя со всех сторон, каждый с оружием своим в руке своей; и кто вошел бы в ряды, тот да будет умерщвлен. И будьте при царе, когда он выходит и когда входит. И сделали сотники все, что приказал Иодай священник, и взяли каждый людей своих, приходящих в субботу и отходящих в субботу, и пришли к Иодаю священнику. И раздал священник сотникам копья и щиты царя Давида, которые были в доме Господнем. И стали скороходы, каждый с оружием в руке своей, от правой стороны дома до левой стороны дома, у жертвенника и у дома, вокруг царя. И вывел он царского сына, и возложил на него царский венец и украшения, и воцарили его, и помазали его, и рукоплескали и восклицали: да живет царь

Воцарение семилетнего Иоаса

После 6-летнего царствования нечестивой и кровожадной Гофолии, Иодай первосвященник (в ст. 15 и ст. 18 он называется гакоген) устраивает государственный переворот в Иудейском царстве, чему благоприятствовала, конечно, давняя любовь народа к царствующему дому Давидову, а также авторитет первосвященнической власти, здесь впервые после времен Соломона (3Цар I-II) выступающей в политической деятельности. По 2Пар XXIII:2 Иодай предварительно склонил на сторону царевича Иоаса пять сотников, которые обошли Иудею и собрали в Иерусалим левитов и глав поколений. С этими представителями народа Иодай поставляет клятвенный союз на верность будущему царю (которого он при этом наказал им, ст. 4), разделяет левитов на 3 отряда, каждому назначение особый пост у царского дворца (ст. 5) и храма (ст. 7), соединенных, вероятно крытым ходом (ст. 19, ср. 3Цар VII:1-12), между прочим, у некоторых ворот Сур (Vulg. ad portam Sur) или Иесод (2Пар XXIII:5), по LXX: έν τῆ πύλη τῶν ὁδῶν, слав.: у дверий пути - вероятно, у боковых ворот храма, ведших к царскому дворцу. Главную силу этой милиции оставляли «телохранители» и «скороходы», евр. карим, рацим (ст. 4, ст. 11, ст. 19), LXX: Χορρι καὶ Ῥασίμ, по блаж. Феодориту (вопр. 36), щитоносцы и копьеносцы, вероятно, тождественные с известными херефеями и фелефеями (2Цар VIII:18; 3Цар I:38). Они и были вооружены имевшимся в храме оружием, пожертвованным сюда Давидом и другими царями (ст. 10); «левиты, став лунообразно, концами своего строя примыкали к храму, и охраняли царя, который был в средине; полк же вооруженных стоял вне, удерживая покушавшихся войти» (блаж. Феодорит, вопр. 37). Теперь Иодай мог приступить к главному акту - воцарению малолетнего Иоаса (ст. 12), причем на Иоаса был возложен царский венец (евр. незер), и вручено было ему некоторое эдут, у LXX-ти: μαρτύριον, Vulg.: testimonium, слав.: свидение - вероятно, десятословие (называемое «свидением», эдут в Исх XXV:21; XVI:34), как основа правления теократического царя по Втор XVII:19 (русск. перев. «украшения» будет точен лишь тогда, если допустить принимаемую Велльгаузеном, Булем, Бенцингером и др. корректуру текста ст. 12: вм. эдут, читать цеадот, как в 2Цар I:10, но история текста не оправдывает такой корректуры); затем первосвященник помазал Иоаса на царство (ср. 3Цар I:39). Провозглашение нового царя вызвало восторг рукоплесканий народа (ср. Ис LV:12), вероятно, собравшегося при Xраме во множестве по случаю какого-либо праздника.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka