И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 35-37 И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него

Демоны, не имея никакой силы, играют как бы на сцене, меняя обличья и устрашая детей множеством привидений и призраков. Потому-то более всего и следует их презирать как бессильных. А истинный ангел, посланный Господом против ассириян, не имел нужды во множестве, во внешнем видении, в громе и треске, но проявил свою власть в тишине и мгновенно истребил сто восемьдесят пять тысяч. Не имеющие же никакой силы демоны, каковы они и есть, пытаются устрашить хотя бы мечтаниями.

Житие преп. Антония Великого

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 35-37 И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него

Но откуда, скажет кто-нибудь, видно, что Бог отвратился от нас? Нужно ли еще словом доказывать это, скажи мне? Когда сами дела вопиют и издают звук громче трубы, разрушением города, опустошением храма и всем прочим, что только случилось с вами, неужели еще требуете словесное доказательство? Но на нас, скажет кто, навели эти бедствия люди, а не Бог. Напротив, это сделал именно Бог. Если же ты вменяешь их людям, то посмотри опять-таки на то, что люди, сколько бы ни дерзали, не смогли бы довести до конца этого дела, если бы оно было не угодно Богу. Когда напал варвар, ведя за собою всю Персию, и надеялся этим набегом захватить всех, и запер всех в городе, как в сетях и неводах, тогда, поскольку Бог был милостив, враг без войны, без сражения, без боя, бежал от вас, оставив сто восемьдесят пять тысяч убитых воинов и считая за счастье, что хоть сам уцелел. И множество других войн часто так же решал Бог. Значит, и теперь если бы Он не оставил вас вовсе, люди не могли бы разрушить ваш город и опустошить храм, запустение не продолжалось бы доселе, и столь многочисленные ваши попытки [восстановить его] не остались бы безуспешными.

Против иудеев

Георгий Константинович Властов (†1899)

   И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.

   В настоящем случае Господу угодно было явить силу Свою и помощь народу независимо от каких бы то ни было человеческих соображений и усилий. От народа ничего не требовалось, кроме веры.
   Слова „в ту ночь“ означают, что несчастие в стане Ассирийском поразило их в ту именно ночь, которая следовала зa произнесением пророчества в Иерусалиме. Мы не имеем никаких подробностей об этом событии, о котором высказано было много различных предположений.
   Прежде всего надо отметить замечательное сказание о бедствии, постигшем армию Сеннахерима, записанное у Геродота в кн. III, в гл. 141. Геродоту были сообщены записанные им сведения жрецами Египетскими, которые конечно приписывали своим богам помощь, полученную Египтом во время нашествия Ассирийцев. Но записание в летописях Египта чудного события, заставившего Сеннахерима отступить от границ Египта, конечно служит ручательством зa его достоверность, в виду свидетельства Библии, говорящей о том, что рука Божия заставила Сеннахерима уйти обратно в страну свою.
    Тагарака (или Тиргак) в это время поспешно двигается на встречу Ассирийской армии. Маленькому царьку-жрецу, которого Геродот называет Сетосом, выпадает тяжелая доля с ничтожным войском маленького вассального царства восточной окраины Египта, или может быть без всякого войска, выдержать первый натиск неприятеля и вероятно подвергнуться грабежу и насилию Ассирийского войска. Но вот неожиданно для него и для трепещущего народа приходит смутная сначала весть, что грозная армия ушла. Мы полагаем, что Геродоту были сообщены сведения из Мемфисских храмовых летописей; от Мемфиса до окраины Египта несколько дней пути; кругом армии Сеннахерима конечно на несколько десятков верст местность совершенно обезлюдела; много дней прошло, пока кто-либо из Египтян или дружественных им кочевых осмелился приблизиться к месту где стояли станом Ассирияне, на берегу (вероятно) Пелузийского рукава Нила. Только с великою осторожностью решился какой-нибудь из кочующих сынов пустыни приблизиться к местности, занятой Ассириянами и к удивлению своему нашел, что стан снялся, что Ассириян нет; тогда с свойственной Арабам осторожностью и умелостью он с своими родственниками и одноплеменниками выслеживает на далекое расстояние путь, по которому шло обратно войско и тогда только, когда убеждается, что Ассирияне совершенно удалились от пределов Египта, этот арабский шейх дает об этом знать дружественным ему пограничным начальникам Египта. Поэтому в Мемфис может дойти весть об этом событии лишь относительно поздно, и притом с весьма неясными сведениями, как и почему ушла армия. Не забудем, что нет сомнения, что мертвые тела были вероятно, хотя наскоро, но засыпаны песком, перед тем, что снялся лагерь и Египтяне могли вовсе не знать, какая причина заставила Сеннахерима уйти. В виду же несомненного факта спасения Египта от наступавшей армии в храме Мемфисском создалась легенда о заступничестве бога, чтимого в этом номе, который по молитве царя-жреца Сетоса посылает толпы мышей, которые в одну ночь перегрызают и тетивы луков, и кожаные скрепления лат, и кожаные рукоятки щитов и приводят в негодность все, что они могут перегрысть.
   Никто из авторитетов, изучавших Библию не сомневается в том, что она и Египетские храмовые записи говорят об одном и том же событии, с тою разницею, что Библия указывает причины бедствия, остававшиеся неизвестными Египтянам.
   „Ангел Господень,-говорит Библия, – поразил в ту ночь в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч“.
   Христианские комментаторы расходятся мнениями в том, что именно произошло в ту ночь, и чему приписать смерть стольких воинов. Некоторые, как Михаелис, предполагали, что на Сеннахерима произвел неожиданное ночное нападение Тиргак, быстро подошедший с своею армиею; Стенли (Iewich Church) и Мильман делают предположение, что в эту ночь поднялась буря с удушливым ветром, погубившим большое число воинов. Гезениус и Винер на основании некоторых указаний Флавия Иосифа (Древн. Кн. X, гл. 1 и 2142) предполагают чуму или что еще вероятнее холеру. Конечно однако надо принять во внимание и следующую фразу 35-го стиха 19-й главы 4 царств „и встали по утру и вот все тела мертвые“: что заставляет предполагать отсутствие всякого смятения в лагере. Вследствие этого правильнее предположить, что поражение некоторой части армии Сеннахерима произошло по особому повелению Божию так, как произошло поражение первенцов пред исходом. Указать на особую болезнь нельзя: „Ангел Господень поразил“;-мы более ничего не знаем. Мы видели выше, что из Иудеи,-как записано на Ассирийских памятниках, выведено в плен 200,000 жителей. Это заставляет нас предполагать, что армия Ассирийская заключала в себе до миллиона воинов, включая в то число конечно и многочисленных союзников Арабов. Конечно надо принять еще во внимание, что может быть 200,000 пленных выведены не в один год, а в несколько; и притом ассирийский воин, одетый в доспехи и вооруженный имел такое же значение среди безоружной толпы, какое имел в средние века рыцарь посреди крестьян, так что один воин мог гнать перед собою несколько десятков семей, как пастух гонит перед собой овец. Поэтому мы думаем, что собственно регулярной армии может быть было не более, как триста тысяч и потеря 185 тысяч на столько ее ослабила, что Сеннахерим не мог ничего предпринять. Мы еще указываем, что стоя станом в Лахисе, и готовясь идти на Египет, он не находит возможным отделить от своей армии такого отряда, который мог бы вести самостоятельные наступательные действия против Иерусалима или даже обложить его.
   Вот почему он, потеряв в стане своем более половины надежных воинов, и конечно потеряв немедленно ненадежных своих союзников Арабов пустыни, должен был ослабленный и пораженный ужасом, бежать в виду надвигающагося на него Тиргака.

