Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 4-я книга Царств 19:11
Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, – и ты ли уцелеешь?
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Рабсак
Рабсак (главный виночерпий) (4Цар.18:17,19:4-13) – должностное название одного военачальника Сеннахерима, царя ассирийского, который был послан с грамотами к Езекии и народу иерусалимскому. Его сопровождали два других военачальника, точно так же названные по их официальному положению (один Рабсарис – начальник евнухов, а другой Тартан – объяснение названия неизвестно). Свящ. Писание сообщает, что войска ассирийские, бывшие под предводительством Рабсариса, в одну ночь поражены были ангелом, и остатки их должны были со стыдом возвратиться в свою землю (4Цар. 18:17-37 и др.).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Услышав о неудаче посольства, Сеннахерим снова посылает его к Езекии с новым (4Цар.19:9) настоянием, причем в этот второй раз пишет он то „письмо“, о котором упоминает 2Пар.32:17 и 4Цар.19:14, которое и развертывает Езекия в храме Божием пред лицем Господним, вопия к Господу об отомщении.
В этом письме, и вероятно на словах (4Цар.19:10-14) царь Ассирийский опять высказывает те же угрозы, которые говорил уже Рабсак и которых сущность заключается в том, что если боги других народов не спасли их, то и Иудее не на что надеяться.
Но в то время, когда Сеннахерим запугивает Езекию, на него самого уже надвигается грозная туча, и в то время, когда он посылает Рабсака угрожать Иерусалиму, он сам поспешно снимается с лагеря под Ливной, чтобы идти к Пелузиуму на встречу Тиргаке. Здесь место указать, что Тиргак Библии есть лицо вполне известное нам по историческим Египетским документам, но что эти документы нигде не упоминают о неизвестном Библии Сетосе, о котором упоминает Геродот.
(Геродот рассказывает о гибели армии Ассирийской, шедшей на Египет во II кн. в главе 141. Вилькинсон, в заметке на это место (См. Геродота в изд. Роулинсона) указывает, что царя Сетоса Египетская история не знает и в списках Манефо царем Кеми (Египта) записан один Тагарака. По всей вероятности Сетос (говорит Вилькинсон) был жрец, которому в жреческих летописях приписана была главная роль по случаю поражения армии Сеннахерима. Геродот и сам, называя его царем, говорит, что он был жрецом Гефеста, которого Греки отожествляли (впрочем совершенно неправильно) с демиургом Пта. Конечно Сетос мог быть и мелким временным владетелем области Египта, и самое поражение армии Сеннахерима могло произойти ранее, чем подошла армия Тиргака. Имя Тиргака и столкновение его с Ассириею отмечено в Ассирийских документах, но гораздо позже, а именно во время Ессархадона, сына Сеннахерима. На памятниках же этого последнего нет ни слова о Тагараке.)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-13 И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса. И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. И снова послал он послов к Езекии сказать: так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского». Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, - и ты ли уцелеешь? Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре? Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы
Новое угрожающее посольство царя ассирийского
Не получив желаемого ответа от Езекии, Рабсак, вероятно, с войском (ср. XVIII:17) оставляет стены Иерусалима и с известием о результатах переговоров направляется к городу - крепости Ливне (Бет-Джибрин теперь. Onomast. 634, см. замеч. к VIII:22), тоже в Иудином колене, но юго-западнее Иерусалима и севернее завоеванного и уже оставленного в тылу Лахиса, на полпути между этими городами. По-видимому, Сеннахирим в направлении к Египту сделал поворот назад, оставив в тылу сильную крепость - Лахис, при которой он получил весть о походе Тиргака, царя Эфиопского, евр. Куш (ст. 9). Имя Куш или Xуш (Xус) иногда означало и местность к северу от персидского залива (ср. Быт II:13; X:6 сл.; 1Пар I:8 сл.), древнее название которой сохранилось и доселе в названии персидской области Xузистан. Но обычно это имя, хорошо известное в памятниках египетских (Kas, Kis, Kes) и ассирииских (Kassu), означает страну, народность и затем государство к югу от Египта по Нилу, на территории нынешней Нубии, страну, называемую в Библии обычно в связи с Египтом (Ис XX:3-5; XI:11; Иер XLVI:9 и др.; Onomast. 317, 344; 807); эта последняя Эфиопия, без сомнения, разумеется здесь (ст. 9) Тиргак (у Манефона: Ταρακύς, у Страбона: Те όρκων ὁ Αιθίψ; на египетских памятниках: Tahark или Taharka, ассир.: Tarku, LXX: θαρακά, Vulg.: Tharaca, слав.: Фарака). Египетские памятники знают Тиргаку, третьего и последнего царя эфиопской династии Египта, более как строителя (ему принадлежит обновление и расширение знаменитого Карпакского храма в Фивах), чем как завоевателя. Тем более с этой последней стороны выступает Тиргака в ассирийских надписях Сеннахирима, Асаргаддона и Асурбанипала, в частности о Сеннахириме там, согласно с Библией, рассказывается, что в 3-й свой поход на Финикию и Палестину он подвергся нападению царя Мерое (Эфиопии) и победил его; (о последнем Библия не говорит) (см. Brogsch, Gesch. Aegyptens 1877, s. 715 ff., ср. Ebers в Riehm Handwortirbuch. d. bibl. Alt II, 1698-1699). Поход Тиргаки был, вероятно, ответным движением на набег Сеннахирима (ср. проф. Гуляева, с. 359). Письмо свое (96 и д.) Сеннахирим направляет теперь непосредственно к Езекии, надеясь, конечно, достигнуть лучших результатов, но употребляет ту же аргументацию (ст. 10); ср. XVIII:30, что и Рабсак, только называет еще большее число покоренных им стран и городов (ст. 12-13), конечно, с целью произвести большее впечатление. О Гозане см. прим. к (XVII:6). Xаран, LXX: Ξαρράv, сл.-рус.: Xарран (Быт XI:31), у классиков Κάῤῥαι, Carrae, в северо-западной Месопотамии к юго-востоку от Едессы (Onomast. 951; ср. «Толков. Библия» т. I, с. 49). Рецеф, LXX: ᾿Ραφίς, Vulg.: Reseph, слав. Фарес, отождествляется с 'Ρησὰφα или 'Ρεσκίφα Птоломея, между Паломирой и Евфратом (Onomast. 773). - «Сыны Едена» (ὑιοὺς ᾿Εδέμ, Vulg.: filios Eden, слав.: сыны Едомли), евр.: бене-Еден, вероятно, область, известная в клинописях под именем Bit-Adini к северу от Рецефа, по обоим берегам среднего течения Евфрата. Фалассар, LXX: θαεσθέν, евр. и Vulg.: Thelassar - может быть, один из видных пунктов сейчас названной области (Onomast. 494).