Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 4-я книга Царств 19:2
И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову.
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Севна
Севна (нежная юность) (4Цар.19:2, Ис.36:3) – прежде начальник дворца ц. Езекии, а впоследствии государственный писец при этом царе. Его характер резко выразился в гордости и тщеславии, когда он еще в своей жизни готовил себе место для погребения на одном из холмов Иерусалима, где погребались только потомки царского рода, за что и получил строгое осуждение от пр. Исаии, именно пророк угрожал ему лишением этой должности и пленом ассирийским. На место его, как начальника дворца, был назначен Елиаким, сын Хелкиин, а Севна получил низшую, менее влиятельную должность государственного писца.
Георгий Константинович Властов (†1899)
В начале царствования Езекии при царе пользовался большим влиянием некоторый царедворец Севна, имя отца которого не упомянуто, и который конечно не принадлежал к знатным или даже несколько именитым родам Израиля. По всей вероятности он был иностранец, как можно судить по словам пророка (Ис.22:16): „что у тебя здесь и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе“. Что он был притом человек, живший весьма пышно явствует из слов пророка (ст. Ис.22:18) „великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего“.
Далее (ст. Ис.22:19) пророк говорит, что Господь столкнет его с места своего и свергнет его со степени его.
Очень вероятно, что Севна был Египтянин, и что он, не имея веры в сердце своем, особенно настаивал на необходимости искать политических союзников и указывал на Египет, как на верную помощь против Ассирии. Очень вероятно, что на эти стремления указывает пророк в Ис.31:1: „Горе тем, которые идут в Египет за помощью.... а на Святого Израилева не взирают и к Господу (Иегове) не прибегают“.
Но Господь устами пророка своего требовал веры в Его помощь, и потому Севна не мог оставаться советником царя. По настоянию пророка он был заменен в доверии царя „рабом Господним, Елиакимом, сыном Хелкииным“ (ст. Ис.22:20). При дворе Иудейского царя с этого времени упрочивается национальная политика, в основании которой лежало твердое, непоколебимое упование на Иегову Бога Завета, и отрицание необходимости политических союзов с языческими государствами.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-4 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления - день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить. Может быть, услышит Господь Бог твой все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых
Езекия в скорби обращается сам к молитве и посылает траурное посольство к пророку Исаии с просьбой о молитве за Иерусалим и народ иудейский
Усматривая в нашествии ассириян и осаде ими Иерусалима, Езекия, подобно придворным своим (XVIII:37), возлагает на себя одежду траура и покаяния (1, сн. 3Цар XX:32; 4Цар VI:30) и идет в храм с молитвой покаяния и умилостивления (раввины выводили из данного места правило, что при хулениях как тот, кто их слышит, так и тот, кому они передаются, должны разрывать одежды свои). Вместе с тем Езекия в этот критический момент вспоминает о пророке Исаии, который с момента памятного сиро-израильского нашествия на Иерусалим (VII:3, и д.) являлся единственным советником царя и народа, которые потому на него и теперь обратили взоры. В состав посольства (ср. Иер XXI:1) к пророку вошли и «старейшины священников» (видимо, священство в данное время соединялось в целую сложную организацию): здесь выступает различие священнического и пророческого служений в Израиле: священники были профессиональными служителями культа, самым происхождением предназначенные на служение религии и культу, пророки же были чрезвычайными избранниками Бога, боговдохновенными органами Его, к которым естественно обращался взор народа в критических моментах. В словах Езекии «дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить» (ст. 3) заключается «в высшей степени образное представление того безвыходного, мучительного состояния, в каком должны были находиться иудеи в ожидании близкой опасности. Такое положение ни с чем выразительнее сравнено, как с состоянием родильницы, в последние мгновения пред появлением ребенка на свет, когда мать обессиливает в муках рождения и отчаивается в облегчении их» (проф. Гуляев, с. 357). Данное сравнение имеет форму ходячей поговорки (ср. Ис XIII:8; XXVI:18; Ос XIII:13; см. у проф. Бродовича, цит. соч. с. 452-453). Езекия называет Иегову Богом пророка (ст. 4) в смысле особенной близости Бога к пророку, как к своему избраннику, и на этой близости основывается вера в действенность его ходатайства пред Богом (ср. Быт XVIII:17 д.; XX:7; Исх XXXII:31 сл.). «Оставшиеся в живых», т. е. жители Иерусалима и др. городов, еще не завоеванных ассириянами.