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 35-37 И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него

Поражение ассирийского войска и гибель Сеннахирима

«Владыка, вняв прошению, ночью, во мгновение ока предал смерти сто восемьдесят пять тысяч ассириян» (блаж. Феодорит, вопр. 62). Что за поражение массы войска заставили Сеннахирима поспешно удалиться в Ассирию? Геродот (II, 141) рассказывает, что на войско ассириян во время египетского похода напало несчетное число мышей, которые перегрызли тетивы у луков и ремни у щитов и через то лишили ассирийское войско возможности продолжать войну. И. Флавий (Древн. X, 1, 5) почитает поражение чумой; это мнение и теперь преобладает в исторической, истолковательной и медицинской науке (см. у еп. Платона, с. 254, прим. 4, у И. Попова. Библейские данные о различных болезнях, с. 114). Но, по библейскому представлению, сверхъестественность поражения - вне сомнения; оно произведено было Ангелом-губителем (евр. гамашхит), который некогда поражал первенцев Египта (Исх XII:12, 18, 29), а также произвел массовое поражение Израиля после народной переписи Давида (2Цар XXIV:15 сл.).

Сеннахирим возвратился в Ниневию (столица Ассирии на восточном берегу Тигра, теперь селения Куюнджик и неби Юнус, Onomast. 749), где, по сказанию кн. Товита, излил свою злобу на пленных израильтян (Тов I:15, 18, ср. у проф. И. М. Дроздова, цит. соч., с. 111). По ассирийским памятникам, Сеннахирим после Палестинского похода жил еще 20 лет; умер насильственной смертью: при поклонении богу Нисроху (см. о Нисрохе у Пальмова, цит. соч., с. 472-476) в храме этого бога он был убит собственными сыновьями (имена их, видимо, тождественны с именами богов ассирийских; об Адрамелехе ср. XVII:31), бежавшими затем от народной ярости в землю Араратскую (Ис XXXVII:38 по LXX Армения (Onomast. 111, 129, ср. «Толков. Библия», т. I, с. 37-38).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible