Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-37 И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего. И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель. И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня? Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»? Итак вступи в союз с господином моим царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней? Притом же разве я без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее». И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене. И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами. И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского! Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей; и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского». Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей? И молчал народ и не отвечали ему ни слова, потому что было приказание царя: «не отвечайте ему». И пришел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах, и пересказали ему слова Рабсаковы

Как я уже сказал, Сеннахирим - это образ дьявола. Это предположение ясно подкрепляется словами, которые говорит Рабсак в этом фрагменте. Он хвастливо восстаёт против Бога, давая лживые обещания народу, пытаясь отобрать у (Бога) славу высшей власти, обнадеживая людей в том, что земля их будет плодородной, урожай обильным, если они оставят землю, данную им Богом, и перейдут в другие места, обещанные ассирийцами. С такой же ловкостью приспешники и посланники дьявола пытаются обольщать простую душу. И потому они прежде всего стараются искоренить любые мнения, которые вдохновлены Божественным провидением.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Рабсак

Рабсак (главный виночерпий) (4Цар.18:17,19:4-13) – должностное название одного военачальника Сеннахерима, царя ассирийского, который был послан с грамотами к Езекии и народу иерусалимскому. Его сопровождали два других военачальника, точно так же названные по их официальному положению (один Рабсарис – начальник евнухов, а другой Тартан – объяснение названия неизвестно). Свящ. Писание сообщает, что войска ассирийские, бывшие под предводительством Рабсариса, в одну ночь поражены были ангелом, и остатки их должны были со стыдом возвратиться в свою землю (4Цар. 18:17-37 и др.).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

   И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене.

   Куда выходят представители Езекии, не указано, но мы полагаем, что они стоят на стене, а посланные Ассирийского царя стоят внизу у подножия стены.
   Из трех посланных тартана, т. е. военачальника, Рабсариса, т. е. главного евнуха и Рабсака (Раб-шаке) т. е. носителя чаши, говорит последний, хотя по порядку их поименования он был ниже их званием; но он говорит потому, что он умеет говорить по-Иудейски (как указано в 26 стихе).

Священная летопись. Том пятый


   4Цар.18:26-36

   Всю эту речь Рабсак намеренно произносит очень громко на разговорном языке Иудеев того времени, чтобы все слова его слышали воины и граждане, стоящие на стенах. Когда же посланные от Езекии просят его говорить по-Арамейски, а не по-Иудейски, чтобы люди, стоящие на стене не понимали слов переговаривающихся, то Рабсак с весьма большою дерзостью и презрением к обычаям всяких переговоров, ведущихся между государствами, -обращается к народу с речью, прямо старающеюся возмутить народ против Езекии, пользуясь притом невольным указанием, которое ему дают посланные Езекии, прося его говорить по Арамейски. – Он говорит Елиакиму, что он послан не только к Езекии, но и ко всему народу: „И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-Иудейски, и сказал: слушайте слова царя Ассирийского. Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия… и пусть не обнадеживает вас Господом (Иеговой), говоря: спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского. Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей и пусть каждый пьет воду из своего колодезя...пока я не прийду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля....
....Спасли ли боги народов, каждый свою землю от руки царя Ассирийского.... неужели Иегова спасет Иерусалим от руки моей? И молчал народ.... потому что было приказание царя: не отвечайте ему“
(4Цар.18:28-36. Ис.36:13-21).
   Замечательно, что Рабсак не смеет скрыть того, что подчинение царю Ассирийскому все-таки окончится переселением всех жителей на дальний восток. За тем Рабсак, блуждающий во тьме язычества, перечисляя покорение других народов, излагает взгляд Ассириян, – очень известный нам по их надписям, – на это покорение, а именно, что в основании силы Ассириян лежит победа их богов и преимущественно Ассура над богами других стран, и поэтому он осмеливается указывать, что если другие боги не спасли других народов, то и Иегова не спасет Иерусалима.
   Мы видим еще, что Езекия имел осторожность предупредить народ, находящийся на стенах, чтобы он молчал и не отвечал ничего. Послы же Езекии, слыша хулы Рабсака прекратили всякие переговоры и разорвав в знак скорби одежды свои, пошли доложить Езекии о словах Рабсака.

Священная летопись. Том пятый

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka