Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 4-я книга Царств 13:21
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои
Как Илия оживил умершего, так и Елисей совершил это чудо при жизни. Но никто из пророков не оживил кого-нибудь после своей смерти. Поэтому посмотрите, как дух Илии вдвойне пребывает на Елисее. Действительно, сила, которую Господь дает костям Елисея, является символом и зерном воскресения; и честь, оказанная им, являет славу, в которую облекутся тела святых в день воскресения всех умерших.
Комментарии на 4-ю книгу Царств
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои
Не только тела, но и сами гробницы святых преисполнены духовной благодати. Ибо если при Елисее случилось это, и мертвый, прикоснувшись к его гробнице, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то тем более ныне, когда благодать обильнее, когда действие Духа сильнее, прикасающийся с верой к этой гробнице может стяжать от нее великую силу. Потому Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам некую гавань и надежное утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас. Потому убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком-нибудь другом житейском обстоянии, или в глубине грехов, пусть с верой приходит сюда, и он избавится от всего этого, и возвратится с великой радостью, облегчив совесть только от созерцания; и, вернее, не одним только находящимся в несчастьях необходимо приходить сюда, но хотя бы кто находился в радости, в славе, во власти или имел великое дерзновение пред Богом, и тот пусть не пренебрегает этой пользой. Придя сюда и увидев этого святого, он будет обладать своими благами неколебимо, воспоминанием о его подвигах склонив свою душу к умеренности и не позволяя своей совести превозноситься своими делами.
Похвала святому Игнатию Богоносцу
Максим Исповедник, прп. (†662)
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои
<…> всякий, ставший мертвецом в грехах, когда он кладется в гроб пророка, в котором было тело [его], то есть [соприкасающийся с] памятью, хранящей воспоминания о пророческой жизни и свято соблюдающей тело добродетелей, - [такой человек], подражая способам [осуществления добродетелей пророком], вновь возвращается к жизни путем [своего] обращения и переходит от омертвения порочных страстей к добродетельной жизни.
Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои
Поскольку временная смерть является милостью для праведников, то они презирают смерть, ибо она покоряется им как рабыня. Каким образом смерть повредила Елисею, который спустился в Гадес? Ибо пока он был в преисподней, он вырвал мертвеца из ее пасти. [Святые], вверяя тело и дух Богу, не отступают перед лицом телесных страданий.
О духовном совершенстве
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-21 И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои
Пророк Елисей умер в глубокой старости, ок. 100 лет: он выступил на пророческое служение при Ахаве (3Цар XIX:19) - около 900 года до Р. X., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX в. (ок. 835 г.). Пo блаж. Иерониму (Epit Pauiae), могилу пророка указывали близ Самарии (ср. 4Цар V:9; VI:32). Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: «Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати». Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной - засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей святых).
См. также Толкование на 4Цар. 13:14
Апостольские постановления
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои
Ведь даже останки живущих с Богом не бывают без почтения. Ибо и Елисей пророк после своего успения воскресил мертвого, убитого сирийскими пиратами. Ведь его тело коснулось мощей Елисея, и он, воскреснув, ожил. Этого не произошло бы, если тело Елисея не было свято.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мф.23:29. Если взять во внимание ст. 30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо cиe надлежало делать» (Мф.23:23), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25. Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12, 4Цар.13:21, и почет им был оказан еще Моисеем: Исх.13:19; 4Цар.23:17-18.