Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 4-я книга Царств 19:15
и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю.
Прочие
- Мартирий Сахдона, еп. (†650)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Мартирий Сахдона, еп. (†650)
и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю
Молитва иногда возвращает мертвого к жизни, но иногда она может убить живого, как случилось со святым Петром: он оживил молитвой Тавифу, но способствовал смерти Анании и Сапфиры. Елисей, муж духовный, вернул к жизни маленького сына Сонамитянки, но проклял и умертвил нечестивых детей с помощью медведиц, которых намеренно наслал на них. Случай с Езекией тоже удивителен: через молитву он прибавил дней своего царствования, обратил в бегство мощную армию ассирийцев с помощью ангела Господня.
Книга совершенства
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Херувим
Херувим. Слово «херувим» встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенными мечом, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт.3:24).
Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх.25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар.6:27, 8:6-7; 2Пар.3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святая Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх.25:18-22; 1Пет.1:12).
В Псалмах Давида (Пс.17:11,79:2), у пророка Исаии (Ис.37:15) и у других свящ. писателей (1Цар.4:4; 2Цар.6:2,22:11; 4Цар.19:15; 1Пар.13:6, 8) Господь представляется воссидящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс.103:3-4,17:11; Апок.4:6-9,5:2).
Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Апок.5:11,14,7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Эдемском, херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, проникая в тайны спасения (Евр.9:5).
Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Апок.4:6,8, Иез.28:14).
В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая, таким образом, второе место в ряду девяти чинов ангельских.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Как мы видели выше, получив письмо царя Ассирийского из-под Ливны:
„взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним“.
В этом действии чрезвычайно много трогательной веры; как с жалобой на обиду с полным доверием к отцу своему земному идет дитя, поведать ему о скорби своей, так идет Езекия с полной верой к Отцу небесному, прося утешения и защиты.
Езекия очень напоминает по сердцу своему Давида.
„И молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи (Памятовать надо, что „Господи“ в нашем переводе есть имя Иегова, которого значение „Вечно живущий“, выражение, соответствующее словам „Бог живый“) Боже Израилев, сидящий на херувимах. Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю“.
16. „Приклони Господи ухо Твое и услышь… слова Сеннахерима, который послал поносить Тебя, Бога живого“.
17. „Правда… цари Ассирийские разорили народы.... (18) и побросали богов их в огонь, но это не боги…“
19. „И ныне, Господи Боже наш, спаси пас от руки его, и узнают все царства земли, что ты Иегова, Бог один“ (4Цар.19:15-19; Ис.37:16-20).
Припомним, что мы прежде говорили о подготовлении разными путями всех народов земли к утверждению снова в уме их забытого ими догмата о Едином Боге, Создателе и о прiуготовлении этим верованием будущего спасения человечества- мы и здесь обращаем особое внимание на цель, которую никогда не теряли из виду Богом вдохновляемые пророки и святые народа обетования. Цель эта во всей истории Израиля, как во всех пророчествах и молитвах и чудесах была: прославить имя Иеговы, Бога единого по всей земле, да знают все народы, что „Иегова, Бог Израилев есть единый Господь“. (Втор.6:4). Так восклицал Моисей, – так пел и Давид в Псалме 144 ( Пс.144:10-13):
„Да славят тебя Господи все дела Твои и да благословят Тебя святые твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да поветствуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего. Царство Твое-царство всех веков“.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-19 И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним, и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живаго! Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один
Новая молитва Езекии
Символически представляя (в виде развернутого письма) перед Иеговой всю тяжесть хулений и угроз Сеннахирима, Езекия произносит молитву, которая может служить образцом ветхозаветного теократического исповедания веры. О выражении «седящий на херувимах» (ст. 16, сн. 1Цар IV:4; Пс XLVIII:1) ср. «Толков. Библия», т. I, с. 163-164.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Подножие ног Его – земля, а не ковчег (Мф.5:35; Ис.66:1).
Ответ: В указанных местах земля называется подножием Божиим, а в других местах подножием Его – ковчег откровения (Пс.79:2,98:5,131:7; 1Пар.28:2; 2Цар.6:2; 4Цар.19:15), которому поклоняться велит слово Божие (Пс.98:5;131:7). Земле не поклоняются (Быт.3:17).