Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня.

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

   Ст. 27-28 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.

   Рассматривая это пророчество и слова, влагаемые в уста царя Ассирийского, как выражение помыслов сердца его, мы еще заметим, что похвальба царя Ассирийского, что он вошел на высоту гор и ребра Ливана и рубил деревья его, должно принимать не только в буквальном смысле этого (4Цар.19:23) стиха, но и в переносном его значении. Под именем Ливана и высоких древес его, срубленных Ассуром, разумеются языческие царства, им покоренные и уничтоженные; и это особенно ясно из окончания стиха, который сопоставляет Ливан и Иудею: „и пришел на самое крайнее пристанище его в рощу сада Его“. Под этими последними словами разумеется земля народа обетованного, и в особенности Иудея с Иерусалимом.
   В 28 стихе царь Ассирийский, потеряв разум в своей кичливости, приравнивается уже к животному: Господь влагает кольцо в ноздри его и удила в рот его; ему уже не предоставляется права располагать собою в пределах воли человеческой и разума, данного человеку; отныне он будет ведом туда, куда он не хочет идти. Он будет возвращен назад. Не сам он пойдет по своей воле, а его поведет насильно воля Божия.
   Мы выше напоминали об пророчестве Исаии на Ассура в X главе его. Оно высказано гораздо ранее Езекии, но очевидно предсказывает именно то, что совершается при нем.
   Ис.10:5-27.
  „О Ассур жезл гнева Моего“.... „Я пошлю его.... но он не так подумает,.... он скажет: не все ли цари князья мои?.... так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и в Самарии; то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самарией и идолами ее?“....
   „Он (царь Ассирии) говорит: силою руки моей и моею мудростию я сделал это, потому что я умен“....
   „Но так глаголет Господь: величается ли секира пред тем, кто рубит ею“....
   „Свет Израилев будет огнем и Святый его пламенем, который сожжет и пожжет терны его“....
   „И возложат упование (сыны Израилевы) на Господа Святого Израилева чистосердечно“....
   ....(24) „Посему, так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой живущий на Сионе, не бойся Ассура“.
   Мы привели это пророчество, произнесенное по-видимому в царствование Ахаза, потому что оно относится ко времени Езекии и исполняется, как увидим ниже, на Сеннахериме. Исаия говорил вероятно эти слова во время нашествия Феглаффелассара, ранее поездки Ахаза в Дамаск (4Цар.16:7,9-16). Но своевольный и неверующий Ахаз не послушался пророка, и в Дамаске признал себя данником Ассирии, и даже привез оттуда образец жертвенника.

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-34 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святаго Израилева! Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские». Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин? И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты. И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год - самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их. И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего»

Ответ пророка Исаии на эту молитву

Весь пророческий ответ Исаии распадается на три части: а) поражение высокомерия и хвастливости Сеннахирима (ст. 21-28); б) обращение к Езекии (ст. 29-31) и в) указание исхода или результата ассирийского нашествия (ст. 31-34).

Высокомерию ассирийского царя противополагается (ст. 21) спокойная уверенность «девствующей дочери Сиона» (т. е. Иерусалима, ср. Ис XXIII:12; Иер I:15 и др.), презрительно и насмешливо качающей головой (сн. Пс XXI:8; CVIII:25; Ис XVI:4), и это презрение вполне заслуженное, потому что Сеннахирим поносил «Святаго Израилева» (22) - эпитет Иеговы, употребительный весьма часто у пророка Исаии (Ис I:4 и мн. др.), здесь особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. Ис V:16). В пояснение образной речи Сеннахирима, (ст. 23-24), можно заметить, что «в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, кедр и восхождение на Ливан, высочайшую гору этой местности, очень часто употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все возможным для себя»; что «в жарких странах вода, колодезь составляют самую драгоценную собственность (ср. Притч V:15; IX:17; Чис XX:17 сл.); закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду - значило совершенно овладеть чужой собственностью» [В книге епископа Платона (цит. соч. с. 236-237) допускается обратный порядок событий: посольство Меродах-Валадана ставится в непосредственную причинную и хронологическую связь с образовавшейся против Сеннахирима западно-азиатской коалицией. Но коалиции этого рода образовывались против Ассирии несколько раз. Порядок библейского повествования во всяком случае говорит за указанную нами последовательность] (проф. Гуляев, с. 361); если (ст. 23) относится к Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход Сеннахирима, то (ст. 24) - к Египту, также бывшему целью завоевательной его кампании. В (ст. 25-28) самонадеянности Сеннахирима противополагается всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле (ст. 25-26), и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и жизни Сеннахирама (ст. 27, ср. Пс СXX:8; Втор XXVIII:6), возвещается ему полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в ст. 28 образ укрощаемых животных, ср. Пс XXXI:9; Ис XXX:28). В (ст. 29-31) Езекии дается уверительный знак (ср. Исх III:12) того, что нашествие ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к некоторому возрождению иудейского народа - рода, ради спасенного остатка, лучшей части народа Божия; в (ст. 29), может быть, заключается указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы (Лев XXV, ср. у проф. Гуляева, с. 162-363). В (ст. 32-34) возвещается полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны Сеннахирима, который - безрезультатно - возвратится прежней дорогой. На это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру (Keilnische и. д. A. Test., ss. 171, 289), тождественно с библейским Елтеке в уделе Дановом (Нав XIX:44), тождественным, по предположению, с нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416-217). В сражении Тиргака был разбит (ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242-343, 254). Эта победа, конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible