Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
и стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам, которых изгнал от них Господь, и делали худые дела, прогневляющие Господа,

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

4Цар.17:1-33

Настоящее идолопоклонство действительно опять является в Израилe после падения династии Ииуя и после смут в Израиле при Осии, сыне Илы (4Цар.17:1), когда сыны Израилевы «стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых... и поставили у себя статуи и изображения Астарте... и служили идолам (ст. 4Цар.17:8-12)... «и устроили дубраву и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу... и проводили сыновей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали» (ст. 4Цар.17:16-17). Это новое проявление идолопоклонства, в течение девяти лет царствования Осии, было и последним проявлением его, так как это были последние девять лет существования царства Израильского (4Цар.18:10; ср. 4Цар.17:1-6,24-27. По-видимому Самарию сначала осадил Салманассар, но взята она уже Саргоном См. Роулинсона.). В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан (Гозан река дает имя области, которую Птоломей называет Гауванитис, близь реки Кабура, вливающегося в Евфрат. По-видимому имя Хавор представляет собою имя местности, названной по реке Кабуру. Замечательно, что по тексту Семидесяти (см. нашу слав. Библию) «Алаи (Халах) и Авов (Хавор) суть реки Гозанские, а не местности, но в Вульгате: р sait eos in Hala et in Habor juxta fluvium Gozan.) и в городах Мидийских (4Цар.17:6; ср. 4Цар.17:23).

Стало быть настоящее идолопоклонство снова появилось в царстве Израильском лишь в последние девять лет его существования, и можно думать, что оно ограничивается лишь двором языческого царя, ибо невозможно полагать, чтобы весь народ так быстро отпал от установленного среди его культа, хотя еретического, но в котором все таки чтился Иегова, Бог единый, Бог завета, «который вывел Израиль из Египта», как говорил Иеровоам (3Цар.12:28), учреждая этот культ, культ, который опять вытеснил все другие культы в течение четырех поколений династии Ииуя. Мы настаиваем на этом обстоятельстве, потому что мы видим, что у Израиля, находящегося в плену, есть священники, служащие Иегове (Это доказывается высылкою из числа пленных одного, или нескольких священников в Самарию для научения культу Иеговы язычников по распоряжению царя Ассирии. См. любопытное это сказание в 4Цар.17:24-33.) и думаем, что народ, уводимый в плен в Ассирию, шел со знанием Иеговы и уносил в плен высокую очищающую душу мысль о Едином Боге, Творце вселенной, которая становилась все чище и светлее по мере умножения горя и скорби о родине, точно так, как Иудеи в плену Вавилонском перестают совершенно быть язычниками. Мы выше говорили о нашем убеждении, что Израилю и позже Иуде – предназначено было внести в глубь Азии догмат о едином Боге, Творце мира, и что это была та почва, на которой позже посеяли Апостолы Христовы семена Христова учения (Мы указываем еще на пророка Иез.27:16-19, когда оба жезла – один Иуды и другой Ефрема и всего дома Израилева – становятся одним жезлом. И действительно с пророка Иезекииля мы не видим различия между Иудой и Израилем; весь народ Божий называется опять Израилем и он не служит богам иным. Ср. напр. Ездр.3:1; Ездр.4:3; Ездр.7:13; Ездр.8:35. Неем.1:6; Неем.8:1,17; Неем.11:3,20; Неем.12:47.).

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-23 Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом Богом своим, Который вывел их из земли Египетской, из-под руки фараона, царя Египетского, и стали чтить богов иных, и стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и по обычаям царей Израильских, как поступали они; и стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу Богу своему, и построили себе высоты во всех городах своих, начиная от сторожевой башни до укрепленного города, и поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом, и стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам, которых изгнал от них Господь, и делали худые дела, прогневляющие Господа, и служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего»; тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков. Но они не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего; и презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь заповедал им, чтобы не поступали так, как они, и оставили все заповеди Господа Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу, и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его. И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина. И Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям Израильтян, как поступали они. И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего. Израильтяне отторглись от дома Давидова и воцарили Иеровоама, сына Наватова; и отклонил Иеровоам Израильтян от Господа, и вовлек их в великий грех. И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них, доколе Господь не отверг Израиля от лица Своего, как говорил чрез всех рабов Своих, пророков. И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня

Внутренние причины гибели Израильского царства

Прежде чем закончить историю северного, Израильского царства, свящ. писатель бросает ретроспективный взгляд на всю историю этого царства, рассматривает ее с религиозно-прагматической точки зрения, дает философию всей этой истории - рассуждает о причинах погибели народа и царства Израильского. Основная причина этой гибели - грех Израиля против Иеговы, благодетельствовавшего Израилю с момента изведения его из Египта (ст. 7; ср. Исх XIX:4-6; Ос XIII:4-6); священный писатель частнее определяет: 1) как идолослужение (ст. 8-12), включая сюда и тельцеслужение (ст. 16-21); 2) как крайнее ожесточение сердца народа к вещаниям и предостережениям пророков Божих (ст. 13-14, 23); 3) как глубокое нравственное развращение и порочность народа (15-17), яркое изображение которых находим и у современных пророков, напр., у пророка Осии (Ос IV:2; VI:9; VII:1, 8-9; VIII:8-9; X:6).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka